Расположение противопожарных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К противопожарным средствам относятся стационарные и переносные системы пожаротушения, системы пожарной сигнализации, противопожарное снабжение и инструмент. Требования к устройству систем, размещению пожарных кранов, распылителей, устройств контроля сигнализации и т.д. определены Конвенцией СОЛАС-74 , Правилами классификации и постройки морских и речных судов Морского и Речного Российского Регистра РФ и Правилами пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации"

Активная противопожарная защита судна

Активная ППЗ судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возникновении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в автоматическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов.

В состав активной противопожарной защиты входят:

- системы пожарной сигнализации;

- стационарные противопожарные системы судна;

- переносные средства борьбы с пожаром.

Все противопожарное различной кратности.оборудование судна должно содержаться в полной исправности и постоянной готовности к действию. Предметы противопожарного снабжения хранятся в специальных легкодоступных местах, указанных в судовом расписании, и должны использоваться только по прямому назначению. Для быстрого нахождения шкафы и щиты для их хранения, а также весь пожарный инвентарь окрашивают в красный цвет.

Стационарные противопожарные системы судов.

В соответствии с правилами Регистра каждое судно должно быть снабжено средствами пожаротушения, к которым отно­сятся противопожарные судовые системы и противопожарный инвентарь.

Процесс горения при пожаре может быть прекращен несколь­кими способами и в том числе: а) путем удаления окислителя или снижением его процентного содержания; б) удалением горючего вещества (снижением содержания его в зоне горения) или изме­нением его свойств; в) путем снижения температуры горючей среды охлаждением.

 

Согласно правилам Регистра, на судах внутреннего плавания могут применяться следующие способы пожаротушения: водотушение, паротушение, пенотушение и углекислотное тушение.  На каждом судне обязательным является наличие водопожарной системы.

Судовые системы водотушения. Для уничтожения пожара используют воду в виде компактных и распыленных струй. Компактная струя характеризуется неразрывным потоком жидкости с относительно небольшим живым сечением и значительными скоростями. Распыленная струя есть поток капель воды различных размеров, что сокращает расход воды при большей поверхности орошения.

Для подачи воды к месту пожара в виде компактных струй каждое судно, на котором предусмотрена правилами Регистра установка механических пожарных насосов, оборудуется центра­лизованной системой водотушения. Система водотушения состоит из пожарных насосов, водопровода, пожарных кранов и шлангов со стволами.

Пожарные насосы обычно устанавливаются в машинно-котель­ном отделении. Мощность пожарного насоса должна обеспечить высоту струи не менее 10 м над наивысшей палубной надстройкой, при длине непрорезинеиного пенькового шланга 20 м с внутренним диамет­ром 50—63 мм (в зависимости от производительности насоса) и диаметре спрыска 13—16 мм.

Давление в пожарной магистрали обычно принимают 5—7 атм. Поднимать давление в магистрали более 7 атм. правилами Реги­стра запрещено. Для контроля и предотвращения чрезмер­ного давления на напорной трубе пожарного насоса должны уста­навливаться манометр и предохранительный клапан.

Пуск пожарных насосов применяется ручной и автоматиче­ский. При ручном пуске пожарная магистраль не всегда нахо­дится под давлением, тогда как при автоматическом пуске пожар­ная магистраль находится под давлением постоянно. При автома­тическом пуске стоит лишь открыть пожарный кран, и насос, вследствие падения давления в пожарной сети, автоматически включается в работу. Противопожарное водоснабжение может осуществляться по кольцевой или линейной системе трубопрово­дов. Линейную систему расположения трубопроводов разрешается ставить на небольших судах с небольшим количеством пожарных кранов. На всех пассажирских и товаро-пассажирских судах, а также на двухдечных дебаркадерах и стоечных судах специаль­ного назначения, имеющих механические насосы, разрешается устройство пожарной магистрали только кольцевой системы.

Кольцевая магистраль представляет собой замкнутое кольцо с. перемычками. Пожарный трубопровод разрешается устраивать из цельнотяну­тых или сварных труб. Арматура трубопровода может быть чу­гунная, с бронзовой гарнитурой. Для соединения рукавов со шту­церами кранов и стволами применяются быстросмыкающиеся си­стемы Количество и расположение пожарных кранов на магистрали принимаются с таким расчетом, чтобы при длине рукава в 20 м любая точка пожара могла быть обеспечена двумя струями. По­жарный кран обеспечивается выкидным рукавом и стволом со спрыском.

