Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Тема 8.2 Поисковоспасательные операции.

    Практическая работа №61 Оповещение при бедствии судна..

Цель работы:

-Изучить типы и устройства спусковых судовых устройств.

 

Необходимые пособия:

1.В.И.Дмитриев Обеспечение безопасности плавания.М.:2005 г.

2.В.И. Дмитриев Справочник капитана. М.:2009 г.

3.Н.Г.Занько Безопасность жизнедеятельности.М.:2012г.

4.Ю.П.Панченко Поиск и спасание на море.М:2010г.

5.Учебные видиоматериалы.

 

Содержание отчёта:

Отчёт должен содержать сведения о типах,устройствах судовых спусковых устройств и их применение.

 

Контрольные вопросы:

1.Изложить классификацию судовых спусковых устройств и их устройство.

.2.Изложить особенности применения спусковых устройств.

3.Назвать необходимые меры по подготовке судового спускового устройства обеспечивающего спуск шлюпки методом свободного падения.

4.Изложить общие требования к судовым спусковым устройствам.

 

Теоретические сведения к Практической работе:

Оповещение при бедствии

Командиры воздушных и морских судов не должны медлить с оповещением системы поиска и спасания, если ситуация развивается и может привести к необходимости привлечения помощи. Это позволит системе поиска и спасания выполнить предварительное планирование на случай непредвиденных обстоятельств и вовремя оказать практическую помощь, если ситуация ухудшится.

Воздушными и морскими судами используются три произносимых сигнала о чрезвычайных ситуациях.

Сигнал бедствия «MAYDAY» (произносится - «МЭДЭ») используется для указания на то, что подвижное средство находится в состоянии угрозы непосредственной опасности и требует немедленной помощи, например, если с судна за борт упал человек и капитан считает, что необходима посторонняя помощь. Этот сигнал имеет преимущество перед всеми другими сообщениями.

Сигнал срочности «PAN-PAN» (произносится - «ПАН-ПАН») используется, когда безопасность подвижного средства находится под угрозой.

Сигнал срочности PAN-PAN должен использоваться, когда существует опасная ситуация, которая, в конечном счете, может вызвать необходимость привлечения помощи.

Этот сигнал имеет преимущество перед всеми видами сообщений, кроме сигнала бедствия.

Сигнал безопасности «SECURITE» (произносится — «СЕКЮРИТЭ») используется для сообщений, касающихся безопасности судовождения или передающих важные метеорологические предупреждения.

Любые сообщения, переданные после этих сигналов, имеют право первоочередности перед обычными сообщениями.

Обычно все эти сигналы повторяются три раза в начале сообщения.

Капитан бедствующего судна должен объявить о состоянии бедствия, используя сигнал «MAYDAY».

Более подробный перечень процедурных слов, используемых при поиске и спасании, представлен в Международном своде сигналов.

Передачу оповещения о бедствии производят на одной из частот, приведенной в табл. 8.1.

Любую передачу о бедствии желательно предварять соответствующим сигналом тревоги. В отдаленных океанских районах вызов бедствия должен передаваться в KB сети «судно — берег» на береговую радиостанцию.

Если есть сомнение, что сообщение о бедствии принято, его следует передать также на любой имеющейся частоте, которая может использоваться в местных районах, на которой можно привлечь внимание, такой как частота межсудовой связи.

 

Таблица 6.1. Частоты радиосвязи, кГц, при бедствии

Диапазон Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) Радиотелефон Радиотелекс
УКВ ПВ КВ4 КВ6 КВ8 КВ12 КВ16 Канал 70 2187,5 4207,5 8414,5 16804,5 Канал 16 - 2175,4 4177,5 8376,5

 

 

В любом случае до перехода на другую частоту необходимо выждать, чтобы дать возможность запрашиваемой стороне ответить.

В случае отказа судовой радиостанции можно осуществить передачу сообщения переносным оборудованием, имеющимся в спасательных средствах.

Морские аварийные радиобуи-указатели местонахождения. Аварийные указатели местонахождения являются альтернативными средствами оповещения. Их предполагается использовать, когда другие до­ступные средства оповещения оказались недостаточными.

Морской аварийный радиобуй приводится в действие автоматически после попадания в море, или вручную, и передает сигнал, который оповещает поисково-спасательные службы. Кроме того, АРБ служит приводом для спасательных средств.

Типы морских спутниковых буев:

— 406 МГц спутниковый буй, сигналы которого ретранслируются через спутники системы КОСПАС-САРСАТ;

— радиобуи системы ИНМАРСАТ-Е, их сигналы ретранслируются через спутники системы ИНМАРСАТ;

— не спутниковый УКВ радиобуй, работающий на канале 70, используемый вблизи берега вместо спутниковых радиобуев там, где имеются приемные станции.

