Ребенка за руку в детские годы, что вошло
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

1. Введение 4
2. Задания и основные критерии оценки производственной практики студентов по ПМ 04. 6
3. Методические рекомендации к заданиям  производственной практики 8
4. Список литературы 24
5. Приложение 18
Приложение  1. Перечень документов, входящих в портфолио 18
Приложение  2. Анализ системы планирования в ДОУ по направлению «Работа с родителями 18
Приложение  3.Социальная характеристика семьи 20
Приложение  4.Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников 21
Приложение  5.Организация и проведение родительского собрания 22
Приложение  6.Диалог как форма работы с семьёй 27
Приложение  7.Педагогические идеи по повышению родительской активности 28
Приложение  8.Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ 30
Приложение  9.Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи 36
Приложение  10. Современные подходы к изучению семьи Приложение 11. Характеристика на студента Приложение 12. Отчёт по практике 38 41 42

 

 

«От того, как прошло детство, кто вёл

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

В его разум и сердце из окружающего мира -

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский.

Введение

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Не всегда родителям и воспитателям  хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.  По этой причине, педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?  Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответ в процессе прохождения производственной практики по ПМ 04.

       Практика «Наблюдений и пробных занятий» (взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения) - является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04. Специальное дошкольное образование (углубленной подготовки), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, и сотрудниками образовательной организации и соответствующих профессиональных компетенций:

       Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими).

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка, в том числе имеющего ограниченные возможности здоровья.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

 

       1.1. Цель практики: Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с овладением взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

       1.2. Задачи практики:

1. формирование умения планировать и организовывать различные формы работы с родителями;

2. развитие диагностической функции воспитателя в процессе изучения детско - родительских отношений;

3. развитие умения устанавливать позитивный, конструктивный стиль общения с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

С целью овладения указанным выше видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

иметь практический опыт:

- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка;

- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

- взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;

- руководства работой помощника воспитателя;

уметь:

- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;

- формулировать цели и задачи работы с семьей;

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями;

- взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

- руководить работой помощника воспитателя;

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование

иметь практический опыт:

-планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;

-определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

-взаимодействия с администрацией образовательной организации, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;

-руководства работой помощника воспитателя;

уметь:

-планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

-изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей (лиц, их заменяющих) и детей в семье;

-формулировать цели и задачи работы с семьей;

-организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей, лиц, их заменяющих, к проведению совместных мероприятий;

-консультировать родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;

-анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам

воспитания, обучения и развития дошкольников с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;

-руководить работой помощника воспитателя;

2. Задания и основные критерии оценки производственной практики студентов по ПМ 04.

Код компетенции (ПК) Основные показатели оценки результата (ОПОР)  Задания на практику
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими).   - точность, правильность определения цели, задач, формы работы с родителями в соответствии с результатами наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания; - адекватность оценки задач работы с родителями  на предмет их соответствия требованиям ФГОС дошкольного образования, поставленной цели, требований к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста, достижений и трудностей в развитии ребёнка; - адекватность самооценки при планировании разнообразных форм работы с родителями. 1. Изучение и анализ документации по планированию работы с родителями (годовой и перспективный планы, протоколы родительских собраний, программа развития ДОУ и др.). 2. Выписка о требованиях ФГОС дошкольного образования к работе с родителями  3. Проведение рефлексии  
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка (в том числе имеющего ограниченные возможности здоровья).     - обоснованность выбора средств, методов изучения особенностей семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей в семье; - адекватность тематики и содержания индивидуальных консультаций особенностям семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка; - адекватность самооценки процесса и результата работы с родителями. 1. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам семейного, социального, психического и физического развития ребёнка (на основе результатов изучения семейного воспитания). 2. Проведение рефлексии
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.   - правильность, рациональность организации и проведения родительского собрания, совместных мероприятий детей и родителей методическим требованиям по работе с родителями; - адекватность выбора методов, средств привлечения родителей к проведению совместных мероприятий в группе и в образовательном учреждении; - адекватность самооценки процесса и результата работы с родителями. 1.Разработка доклада на родительское собрание 2. Анализ включённости родителей в образовательный процесс ДОУ на основе изучения опыта работы воспитателя по привлечению родителей воспитанников к организации и проведению мероприятий в возрастной группе и в ДОУ 3. Проведение рефлексии
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.   - обоснованность, аргументированность анализа и  оценки результатов работы с родителями поставленным целям, задачам, перспективному и календарному планам, основным положениям теории; -точность, грамотность интерпретации результатов изучения семьи на основе наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребёнка; - обоснованность применения результатов изучения семьи  в коррекционно-развивающей работе с детьми; - адекватность самооценки процесса, результата и коррекции взаимодействия с родителями. 1. Диагностика детско-родительский отношений 2. Проведение рефлексии
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.   - точность, правильность определения специфики коммуникаций и конфликтов между сотрудниками ДОУ (возрастной состав, уровень профессиональной подготовки, способы передачи информации и пр.); - адекватность форм, методов, приёмов организации и координации совместных действий с помощником воспитателя в соответствии с его функциональными обязанностями; - адекватность определения и выполнения норм взаимодействия в коллективе ДОУ; - адекватность оценки собственной деятельности в процессе установления взаимодействия и координации своих действий с сотрудниками ДОУ. 1. Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с администрацией, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, помощником воспитателя. 2. Изучение должностных обязанностей помощника воспитателя 3. Составление циклограммы рабочего дня одного из работников ДОУ (помощник воспитателя).   3. Проведение рефлексии: анализ и оценка навыков установления профессионального, позитивного взаимодействия с различными категориями сотрудников ДОУ.

