ШКОЛА СЕЛЬСКОГО РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ШКОЛА СЕЛЬСКОГО РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ

«ПЕРЕЗАГРУЗКА. ГОРИЗОНТЫ БУДУЩЕГО»

Стандарт структуры и зонирования

муниципального культурно-досугового учреждения

Образовательная функция КДУ Досуговая функция КДУ Спортивно-оздоровительная функция КДУ Административная функция КДУ
-Библиотека (читальный зал, абонемент); -Зона свободного WI-FI (возможность свободного доступа в интернет); -Музей; -Выставочный зал; Кабинеты (залы) для занятий детей (дополнительное образовательный класс, ДШИ); -Полки (шкафы) буккросинга -Концертный зал; -Кинозал; -Игровые комнаты с подвижными и настольными играми; -Танцевальный зал; -Кружковые комнаты; -Зона просмотра TV; Зимний сад -Спортзал; -Зал спортивных тренажеров; -Танцевальный зал (зал для фитнеса и аэробики); Зона для настольных спортивных игр (теннис, шашки, шахматы)   -Администрация КДУ, методический кабинет; -Администрация поселения; -ФАП; Почта, Сбербанк; -Магазин; ЗАГС
Прилегающая территория Прилегающая территория Прилегающая территория Прилегающая территория
-Беседки (читальный зал на улице) -Полки (шкафы) буккросинга   (Буккроссинг или книговорот[1] — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет её в общественном месте (парк, кафе, поезд, станция метро), для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить это же действие). -Летняя сцена (эстрада); -Детская игровая площадка; -Танцевальная площадка; -Парк с аттракционами -Зона спортивных антивандальных тренажёров; -Спортивная площадка (хоккейная коробка, волейбольная площадка); -Велодорожка; -Освещённая лыжня; -Прокат спортивного инвентаря -Памятник (обелиск); Информационный стенд; -Флагшток; -Скамейки, малые архитектурные формы

 

Сельский клуб, Дом культуры должен располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения. Сельский клуб, Дом культуры имеет определённый штат творческих работников, способный обеспечить в полном объёме качественное предоставление культурных услуг населению.

Каждый специалист сельского КДУ должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

Все руководители и специалисты сельских клубов не реже 1 раза в 5 лет должны проходить повышение квалификации по любой из установленных форм.

При присвоении либо подтверждении творческому коллективу звания «народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества» прохождение руководителем коллектива повышения квалификации является обязательным.

 

 

Режим работы КДУ

Сельский клуб, Дом культуры обязан довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение (вывеска на фасаде здания, с полным названием данного КДУ). Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для граждан.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор.

Режим работы сельского клуба, Дома культуры, в том числе в выходные, санитарные дни, устанавливается для каждого клубного учреждения с учетом потребностей населения и интенсивности его посещения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

В фойе учреждения на видном месте должны располагаться стенды с расписанием занятий коллективов художественной самодеятельности и любительских объединений, текущие и перспективные планы работы учреждения.

Клубные формирования

(Все о клубных формированиях читать в сборнике методических рекомендаций «Клубные формирования»- Центр народной культуры Ульяновской области -2015 год.)

8. Планирование деятельности культурно-досугового учреждения

       План работы культурно-досугового учреждения:

перспективный (годовой, месячный, недельный);

текущий

При составлении плана должна учитываться целевая аудитория (население села, деревни, поселка):

- дети, подростки;

- молодежь;

- пожилые;

- среднее поколение;

- люди с ограниченными возможностями;

            Необходим дифференцированный подход к различным социальным и возрастным категориям населения.

            Современные условия жизни требуют серьезных перемен в содержании деятельности учреждений культуры и эта модернизация предполагает три ключевых подхода.

            Первый – изменение визуального пространства, интерьера учреждений культуры.

            Второй принцип – выработка определенного стандарта в обслуживании посетителей, в разработке программ. Обязательно должна измениться концепция учреждения культуры.

            Третий показатель, который меняет ситуацию – это дисциплина. Это грамотная, четкая организация деятельности культурно-досугового учреждения.

 

Показатели эффективности работы КДУ.

Планирование. Отчётность.

 

 

Введение

Основными показателями эффективности деятельности КДУ являются данные по выполнению Творческих планов и цифровые показатели производственных отчётов.

Как же «измерить» эффективность учреждения культуры? Существует два пути: традиционный - числовые показатели, творческие отчёты и инновационный – принцип территориального сравнения.

Традиционный подход к культурной деятельности заключается в знакомых вам показателях: количество проведённых мероприятий, количество участников, количество зрителей, количество проданных билетов на платные концерты и многие другие.

Инновационный - связан с принципом территориального сравнения, где ключевым ориентиром выступает обратная связь с жителями конкретного региона. Это своего рода социологический анализ потребностей различных групп населения (молодёжи, детей, пожилых и др.), исходя из ценностных установок населения:

патриотические установки,

уменьшение девиаций, деструктивных проявлений

толерантность во взаимодействии с различными социальным группами,

образованность и просвещённость,

активность жизненной и гражданской позиции.

Оба пути актуальны на данный момент времени. Так как в современном обществе работа КДУ невозможна без обратной связи с потребителями государственной услуги – обычными людьми, которых необходимо заинтересовать, привлечь и сделать не только постоянными пассивными посетителями клубов и домов культуры, но и активными участниками культурной жизни региона в целом.

Как же измерить эффективность деятельности КДУ? Рассмотрим традиционные способы – планирование и отчётность. Которые в основе своей делятся на аналитические и синтетические. Аналитические – посвящены какой-либо конкретному направлению, выделенной из общей сферы деятельности учреждения, например, участие в Акции «Роди патриота», Государственной программе «Противодействие обороту наркотических веществ», Показатели дорожной карты др. В этом случае необходимо предоставить в инстанцию, запрашивающую планы, ещё и отчёты.

Синтетические – одни из самых привычных форм планово-отчётной деятельности, которые направлены на соединение показателей из различных сфер деятельности учреждения. Например, творческие годовые отчёты и планы, где несколько взаимосвязанных блоков информации идут в определённой последовательности и нанизываются как бусы на нитку.

Любой анализ деятельности учреждения следует начать с планирования.

 

2. Планирование КДУ. Виды планов и их структура

Аналитические планы, проще говоря, представляют собой своеобразную справку, посвящённую какому-то определённому направлению деятельности учреждения. И включают в себя ряд обычных показателей: дата, место проведения, содержание и пр.

Синтетические планы делятся на два основных вида: творческие и производственные.

План работы (годовой, перспективный) согласовывается с учредителем и утверждается руководителем сельского Дома культуры.

Основу годового плана работы Дома культуры составляет социальный заказ учредителя.

План включает:

- мероприятия, посвящённые памятным датам в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни области, района, села, посёлка: театрализованные праздники и представления, народные гуляния, тематические концерты, вечера и другие;

- мероприятия, способствующие реализации приоритетных национальных проектов и региональных программ, направленных на повышение качества жизни населения; (праздники улиц, акция «Играй, городок» – создание зоны отдыха для организации отдыха жителей села, акции по озеленению территорий, созданию культурно-досуговой ландшафтной зоны, конкурс усадеб).

- мероприятия по сохранению и развитию народных культурно-бытовых традиций;

- мероприятия, направленные на изучение народных культурно-бытовых традиций и праздников (Масленица – тещины вечёрки, золовкины посиделки, прощённое воскресенье);

- проведение различных форм культурно-досуговой, просветительской работы по приобщению конкретных групп населения (подростков, молодёжи, пожилых) к лучшим образцам отечественной и мировой культуры через проведение фестивалей, конкурсов, смотров любительского художественного творчества, вечеров отдыха и танцев, балов, карнавалов, детских утренников, физкультурно-оздоровительных, развлекательных мероприятий, народных игр, семейных обрядов и ритуалов, чествований ветеранов войны и труда, спектаклей, концертов, ярмарок, лотерей, выставок и других;

- повседневные досуговые занятия посетителей Дома культуры: работа кружков (студий), любительских объединений и клубов по интересам, физкультурно-оздоровительных групп, творческих коллективов разного профиля, настольные игры, просмотр видеофильмов и другие;

- мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, преодолению асоциальных явлений в молодёжной среде;

- мероприятия в сфере творческой и самостоятельной хозяйственной деятельности;

- мероприятия по укреплению материально-технической базы и социальному развитию учреждения.