Большинство радиобуев обеспечивают приводные сигналы на 121,5 МГц, а некоторые морские радиобуи могут совмещать в своей конструкции и радиолокационный ответчик (SART).

Большинство морских радиобуев сконструировано так, что они приводятся в действие автоматически, когда судно тонет. Морской радиобуй сообщает, каким образом он приведен в действие: автоматически или вручную. Некоторые модели аварийных радиобуев могут иметь также встроенные средства обработки сигналов GPS.

Рекомендуется, чтобы включенный морской радиобуй, даже включенный по ошибке, оставался включенным до тех пор, пока спасательно-координационный центр не будет информирован о ложной передаче оповещения о бедствии. Это даст возможность спасательно-координационному центру оперировать более точным определением координат и идентификацией, что позволит разрешить проблему ложного оповещения без ненужной отправки поисково-спасательных средств. Капитан должен немедленно попытаться известить спасательно-координационный центр другими средствами о том, что тревога ложная.

Требования Конвенции СОЛАС к судам включают следующее:

— двухсторонняя УКВ радиотелефонная аппаратура и радиолокационные ответчики для спасательных средств должны быть размещены на каждом борту в положении готовности к перемещению на борт спасательных средств;

— радиолокационный ответчик для поиска и спасания (SART), после включения вручную, действует автоматически, принимая импульсы радиолокатора. Он автоматически посылает серии импульсов, которые отображаются на экране радиолокатора как группы удлиненных точек, подобно сигналам радиолокационных маяков-ответчиков (RACON).

Судовое сообщение о бедствии. В первоначальное сообщение о бедствии следует включить столько нижеуказанной информации, сколько это практически целесообразно:

• идентификация судна;

• координаты;

• характер бедствия и вид требуемой помощи;

• погода в непосредственной близости, направление ветра, волны и зыби, видимость;

• время оставления судна;

• число оставшихся на борту членов экипажа;

• количество и тип спущенных спасательных средств;

• находятся ли аварийные средства определения местонахождения на спасательном средстве или в море;

• количество серьезно раненных.

Алгоритм действий судов, находящихся в бедственном положении,

приведен на рис. 6.1.

Суда, оказывающие помощь, могут получить сообщения о бедствии следующим образом:

• сигнал тревоги или сигнал бедствия с другого судна в море, непосредственно или с помощью ретрансляции;

• сигнал бедствия или сообщение с воздушного судна. Обычно ретранслируется береговой радиостанцией;

• сигнал тревоги, переданный судовым оборудованием для подачи сигналов бедствия, а затем ретранслированный с берега на судно;

• визуальные или звуковые сигналы с находящегося поблизости терпящего бедствие средства.

 

Любым судном, получившим сообщение о бедствии, должны быть предприняты следующие немедленные действия:

• подтвердить получение сообщения;

• по возможности получить у судна, терпящего бедствие, следующую информацию: координаты терпящего бедствие средства, идентификацию терпящего бедствие средства, позывные и название, количество людей на борту, характер бедствия или аварии, вид требуемой помощи, число жертв, если имеются, курс и скорость терпящего бедствие средства, тип средства и перевозимый груз, любую другую уместную информацию, которая может облегчить спасание;

• поддерживать непрерывную вахту на следующих международных частотах, если имеется соответствующее оборудование:

• 500 кГц— радиотелеграфия;

• 2182 кГц — радиотелефония;

• 156,8 МГц - частотная модуляция (канал 16, радиотелефония) для судовых сообщений о бедствии;

• 121,5 МГц — амплитудная модуляция (радиотелефония) для сообщений о бедствии с воздушных судов.

С 1 февраля 1999 г. суда, подпадающие под действие Конвенции СОЛАС-74, должны удовлетворять требованиям по наличию соответствующего оборудования и требованиям по несению радиовахты.

Оборудование, удовлетворяющее требованиям СОЛАС, упоминаемое как Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспе­чения безопасности (ГМССБ), включает в себя:

• судовую земную станцию ИНМАРСАТ

• УКВ, ПВ и KB радиостанции с цифровым избирательным вызовом;

• приемники информации по безопасности на море, подобные НА-ВТЕКС и SafetyNet;

• переносное УКВ оборудование;

• аварийные радиобуи-указатели местоположения;

• радиолокационные ответчики для целей поиска и спасания.

Любое судно, имеющее совместимое с ГМССБ оборудование, должно использовать его по назначению и должно быть готово в любое время принять с его помощью оповещения о бедствии.

Суда должны поддерживать связь с терпящим бедствие средством, одновременно пытаясь оповещать системы поиска и спасания о ситуации. При этом на терпящее бедствие средство должна быть передана следующая информация:

• идентификация своего судна, позывные и название;

• координаты своего судна;

• скорость своего судна и предполагаемое время прибытия (ЕТА) к бедствующему средству;

• истинный пеленг и дистанция от своего судна до терпящего бедствие судна.