3. Методические рекомендации к заданиям производственной практики по ПМ 04.

Задание № 1. Изучение и анализ документации по планированию работы с семьей (годовой и перспективный планы, протоколы родительских собраний, программа развития ДОУ и др.).

Цель: Выявить   систему работы воспитателя с родителями в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс группы и ДОУ.

1.1. Вопросы беседы с воспитателем:

1. Какие нормативные документы определяют работу с родителями? (ФГОС дошкольного образования, положения о родительском комитете, рекомендации по проведению различных форм работы с родителями, по пропаганде семейного воспитания среди родителей и т.п.)

2.Какая документация по работе с родителями имеет место в ДОУ, в группе?

     3. Какова форма и структура планирующей документации: титульный лист, разделы и т.д.?  (Представить фрагменты планов).

            4.Какие принципы планирования работы с родителями вы используете на современном этапе?

            5. Каково соотношение традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, используемых при составлении работы с ними?

            6. Какие формы работы с родителями планируются еженедельно, какие ежемесячно, какие квартально, какие раз в год?

            7. Какие формы работы с родителями планируются индивидуально, а какие фронтально?

            8. Какие рабочие документы ведет воспитатель по данному направлению работы (социальный паспорт семьи, личное дело воспитанника, портфолио дошкольника и др.)?

            9. Сделайте общий вывод по данному заданию.

1.2. Изучите планы работы ДОУ, группы, связанные с разделом «Взаимодействие детского сада и семьи». При анализе используйте  критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи (по Кротовой Т.В.)

Критерии анализа годового плана:

1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

4) разнообразие планируемых форм работы;

5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);

6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;

7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;

3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Общие положения

1.1. Напр., Положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму

2.11.2    

Требования к условиям реализацииосновной образовательной программы дошкольного образования

3.1.    

Требования к результатам освоенияосновной образовательной программы дошкольного образования

4.4.

Задание № 3. Изучение опыта работы воспитателя по привлечению родителей воспитанников к организации и проведению мероприятий в возрастной группе и в ДОУ (Анализ включённости родителей в образовательный процесс ДОУ).

Цель: Формирование представлений о формах работы воспитателя по привлечению родителей воспитанников к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

3.1. Вопросы беседы с воспитателем ДОУ:

1. Укажите мотивы, движущие Вами в работе по вопросам взаимодействия с родителями в процессе воспитания ребенка?

2. Какова технология Вашей профессиональной деятельности по привлечению родителей воспитанников к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

3. Используете ли Вы в своей деятельности основные документы, положения теории по работе с родителями, достижения других педагогов? Имеете ли свою авторскую программу теории по работе с родителями?

4. Какие формы работы с родителями Вы применяете? Какие формы работы с родителями планируются еженедельно,

5. Расскажите о наиболее успешной, на Ваш взгляд, практике применения той или иной формы (форм) работы с родителями  с точки зрения  её эффективности.

6. Какие формы работы с родителями, рекомендуемые ФГОС дошкольного образования Вами внедряются на данном этапе работы?