Творческие планы или планы по основной деятельности – являются документом учреждения, так как включают в себя основные показатели, характеризующие деятельность КДУ. Это годовые и ежемесячные планы. Их структура:

1. Основные задачи

2. Мероприятия по решению поставленных задач

2.1 Разработка локальных нормативных актов: Положений, Приказов, утверждающих методические рекомендации, концепций развития учреждения, концепций развития филиалов, концепций развития отдельных направлений учреждения

2.2 Работа с Федеральным центром

2.3 Мероприятия по усовершенствованию отраслевой вертикали управления

2.4 Межведомственное взаимодействие

2.5 Мероприятия по повышению степени информированности населения о деятельности учреждений культуры, о значимых событиях, происходящих в Ульяновской области

3. Мероприятия по проведению профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры

4. Издание методических рекомендаций

5. Социально-значимые мероприятия

5.1 Развитие национальной культуры

5.2 Сохранение и развитие традиционной народной культуры

5.3 Патриотическое воспитание (Мероприятия, приуроченные ко Дню защитника Отечества, Мероприятия, приуроченные ко Дню Победы, Мероприятия, приуроченные ко Дню России и Дню города, Мероприятия, приуроченные ко Дню народного единства)

5.4 Духовно-нравственное воспитание

6. Поддержка культурных инициатив

7. Творческие проекты, акции, концерты

8. Платные концерты

9. Юбилеи коллективов и учреждений

10. Выставочная деятельность и тематические программы

11. Участие в международных, всероссийских, межрегиональных фестивалях и конкурсах.

12. Материально техническая деятельность

 

Производственные планы или Планы производственных показателей учреждения подразделяются на два вида: Государственное задание и Производственный план.

Деятельность любого учреждения культуры основана на исполнении Государственного задания – плана деятельности по основными показателям на несколько лет (3 года.) В Государственном задании описываются государственные услуги (работы), оказываемые учреждением на базе основных видов деятельности.

Государственные услуги (работы) КДУ:

- организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества – ед.

- выявление, изучение, сохранение, развитие и популяризации объектов нематериального культурного наследия народов РФ в области традиционной народной культуры

- организации мероприятий (конференции, семинары) – ед.

- организации мероприятий (выставки) – ед.

- организации мероприятий (фестивали) – ед.

- организации мероприятий (конкурсы, смотры) – ед.

- организации мероприятий (народные гуляния, праздники) – ед.

Данные услуги характеризуются показателями:

- среднее кол-во досуговых мероприятий,

- среднее кол-во посетителей,

- процент потребителей, удовлетворённых качеством услуг

- процент обоснованных жалоб потребителей, по которым приняты меры.

Подготовка годового отчёта и плана КДУ происходит в соответствии с показателями, которые, отражены в Государственном задании.

Производственный план по основным показателям сходен с ГЗ, только затрагивает широкий спектр услуг:

1 Бюджетная услуга: сохранение нематериального и материального культурного наследия (фольклорно-этнографические исследования, выставки декоративно-прикладного искусства)

2 Создание условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства (Обеспечение деятельности творческих формирований, коллективов, имеющих звание «народный», Кружки на внебюджетной основе, Кружки на внебюджетной основе, Количество коллективов художественной самодеятельности на бюджетной основе, Количество любительских объединений,

3 Бюджетная услуга: Организационно-методическая деятельность (участие в семинарах, творческих лабораториях, мастер-классах)

4 Информационно-аналитическое и методическое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы. Издательская деятельность

5 Услуга: Приобщение населения к культурным ценностям, организация досуга (на бюджетной и внебюджетной основе) : Международные, Всероссийские, межрегиональные, областные фестивали, праздники, конкурсы/ Количество концертов самодеятельных творческих коллективов на платной основе/ Количество выездных концертов самодеятельных творческих коллективов/Прочие мероприятия/показ кинофильмов

 

О создании Концепции КДУ.

Концепция - (лат. conceptio - понимание , единый замысел, ведущая мысль) - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической практике.

В наше время, когда практически все производственные и деловые отношения решаются с точки зрения продуктивности материальной и нематериальной отдачи от реализованного проекта.

После зарождения в организации идеи о внедрении или развитии какой-либо инновационной системы методов работы и до воплощения этой идеи в жизнь, как правило, требуется осуществить ряд промежуточных шагов. И если в крупной организации этот путь обычно длительный, то в удалённых учреждениях на местах (в селе) по нашему опыту, он также достаточно долгий. Это и понятно, ведь риски, связанные с принятием неверного решения, равнозначные, хотя участников процесса — гораздо меньше.

В небольших организациях указанный процесс нужно сделать как можно более упорядоченным. Общая практика показывает, что он обычно состоит из следующих этапов:

  • появление идеи/потребности в развитии;
  • принятие решения о рассмотрении/проработке идеи;
  • создание концепции;
  • оценка экономической эффективности;
  • внедрение концепции.

Структура концепции

Структура документа, а также порядок его составных частей может отличаться в зависимости от акцентов. Независимо от этого на основании нашего опыта можно выделить несколько ключевых блоков или тем, которые рекомендуется раскрыть в документе.

1. Общие цели, краткая справка об учреждении, информация о филиалах.

2. Анализ текущей ситуации, в котором на основе проведенного обследования необходимо выявить:

· позитивные и негативные стороны в работе учреждения

· анализ производственных показателей деятельности КДУ за последние 5 лет (на основе производственных отчётов и статистических отчётов 7-НК)

· краткая характеристика достижений КДУ за последний год (по всем производственным показателям, с описанием наиболее крупных и значимых проектов, реализованных за указанный период)

· финансовая обеспеченность (анализ поступлений в бюджет учреждения на МТР, зарплату, реализацию творческих проектов за последние 5 лет)

· кадры (анализ административного ресурса: проблемы, достижения, повышение квалификации, количественные показатели по уровню образования, возрасту, принадлежности к основному и неосновному персоналу за последние 5 лет)

· СМИ (анализ взаимодействия со СМИ в рамках деятельности КДУ, межотраслевое сотрудничество)

· Создание маркетинговой модели КДУ (работа с аудиторией: организация и реклама концертов, спектаклей и других мероприятий, распространение информации об учреждении и привлечение посетителей, предоставление информационных услуг посетителям, развитие партнёрских отношений в различных регионах, проведение маркетинговых исследований за пределами учреждения.

· Методическая деятельность КДУ (участие в семинарах, творческих лабораториях, мастер-классах/повышение квалификации)

 

3. Верхнеуровневое описание концептуальной модели КДУ, включая приоритетные направления деятельности, цели и задачи системы (в соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г., Концепцией развития Ульяновской области до 2020 года и Уставной деятельностью КДУ)

4. Механизмы реализации, включают в себя обзор мирового опыта, результаты анализа аналогичных проектов, используемых для решения подобных задач в сфере культуры.

5. Этапы реализации концепции включают в себя описание качественных и количественных показателей, распределённых по годам (в соответствии с ГЗ и/или производственным планом)

6. Ожидаемые результаты. В данном разделе приводится оценка качественных и количественных эффектов от внедрения концепции в организации. Оценка приводится на основании информации, собранной при анализе международного опыта, на основании методической деятельности, а также анализа показателей эффективности работы КДУ. В этот раздел следует включить описание рисков внедрения и способов их минимизации.

 

Молодёжная дискотека

Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодёжи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.

В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особенность которого состоит прежде всего в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» – его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодёжной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодёжной культуры, как металлисты, панки, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остаётся танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая диско-программа, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.

Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам (в День города, День молодёжи). Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берёт на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).

Современные дискотеки – просто средство «покайфовать», завести новые знакомства или убить время.

Клубные формирования

Кружки в культурно-досуговых учреждениях

Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе культурно-досугового учреждения (КДУ), основной деятельностью которого является овладение определёнными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

На базе современных КДУ действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Эти объединения работают на бюджетной основе либо на самоокупаемости.

Любительские объединения

Любительское объединение – объединение людей на базе КДУ благодаря общности интересов и увлечений.

Клубное формирование в рамках своей деятельности:

- организует систематические занятия (репетиции, уроки, тренировки);

- проводит творческие отчёты о результатах своей деятельности (концерты, выставки…);

- участвует в общих программах и акциях КДУ.

Численность и наполняемость клубного формирования определяется Положением о клубных формированиях.

Камерные формы организации досуга: салон, гостиная

Салоны появились в России в подражание западным формам еще в конце XVIII века, как одна из форм «гостевания». Салон – это не место, это вечер встречи, на котором главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей часто связывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой (известный салон З. Волконской любил посещать Пушкин). Салоны того времени можно охарактеризовать как литературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц, собирающийся в частном доме. Современные салоны и гостиные – распространённая форма досуговой работы в КДУ. Для их обстановки характерно создание атмосферы домашнего уюта – соответствующая мебель, растительность, музыкальные инструменты, часто программы салона или гостиной сопровождаются совместным чаепитием, иногда танцами.

