Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов, организовать взаимную активность, ответственность и способность осознания результатов в процессе воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
Современные психолого – педагогические исследования показывают, что педагог может по – разному выступать в процедуре общения:
1. может быть инициатором;
2. может быть субъектом;
3. в разных ситуациях выступать или активным, или пассивным участником взаимодействия.
Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через правильно организованную систему общения.
Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических задач:
1. обеспечить управляющую роль в процессе общения;
2. придать педагогически целесообразное направление формам общения с родителями;
3. соответственно настроениям, чувствам и деятельности, как своей, так и родителей, создать нужный социально – психологический климат, настраивающий на обсуждение конкретной ситуации.
Существуют устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении:
- оперативность при организации изначального контакта с родителями;
- оперативный подход от организационных процедур (приветствия, приглашения) к деловому и личностному общению;
- отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
- оперативное достижение социально – психологического единства с родителями, формирование чувства «мы»;
- преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым родителям;
- постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать родителей;
- внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние;
- использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики, контакт глазами;
- умение «транслировать» родителям собственную заинтересованность и расположенность к детям;
- нахождение ярких, притягательных примеров, показ достижений детей;
- понимание ситуативной внутренней настроенности родителей, учет этого состояния, передача им этого понимания;
- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у родителей потребность во взаимодействии с педагогом.
В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определённую потребность в деятельности, предполагающей общение, т.е. в диалоге.
Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристики различных сторон той проблемы, о которой идёт речь. Спора при этом не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.
Развитию коммуникативной компетентности родителей способствует целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. В частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации.
Родители могут играть формальные и неформальные роли в жизни детского сада. Например:
1. Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
2. Доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы и умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать активное участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения.
3. Сотрудничество родителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.
Приложение 7
Дата: 2019-02-19, просмотров: 279.