7. Какие вопросы воспитания (темы) детей интересуют родителей больше всего?

8. Как Вы реализуете индивидуальный и дифференцированный подходы к семьям воспитанников?

9. Какое время Вы отводите подготовке к работе с родителями?

10. Какие качества необходимы воспитателю сегодня для вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОУ?

       11. Сделайте общий вывод по данному заданию

На основе результатов беседы с воспитателем заполните таблицу  (см. Приложение 2)

Анкета для родителей

Уважаемые ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(имена, отчества родителей).

 

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных собраний, увлекательной работы с детьми.

Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.

1. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей?

а)    да;

б)    нет (почему?)________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что нам следует учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие дни и часы недели у Вас наиболее заняты?_______________________________________________________________________

5. Ваши советы и предложения по организации и проведению собраний.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какую помощь вы смогли быы оказать в их подготовке?________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Согласны ли Вы, принять участие в выставке и представлении Вашего хобби? Какого (-их)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какая Вам необходима помощь в воспитании ребёнка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Ваши вопросы и предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 4. Диагностика детско - родительских отношений.

Цель: 1. Формирование диагностической функции воспитателя.

4.1. Вопросы беседы с воспитателем:

            1. Какие методы изучения семьи вы используете в практике своей работы?

            2. Как используете в практике работы полученные результаты?

4.2.Проведите изучение межличностных отношений в семье на основе опросника детско-родительских отношений.

            С помощью методик диагностики детско-родительских отношений можно получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие - глазами ребенка.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, необходимо  обратить внимание на следующие особенности семейного воспитания:

- родительские установки и реакции;

- отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

- нарушения воспитательного процесса в семье;

- причины отклонений в семейном воспитании;

- типы воспитания;

- уровень родительской компетентности и т. п.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5.  Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6.  Я уважаю своего ребенка.

7.  Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения..

15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой

умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относится к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка ― это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное- чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка ― это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Задание № 5. Наблюдение за взаимодействием воспитателя с родителями по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка

Цель:1. Формирование у  студентов опыта наблюдения за работой воспитателя по взаимодействию с семьями воспитанников в первую (вторую) половину дня с целью осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс группы, ДОУ.

2. Формирование умения оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

5.1. Вопросы анализа :

1. В какой отрезок времени режимных процессов и в каком месте было осуществлено взаимодействие воспитателя с родителями по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка?

2. Какова направленность (тематика, содержание) данного взаимодействия?

3. Какие методы (приёмы) позволили воспитателю организовать данное взаимодействие?

4. С какими трудностями столкнулся воспитатель при осуществлении взаимодействия с родителями, как их преодолел?

5. В чем состоит необходимость взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в первую (вторую) половину дня?

6. Как воспитателем решается задача вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс в течение дня?

      7. Сделайте общий вывод по данному заданию.

Задание № 6. Планирование и проведение работы с родителями в часы утреннего приёма детей (организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам семейного, социального, психического и физического развития ребёнка). Обсуждение с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка

            Цель: Получение студентами практического опыта проведения индивидуальной консультации с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка с последующим анализом результатов работы.

6.1. Вопросы анализа:

1. В какое время и в каком месте была проведена индивидуальная консультация?

2. Что определило выбор темы индивидуальной консультации?

3. Как было осуществлено приглашение родителей на индивидуальную консультацию?

4. Какова была цель индивидуальной консультации?

5. Какие приёмы позволили погрузить родителей в содержание индивидуальной консультации?

6. Какие структурные компоненты индивидуальной консультации Вы можете выделить?

7. Каким способом Вы как воспитатель можете оценить результативность проведенной индивидуальной консультации?

8. Какие трудности у  Вас как воспитателя возникли при организации и проведении индивидуальной консультации, как Вы их преодолели?

9. Укажите пути самосовершенстования профессиональной деятельности.

Задание № 7. Участие в подготовке родительского собрания: составление доклада

Цель: Формирование умения составлять и оформлять педагогические разработки в соответствии с предъявляемыми требованиями

7.1. Вопросы беседы с воспитателем ДОУ:

1. Что определяет выбор темы родительского собрания?

2. В чем заключается подготовка воспитателя к родительскому собранию?

3. Предшествовал ли собранию просмотр деятельности детей родителями, проводилась ли какая-либо другая подготовка родителей к собранию?