Салон как мероприятие КДУ – это вечер для узкого круга лиц, объединённых общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов XVIII - XIX веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

Гостинаятакже одна из форм культурно-досугового общения на базе КДУ. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя из названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Детские недели

Комплексные формы работы привлекают к КДУ внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления) При подборе форм учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встаёт оргкомитет, который берёт на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.

Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт.

Неделя детской книги. Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в КДУ, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может быть рассказ о книге, её история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов), показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции.

Неделя музыки. Целью недели музыки является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются в неделю музыки разные её жанры (оперетта, симфония, романс).

Театральная неделя строится на том же принципе.

Праздники и обряды

Праздники и обряды – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя.

 Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъём, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью, членом коллектива.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Инициациипосвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные обрядысвязанные со сменой времён года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русских праздников – в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времён года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

Государственные праздникиэто праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся День защитника Отечества, Международный женский день, День России, День народного единства. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учреждённые праздники местного масштаба – Дни города и района.

Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (шахтёра, строителя, железнодорожника, медицинского работника, учителя и т.д.), так и профессиональные праздники местного значения (День пуска первого агрегата Зейской ГЭС).

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника, прежде всего, определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

Методика проведения праздника:

- создание постановочной группы (сценарист, режиссёр, музыкальный руководитель);

- создание сценария;

- определение темы мероприятия (о чём?);

- определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?);

- определение масштаба мероприятия (поселковое, районное, областное);

- выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.);

- подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации);

- составление сметы расходов;

- постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, реклама в СМИ, афишах, репетиционный период);

- проведение мероприятия.

Критериями оценки качества и результативности предоставляемых услуг должны быть следующие характеристики:

- полезность и соответствие спросу;

- актуальность и качество;

- информативность и содержательность;

- современность методов, форм и способов исполнения;

- художественный уровень.

Чем разнообразнее формы работы СДК, тем больше населения будет вовлечено в его деятельность.

 

Этапы работы над сценарием

Приёмы монтажа.

· Ассоциативный приём (контрастность). Действие говорит одно, а уста героя – другое.

· Параллельный ( эпизоды различные по идейному содержанию, монтируются один за другим, т.е в одном эпизоде – 2 противоположности, н-р.: события войны: тыл и фронт.)

· Одновременный по действию (действия происходят одновременно, т.е на сцене происходит одновременно 3-4 действия. Например: на сцене – спор и к нему подключается зрительный зал. В празднике одновременность действия – Сабантуй, Масленица)

· Лейтмотив (момент в монтаже – как стержень композиции)

· Реминисценция (воспоминание, это когда один эпизод прерывается другим, повествующим о событиях прошлого, или будущего (как мечта о чём – либо))

Монтаж служит способом ритмической организации номеров в блоке, блоков – в эпизоды, эпизоды в представленном целом.

Сценарный ход и приём.

Сценарный ход – это приём ведения вечера (праздника, концерта, игры и др.), это смысловой ход, в основе которого идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приёмы и образно – пластическое решение.

Типы сценарных ходов:

1. Хроникально – исторический

2. Персонифицированный (от лица Родины, сказочных героев и др.)

3. Может быть жанр публицистическим (репортаж, очерк, интервью, фельетон и др.)

4. Может быть спортивно – игровая форма (викторина, лотерея, дискотека, конкурс и др.)

5. Могут быть фольклорные формы (обряды, помолвка, балаган и др.)

6. Могут быть формы общей деятельности (отчёт, митинг, рапорт, депутатское собрание и др.)

Сценарно – режиссёрский ход – образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели, искусственное объединение документов и художественного материала (номеров) или условный договор со зрителями.

Некоторые приёмы:

· Трактовка сцены и образа

· Сценическая реализация метафоры

· Активизация аудитории

· Приём повтора (раскрывает разные смыслы, грани)

· И другие

Режиссёрские технологии.

Этапы подготовки и реализации праздничного действа.

Этап подготовки:

· Создание оргкомитета, рабочей группы (постановочной)

· Создание и утверждение сметы расходов

· Распределение ответственности (постановка задач)

· Утверждение символов, эмблем, атрибутов, логотипов и т.д.

· Проведение рекламной и PR-акций.

· Решение вопросов об охране жизни и здоровья участников праздника: медицинские работники, пожарные, полицейские и т.д.

· Формирование списка гостей VIP, разработка для них спецпрограммы действий.

Репетиционный период:

· Отбор участников праздничного действа

· Подготовка и выполнение всех технических заданий (фонограммы, свет, звук, оформление площадки и т.д.)

· Репетиция с исполнителями, ведущими, массовых сцен.

· Техническая репетиция

· Сводная репетиция

· Генеральная репетиция

Этап реализации:

1. Открытие праздника

2. Основная часть праздничного действа

3. Финал

Этап анализа работы:

· Подведение итогов: подсчитать затраты оформить отчётную документацию, отметить отличившихся.

· Сделать вывод о перспективности данного действа.

 

Образец написания сценарного плана мероприятия.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

Время

Описание действия

Фойе Драматического театра.

1.

14.00

15.00

В фойе первого этажа Драматического театра располагаются плазменные экраны (6) с демонстрацией на них Видео- презентаций : - Календарь событий прошедшего года литературы; - Презентация чемпионата мира по хоккею с мячом; - 2016 год-250 лет Н.М.Карамзину - Год национальной славы: - Презентация года здравоохранения; - Ульяновская область-день сегодняшний; - Хроника кинофестивалей в Ульяновске;   Играет ансамбль «Волга-Брасс»   Галерея портретов Губернаторов с 1796 года до наших дней (на мольбертах) и выставка книг вокруг них; Книга о Симбирских губернаторах с исторической справкой об Указах Екатерины 11 и Павла 1 о Симбирской губернии.   Фотозона в историческом интерьере   Фойе второго этажа Представлена выставка от победителей первого регионального конкурса «Бренд 2015» .   Церемония награждения победителей конкурса «Бренд 2015».          

Торжественное собрание

Ведущая: Заслуженный работник культуры Ульяновской области Елена Лаковская

1.

15.00   Исторический эпиграф «Симбирская Губерния во славу Государства Российского» На сцене установлены декорации к спектаклю «Царь Фёдор Иоаннович». Экран. Занавес закрыт. На авансцене справа установлены колокола. На авансцене установлена трибуна. Звучит композиция в исполнении Ансамбля «Самарский колокольный звон» (звонарь Михаил Колтаевский).   Занавес поднимается. На экране видеозаставка «День Симбирского Ульяновского края».                                                                                 На сцене хор и чтец (в луче света). Звучит фоновая музыка (гусли) «Во славу Государства Российского!» -читает Народная артистка РФ Зоя Самсонова «Славься» исполняет хор УлГУ, руководитель Заслуженный работник культуры РФ Лариса Филянина Колокола.

2

15.04 Затемнение на сцене. На экране демонстрируется видеосюжет в сопровождении дикторского текста. Видеосюжет « Симбирская Губерния, ее Губернаторы-история и современность» –фото персоналий, архивные документы; виды Старого Симбирска, фото оставшихся до наших дней сооружений, памятников архитектуры, различных полезных и мемориальных мест, связанных с деятельностью симбирских губернаторов.   ---------------сюжет-----------

2.

15.13 На экране видеозаставка «День Симбирского-Ульяновского края» Колокола.   На затемнении выходят курсанты УВАУГА (14 чел.) с корзинами цветов (7 корзин), выстраиваются на сцене для возложения к памятникам Б.Хитрово, Н.Карамзину, И.Гончарову,И.Н.Ульянову, В.Ленину, А.Пластову, Д.Разумовскому. Звучит светлая музыка. Ведущая: (з.м.) В День Симбирского- Ульяновского края мы отдаем дань памяти нашим знаменитым симбирянам -истинным патриотам Государства Российского. От благодарных потомков – жителей Ульяновской области, к памятникам основателю Симбирска воеводе Богдану Хитрово,; великому историку Николаю Карамзину в год его 250 – летия; писателю Ивану Александровичу Гончарову; педагогу и просветителю Илье Николаевичу Ульянову в год его 185-летия; величайшему политическому деятелю Владимиру Ульянову-Ленину; Художнику Аркадию Пластову, и Герою России Дмитрию Разумовскому, направляются цветы в знак признательности. (корзины с цветами выносятся из зала)

3.

15.14 На сцене свет Выход Ведущей На экране видеозаставка «День Ульяновской области» Ведущая: Добрый день, ульяновцы! Здравствуйте, уважаемые гости города! Мы начинаем торжественное собрание, посвященное 73-й годовщине со дня образования Ульяновской области и Дню Симбирского-Ульяновского края!   Ведущая: Прошу всех встать. В зал вносятся: Государственный Флаг Российской Федерации  Флаг Ульяновской области Историческое знамя Ульяновской области с лентой к Ордену Ленина   Флаги внести.   Звучит встречный марш (фонограмма), через партер по центру вносятся флаги. Знаменная группа с флагами размещается на сцене (слева по диагонали)                                                                 

5.

