К противопожарным средствам относятся стационарные и переносные системы пожаротушения, системы пожарной сигнализации, противопожарное снабжение и инструмент. Требования к устройству систем, размещению пожарных кранов, распылителей, устройств контроля сигнализации и т.д. определены Конвенцией СОЛАС-74 , Правилами классификации и постройки морских и речных судов Морского и Речного Российского Регистра РФ и Правилами пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Активная противопожарная защита судна
Активная ППЗ судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возникновении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в автоматическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов.
В состав активной противопожарной защиты входят:
- системы пожарной сигнализации;
- стационарные противопожарные системы судна;
- переносные средства борьбы с пожаром.
Все противопожарное различной кратности.оборудование судна должно содержаться в полной исправности и постоянной готовности к действию. Предметы противопожарного снабжения хранятся в специальных легкодоступных местах, указанных в судовом расписании, и должны использоваться только по прямому назначению. Для быстрого нахождения шкафы и щиты для их хранения, а также весь пожарный инвентарь окрашивают в красный цвет.
Стационарные противопожарные системы судов.
В соответствии с правилами Регистра каждое судно должно быть снабжено средствами пожаротушения, к которым относятся противопожарные судовые системы и противопожарный инвентарь.
Процесс горения при пожаре может быть прекращен несколькими способами и в том числе: а) путем удаления окислителя или снижением его процентного содержания; б) удалением горючего вещества (снижением содержания его в зоне горения) или изменением его свойств; в) путем снижения температуры горючей среды охлаждением.
Согласно правилам Регистра, на судах внутреннего плавания могут применяться следующие способы пожаротушения: водотушение, паротушение, пенотушение и углекислотное тушение. На каждом судне обязательным является наличие водопожарной системы.
Судовые системы водотушения. Для уничтожения пожара используют воду в виде компактных и распыленных струй. Компактная струя характеризуется неразрывным потоком жидкости с относительно небольшим живым сечением и значительными скоростями. Распыленная струя есть поток капель воды различных размеров, что сокращает расход воды при большей поверхности орошения.
Для подачи воды к месту пожара в виде компактных струй каждое судно, на котором предусмотрена правилами Регистра установка механических пожарных насосов, оборудуется централизованной системой водотушения. Система водотушения состоит из пожарных насосов, водопровода, пожарных кранов и шлангов со стволами.
Пожарные насосы обычно устанавливаются в машинно-котельном отделении. Мощность пожарного насоса должна обеспечить высоту струи не менее 10 м над наивысшей палубной надстройкой, при длине непрорезинеиного пенькового шланга 20 м с внутренним диаметром 50—63 мм (в зависимости от производительности насоса) и диаметре спрыска 13—16 мм.
Давление в пожарной магистрали обычно принимают 5—7 атм. Поднимать давление в магистрали более 7 атм. правилами Регистра запрещено. Для контроля и предотвращения чрезмерного давления на напорной трубе пожарного насоса должны устанавливаться манометр и предохранительный клапан.
Пуск пожарных насосов применяется ручной и автоматический. При ручном пуске пожарная магистраль не всегда находится под давлением, тогда как при автоматическом пуске пожарная магистраль находится под давлением постоянно. При автоматическом пуске стоит лишь открыть пожарный кран, и насос, вследствие падения давления в пожарной сети, автоматически включается в работу. Противопожарное водоснабжение может осуществляться по кольцевой или линейной системе трубопроводов. Линейную систему расположения трубопроводов разрешается ставить на небольших судах с небольшим количеством пожарных кранов. На всех пассажирских и товаро-пассажирских судах, а также на двухдечных дебаркадерах и стоечных судах специального назначения, имеющих механические насосы, разрешается устройство пожарной магистрали только кольцевой системы.
Кольцевая магистраль представляет собой замкнутое кольцо с. перемычками. Пожарный трубопровод разрешается устраивать из цельнотянутых или сварных труб. Арматура трубопровода может быть чугунная, с бронзовой гарнитурой. Для соединения рукавов со штуцерами кранов и стволами применяются быстросмыкающиеся системы Количество и расположение пожарных кранов на магистрали принимаются с таким расчетом, чтобы при длине рукава в 20 м любая точка пожара могла быть обеспечена двумя струями. Пожарный кран обеспечивается выкидным рукавом и стволом со спрыском.