Для определения местоположения терпящего бедствие судна должны быть использованы все доступные средства (такие как радиолокационная прокладка, прокладка на карте, Глобальная система определения места — GPS).

 

Координация поисково-спасательных

операций. Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб СКЦ и СПЦ России. Ответственность и обязательства по оказанию помощи.

Координация поисково-спасательных

операций. Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб СКЦ и СПЦ России. Ответственность и обязательства по оказанию помощи.

1.Меры, предпринимаемые судном, терпящим бедствие.

2.Состав судового сообщения о бедствии.

 

1. Меры, предпринимаемые судном, терпящим бедствие.

Судно, терпящее бедствие на море, должно передать любыми видами связи сигнал бедствия, название и местонахождение судна, характер бедствия и вид требующейся помощи, а также другую информацию, которая способствовала бы спасении. Согласно «Руководства по международному авиационному иморскому поиску и спасанию» (IAMSAR) в ГМССБ для передачи сигнала бедствия и аварийного радиообмена выделены определенные частоты:

Кроме этого, для передачи сигнала бедствия необходимо ис пользовать международные спутниковые системы ИНМАРСАТ и КОСПАС – SARSAT.

Воздушными и морскими судами используются три произносимых сигнала о чрезвычайных ситуациях.

Сигнал бедствия «MAYDAY» (произносится - «МЭДЭ») используется для указания на то, что подвижное средство находится в состоянии угрозы непосредственной опасности и требует немедленной помощи, например, если с судна за борт упал человек и капитан считает, что необходима посторонняя помощь. Этот сигнал имеет преимущество перед всеми другими сообщениями.

Сигнал срочности «PAN-PAN» (произносится - «ПАН-ПАН») используется, когда безопасность подвижного средства находится под угрозой.

Сигнал срочности PAN-PAN должен использоваться, когда существует опасная ситуация, которая, в конечном счете, может вызвать необходимость привлечения помощи.

Этот сигнал имеет преимущество перед всеми видами сообщений, кроме сигнала бедствия.

Сигнал безопасности «SECURITE» (произносится — «СЕКЮРИТЭ») используется для сообщений, касающихся безопасности судовождения или передающих важные метеорологические предупреждения.

Любые сообщения, переданные после этих сигналов, имеют право первоочередности перед обычными сообщениями.

Обычно все эти сигналы повторяются три раза в начале сообщения.

Капитан бедствующего судна должен объявить о состоянии бедствия, используя сигнал «MAYDAY».

Более подробный перечень процедурных слов, используемых при поиске и спасании, представлен в Международном своде сигналов.

Аварийные указатели местонахождения являются альтернативными средствами оповещения. Их предполагается использовать, когда другие до­ступные средства оповещения оказались недостаточными.

Морской аварийный радиобуй приводится в действие автоматически после попадания в море, или вручную, и передает сигнал, который оповещает поисково-спасательные службы. Кроме того, АРБ служит приводом для спасательных средств.

Большинство морских радиобуев сконструировано так, что они приводятся в действие автоматически, когда судно тонет. Морской радиобуй сообщает, каким образом он приведен в действие: автоматически или вручную. Некоторые модели аварийных радиобуев могут иметь также встроенные средства обработки сигналов GPS.

Рекомендуется, чтобы включенный морской радиобуй, даже включенный по ошибке, оставался включенным до тех пор, пока спасательно-координационный центр не будет информирован о ложной передаче оповещения о бедствии. Это даст возможность спасательно-координационному центру оперировать более точным определением координат и идентификацией, что позволит разрешить проблему ложного оповещения без ненужной отправки поисково-спасательных средств. Капитан должен немедленно попытаться известить спасательно-координационный центр другими средствами о том, что тревога ложная.

2.Состав судового сообщения о бедствии.

. В первоначальное сообщение о бедствии следует включить столько нижеуказанной информации, сколько это практически целесообразно:

• идентификация судна;

• координаты;

• характер бедствия и вид требуемой помощи;

• погода в непосредственной близости, направление ветра, волны и зыби, видимость;

• время оставления судна;

• число оставшихся на борту членов экипажа;

• количество и тип спущенных спасательных средств;

• находятся ли аварийные средства определения местонахождения на спасательном средстве или в море;

• количество серьезно раненных.

 

 

 

Контрольные вопросы:

1.Пояснить обязательные меры предпринимаемые судном терпящем бедствие в море.

2.Охарактеризовать сигналы бедствия и сообщения на море.

3.Пояснить состав судового сообщения о бедствии.

4.Назвать алгоритм действий судов, находящихся в бедственном положении.