15.16   Ведущая: (торжественно объявляет) Губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов.   Звучат праздничные фанфары. С.И. Морозов выходит на сцену (из зала по красной дорожке)

6.

15.17 На сцену выходит солист Владимир Самарёв и камерный мужской хор «Образ»-руководитель Евгений Иванов. Ведущая: Исполняется Гимн ульяновской области     Гимн Ульяновской области (в сопровождении ансамбля «Самарский колокольный звон»). На экране видеозаставка, титрами идет текст «Гимна Ульяновской области» Прямая трансляция из зала на экран.

8.

15.20 После исполнения Гимна. Ведущая: Слово предоставляется Губернатору Ульяновской области Сергею Ивановичу Морозову Выступление Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова.   по завершению выступления С.И. Морозов остается на сцене.

9.

15.30 Звучит фоновая музыка Ведущая: Край Симбирский , спустя сотни лет продолжает блистать в своем великолепии, прославляя Россию и людьми и поступками и делами. В июле 1993 года учреждена Золотая книга Почёта Ульяновской области в целях упрочения исторической преемственности традиций служения Отечеству и патриотизма, общественного признания и увековечения особых личных заслуг людей – уроженцев и жителей Ульяновской области (Симбирской губернии), чья жизнь и деятельность оказали существенное влияние на историю, экономику и культуру края и которым присвоено звание «Почетный гражданин» За прошедшие годы почётными гражданами Ульяновской области стали жители нашей области – «золотой запас», гордость и слава ульяновского края: ветераны Великой Отечественной войны, Герои Социалистического труда, работники сельского хозяйства и промышленности, учёные и педагоги, врачи и спортсмены, деятели культуры и искусства. Многие находятся в зале.   Аплодисменты. Ведущая: Традиционно, в рамках празднования Дня Ульяновской области, лучшим из лучших вручаются символы звания «Почётный гражданин Ульяновской области».  И сегодня, не изменяя этой традиции, мы узнаем имена новых почётных граждан, удостоенных этого высокого звания в 2015 году.

11.

15.31 Церемония присвоения звания «Почётный гражданин Ульяновской области» По центру зрительного зала к сцене размещена красная дорожка «почёта» для торжественного прохождения «почётного гражданина» В начале и в конце дорожки находятся молодые люди во фраках Во время церемонии ведется прямая трансляция из зала на экран Звучит фоновая музыка На экране фотографии (видео) о Фабриканте Л.Б. Ведущая: Лев Борисович Фабрикант (годы жизни 1915-1978 гг.)- советский и российский строитель, лауреат Ленинской премии . С именем Льва Борисовича Фабриканта неразрывно связан облик современного Ульяновска и Ульяновской области. Его фронтовой блокнот с иллюстрациями для фронтовой газеты, портретами однополчан, зарисовками архитектуры городов, в которых воевал, экспонируется в Ульяновском краеведческом музее. За проявленный героизм он был награжден орденом Красной Звезды, медалями « За Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» После войны, окончив институт, Лев Борисович начал работать сначала прорабом, главным инженером, управляющим трестом, а в 1957 году уже руководил реконструкцией крупнейшего цементного завода СССР – воскресенского завода «Гигант». Затем строил цементный завод в Ульяновске, был управляющим трестом «Цемстрой» -и в 1961 году пуск цементного завода состоялся, был получен первый ульяновский цемент!    С 1962 по 1967 год Фабрикант как начальник управления строительством Ульяновского совнархоза, управляющий трестом «Промстрой» руководил строительством и реконструкцией завода «Гидроаппарат», домостроительного комбината, хладокомбината, кондитерской фабрики, УЗТС, кожевеннообувного комбината, завода «Контактор», шиферного завода, НИИ «Марс», завода ЖБИ-3, жилищных объектов и многого другого.  С 1967 по 1971 год Фабрикант возглавлял главную стройку Ульяновска строительство объектов Мемориальной зоны. Под его руководством строились Ленинский мемориальный комплекс, гостиница «Венец», гимназия №1, педагогический институт, ДК профсоюзов, парк Дружбы народов, площадь 100-летия со дня рождения Ленина, эспланада, декоративный бассейн и другие. На грандиозной всесоюзной ударной комсомольской стройке работало несколько десятков тысяч человек. В строительстве участвовало более 100 предприятий, институтов и художественных мастерских страны. За руководство строительством Ленинской мемориальной зоны Фабриканту присвоено звание лауреата Ленинской премии за 1972 год в области архитектуры. С 1971 по 1978 год (в 1978 году его не стало) Фабрикант – начальник областного отдела по делам строительства и архитектуры. Под его руководством отдел разрабатывал архитектурно-планировочные задания по застройке населенных пунктов Ульяновской области, За значительный вклад в строительство объектов Ульяновской области Лев Борисович Фабрикант награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», другими медалями. Сегодня в зале находятся Почётные граждане Ульяновской области, которые знали Льва Борисовича, были его соратниками и участниками созидательных событий, во многом изменивших облик Ульяновска и Ульяновской области.   Аплодисменты Ведущая: Для участия в церемонии вручения символов звания «Почётный гражданин Ульяновской области» приглашается Заместитель главного раввина Москвы, директор КЕРООР Раввин Шимон Левин (выход, участвует в церемонии с С.И. Морозовым ) Ведущая: Мы приглашаем на сцену сына (Имя Отчество Фамилия).   Звучит торжественная музыка. (Фамилия Имя Отчество) встаёт с места в 11 ряду (луч прожектора направлен на него и поднимается на сцену. На сцену выходят молодые люди во фраках с грамотой, знаком и цветами. На экране страничка из «Золотой книги Почёта»   Ведущая: Распоряжением Губернатора Ульяновской области за большой вклад в строительство объектов Ленинской мемориальной зоны и формирование архитектурного облика современного города Ульяновска, выдающиеся достижения в области архитектуры и градостроительства, оказавшие существенное влияние на социально-экономическое развитие Ульяновской области, и в целях общественного признания и увековечения особых личных заслуг перед населением Ульяновской области   звание «Почётный гражданин Ульяновской области» присвоено посмертно ФАБРИКАНТУ Льву Борисовичу – начальнику Ульяновского областного отдела по делам строительства и архитектуры с 1970 по 1978 год, члену Союза архитекторов СССР, лауреату Ленинской премии, участнику Великой Отечественной войны Ведущая: Знак почётного гражданина Ульяновской области Фабриканта Льва Борисовича и грамота о присвоении ему звания «Почётный гражданин Ульяновской области» передаются для хранения сыну (Имя Отчество Фамилия).   Морозов С.И. вручает знак, грамоту и букет цветов. Знак, грамоту и букет цветов передают Морозову С.И. молодые люди. Сын Фабриканта Л.Б. благодарит Морозова С.И. и уходит в зал. Раввин Шимон Левин уходит вместе с сыном Фабриканта Л.Б. .  

12.