Выкидные рукава могут быть прорезиненными и непрорезиненными. Прорезиненный рукав более прочен, чем непрорезиненный, так как его ткань не намокает при работе, но он обладает большей жесткостью, что вызывает появление складок и трещин. Для увеличения срока службы непрорезиненных рукавов, их рекомендуется пропитывать водонепроницаемым и противогнилостным составом.
К концу выкидного рукава присоединяется ствол, назначением которого является получение компактной или распыленной струи воды и управление ею.
Водяные стволы подразделяются на ручные и лафетные (рис. 129). Лафетные стволы обеспечивают более мощное выбрасывание струи, чем ручные, поэтому они устанавливаются па судах, предназначенных для перевозки громоздких палубных грузов, что затрудняет пользование пожарными шлангами. Лафетные стволы укрепляются на специальных подставках, или лафетах, и бывают как переносные, так и стационарные.
На конец конуса ствола для придания струе воды нужной формы и сечения навинчивается спрыск. Спрыски применяются нормальные, револьверные и спрыски-распылители.
Рис. 129. Пожарные стволы: а) нормальный ствол СА; б) лафетный ствол
Нормальные спрыски обеспечивают подачу цилиндрической струи. Револьверные спрыски обеспечивают при повороте спрыска возможность без перерыва в подаче воды переходить от одного сечения струи к другому. Спрыски-водораспылители обеспечивают выброс струи воды в виде мелкого дождя. Капли воды, быстро испаряясь, образуют вокруг горящего вещества облако пара, вследствие чего преграждается доступ кислорода воздуха к горящему веществу и прекращается процесс горения.
Спринклерная система. Оборудованное спринклерной системой помещение имеет под потолком специально расположенную водопроводную сеть, служащую для питания водой спринклеров.
Одной из основных составных частей спринклерных систем являются спринклерные головки, которые ввертываются в трубы спринклерной сети на расстоянии 2,5—3 м.
В случае возникновения пожара в верхней зоне помещения быстро поднимается температура воздуха. При достижении температуры воздуха, достаточной для расплавления припоя спринклерной головки, последняя расплавляется. Расплавление припоя влечет за собой открытие клапана спринклера, и находящаяся под давлением вода в трубах выливается на огонь в виде душа. О возникшем пожаре и начале действия спринклерной системы автоматически подается сигнал.
Эта система применяется для установок, располагаемых в неотапливаемых помещениях.
Дренчерная система.В некоторых случаях на судах устанавливают зместоспринклерных дренчерные системы. Дренчерная система, как правило, является неавтоматической. Она непосредственно соединена с водопитателем. Вода с давлением около 1,5 атм. впускается в систему в момент пожарной опасности.
Каждое судно должно иметь места (машинное отделение, рулевая рубка, коридоры жилых помещений, палубы), оснащенное плакатами со схемами:
Все противопожарное различной кратности.оборудование судна должно содержаться в полной исправности и постоянной готовности к действию. Предметы противопожарного снабжения хранятся в специальных легкодоступных местах, указанных в судовом расписании, и должны использоваться только по прямому назначению. Для быстрого нахождения шкафы и щиты для их хранения, а также весь пожарный инвентарь окрашивают в красный цвет.
Практическая работа №15Обнаружение пожара и дыма.Автоматические системы
сигнализации.
Цель работы:
-Изучить судовые системы обнаружения огня и дыма.
Содержание отчёта:
Отчёт должен содержать сведения о судовых сигнализациях обнаружения огня и дыма и их действие.
Контрольные вопросы:
1.Изложить наличие на судне систем пожарной сигнализации.
.2.Пояснить действие противопожарных сигнлизаций на судне.
3.Привести классификацию видов судовой противопожарной сигнализации по принципу действия.
4.Пояснить назначение и принципы действия извещателей пожарной сигнализации,места их установки.
