В его разум и сердце из окружающего мира -
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский.

Введение

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Не всегда родителям и воспитателям  хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.  По этой причине, педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?  Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответ в процессе прохождения производственной практики по ПМ 04.

       Практика «Наблюдений и пробных занятий» (взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения) - является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04. Специальное дошкольное образование (углубленной подготовки), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, и сотрудниками образовательной организации и соответствующих профессиональных компетенций:

       Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими).

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка, в том числе имеющего ограниченные возможности здоровья.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

 

       1.1. Цель практики: Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с овладением взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

       1.2. Задачи практики:

1. формирование умения планировать и организовывать различные формы работы с родителями;

2. развитие диагностической функции воспитателя в процессе изучения детско - родительских отношений;

3. развитие умения устанавливать позитивный, конструктивный стиль общения с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

С целью овладения указанным выше видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

иметь практический опыт:

- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка;

- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

- взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;

- руководства работой помощника воспитателя;

уметь:

- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;

- формулировать цели и задачи работы с семьей;

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями;

- взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

- руководить работой помощника воспитателя;

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование

иметь практический опыт:

-планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;

-определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

-взаимодействия с администрацией образовательной организации, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;

-руководства работой помощника воспитателя;

уметь:

-планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

-изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей (лиц, их заменяющих) и детей в семье;

-формулировать цели и задачи работы с семьей;

-организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей, лиц, их заменяющих, к проведению совместных мероприятий;

-консультировать родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;

-анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам

воспитания, обучения и развития дошкольников с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;

-руководить работой помощника воспитателя;

2. Задания и основные критерии оценки производственной практики студентов по ПМ 04.

Код компетенции (ПК) Основные показатели оценки результата (ОПОР)  Задания на практику
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими).   - точность, правильность определения цели, задач, формы работы с родителями в соответствии с результатами наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания; - адекватность оценки задач работы с родителями  на предмет их соответствия требованиям ФГОС дошкольного образования, поставленной цели, требований к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста, достижений и трудностей в развитии ребёнка; - адекватность самооценки при планировании разнообразных форм работы с родителями. 1. Изучение и анализ документации по планированию работы с родителями (годовой и перспективный планы, протоколы родительских собраний, программа развития ДОУ и др.). 2. Выписка о требованиях ФГОС дошкольного образования к работе с родителями  3. Проведение рефлексии  
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка (в том числе имеющего ограниченные возможности здоровья).     - обоснованность выбора средств, методов изучения особенностей семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей в семье; - адекватность тематики и содержания индивидуальных консультаций особенностям семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка; - адекватность самооценки процесса и результата работы с родителями. 1. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам семейного, социального, психического и физического развития ребёнка (на основе результатов изучения семейного воспитания). 2. Проведение рефлексии
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.   - правильность, рациональность организации и проведения родительского собрания, совместных мероприятий детей и родителей методическим требованиям по работе с родителями; - адекватность выбора методов, средств привлечения родителей к проведению совместных мероприятий в группе и в образовательном учреждении; - адекватность самооценки процесса и результата работы с родителями. 1.Разработка доклада на родительское собрание 2. Анализ включённости родителей в образовательный процесс ДОУ на основе изучения опыта работы воспитателя по привлечению родителей воспитанников к организации и проведению мероприятий в возрастной группе и в ДОУ 3. Проведение рефлексии
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.   - обоснованность, аргументированность анализа и  оценки результатов работы с родителями поставленным целям, задачам, перспективному и календарному планам, основным положениям теории; -точность, грамотность интерпретации результатов изучения семьи на основе наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребёнка; - обоснованность применения результатов изучения семьи  в коррекционно-развивающей работе с детьми; - адекватность самооценки процесса, результата и коррекции взаимодействия с родителями. 1. Диагностика детско-родительский отношений 2. Проведение рефлексии
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.   - точность, правильность определения специфики коммуникаций и конфликтов между сотрудниками ДОУ (возрастной состав, уровень профессиональной подготовки, способы передачи информации и пр.); - адекватность форм, методов, приёмов организации и координации совместных действий с помощником воспитателя в соответствии с его функциональными обязанностями; - адекватность определения и выполнения норм взаимодействия в коллективе ДОУ; - адекватность оценки собственной деятельности в процессе установления взаимодействия и координации своих действий с сотрудниками ДОУ. 1. Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с администрацией, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, помощником воспитателя. 2. Изучение должностных обязанностей помощника воспитателя 3. Составление циклограммы рабочего дня одного из работников ДОУ (помощник воспитателя).   3. Проведение рефлексии: анализ и оценка навыков установления профессионального, позитивного взаимодействия с различными категориями сотрудников ДОУ.

3. Методические рекомендации к заданиям производственной практики по ПМ 04.

Задание № 1. Изучение и анализ документации по планированию работы с семьей (годовой и перспективный планы, протоколы родительских собраний, программа развития ДОУ и др.).

Цель: Выявить   систему работы воспитателя с родителями в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс группы и ДОУ.

1.1. Вопросы беседы с воспитателем:

1. Какие нормативные документы определяют работу с родителями? (ФГОС дошкольного образования, положения о родительском комитете, рекомендации по проведению различных форм работы с родителями, по пропаганде семейного воспитания среди родителей и т.п.)

2.Какая документация по работе с родителями имеет место в ДОУ, в группе?

     3. Какова форма и структура планирующей документации: титульный лист, разделы и т.д.?  (Представить фрагменты планов).

            4.Какие принципы планирования работы с родителями вы используете на современном этапе?

            5. Каково соотношение традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, используемых при составлении работы с ними?

            6. Какие формы работы с родителями планируются еженедельно, какие ежемесячно, какие квартально, какие раз в год?

            7. Какие формы работы с родителями планируются индивидуально, а какие фронтально?

            8. Какие рабочие документы ведет воспитатель по данному направлению работы (социальный паспорт семьи, личное дело воспитанника, портфолио дошкольника и др.)?

            9. Сделайте общий вывод по данному заданию.

1.2. Изучите планы работы ДОУ, группы, связанные с разделом «Взаимодействие детского сада и семьи». При анализе используйте  критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи (по Кротовой Т.В.)

Критерии анализа годового плана:

1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

4) разнообразие планируемых форм работы;

5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);

6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;

7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;

3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 217.