15.35 Звучит фоновая музыка На экране фотографии о Додосове А.Н. Ведущая: Заслуженный работник культуры России, директор ДШИ №10 Александр Николаевич Додосов. Детская школа искусств № 10, которую Александр Николаевич возглавляет около двадцати лет, стала одной из лучших в Ульяновской области. За это время из детской музыкально-хоровой студии он смог создать учреждение, известное не только в Ульяновской области, но и за ее пределами. В 2008 году школа была включена в Федеральный реестр «Всероссийская Книга Почёта». Александр Додосов более тридцати лет занимается развитием детского хорового искусства в Ульяновской области. Он является руководителем старшего хора мальчиков «Вольный ветер», старшего хора девочек «Солнечный ветер», руководителем и участником вокального ансамбля «Витаминки». Хоры под его руководством представляют Ульяновскую область не только в городах России, но и в зарубежных странах: Болгарии, Словакии, Черногории и являются лауреатами, дипломантами международных конкурсов и фестивалей. Александр Додосов принимал участие в становлении вокально-хорового отделения Ульяновского государственного университета. Попечительским советом УлГУ ему присвоено звание Почётного профессора университета. Александр Николаевич Додосов — организатор и постоянный участник ежегодных хоровых фестивалей в городе Ульяновске: детского фестиваля «Симбирская весна», фестиваля молодежных хоров «За полчаса до весны», организатор летних хоровых лагерей, ежегодных молодежных туристических походов в рамках целевой воспитательной программы «Музыкальные дороги». В ноябре 2005 года его имя занесёно на Доску почёта «Лучшие люди города Ульяновска», в марте 2008 он был награждён Почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель». Имя Александра Николаевича Додосова внесено в ежегодное издание общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России» (2007 г.). А в декабре 2010 г. он был награжден премией «Культурное событие года». Ведущая: Сегодня в зале находятся Почетные граждане –деятели культуры и искусства Ульяновской области и коллеги Александра Николаевича! (представление деятелей культуры и искусства – коллег А.Н. Додосова, которые встают со своих мест и образуют символический почетный коридор, приветствуя аплодисментами коллегу) Ведущая: Мы приглашаем Александра Николаевича Додосова пройти на сцену по дорожке «Почёта»!   Звучит торжественная мелодия. Додосов А.Н. встаёт с места в 11 ряду (луч прожектора направлен на него) и поднимается на сцену. На сцену выходят молодые люди во фраках с грамотой, знаком и цветами. На экране страничка из «Золотой книги Почёта» Ведущая: Распоряжением Губернатора Ульяновской области за выдающиеся заслуги в развитии системы образования в сфере культуры и искусства, достигнутые творческие успехи, способствующие повышению авторитета Ульяновской области в Российской Федерации и за рубежом, многолетнюю плодотворную работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и сохранению национальных хоровых традиций   звание «Почётный гражданин Ульяновской области» присвоено   ДОДОСОВУ Александру Николаевичу – директору муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств № 10 города Ульяновска, заслуженному работнику культуры Российской Федерации   Морозов С.И. вручает знак, грамоту, удостоверение, букет цветов. Знак, грамоту и букет цветов передают Морозову С.И. молодые люди. Ответное слово А.Н.Додосова  

13.

15.40 На экране прямая трансляция. Ведущая: Просим вас, Сергей Иванович, пройти в зал (Губернатор уходит).   А вас, Александр Николаевич, занять почетное место на сцене (А.Н.Додосов передает грамоту и букет помощнику и занимает почётное место на установленном заранее троне)!   Для вас, музыкальный подарок!   Музыкальный номер-подарок от коллег (В.Самарев «Есть только миг»)

14.

15.45 В финале музыкального поздравления на сцену выходят дети.. Ведущая: Мы присоединяемся к поздравлению и аплодисментам ! На сцену выходят «ваши» дети, без которых невозможно вас представить! От имени тркх хоровых коллективов, ансамбля «Витаминки» , выпускников и родителей примите эти прекрасные цветы! На сцену из кулис и из зала выходят участники хора девочек «Солнечный ветер» с розами (35-50 человек, цветы дарят А.Н. Додосову) Хор девочек выстраивается на сцене. Александр Николаевич, просим вас занять место за дирижёрским пультом!   Звучит песня А. Пахмутовой «Добрая сказка» в исполнении хора, дирижёр Александр Додосов. Аплодисменты Ведущая: Поздравляем Вас с почетным званием, Желаем благополучия и процветания! (хор и А.Н.Додосов уходят)

15.

15.48 Ведущая: Где бы мы ни родились, где бы ни выросли – все это наше родное Отечество. А вместе мы – один единый, могучий российский народ. И Ульяновская область – это гордость России!   Прошу всех встать. Из зала выносятся: Государственный Флаг Российской Федерации  Флаг Ульяновской области Историческое знамя Ульяновской области с лентой к Ордену Ленина Флаги вынести! Звучит марш. Вынос флагов. Ведущая: Торжественное собрание, посвященное 73-й годовщине со дня образования Ульяновской области и Дню Симбирского -Ульяновского края объявляется закрытым. (занавес закрывается для технической подготовки к спектаклю, ведущая на авансцене )

16.

15.50 Ведущая: Дорогие друзья, уважаемые гости, объявляется антракт 20 минут. После антракта вашему вниманию будет представлен спектакль по пьесе А.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (ведущая уходит)                          Номер от ансамбля «Самарский колокольный звон»

17.

15.53 Участники торжественного мероприятия выходят в фойе, общаются.

18.

16.10 Занавес открывается. Спектакль по пьесе А.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»

19.

17.50 Окончание программы        

 

 

СЦЕНАРИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ

В жизни всегда есть вечные истины и вечные идеалы. К их числу принадлежат любовь и семья. Одно вытекает из другого. Всякая семья хочет быть стабильной и крепкой.

Во все времена семья участвовала в сохранении, накоплении и передаче подрастающим поколениям жизненно важных навыков, обеспечивала преемственность духовной и нравственной культуры.

Можно сослаться на Шопенгауэра, который говорил, что «не обращать внимание на то, кто чей сын – смешно и служит признаком ограниченного ума». Конечно, эти примеры только лишний раз доказывают, насколько естественны наши представления о семье как начале всех начал.

Мы предлагаем некоторые рекомендации по организации работы с семьей.

Ежегодно с 12 сентября по 12 июня в Ульяновской области проходит акция «Роди патриота в День России». Её цель – разработка мер государственной и общественной поддержки беременных женщин и их семей. День семейного общения, проводимый 12 сентября, вовлекает в свою орбиту и детей, и взрослых, и пожилых людей. Его участниками становятся как только что родившиеся, так и бабушки с дедушками. Мероприятия проводятся в скверах и на площадях городов и сёл, в концертных залах и на стадионах, в музеях и... роддомах.

Один из наиболее существенных аспектов в проблематике «Клуб и семья» - это работа с молодой семьёй. Задача работников культурно-досуговых учреждений – вести такую работу постоянно. Рекомендуется организовывать информационные центры «Молодая семья», клубы общения, клубы семейного чтения, воскресные семейные школы.

Освоение новых социально-психологических ролей, выработка моделей поведения внутри и вне семьи, умение устроить, организовать свой быт, бюджет, воспитание детей, новые установки в организации досуга - выявление и решение этих и других вопросов, поддержку и помощь молодой семье может и должен оказать клуб. Важная задача здесь - собирание, накопление, анализ, систематизация и внедрение опыта, практическое применение разрабатываемой методики в деятельность культурно-досугового учреждения. Например, беседа «Как разработать сценарий домашнего праздника», либо «круглый стол» на тему: «Поговорим о дне рождения» или вечер обмена опытом «По поводу праздничного стола», деловая игра «Давайте сделаем праздник». Одно из направлений работы с молодой семьёй - научить людей культуре совместной жизни, в том числе и совместным праздникам.

Залог успеха в деятельности культурно-досуговых учреждений - реклама: интригующее название, яркая, нестандартная, необычная форма необходимы для привлечения участников клуба молодой семьи.

Семейные клубы

Всё чаще практика демонстрирует опыт возникновения клубов на основе не столько определённого интереса, сколько определённой социальной общности.

К примеру, клуб «Материнская слава». Он объединяет многодетных матерей. Прежде всего, клуб ставит задачу помощи в решении бытовых вопросов, налаживает связь с администрацией, обществом «Милосердие», комитетом социальной защиты населения и другими учреждениями и организациями. Используется такая форма работы как ярмарка детских вещей. Ведь в каждой семье остаются неизношенные вещи, из которых дети уже выросли. В клубе из этих запасов стали устраивать ярмарку «Купи за улыбку»: платой за покупку является именно улыбка. Сбор игрушек, создание библиотечки многодетной матери - эти и другие функции выполняет клуб. Взаимопомощь, взаимовыручка помогают участницам клуба в решении сложных вопросов многодетной семьи, что в свою очередь даёт им возможность выходить за пределы бесконечного круга домашних забот и тем самым сохранять высокий жизненный тонус, душевный настрой, столь необходимые для нормальной жизнедеятельности.

       Одно из оригинальных явлений - возникновение клубов молодой бабушки. «Помолодение» старшего поколения в современной семье породило дополнительные проблемные ситуации. Старые стереотипы в представлении о бабушке и дедушке чаще всего не применимы к сегодняшней семье, где эта категория, как правило, ещё далека от пенсионного возраста. И как оказывается, именно клуб становится хорошим подспорьем в решении этой проблемной ситуации, помогает в психологической перестройке, в освоении новых семейных ролей, в поиске новых моделей взаимоотношений в семье.

       Главное в деятельности клуба «Молодая бабушка» - возможность общения с себе подобными, выработка в этом общении определённых, если не стереотипов, то некоторых опорных психологических точек в ситуации «молодая бабушка». Основные формы работы этого оригинального клуба - диспуты, беседы. Ведь главное для его участниц - поиск: себя в новой роли, моделей поведения и общения в семье применительно к новому распределению ролей, освоению навыков, необходимых именно бабушке (умение рассказать сказку, отвечать на бесконечные «почему?». Всё, что даёт клуб, от бабушки переходит к внукам, и здесь в первую очередь оказывается спорт, походы, техническое творчество. Ведь бабушки-то эти - ещё не старушки. В то же время при разработке программы для подобных клубов следует учитывать тот круг вопросов, который более всего волнует эту категорию членов семьи. Поэтому здесь должно быть больше консультаций психолога, освоение аутотренинга, активный обмен опытом («круглые столы», тесты, практикумы, деловые игры).