Теоретические сведения к Практической работе:
Системы пожарной сигнализации
Сигнализацией обнаружения пожара оборудуются жилые, служебные, грузовые, производственные помещения, фонарные, малярные и т.д. Существует несколько видов судовых автоматических систем обнаружения пожара: электрические, дымосигнальные пневматические, комбинированные.
В состав автоматических систем входит следующие элементы: извещатели (датчики), линии передач полученного извещателем импульса, станции приема сигналов от извещателей, источники питания (судовая электрическая сеть, аккумуляторы, сжатый воздух от баллонов в МО). Обычно автоматические системы сигнализации получают питание от двух источников.
Электрическая пожарная сигнализация по способу включения извещателей может быть лучевой и шлейфной.
Автоматические системы обнаружения пожара включают основной и аварийный, источники питания приемное устройство пожарные извещатели, звуковые и световые, сигналы.
Неавтоматические дымосигнальные устройства обнаружения пожара бывают двух типов: оптические и устройства обнаружения по запаху дыма.
Сигнал о возникновении пожара в охраняемом помещении подается на приемную станцию с помощью специального прибора или устройства извещателя. Извещатели могут быть ручными и автоматическими.
Ручные извещатели устанавливаются в коридоpax, производственных помещениях, машинном и котельном отделениях, отделении холодильных машин, на открытых палубах. Располагают извещатели в легкодоступных местах и так, чтобы они были хорошо заметны - корпус окрашивается в красный цвет. Рядом с извещателем крепится молоточек, чтобы разбить стекло и краткая инструктивная надпись, например: "Разбей стекло, нажми и отпусти кнопку!".
Автоматические извещатели (датчики) устанавливаются в жилых и служебных помещениях, в кладовых для хранения взрывчатых и легковоспламеняющихся материалов.
В зависимости от того, какой из параметров выбран в качестве контролируемого, различают следующие виды извещателей:
температурные извещатели, реагирующие на изменение температуры (термоизвещатели);
оптические извещатели, которые срабатывают от дымового или светового эффекта; чувствительные элементы - фотоэлементы или фотосопротивления;
ионизационные извещатели, чувствительный элемент которых – ионизационная камера.
Температурные извещатели подразделяются на максимальные, дифференциальные и максимально – дифференциальные.
Максимальные извещатели отличаются друг от друга по конструкции и принципу действия. Обычные типы максимальных извещателей – это:
биметаллические:
извещатель с биметаллической пластиной;
извещатель с биметаллическим диском мгновенного действия.
электрические:
термостатический кабель;
металлический кабель.
с плавящемся металлом:
извещатель с плавкой металлической вставкой.
жидкостные:
извещатель с расширяющийся жидкостью.
Дифференциальные температурные извещатели реагируют на определенную скорость нарастания температуры. Если это превзойдет заданную, датчик вырабатывает импульс, поступающий в цепь сигнализации. При более низких скоростях импульс не выробатыватся.
Дифференциальные извещатели имеют следующие достоинства:
медленный подъем температуры не вызывает срабатывания прибора;
приборы можно использовать в помещениях с низкими температурами (в охлаждаемых помещениях) и с высокими температурами (и котельных отделениях);
Дифференциальные извещатели устанавливаются в помещениях со сравнительно постоянной или плавно меняющейся температурой. Опасной считается скорость наростания температуры в пределах 5 - 10 град/мин.
Комбинированные максимально-дифференциальные извещатели сочетают в себе принципы действия и максимальных и дифференциальных извещателей, т.е. они срабатывают как при слишком высокой скорости нарастания температуры так и при достижении определенного предела температуры (хотя ее нарастание и происходило бы с небольшой скоростью).
Практическая работа №17 Сигналы подаваемые в чрезвычайных ситуациях.
Цель работы:
-изучитьсигналы подаваемые на судаз при чрезвычайной ситуации.
Содержание отчёта:
Отчёт должен содержать сведения о судовых сигналах подаваемых в чрезвычайных ситуациях.