Выкидные рукава могут быть прорезиненными и непрорезиненными. Прорезиненный рукав более прочен, чем непрорезиненный, так как его ткань не намокает при работе, но он обладает боль­шей жесткостью, что вызывает появление складок и трещин. Для увеличения срока службы непрорезиненных рукавов, их рекомен­дуется пропитывать водонепроницаемым и противогнилостным со­ставом.

К концу выкидного рукава присоединяется ствол, назначением которого является получение компактной или распыленной струи воды и управление ею.

Водяные стволы подразделяются на ручные и лафетные (рис. 129). Лафетные стволы обеспечивают более мощное выбра­сывание струи, чем ручные, поэтому они устанавливаются па су­дах, предназначенных для перевозки громоздких палубных грузов, что затрудняет пользование пожарными шлангами. Лафетные стволы укрепляются на специальных подставках, или лафетах, и бывают как переносные, так и стационарные.

 

На конец конуса ствола для придания струе воды нужной формы и сечения навинчивается спрыск. Спрыски применяются нормальные, револьверные и спрыски-распылители.

Рис. 129. Пожарные стволы: а) нормальный ствол СА; б) лафетный ствол

Нормальные спрыски обеспечивают подачу цилиндрической струи. Револьверные спрыски обеспечивают при повороте спрыска возможность без перерыва в подаче воды переходить от одного сечения струи к другому. Спрыски-водораспылители обеспечивают выброс струи воды в виде мелкого дождя. Капли воды, быстро испаряясь, образуют вокруг горящего вещества облако пара, вследствие чего преграждается доступ кислорода воздуха к го­рящему веществу и прекращается процесс горения.

Спринклерная система. Оборудованное спринклерной системой по­мещение имеет под потолком специально расположенную водо­проводную сеть, служащую для питания водой спринклеров.

Одной из основных составных частей спринклерных систем являются спринклерные головки, которые ввертываются в трубы спринклерной сети на расстоянии 2,5—3 м.

В случае возникновения пожара в верхней зоне помещения быстро поднимается температура воздуха. При достижении темпе­ратуры воздуха, достаточной для расплавления припоя спринклерной головки, последняя расплавляется. Расплавление припоя влечет за со­бой открытие клапана спринклера, и находящаяся под давлением вода в трубах выливается на огонь в виде душа. О возникшем пожаре и нача­ле действия спринклерной системы автоматически подается сигнал.

Эта система применяется для установок, располагаемых в не­отапливаемых помещениях.

Дренчерная система.В некоторых случаях на судах устанавливают зместосприн­клерных дренчерные системы. Дренчерная система, как правило, является неавтоматической. Она непосредственно соединена с водопитателем. Вода с давлением около 1,5 атм. впускается в си­стему в момент пожарной опасности.

 

Каждое судно должно иметь места (машинное отделение, рулевая рубка, коридоры жилых помещений, палубы), оснащенное плакатами со схемами:

  • позиций управления средствами пожаротушения;
  • размещения пожарных кранов и оборудования;
  • путей эвакуации;
  • точек удаленного закрытия трубопроводов топливных емкостей;
  • помещений, оборудованных стационарными системами пожаротушения.
  • Противопожарное снабжение:
  • - обеспечение свободного доступа к предметам противопожарного снабжения;
  • - наличие маркировки пожарных рукавов и огнетушителей;
  • - проведение гидравлических испытаний пожарных рукавов;
  • - проведение взвешивания углекислотных огнетушителей. Наличие акта;
  • - наличие подвешенного на ручке химических пенных огнетушителей сертификата с указанием даты зарядки и фамилии лица, производившего зарядку;
  • - наличие на каждый воздушно-пенный и порошковый огнетушитель формуляра (паспорта) с записью о проведенных проверках;
  • - укомплектованность переносных пенных комплектов деталями в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, наличие акта химической лаборатории о пригодности пенообразователя;
  • - наличие и хранение в специальном ящике в легкодоступном месте берегового соединения международного образца для приема воды с берега (на судах смешанного "река-море" плавания);
  • - наличие металлических ящиков с песком и совковой лопатой (совком) в соответствии с требованиями Регистра;
  • - наличие комплектов пожарного инструмента (топор пожарный, лом пожарный, багор пожарный) в соответствии с нормами Регистра и размещение его на штатных металлических щитах в легкодоступных местах;
  • - наличие пожарных ведер на открытых палубах в суппортах, окрашенных в красный цвет, надписей "пожарные" и растительных линей достаточной длины;
  • - наличие комплектов снаряжения для пожарного (пожарный шлем, защитная одежда, сапоги, перчатки из неэлектропроводного материала, переносной аккумуляторный фонарь безопасной конструкции, пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород, дыхательный аппарат.- наличие дыхательных аппаратов одобренного типа.