4. Какими способами можно  заинтересовать родителей темой собрания?

5. Можно ли по высказываниям родителей судить о поддержке ими воспитателя?

6. Что больше всего вызывает интерес родителей:  подготовленная к собранию выставка методической литературы, детской литературы, работ детей, методических пособий, фото- и видео-материалов  и т.п.?

7. Какие выводы Вы как воспитатель делаете после проведенного собрания?

Задание № 8. Наблюдение взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, психолог и др. сотрудники) в течение дня

Цель: Получение студентами представлений о механизме взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

8.1. Вопросы анализа:

1. Какие нормативные документы регламентируют деятельность сотрудников ДОУ (Правила внутреннего распорядка ДОУ, трудовой договор, должностные инструкции и др.). Приведите примеры.

2. В какое время режима дня и в каком месте было осуществлено взаимодействие воспитателя с сотрудниками ДОУ, работающими с группой?

3. Какова направленность (характер решаемых вопросов, содержание) данного взаимодействия?

4. Какие методы (приёмы) позволили воспитателю организовать данное взаимодействие?

5. С какими трудностями столкнулся воспитатель при осуществлении взаимодействия с сотрудниками ДОУ, как их преодолел?

6. В чем состоит необходимость взаимодействия воспитателя с разными сотрудниками ДОУ?

      7. Сделайте общий вывод по данному заданию.

Задание № 9. Наблюдение за взаимодействием воспитателя с сотрудниками ДОУ (помощник воспитателя) в течение дня.

Цель: Получение студентами практического опыта наблюдения за руководством воспитателем работой помощника воспитателя

9.1. Вопросы анализа:

1. Каковы функциональные обязанности помощника воспитателя, график его работы?

2. Как в течение дня воспитатель руководит работой помощника воспитателя?  Какова направленность (характер решаемых вопросов, содержание) данного взаимодействия?

4. Какие методы (приёмы) позволили воспитателю осуществить руководство работой помощника воспитателя?

5. С какими трудностями столкнулся воспитатель при осуществлении взаимодействия с помощником воспитателя, как их преодолел?

6. В чём Вы как будущий воспитатель видите необходимость взаимодействия с помощником воспитателя?

7. На основе наблюдения составьте циклограмму рабочего дня помощника воспитателя.

                                                                       

Список литературы

Основные источники:

1.Амонашвили, Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе /Ш.А. Амонашвили.- М.: Амрита, 20011.- 336 с.

2. Евдокимова, Е.С., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей/ Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина.- М.: Мозаика- Синтез, 2008.- 144 с.

3. Зенина, Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие/Т.Н. Зенина.- М.: Педагогическое общество России, 2009.- 96 с.

4. Закон «Об образовании» РФ, 2012.

5.Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.Куликова .- М.: Академия, 2009.- 432 с.

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 304 с.

7. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй /Л.Е. Осипова. –М.: Скрипторий 2003, 2008.- 72 с.

Дополнительные источники:

1. Амонашвили, Ш.А. Вера и любовь.- М.: Издательский дом /Ш.А. Амонашвили.- 2009.- 310 с.

2. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства / И.П.Андриади. – М., 1999. -132 с.

3.Батурина, Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в пед. профессию : Уч. пособие для студ. Сред. Пед. уч. заведений / Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. – М., 1998.-87 с.

4.Введение в пед. деятельность : Уч. пособие для студ. Высш. Пед. уч. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева и др. – М., 2000.

5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер

 – М.: ЧеРо, 2000. – 240 с.

6.Давыдова, О.И., Майер, А.Л. Детский сад: Самоучитель для родителей /О.И. Давыдова, А.Л. Майер – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2009.-64 с.

7. Маниченко, И.В. 10 секретов воспитания ребёнка /И.В. Маниченко – Челябинск: Бэби Эксперт, 2008.- 82 с.

8.Зверева. О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л.Зверева, А.Н.Ганичева. – М., 2000.

9.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М., 1999.

10. Основы педагогического мастерства: Уч. пособие для студ. Высш. Пед. уч. заведений / И.А.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др. – М., 1989.