Можно создать при Доме культуры семейный клуб «Горница». Пусть мамы и папы, бабушки и дедушки, дети приходят действительно в горницу, где уютно и красиво, а красота эта создана членами клуба. Здесь вышитые полотенца, скатерти, салфетки, связанные руками родителей и детей, домотканые дорожки, половички. А может быть, вам больше понравится горница с современным интерьером? Но суть в одном: всё должно с первых минут воспитывать красоту. Программа клуба должна быть такой, чтобы все, кто приходит сюда, были не только слушателями, но и активными участниками.

В клубе можно провести вечер, посвящённый хранителю уюта в доме – домовому. Это необычное мероприятие должно помочь научиться создавать уют в доме. Предлагаем сценарий проведения костюмированного праздника-конкурса.

Вечер-посиделки для семей

Ведущий: в некоторых домах сохранилась добрая традиция – вывешивать на стене фотографии родных и близких. За этими старыми снимками – прошлое семьи, судьбы, характеры и жизненный опыт, нередко поучительный. Семейная память важна для воспитания детей, для воспитания чувства рода своего. Если семья – маленькая частица общества, то история рода, сохранившаяся в воспоминаниях и документах – часть истории Родины. В ваших домах есть фотолетописи истории ваших семей? (Вопрос задаётся каждой семье, участвующей в мероприятии). Давайте сегодня попробуем составить свою летопись, ну, или по-другому –  генеалогическое древо.

Ведущий вызывает ребенка из каждой семьи, подводит к стойке с ватманом, даёт маркер или ручку, карандаш.

Сейчас ты должен нарисовать себя, подписать: фамилию, имя и отчество, дату своего рождения. Потом проведёшь стрелочки в разные стороны и напишешь своих маму и папу, если у тебя есть братики и сестрички, не забудь упомянуть и их. Про всех тоже пишешь их фамилии, имена и отчества, дату рождения. Так ты описываешь тех, кого знаешь, т.е. кого вспомнишь: дядей, тетей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Мамы и папы не помогают.

Дети выполняют задание.

Ведущий: А теперь мы позовем на помощь наших пап, теперь вы, уважаемые папы, должны продолжить генеалогическое древо, и мы узнаем, насколько вы хорошо знаете своих родственников, а может и родственников своей супруги.

Папы подходят к ватманам и продолжают древо.

Ведущий: Мамы, милые мамы, вы, конечно, больше всех знаете родственников, и именно поэтому у вас самая сложная задача: вам нужно откорректировать то, что натворили ваши близкие, и дописать новые имена.

Выходят мамы и заканчивают древо.

Ведущий: Вот теперь посмотрите, кто больше всех знает своих родственников. Теперь вы знаете историю своего рода, включающую несколько поколений.

А сейчас мы поговорим о традициях ваших семей. Расскажите, какие традиции хранятся в вашей семье издавна?

Семьи рассказывают о традициях.

И последний вопрос: как традиционно вы проводите семейный досуг?

Семьи рассказывают о своём отдыхе.

Ведущий: Помните, история – это самое ценное, что есть в вашей семье, храните её. Помните о ваших семейных традициях и старайтесь передавать их из поколения в поколение. Всем спасибо за участие.

__________________________

           

В целях поддержания дружеских отношений в семье с родителями, пожилыми людьми на День семьи и День матери в клубах нужно проводить мероприятия, в которых участвуют и взрослые, и дети. Для того, чтобы молодые (только что поженившиеся люди) жили в дружбе и понимании со своими родственниками (родителями противоположных сторон), можно провести Праздник тёщ и свекровей.

Праздник-встреча

«Тёщи и свекрови – в общем, мамы!»

Ведущий: Сколько озорных, остроумных, ядовитых частушек, прибауток, сочинил народ о тёщах и свекровях. Однако в нашем празднике юмористическая тональность не помешает раскрыть то, кем являются эти милые, добрые и просто разные женщины по своей сути – нашими матерями, жёнами, подругами, труженицами и гражданами страны, и какую важную миссию выполняют они в нашей повседневной деятельности с её проблемами и долгожданными радостями. Сегодня наши милые женщины: тёщи, свекрови – в общем, мамы опровергнут все высказывания о нелюбви к своим новоиспечённым родственникам.

Представляет участниц.

Сейчас наши участницы расскажут о своих зятьях и снохах и продемонстрируют подарки, дорогие сердцу и бережно хранимые в каждом доме, в каждой семье.

Ведущий: Милые женщины, вы же знаете, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок? Так вот, сейчас мы посмотрим, насколько тёплые чувства вы испытываете к своим зятьям. Перед вами лежат фрукты (банан, яблоко, апельсин, лимон, киви, гранат, груша и другие), выберите один фрукт, которым вы бы угостили своего зятя, только хорошенько подумайте.

Каждая тёща выбирает по фрукту.

А теперь послушайте, что обозначает фрукт, который вы выбрали:

1) банан – вы считаете своего зятя мартышкой, который никогда не сидит на месте и любит дурачиться;

2) яблоко – этот фрукт самый статный. У вашего зятя есть стержень, и он настоящий мужчина, которого просто так не раскусить;

3) апельсин – ваш зять очень солнечный и всегда радует вас своим настроением, но он бывает и терпким и толстокожим;

4) лимон – ну, сами понимаете, что лимон очень кислый, но если его подать с чаем и сахарком, то он будет очень добрым. Вы правильно сделали, что выбрали именно лимон, потому что вы не просто угощаете одним фруктом, а ещё и наливаете чайку и подаёте сахарок, ваш зять оценит заботу;

5) киви – ваш зять очень добрый, если заглянуть в его душу, но если смотреть и общаться с ним только по внешним параметрам, то он покажется вам ёжиком;

6) гранат – ваш зять как настоящий лабиринт, но его сердце открыто для всех, он всех наполняет своим теплом и добром;

7) груша – ваш зять всегда думает о своём желудке и любит вкусно поесть. К его сердцу путь лежит именно через желудок, он очень мягкий и покладистый, именно когда вкусно и сытно поест.

Ведущий: Милые женщины, без лукавства, всем вам важно, как готовит ваша сноха (невестка), чем она будет кормить вашего дорогого и любимого сыночка? Так?

Все отвечают.

Представьте ситуацию: у вашей снохи (невестки) день рождения. Что из посуды вы ей подарите: кастрюлю, скалку, сковородку, чайник, чайный сервиз, набор бокалов, конфетницу и другое?

Каждая свекровь выбирает подарок.

А теперь послушайте обозначение каждого подарка:

1) кастрюля – самое главное, чтобы ваш сын был здоров и на обед всегда ел суп. И чтобы ваша сноха (невестка) экспериментировала с приготовлением супов, вы ей обязательно подскажете несколько фирменных рецептиков;

2) скалка – ваш сын очень любит ваши пирожки, а у вашей снохи (невестки) как назло нет скалки. Конечно, вы позаботитесь о том, чтобы ваша сноха (невестка) как можно больше пекла, и вам неинтересно, хочет она этого или нет;

3) сковородка – сковородка нужна любой хозяйке, и чем круче будет сковородка, подаренная вами, тем благодарнее будет ваша сноха (невестка);

4) чайник – ну, это к вопросу о зяте-лимоне, если зять – лимон, то и чайник будет кстати, а ещё будет лучше, если вы подарите дорогой, настоящий чай;

5) чайный сервиз – здесь надо выбирать аккуратнее, каждая хозяйка подбирает посуду, которая будет её устраивать во всём. Если вы хотите насолить своей снохе (что категорически неприемлемо), то подарите ей сервиз, абсолютно не подходящий ко всей остальной посуде, но помните, что если вы тщательно будете выбирать подарок, то при каждом удобном случае ваша сноха будет этот сервиз доставать, ставить на стол перед гостями и хвалить вас и ваш правильный выбор;

6) набор бокалов – вы считаете, что ваша сноха (невестка) - натура утончённая и ей будет приятно получить набор бокалов. Да, это так, но знайте, что она может подумать, что этот подарок с умыслом и вы считаете её несерьёзной. Подумайте хорошенько, прежде чем остановить свой выбор на бокалах;

7) конфетница – вы считаете, что ваша сноха (невестка) сладкая и добрая, которая просто мечтает о красивой конфетнице, чтобы, когда вы придёте к ней в гости, она могла всегда достать вашу, заботливо подаренную ей конфетницу, и положить для вас туда самые вкусные, купленные с любовью, конфеты и с радостью угостить вас.

