Тема 2.3 Обеспечение пожарной безопасности на судне
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Практическая работа № 9 Стационарные и переносные средства пожаротушения на судах..

Цель работы:

-Изучить судовые системы,средства пожаротушении и обнаружения пожара на судах.

 

 

Содержание отчёта:

Отчёт должен содержать сведения о стационарных и переносных средствах пожаротушения и обнаружения пожара на судне и требования к ним.

 

Контрольные вопросы:

1.Изложить Способы прекращения горения на судне.

.2.Изложить разновидности и назначение систем пожаротушения на судах.

3.Изложить требования кснабжения судов противопожарным оборудованием и его размещению.

4.Пояснить действия систем обнаружения пожара на судне.

5.Изложить классификацию и применение переносных средств пожаротушения на судах.

 

Теоретические сведения к Практической работе:

пожарного насоса должны уста­навливаться манометр и предохранительный клапан. Стационарные противопожарные системы судов.

В зависимости от типа судна и его конструктивных особен­ностей, осуществляются профилактические мероприятия по пред­отвращению возможности возникновения пожаров. Эти меро­приятия устанавливаются правилами надзора за постройкой судов и требованиями Регистра.

 

В соответствии с правилами Регистра каждое судно должно быть снабжено средствами пожаротушения, к которым отно­сятся противопожарные судовые системы и противопожарный инвентарь.

Процесс горения при пожаре может быть прекращен несколь­кими способами и в том числе: а) путем удаления окислителя или снижением его процентного содержания; б) удалением горючего вещества (снижением содержания его в зоне горения) или изме­нением его свойств; в) путем снижения температуры горючей среды охлаждением.

Согласно правилам Регистра, на судах внутреннего плавания могут применяться следующие способы пожаротушения: водотушение, паротушение, пенотушение и углекислотное тушение.

Судовые системы водотушения. Для уничтожения пожара используют воду в виде компактных и распыленных струй. Компактная струя характеризуется неразрывным потоком жидкости с относительно небольшим живым сечением и значительными скоростями. Распыленная струя есть поток капель воды различных размеров, что сокращает расход воды при большей поверхности орошения.

Для подачи воды к месту пожара в виде компактных струй каждое судно, на котором предусмотрена правилами Регистра установка механических пожарных насосов, оборудуется центра­лизованной системой водотушения. Система водотушения состоит из пожарных насосов, водопровода, пожарных кранов и шлангов со стволами.

Пожарные насосы обычно устанавливаются в машинно-котель­ном отделении. Использование пожарных насосов разрешается только для целей пожаротушения и откачки воды из судов при авариях, а на судах, работающих на твердом топливе, и для осушения трюмов.

Мощность пожарного насоса должна обеспечить высоту струи не менее 10 м над наивысшей палубной надстройкой, при длине непрорезинеиного пенькового шланга 20 м с внутренним диамет­ром 50—63 мм (в зависимости от производительности насоса) и диаметре спрыска 13—16 мм.

Давление в пожарной магистрали обычно принимают 5—7 атм. Поднимать давление в магистрали более 7 атм. правилами Реги­стра запрещено. Для контроля и предотвращения чрезмер­ного давления на напорной трубе

Пуск пожарных насосов применяется ручной и автоматиче­ский. При ручном пуске пожарная магистраль не всегда нахо­дится под давлением, тогда как при автоматическом пуске пожар­ная магистраль находится под давлением постоянно. При автома­тическом пуске стоит лишь открыть пожарный кран, и насос, вследствие падения давления в пожарной сети, автоматически включается в работу. Противопожарное водоснабжение может осуществляться по кольцевой или линейной системе трубопрово­дов. Линейную систему расположения трубопроводов разрешается ставить на небольших судах с небольшим количеством пожарных кранов. На всех пассажирских и товаро-пассажирских судах, а также на двухдечных дебаркадерах и стоечных судах специаль­ного назначения, имеющих механические насосы, разрешается устройство пожарной магистрали только кольцевой системы.

Кольцевая магистраль представляет собой замкнутое кольцо с. перемычками. Пожарный трубопровод разрешается устраивать из цельнотяну­тых или сварных труб. Арматура трубопровода может быть чу­гунная, с бронзовой гарнитурой. Для соединения рукавов со шту­церами кранов и стволами применяются быстросмыкающиеся си­стемы Количество и расположение пожарных кранов на магистрали принимаются с таким расчетом, чтобы при длине рукава в 20 м любая точка пожара могла быть обеспечена двумя струями. По­жарный кран обеспечивается выкидным рукавом и стволом со впрыском.

Выкидные рукава могут быть прорезиненными и непрорезиненными. Прорезиненный рукав более прочен, чем непрорезиненный, так как его ткань не намокает при работе, но он обладает боль­шей жесткостью, что вызывает появление складок и трещин. Для увеличения срока службы непрорезиненных рукавов, их рекомен­дуется пропитывать водонепроницаемым и противогнилостным со­ставом.