Контрольные вопросы:
1.Перечислить все сигналы судовых тревог.
.2.Пояснить подаваемые на судне сигналы в чрезвычайных ситуациях в море.
3.Пояснить международные сигналы бедствия.
Теоретические сведения к Практической работе:
СИГНАЛЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА СУДНЕ
Устанавливаются следующие виды тревог:
,,Общесудовая тревога,, | Непрерывный звонок громкого боя 25-30сек.,три-четыре раза…в порту сопровождениечастыми ударами в колокол при пожаре..взрыве; |
тревога "Человек за бортом" | три продолжительных сигнала звонком громкого боя (продолжительность сигнала 5-6 секунд), сигнал повторяется 3-4 раза; |
,,Шлюпочная тревога,, | семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя, сигнал повторяется 3-4 раза. |
Радиационная опасность | Один короткий и два продолжительных звука, повторяется 3 раза с интервалом 2 с и сопровождается сообщением по громкоговорящей связи |
Химическая тревога | четыре коротких и один продолжительный звук, повторяется 3 раза с интервалом 2 с и сопровождается сообщением по громкоговорящей связи |
Международные сигналы бедствия на судне в море.
При чрезвычайных происшествиях, во время шторма, бури или в других критических ситуациях выживание судна и его экипажа может зависеть от помощи со стороны. Но для того чтобы передать сигнал о помощи, необходимо знать международные сигналы бедствия на море, способные привлечь внимание проходящих кораблей или береговых служб. Итак, какие международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой, и как их использовать? 1.Оповещение при бедствии
Судно, терпящее бедствие на море, должно передать любыми видами связи сигнал бедствия, название и местонахождение судна, характер бедствия и вид требующейся помощи, а также другую информацию, которая способствовала бы спасении. Согласно «Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию» (IAMSAR) в ГМССБ для передачи сигнала бедствия и аварийного радиообмена выделены определенные частоты:
ЦИВ Радиотелефония Радиотелекс УКВ, ПВ-КВ-диапазон
Кроме этого, для передачи сигнала бедствия необходимо ис пользовать международные спутниковые системы ИНМАРСАТ и КОСПАС – SARSAT.
Командиры воздушных и морских судов не должны медлить с оповещением системы поиска и спасания, если ситуация развивается и может привести к необходимости привлечения помощи. Это позволит системе поиска и спасания выполнить предварительное планирование на случай непредвиденных обстоятельств и вовремя оказать практическую помощь, если ситуация ухудшится.
Воздушными и морскими судами используются три произносимых сигнала о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал бедствия «MAYDAY» (произносится - «МЭДЭ») используется для указания на то, что подвижное средство находится в состоянии угрозы непосредственной опасности и требует немедленной помощи, например, если с судна за борт упал человек и капитан считает, что необходима посторонняя помощь. Этот сигнал имеет преимущество перед всеми другими сообщениями.
Сигнал срочности «PAN-PAN» (произносится - «ПАН-ПАН») используется, когда безопасность подвижного средства находится под угрозой.
Сигнал срочности PAN-PAN должен использоваться, когда существует опасная ситуация, которая, в конечном счете, может вызвать необходимость привлечения помощи.
Этот сигнал имеет преимущество перед всеми видами сообщений, кроме сигнала бедствия.
Сигнал безопасности «SECURITE» (произносится — «СЕКЮРИТЭ») используется для сообщений, касающихся безопасности судовождения или передающих важные метеорологические предупреждения.
Любые сообщения, переданные после этих сигналов, имеют право первоочередности перед обычными сообщениями.
Обычно все эти сигналы повторяются три раза в начале сообщения.
Капитан бедствующего судна должен объявить о состоянии бедствия, используя сигнал «MAYDAY».
Более подробный перечень процедурных слов, используемых при поиске и спасании, представлен в Международном своде сигналов.
Сигнал SOS
SOS – один из основных международных сигналов бедствия на море. По азбуке Морзе SOS передается как 3 точки-3 тире-3 точки с помощью следующих сигнальных средств:
Дата: 2019-02-19, просмотров: 683.