Журналы:

1.  « Дошкольное воспитание»;

2. « Дошкольная педагогика»;

3. «Детский сад»;

4. «Обруч»;

5. «От А до Я»;

6. «Детский сад: теория и практика»

Интернет-ресурсы:

1. Российский общеобразовательный портал http:// www.shool.edy.ru

2. http:// www.el.ru

3. http:// www. Umam.ru

4. http:// www. Puzkarapuz.ru

5. http:// www. Festival.ru

6. http:// www. Artlib.ru

7. http:// www.detskijsad.ru

8. http:// www. Stranamastе rov.ru

9.Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru 

10. Детский сайт Президента России www.president.kremlin.ru  

11. Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru 

12. Российский портал открытого образования www.openet.ru 

13. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru 

14. Российский образовательный портал www.school.ru

15. Бесплатная система дистанционного обучения и тестирования www.webtutor.ru  

16. Государственная Академия инноваций www.gain.ru  

17. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru  

18. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru  

19. Сайт «Все для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru 

20. psyparents.ru Детская психология для родителей. Знакомимся с программой «Развитие»

21. pedlib.ru Педагогическая библиотека. Программа «Развитие» (основные положения) 

22. http://ivalex.ucoz.ru/forum/ Все для детского сада 

23. http://dob.1september.ru/ Дошкольное образование (сайт газеты) 

24. http://www.dovosp.ru/ Дошкольное воспитание (сайт журнала) 

25. Монтессори-тренинг.ру 

26. http://ivalex.ucoz.ru/forum/ Все для детского сада 

27. http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/1220/http:/ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (сайт журнала) 

28. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. http://doshvozrast.ru/metodich/seminar04.htm

29. http:// www.detka-konfetka.ru

30. http:// www.ja-roditel.ru

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Анализ системы планирования в ДОУ по направлению «Работа с родителями»

Планирование

Показатели

да нет частично Преемственность планов работы ДОУ и группы       Формы взаимодействия ДОУ, группы и семьи:       Информационно-аналитические формы (сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника). Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориетированного подхода к ребёнку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми построение грамотного общения с их родителями.       - анкетирование       - интервью       - беседа       другое (вписать)       Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, развивать рефлексию. Данные формы позволяют знакомить родителей с возрастными особенностями детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования их практических навыков       - практикум       - лекция       - дискуссия       - круглый стол       - симпозиум       - дебаты       - педагогический совет с участием родителей       - педагогическая лаборатория       -общее родительское собрание       -групповое родительское собрание       -аукцион       -вечера вопросов и ответов       -родительские вечера       - родительские чтения       - родительский тренинг       -педагогическая беседа       -семейная гостиная       - клубы для родителей       -дни добрых дел       -день открытых дверей       - неделя открытых дверей       - ознакомительные дни       -эпизодические посещения       Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры       другое (вписать)       Досуговые формы призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми       - праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)       -выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи       -совместные походы и экскурсии       другое (вписать)       Письменные формы       -еженедельные записки о ребёнке       -неформальные записки (достижения, интересные высказывания ребёнка, благодарность семье за что-либо и др.)       -личные блокноты (могут каждый день курсировать между семьёй и ДОУ)       -письменные отчёты о развитии ребёнка       другое (вписать)       Наглядно-информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя       -информационно-ознакомительные (сайт, реклама, фотовыставки, летопись ДОУ и др.)       -информацонно-просветительские (информационные стенды, газета ДОУ, папки-передвижки, видеофрагменты, выставки детских работ, ширмы, фотографии, тематические выставки и др.)       другое (вписать)      

 

Вывод (ответы на вопросы для анализа):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Приложение 4

 

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

 

Приложение 8

 

Приложение 9

 

Приложение 10

Приложение 11

Характеристика на студента

____________________________________________________________________________

Обучающаяся на 4-ом курсе по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» (или 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»)  (углубленной подготовки) успешно прошла производственную практику (часов) по профессиональному модулю 04 «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации» в объеме 36 часов, с «___» января 20___ г. по «___» апреля 20___ г. в МДОУ № ______ г. Магнитогорска, ул. ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА СТУДЕНТА

1.Педагогические навыки и умения студентов в организации всего педагогического процесса в планировании с родителями (и лицами их заменяющими) и с сотрудниками ДОО:

-виды работы, проводимые с детьми наиболее успешно;

-      виды работы, на которые необходимо обратить внимание.

2.Умение планировать и проводить различные формы работы с родителями

3.Умение на практике применять на практике теоретические знания.

4. Характер общения студента с детьми, родителями, сотрудниками.