Все противопожарное различной кратности.оборудование судна должно содержаться в полной исправности и постоянной готовности к действию. Предметы противопожарного снабжения хранятся в специальных легкодоступных местах, указанных в судовом расписании, и должны использоваться только по прямому назначению. Для быстрого нахождения шкафы и щиты для их хранения, а также весь пожарный инвентарь окрашивают в красный цвет.

 

 

Практическая работа №15Обнаружение пожара и дыма.Автоматические системы

     сигнализации.

Цель работы:

-Изучить судовые системы обнаружения огня и дыма.

 

Содержание отчёта:

Отчёт должен содержать сведения о судовых сигнализациях обнаружения огня и дыма и их действие.

 

Контрольные вопросы:

1.Изложить наличие на судне систем пожарной сигнализации.

.2.Пояснить действие противопожарных сигнлизаций на судне.

3.Привести классификацию видов судовой противопожарной сигнализации по принципу действия.

4.Пояснить назначение и принципы действия извещателей пожарной сигнализации,места их установки.

 

Теоретические сведения к Практической работе:

 

Системы пожарной сигнализации

Сигнализацией обнаружения пожара оборудуются жилые, служебные, грузовые, производственные помещения, фонарные, малярные и т.д. Существует несколько видов судовых автоматических систем обнаружения пожара: электрические, дымосигнальные пневматические, комбинированные.

В состав автоматических систем входит следующие элементы: извещатели (датчики), линии передач полученного извещателем импульса, станции приема сигналов от извещателей, источники питания (судовая электрическая сеть, аккумуляторы, сжатый воздух от баллонов в МО). Обычно автоматические системы сигнализации получают питание от двух источников.

Электрическая пожарная сигнализация по способу включения извещателей может быть лучевой и шлейфной.

Автоматические системы обнаружения пожара включают основной и аварийный, источники питания приемное устройство пожарные извещатели, звуковые и световые, сигналы.

Неавтоматические дымосигнальные устройства обнаружения пожара бывают двух типов: оптические и устройства обнаружения по запаху дыма.

Сигнал о возникновении пожара в охраняемом помещении подается на приемную станцию с помощью специального прибора или устройства извещателя. Извещатели могут быть ручными и автоматическими.

Ручные извещатели устанавливаются в коридоpax, производственных помещениях, машинном и котельном отделениях, отделении холодильных машин, на открытых палубах. Располагают извещатели в легкодоступных местах и так, чтобы они были хорошо заметны - корпус окрашивается в красный цвет. Рядом с извещателем крепится молоточек, чтобы разбить стекло и краткая инструктивная надпись, например: "Разбей стекло, нажми и отпусти кнопку!".

Автоматические извещатели (датчики) устанавливаются в жилых и служебных помещениях, в кладовых для хранения взрывчатых и легковоспламеняющихся материалов.

В зависимости от того, какой из параметров выбран в качестве контролируемого, различают следующие виды извещателей:

температурные извещатели, реагирующие на изменение температуры (термоизвещатели);

оптические извещатели, которые срабатывают от дымового или светового эффекта; чувствительные элементы - фотоэлементы или фотосопротивления;

ионизационные извещатели, чувствительный элемент которых – ионизационная камера.

Температурные извещатели подразделяются на максимальные, дифференциальные и максимально – дифференциальные.

Максимальные извещатели отличаются друг от друга по конструкции и принципу действия. Обычные типы максимальных извещателей – это:

биметаллические:

извещатель с биметаллической пластиной;

извещатель с биметаллическим диском мгновенного действия.

электрические:

термостатический кабель;

металлический кабель.

с плавящемся металлом:

извещатель с плавкой металлической вставкой.

жидкостные:

извещатель с расширяющийся жидкостью.

Дифференциальные температурные извещатели реагируют на определенную скорость нарастания температуры. Если это превзойдет заданную, датчик вырабатывает импульс, поступающий в цепь сигнализации. При более низких скоростях импульс не выробатыватся.

Дифференциальные извещатели имеют следующие достоинства:

медленный подъем температуры не вызывает срабатывания прибора;

приборы можно использовать в помещениях с низкими температурами (в охлаждаемых помещениях) и с высокими температурами (и котельных отделениях);

Дифференциальные извещатели устанавливаются в помещениях со сравнительно постоянной или плавно меняющейся температурой. Опасной считается скорость наростания температуры в пределах 5 - 10 град/мин.

Комбинированные максимально-дифференциальные извещатели сочетают в себе принципы действия и максимальных и дифференциальных извещателей, т.е. они срабатывают как при слишком высокой скорости нарастания температуры так и при достижении определенного предела температуры (хотя ее нарастание и происходило бы с небольшой скоростью).