Ведущий: В заключение вечера мы послушаем ваши, милые женщины, голоса. «Спой, светик, не стыдись!» - скажем мы вам. Спойте для своих любимых новоиспечённых родственников любимую песню

Участницы по очереди поют песни.

Помните, в семье должно быть взаимопонимание и уважение, давайте жить дружно! Всем спасибо за участие!

______________________

 

Мероприятия в клубах в День семьи проводятся с целью укрепления роли и статуса семьи в социально-культурном общественном пространстве; пропаганды общественной значимости семьи.

«Семья – источник  вдохновения»

(сценарий вечера семейного отдыха)

Вечер проводится в гостиной Дома культуры. Столики для семейных пар размещены полукругом, в центре – место для конкурсов, танцевальных пауз. На столиках небольшие декоративные цветные композиции со свечами. Здесь же в гостиной – уютный  уголок с роялем, свечами, журнальным столиком, креслами, торшером.

Звучит легкая инструментальная музыка, подобранная по усмотрению организаторов вечера. На сцену выходят двое ведущих - ОН и ОНА. Хорошо, если это будет семейная пара.

ОНА:        Добрый вечер!

ОН:           Здравствуйте!

ОНА:        Мы приветствуем в нашем доме всех участников сегодняшнего вечера.

ОН:           Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость» и запирают ворота.

ОНА:        А мы предлагаем открыть двери, распахнуть окна, впустить в наш дом побольше тепла, света, веселья.

Звучит мелодия вальса, на сцене выступают танцоры студии бального танца.

Её участники по ходу танца зажигают свечи, стоящие на столах.

ОН:           В нашем доме сегодня праздничный вечер при свечах.

ОНА:        Званый вечер семейных пар.

ОН:           А мы… (представляются) - хозяева этого дома.

Звучит фонограмма – квартирный звонок.

ОНА:        Слышите? Это пришли наши гости, каждый из которых по-своему уникален. И мы рады видеть всех в нашем доме.

Снова слышен квартирный звонок.

ОН:           Это супружеские пары… (называет фамилии). Проходите, дорогие гости, в наш уютный уголок.

Звучит инструментальная мелодия, семейные пары выходят в центр.

ОНА:        Располагайтесь поудобнее.

Рассаживает гостей за столики, угощает чаем.

ОН:           Вечер у нас необычный, значит, и знакомство с вашими семьями будет проходить нетрадиционно. Ну, кто лучше мужа может рассказать о своей жене?

ОНА:        Действительно, только заботливая супруга поведает о лучших качествах своего мужа.

ОН:           Уважаемые гости, мы просим вас рассказать друг о друге: где вы работаете, чем увлекаетесь, за что цените свою вторую половину.

ОНА:        Муж рассказывает о жене, а жена о муже. Пожалуйста.

Ведущие передают микрофоны супружеским парам, которые рассказывают о своих семьях.

ОНА:        По-моему, всем было приятно с вами познакомиться. Если это так (обращается к зрителям), дайте нам знать об этом своими аплодисментами.

Зрители аплодируют.

ОН:           Мне кажется, что в этих семьях понимают друг друга с полуслова. И в этом легко убедиться.

ОНА:        Как?

ОН:           Звучит музыка, горят свечи, у вас есть прекрасная романтическая возможность вспомнить, как это было тогда, в ваш первый день, в вашу первую встречу. Сегодня на нашем вечере необычные гости – нечасто можно увидеть столько счастливых людей одновременно. А вы и есть самые счастливые люди, потому что каждый из вас обрёл свою «вторую половину».

ОНА:        А знаем ли мы эту свою половинку – вот  в чём вопрос! Пусть сегодняшний вечер позволит нам ответить на него. Ну, а после встречи мы сможем вручить диплом «Идеальная пара» тем супругам, которые в наших шуточных тестах, играх, конкурсах докажут своё умение чувствовать и понимать свою половинку во всех житейских ситуациях.

ОН:           Милые жёны, дорогие мужья, зарабатывайте сердечки-жетончики.

ОНА:        Первый шуточный конкурс для молодых супругов.

- Назовите дату вашей свадьбы.

- Какой день недели это был?

- Какая погода была в этот день?

- Какая причёска была у жены?

- Назовите точное время регистрации вашего брака.

- Первые слова, которые вы сказали жене после регистрации в зале?

Победителям вручаются жетончики-сердечки.

ОН:           А есть ли в нашем зале кто-нибудь, кто познакомился со своим супругом(ой) во время танца?

Ведущий подходит к парам и задаёт им вопросы.

- Вы помните, какой это был вечер?

- В каком платье была ваша будущая супруга?

- А какая была в тот день погода?

- Очевидно, ярко светило солнце, хотя был уже глубокий вечер, как сейчас. Давайте вспомним это прекрасное мгновение.

Звучит песня «А мы случайно повстречались». Все танцуют.

ОНА:        Порой бывает сложно и неуютно в нашем мире. Мы возвращаемся домой с тяжёлой ношей проблем на усталых плечах. И тут только от нас, жён, зависит, чем станет наш дом – продолжением этих проблем, неурядиц и беспокойства или причалом душевного тепла и доброты.

ОН:           Самое время проверить вас, милые наши жёны, как знаете вы свою половинку. Мы приглашаем трёх представительниц, которые согласны доказать, что муж и жена – одна сатана. Объявляю условия. Вот этим замечательным молодым дамам сейчас будут заданы три вопроса каждой, они ответят на них в устной форме, а их супругов я прошу записать свои ответы. А затем мы их сравним. При совпадении ответов жены получают сердечки-жетончики.

Вопросы для первой пары:

1. Любимое блюдо вашего мужа.

2. Размер головного убора вашего мужа.

3. Любимый вид спорта вашего мужа.

Вопросы для второй пары:

1. Любимый фильм вашего мужа.

2. Какой предмет в школе был самым любимым у вашего мужа.

3. Любимый фрукт вашего мужа.

Вопросы для третьей пары:

1. Любимая эстрадная певица вашего мужа.

2. Любимый напиток вашего мужа.

3. Любимый вид отдыха вашего мужа.

ОНА:        Я думаю, наши верные спутницы заслужили звание Прекрасной Дамы, и вам, дорогие супруги, предоставляется право подарить своим Прекрасным Дамам комплимент. Естественно, автор самого красивого комплимента получает наш жетончик.

ОН:           Мужчины, прошу вас, думайте, пока звучит песня.

Для гостей вечера звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание» (Давайте восклицать, друг другом восхищаться…).

Проводится конкурс комплиментов, автор самых интересных комплиментов получает сердечко.

ОН:           По мнению американского писателя Бирса, брак – это сообщество, состоящее из господина, госпожи и двух рабов, общей численностью в два человека.

ОНА:        А на Востоке говорят: «У дружной семьи много рук». Сейчас мы попробуем это проверить. Приглашаем две супружеские пары для участия в следующем конкурсе. Вам надо упаковать этот пакет с книгами, только сделать это необходимо взявшись за руки, а свободными руками упаковывать. Если удастся – вручим  паре «орден Брачных УЗ» – две руки, скованные золотой цепочкой. Второй же паре предстоит запеленать ребенка. Конечно, вечером мы решили маленьких детей не беспокоить. А поэтому вот кукла, вот пелёнки, приступайте! Знайте, что в случае удачи эта кукла будет вашей!

Проводится конкурс, вручаются названные призы и жетончики.

ОН:           Люблю, любуюсь… Хоть убей,

В безумстве светлом не раскаюсь!

Хвала судьбе, хвала тебе,

Что я – такой, что ты – такая.

Ты – нежный звон капели,

Ты – ласка в час печали,

Ты – свет в конце тоннеля

И свет – в его начале…

ОНА:        Милые наши гости, сейчас вам предстоит ответить на вопросы наших шуточных тестов. К каждому столику мы поднесём сердечки – в них мы запекли пожелания, выбирайте. Вам надо съесть это сердечко вдвоём, найти в нём пожелание, и оно обязательно исполнится. Принимайте наши подарки!

Вручаются сердечки-пирожные, ведущие подходят к некоторым парам, просят их огласить пожелание, желают его исполнения.

ОН:           А сейчас романтический «белый танец». Жена приглашает своего мужа, но не только приглашает, а при этом произносит в его адрес чудесные ласковые слова, за каждое слово – сердечко.

Проводится конкурс, затем звучит песня «Белый танец», пары танцуют вальс, лучшим парам вручаются жетончики.

ОНА:        Дорогие мужчины, обращаюсь к вам: есть ли в зале муж, у которого с собой фотография жены? Этот муж получит 10 сердечек.

Всем мужьям, имеющим фотографию жены, вручаются сердечки.