 

 

 

 

Лекция №9

План лекции:

1.Планирование и проведение поиска.

2. Схема скоординированного поиска морским и воздушным судном

 

1.Планирование и проведение поиска.

Для эффективного поиска надводными и авиационными средствами должны быть заранее спланированы схемы поиска и процедуры, чтобы морские и воздушные суда могли взаимодействовать в скоординированных операциях с минимальным риском и потерей времени. Установлены стандартные схемы поиска с учетом меняющихся обстоятельств.

Непрерывное наблюдение в течение длительного времени вызывает усталость и снижает эффективность поиска. При благоприятных условиях наблюдатель может эффективно работать приблизительно в течение 2 ч. Для обеспечения полноценной деятельности наблюдателя должны приниматься все возможные меры: смена секторов наблюдения, обеспечение солнцезащитными очками при ярком свете, затемнение внутреннего освещения в условиях слабой видимости. Бинокль следует использовать только для проверки наблюдений, сделанных невооруженным глазом, поскольку он вызывает быструю усталость глаз.

При поиске объекта с использованием морских судов и авиации применяется один из следующих способов:
- по расширяющимся квадратам;
- по секторам;
- параллельными галсами;
- зигзагом;
- совместный - судном и самолетом.

Поиск продолжается до тех пор, пока не потеряна надежда на спасение пострадавших, и прекращается лишь после того, как:
- тщательно обследованы все районы вероятного нахождения пострадавших;
- обследованы все возможные местоположения пострадавших;
- не осталось никакой уверенности в том, что пострадавшие живы.

Капитан принимая на себя обязанности координатора на месте действия должен как можно скорее получить от координатора действий план действий через спасательно-координационный центр или подцентр.


Схема поиска по расширяющимся квадратам используется, когда поиск осуществляется одиночным судном.
Если положение объекта поиска известно в узких пределах в небольшом районе (человек за бортом, найденный и затем утерянный объект), одиночное судно ведет поиск по радиусам от исходной точки, изменяя курс на 120° вправо при переходе на каждый последующий галс. После окончания первой фазы поиска схему следует развернуть на 30°и повторить поиск.

Рис 1.Схема поиска по расширяющимся квадратам

Рис.2Схема поиска по радиусам от исходной точки

 

 

2.Схема скоординированного поиска морским и воздушным судном

В условиях ограниченной видимости сокращается интервал между судами, что требует выполнения большего числа галсов, а судам назначается пониженная скорость; вследствие этого увеличивается время на обследование назначенного района поиска.

Координатор на месте действия может принять решение о сокращении района поиска, а при улучшении видимости принять меры по компенсации потерь в охвате района.

При совместном поиске морским и воздушным судном используется скоординированная схема поиска. Основная часть поиска выполняется воздушным судном; морское судно играет роль навигационного ориентира, относительно курса которого располагаются поисковые галсы воздушного судна. Морское судно должно следовать такой скоростью, чтобы на каждом последующем галсе воздушное судно пролетало над ним и корректировало свой курс.

 

Рис3. Поиск параллельными галсами


Рис4. Схема скоординированного поиска морским и воздушным судном

В условиях ограниченной видимости сокращается интервал между судами, что требует выполнения большего числа галсов, а судам назначается пониженная скорость; вследствие этого увеличивается время на обследование назначенного района поиска.

Координатор на месте действия может принять решение о сокращении района поиска, а при улучшении видимости принять меры по компенсации потерь в охвате района.

При совместном поиске морским и воздушным судном используется скоординированная схема поиска. Основная часть поиска выполняется воздушным судном; морское судно играет роль навигационного ориентира, относительно курса которого располагаются поисковые галсы воздушного судна. Морское судно должно следовать такой скоростью, чтобы на каждом последующем галсе воздушное судно пролетало над ним и корректировало свой курс.

Контрольные вопросы:

1.Для чего должны быть спланированы схемы поиска.

4.Какие схемы поска применяются судами в квадрате поиска.

5.Пояснить действия и схему поиска при совместномучавствии судов и авиации.

4.Какие действия выполняются по завершению поиска.

5.Кто руководит действиями судов в квадрате поиска.

 

 










Раздел.СУБ судов

Тема:СУБ Компании.

    Практическая работа №66 СУБсудна,состав и назначение.

. В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 КВВТ в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, судовладелец разрабатывает и применяет систему управления безопасностью судов (далее - СУБ), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включаячленов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций

. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования статьи 34.1 КВВТ считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.

Компании, выполнившей требование СУБ в отношении конкретных типов судов, выдается Документ о соответствии на эти суда. Документ о соответствии выдается сроком на 5 лет и должен подтверждаться на основе периодического освидетельствования, о чем де­лается соответствующая запись в Документе о соответствии.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 336.