Практическая работа №17 Сигналы подаваемые в чрезвычайных ситуациях.

Цель работы:

-изучитьсигналы подаваемые на судаз при чрезвычайной ситуации.

 

Содержание отчёта:

Отчёт должен содержать сведения о судовых сигналах подаваемых в чрезвычайных ситуациях.

 

Контрольные вопросы:

1.Перечислить все сигналы судовых тревог.

.2.Пояснить подаваемые на судне сигналы в чрезвычайных ситуациях в море.

3.Пояснить международные сигналы бедствия.

 

 

Теоретические сведения к Практической работе:

СИГНАЛЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА СУДНЕ

Устанавливаются следующие виды тревог:

,,Общесудовая тревога,, Непрерывный звонок громкого боя 25-30сек.,три-четыре раза…в порту сопровождениечастыми ударами в колокол при пожаре..взрыве;
тревога "Человек за бортом" три продолжительных сигнала звонком громкого боя (продолжительность сигнала 5-6 секунд), сигнал повторяется 3-4 раза;
,,Шлюпочная тревога,, семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя, сигнал повторяется 3-4 раза.
Радиационная опасность Один короткий и два продолжительных звука, повторяется 3 раза с интервалом 2 с и сопровождается сообщением по громкоговорящей связи
Химическая тревога четыре коротких и один продолжительный звук, повторяется 3 раза с интервалом 2 с и сопровождается сообщением по громкоговорящей связи

Международные сигналы бедствия на судне в море.

При чрезвычайных происшествиях, во время шторма, бури или в других критических ситуациях выживание судна и его экипажа может зависеть от помощи со стороны. Но для того чтобы передать сигнал о помощи, необходимо знать международные сигналы бедствия на море, способные привлечь внимание проходящих кораблей или береговых служб. Итак, какие международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой, и как их использовать? 1.Оповещение при бедствии

Судно, терпящее бедствие на море, должно передать любыми видами связи сигнал бедствия, название и местонахождение судна, характер бедствия и вид требующейся помощи, а также другую информацию, которая способствовала бы спасении. Согласно «Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию» (IAMSAR) в ГМССБ для передачи сигнала бедствия и аварийного радиообмена выделены определенные частоты:

ЦИВ Радиотелефония Радиотелекс УКВ, ПВ-КВ-диапазон

Кроме этого, для передачи сигнала бедствия необходимо ис пользовать международные спутниковые системы ИНМАРСАТ и КОСПАС – SARSAT.

Командиры воздушных и морских судов не должны медлить с оповещением системы поиска и спасания, если ситуация развивается и может привести к необходимости привлечения помощи. Это позволит системе поиска и спасания выполнить предварительное планирование на случай непредвиденных обстоятельств и вовремя оказать практическую помощь, если ситуация ухудшится.

Воздушными и морскими судами используются три произносимых сигнала о чрезвычайных ситуациях.

Сигнал бедствия «MAYDAY» (произносится - «МЭДЭ») используется для указания на то, что подвижное средство находится в состоянии угрозы непосредственной опасности и требует немедленной помощи, например, если с судна за борт упал человек и капитан считает, что необходима посторонняя помощь. Этот сигнал имеет преимущество перед всеми другими сообщениями.

Сигнал срочности «PAN-PAN» (произносится - «ПАН-ПАН») используется, когда безопасность подвижного средства находится под угрозой.

Сигнал срочности PAN-PAN должен использоваться, когда существует опасная ситуация, которая, в конечном счете, может вызвать необходимость привлечения помощи.

Этот сигнал имеет преимущество перед всеми видами сообщений, кроме сигнала бедствия.

Сигнал безопасности «SECURITE» (произносится — «СЕКЮРИТЭ») используется для сообщений, касающихся безопасности судовождения или передающих важные метеорологические предупреждения.

Любые сообщения, переданные после этих сигналов, имеют право первоочередности перед обычными сообщениями.

Обычно все эти сигналы повторяются три раза в начале сообщения.

Капитан бедствующего судна должен объявить о состоянии бедствия, используя сигнал «MAYDAY».

Более подробный перечень процедурных слов, используемых при поиске и спасании, представлен в Международном своде сигналов.

Сигнал SOS

SOS – один из основных международных сигналов бедствия на море. По азбуке Морзе SOS передается как 3 точки-3 тире-3 точки с помощью следующих сигнальных средств:

  • радиотелеграф;
  • клотиковый фонарь;
  • прожектор.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 640.