ОН:          Дорогие супруги, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: какие цветы любит ваша жена? А когда в последний раз вы дарили ей цветы? Я думаю, ваши жёны со мной согласятся – букетик, преподнесённый без всякого официального повода, просто так, в знак любви, вызовет ещё большую радость.

Ведущий вручает Ведущей цветы.

ОНА:        И вот так – каждый день. Тогда мы будем самыми любящими, самыми добрыми, самыми внимательными, ведь нам надо так мало – немножко вашего внимания. Тогда каждый день станет праздником, даже имя ваше будем произносить ласково, по-особенному.

ОН:           Кстати, об имени. Есть у нас желание проверить, кто знает больше имен: мужчины – женских или женщины – мужских. Давай проверим.

ОНА:        Милые дамы, вы поёте песни, где упоминается имя мужчины, хотя бы строчку с этим именем, и тут же вступают мужчины, они поют песню, где упоминается женское имя. Кто замешкался – проиграл, самым активным вручаются сердечки.

Проводится конкурс, вручаются сердечки.

ОН:           У нас на вечере присутствуют семьи… (называет фамилии). Они пришли к нам вместе со своими детьми.

ОНА:        Мы приветствуем на нашем званом вечере многодетные семьи.

Звучит весёлая инструментальная мелодия, семьи выходят на сцену.

ОНА:        Я прошу детей рассказать о своих родителях: где и кем они работают.

Дети рассказывают.

ОН:           Что бы вы им сегодня пожелали?

Дети говорят свои пожелания родителям.

ОНА:        На нашем вечере мы будем развлекать детей?

ОН:           Предлагаю ребятам нарисовать портрет любимой мамочки. Рисовать можно по принципу: точка, точка, запятая, вышла мамочка родная.

Ребята подходят к мольбертам, которые стоят так, чтобы никто не видел, как рисуют дети.

ОНА:        Уважаемые родители, пока дети рисуют, мы предлагаем вам вместе со всеми гостями выполнить несложную задачу.

ОН:           Придумайте музыкальные рекламы разным магазинам. Например, магазин «Рыба» может привлекать покупателей с помощью песен, в которых упоминаются названия морских обитателей: «Шаланды, полные кефали», «Три желанья, нету рыбки золотой», «А в Подмосковье водятся лещи» и т.п.

ОНА:        Семье… (называет) предлагаем вспомнить песни, с помощью которых можно рекламировать товар в магазине «Овощи-фрукты».

ОН:           А семье… (называет) предлагаем подобрать песни для магазина «Цветы».

ОНА:        Остальным нашим гостям мы предлагаем вспомнить песни, которые подошли бы для рекламы товаров магазина «Обувь», «Галантерея».

Зрители и семьи выполняют задание.

Предлагается несколько вариантов рекламы товаров в магазинах:

«Овощи-фрукты»

«Яблоки на снегу», «Эх, картошка – объеденье», «Эх, яблочко», «Наше счастье – постоянно  жуй кокосы, ешь бананы», «Антошка, пошли капать картошку».

«Цветы»

«Миллион алых роз», «Ромашки спрятались», «Жёлтые тюльпаны», «Не дари мне цветов дорогих», «Цветочница Анюта»

«Галантерея»

«Синенький, скромный платочек», «Темно-вишнёвая шаль», «Оренбургский пуховый платок», «Оранжевый галстук».

«Обувь»

«Сапожки русские», «Валенки, валенки – не подшиты, стареньки», «Жёлтые ботинки», «Эх, лапти, да лапти».

ОН:           Каждая семья на «отлично» справилась с творческой задачей.

ОНА:        Теперь посмотрим, что получилось у детей. Прошу ребят подойти к своим родителям.

Дети выходят к родителям.

ОНА:        Уважаемые мамы, просим вас подойти к портретам и узнать себя.

Мамы подходят к мольбертам.

ОНА:        Предлагаем вам (т.е. мамам) продолжить работу над семейным портретом.

ОН:           Возьмите в руки кисти и напишите портрет папы.

Мамы рисуют.

ОНА:        Пока мамы работают над фундаментальными портретами глав семейств, пусть отцы и дети попытаются вспомнить имена литературных героев, которые можно прочитать на обложках детских книг. Начинаем.

Семьи перечисляют имена: «Красная Шапочка», «Синдбад-мореход», «Колобок», «Приключения Незнайки», «Доктор Айболит».

ОН:           Посмотрим, что получилось у мам.

Папы, подойдите к своим семейным портретам и завершите эти полотна – напишите  на них портреты детей.

ОНА:        Пока папы работают над портретами детей, мамы и дети, попытайтесь разгадать секрет слова «семья».

ОН:           Ребята, как с помощью одной цифры и одной буквы написать это слово?

Дети объясняют: «7-Я».

Верно. А сколько букв в этом слове?

Дети отвечают: «Пять».

ОНА:        Мы предлагаем семье…(называет)  назвать семь блюд на букву «С».

Семья выполняет задание: салат, сырные палочки, сосиски в тесте, суп, сметанник, соус, суфле.

ОН:           Всех наших гостей просим вспомнить семь имён на букву «Е».

Зрители перечисляют: Елена, Емельян, Ефим, Егор, Евгений, Елизавета, Екатерина.

ОНА:        Семью… (называет) просим назвать семь городов на букву «М».

Семья называет: Москва, Мурманск, Минск, Мюнхен, Магадан, Махачкала, Мадрид.

ОНА:        В слове «семья» четвертая буква – мягкий знак. Уважаемые гости, зрители, сумеете ли вы все вместе назвать семь других каких-либо знаков?

Зрители называют: денежные, дорожные, речные, азбука Морзе, знаки внимания, орфографические, торговые.

ОН:           Семьям мы предлагаем назвать семь слов на букву «Я», в которых всего две-три буквы.

Семьи называют: яма, язь, яр, ямб, яд, як, ял.

ОНА:        Папы завершили семейные портреты, просим всех зрителей оценить их работу аплодисментами.

Зрители аплодируют.

ОН:           Каждой семье на память о сегодняшнем вечере мы вручаем подарки и цветы.

Выходят дети, вручают цветы и подарки.

ОНА:       Прежде, чем мы пригласим вас в зрительный зал, прошу не забыть свои картины.

Вручают портреты семьям.

ОН:        Они по праву принадлежат вам! А теперь специально для вас и ваших коллег выступает… (объявляет номер).

Семьи уходят на свои места.

Исполняется номер художественной самодеятельности.

ОНА:        Милые супруги, пришло время познакомить вас с текстом диплома «Идеальная пара»: «Сим удостоверяется, что супруги имеют все основания на получение звания «Идеальная супружеская пара», поскольку доказали, что любят, понимают и уважают друг друга, и будут ежедневно по три раза вспоминать три источника и три составные части семейного счастья – внимание, понимание и любовь».

ОН:           А сейчас – считаем сердечки, заработанные вместе мужем и женой.

Считаются жетончики, вручаются дипломы, сувениры.

ОНА:        Вот и подошёл к концу наш сегодняшний семейный вечер отдыха. Если, уходя с этого вечера, вы вдруг вспомните, что ещё не говорили своей половинке о том, что лучше, добрее, роднее никого на свете нет, - скажите, не стесняйтесь, и тогда можно смело считать, что сегодняшний вечер мы провели не зря.

Совет вам да любовь!

ОН:           И в этот миг, в день этой встречи

Для вас зажгли мы эти свечи.

Чтобы любовь согрела вас.

Очаг зажгли мы! В добрый час!

ОНА:        Пусть этот тёплый яркий свет

Любовь и жизнь вам освещает,

Любовь вам, верность да совет

Всегда пусть в жизни помогают!

Звучит фонограмма песни «Свеча» из репертуара А. Пугачевой.

 

 

Литература:

 

Культурно-досуговая деятельность. Под научной редакцией академика РАЕН        А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова – М.; МГУК, 1998

 

Социокультурная деятельность учреждений культуры клубного типа. Учебник для училищ и колледжей культуры под общей редакцией Н.П. Гончаровой; Издание второе. – Москва-Тверь, 2004.

 

Общие вопросы сценарного мастерства и режиссуры. Кандидат педагогических наук, доцент Охотникова Т.В., Заслуженный работник культуры РТ, старший преподаватель Гордеева Т.А., Заслуженный деятель искусств РТ, доцент Бильгильдеев Г.Ю. – Казань, 2015

 

 

http://doshkolnik.ru/origami.html

http://www.collection-scenariev.ru/scenarii-cat24.html

 

ШКОЛА СЕЛЬСКОГО РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ

«ПЕРЕЗАГРУЗКА. ГОРИЗОНТЫ БУДУЩЕГО»

Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.