5.Взаимодействие с сотрудниками ДОУ: какие были трудности и как их преодолевали.

6. Характер выполнения общественно-полезной работы.

7. Положительные стороны и основные проблемы, возникшие в ходе педагогической практики у студента-практиканта.

8.Выводы по готовности студента к самостоятельной работе с родителями и с сотрудниками ДОО.

9.Предложения и пожелания для дальнейшей самостоятельной работы студента.

10.Отношение к работе и дисциплинированность.

11. Дифференцированная оценка (Оценка за практику: 5 (отлично)

Характеристика составляется воспитателем или старшим воспитателем, заверяется печатью ДОУ.

Руководитель практики

учреждения

     

___________________

(подпись)

 

 

(подпись)

 

______________________

(ФИО)

 

 

(ФИО)

  Воспитатель группы  
       
МП      

 

Приложение 12

ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

 

 

ФИО

 

обучающегося на

4 курсе

20

  уч. г. по специальности СПО  

44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (углубленной подготовки)

(или 44.02.01 «Дошкольное образование»)

 

(код и наименование)

в объеме 36  часов, с «_____» января 20____ г. по «_____» апреля 20_____ г.

Место прохождение: МДОУ №______, ул.___________________________

 

 

 
ПМ

04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

 

 
 

Цель:

Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с овладением взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

 

 

 

Задачи:

1. формирование умения планировать и организовывать различные формы работы с родителями;

2. развитие диагностической функции воспитателя в процессе изучения детско - родительских отношений;

3. развитие умения устанавливать позитивный, конструктивный стиль общения с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

 

 

Содержание работы

Формирование компетенций

1. Наблюдение за проведением взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ, организации взаимодействия воспитателя с разными категориями сотрудников ДОУ(музыкальным руководителем, руководителем по физическому воспитанию, психологом и др. сотрудниками),

обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями.

             

2. Изучение и анализ документации, планирования по работе с семьей (годовой и перспективный планы, протоколы родительских собраний, программа развития ДОУ и др.). Анализ включённости родителей в образовательный процесс ДОУ.

3.  Диагностика детско – родительских отношений.

4. Планирование и проведение работы с родителями в часы утреннего приёма детей и в вечернее время.

5. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам семейного, социального, психического и физического развития ребёнка, коллективных форм работы с родителями (по выбору студента). Обсуждение с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка.

6. Помощь воспитателю в оформлении уголка для родителей (разработка индивидуальных консультаций, папок-передвижек, бесед, информационных стендов для родителей и пр.). Участие в родительском собрании (план собрания, доклад и пр.).

7.Изучение и анализ нормативных документов регламентирующих деятельность сотрудников ДОУ (Правила внутреннего распорядка ДОУ, трудовой договор, должностные инструкции, и др.).

8.Подбор библиотеки семейного чтения

( статьи из периодических изданий по вопросам воспитания детей в семье)

9. Составление циклограммы рабочего дня одного из работников ДОУ (помощник воспитателя).

10. Организация взаимодействия в образовательном процессе со специалистами ДОУ (организация НОД), помощником воспитателя (режимные процессы), медицинским работником (физкультурно-оздоровительная работа), зам. по УР (методическая работа)

                     

 

Дата: ______________________________________

 

Руководитель базы практики

  (подпись)   (ФИО)

 

 Руководитель практики  от ГБПОУ «МПК»        
   Обучающийся (подпись)     (ФИО)  
  (подпись)                    (ФИО)  

МП

 

Содержание

1. Введение 4
2. Задания и основные критерии оценки производственной практики студентов по ПМ 04. 6
3. Методические рекомендации к заданиям  производственной практики 8
4. Список литературы 24
5. Приложение 18
Приложение  1. Перечень документов, входящих в портфолио 18
Приложение  2. Анализ системы планирования в ДОУ по направлению «Работа с родителями 18
Приложение  3.Социальная характеристика семьи 20
Приложение  4.Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников 21
Приложение  5.Организация и проведение родительского собрания 22
Приложение  6.Диалог как форма работы с семьёй 27
Приложение  7.Педагогические идеи по повышению родительской активности 28
Приложение  8.Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ 30
Приложение  9.Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи 36
Приложение  10. Современные подходы к изучению семьи Приложение 11. Характеристика на студента Приложение 12. Отчёт по практике 38 41 42

 

 

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

Дата: 2019-02-19, просмотров: 276.