К концу выкидного рукава присоединяется ствол, назначением которого является получение компактной или распыленной струи воды и управление ею.

Водяные стволы подразделяются на ручные и лафетные (рис. 129).Лафетные стволы обеспечивают более мощное выбра­сывание струи, чем ручные, поэтому они устанавливаются па су­дах, предназначенных для перевозки громоздких палубных грузов, что затрудняет пользование пожарными шлангами. Лафетные стволы укрепляются на специальных подставках, или лафетах, и бывают как переносные, так и стационарные.

 

На конец конуса ствола для придания струе воды нужной формы и сечения навинчивается спрыск. Спрыски применяются нормальные, револьверные и спрыски-распылители.

 

Рис. 129. Пожарные стволы: а) нормальный ствол СА; б) лафетный ствол

Нормальные спрыски обеспечивают подачу цилиндрической струи. Револьверные спрыски обеспечивают при повороте спрыска возможность без перерыва в подаче воды переходить от одного сечения струи к другому. Спрыски-водораспылители обеспечивают выброс струи воды в виде мелкого дождя. Капли воды, быстро испаряясь, образуют вокруг горящего вещества облако пара, вследствие чего преграждается доступ кислорода воздуха к го­рящему веществу и прекращается процесс горения.

Спринклерная система. Спринклерная автоматически дей­ствующая система имеет широкое применение как на крупных предприятиях, так и на крупных морских пассажирских и грузо­пассажирских судах. Оборудованное спринклерной системой по­мещение имеет под потолком специально расположенную водо­проводную сеть, служащую для питания водой спринклеров.

Одной из основных составных частей спринклерных систем являются спринклерные головки, которые ввертываются в трубы спринклерной сети на расстоянии 2,5—3 м.

 

Система паротушения. Тушение водяным паром основано главным образом, на снижении содержания кислорода в зоны горения. При наличии в атмосфере концентрации пара по объему 35% и более процесс горения практически прекращается. Водя ной пар может применяться для тушения как твердых, так п жидких и газообразных веществ.

Пар поступает в систему паротушения, как правило, через редукционный клапан непосредственно от котла, Управление паротушением должно быть централизовано. Паро­распределительная коробка должна помещаться в легко доступ ном для экипажа месте и должна снабжаться соответствующими надписями. Маховички вентилей паротушителей должны быть окрашены в красный цвет.

Ввод отростков паропровода в помещения, где хранятся жидкие грузы, устраивается в верхней части помещения, а в сухо­грузном — на расстоянии не более 1 м от настила днища. На нефтеналивных судах с расширительными шахтами пар подво­дится под крышку расширительной шахты.

Тушение пожаров пеной. Пена состоит из пузырьков газа, oтделенных друг от друга пленкой жидкости.

В противопожарной технике в настоящее время используются два вида пены: химическая и воздушно-механическая.

Химическая пена получается в результате химической реакции и представляет собой пузырьки, заполненные углекислым газом, с оболочкой, состоящей из водных растворов солей.

Воздушно-механическая пена является результатом механи­ческого перемешивания раствора пенообразователя в воде с воз­духом и представляет собой пузырьки, заполненные воздухом, с оболочкой, состоящей из слабых водных растворов солей.

Тушение пожаров пеной основано на том, что ее слой опре­деленной толщины вызывает частичное охлаждение горящей по­верхности, препятствует доступу кислорода воздуха и создает тепловую изоляцию поверхности вещества от притока тепла из зоны пламени, так как пена легче всех жидкостей и твердых ма­териалов.

Углекислотная противопожарная система.Углекислотное по­жаротушение основано на негорючести углекислого газа, который, будучи введенным в зону горения, разбавляет атмосферу, тем са­мым снижает процентное содержание кислорода или горючего, в связи с чем падает интенсивность горения.Жидкая угле­кислота при выпуске ее из баллона переходит в твердое состояние в виде снега с температурой — 78,5°; твердая углекислота при на­греве мгновенно переходит в газообразное состояние, занимая при этом в 400—500 раз больший объем.

Вследствие низкой электропроводности, углекислый газ ши­роко может быть использован для ликвидации пожаров в элек­тротехнических установках. Вообще углекислый газ может быть успешно применен для тушения в подавляющем большинстве слу­чаев, кроме таких, например, как горение кинопленки и некоторых других материалов, которые в силу своих физических и хими­ческих свойств продолжают гореть в атмосфере, содержащей значитель­ный процент углекислого газа.

 

Противопожарное снабжение:

- обеспечение свободного доступа к предметам противопожарного снабжения;

- наличие маркировки пожарных рукавов и огнетушителей;

- проведение гидравлических испытаний пожарных рукавов;

- проведение взвешивания углекислотных огнетушителей. Наличие акта;

- наличие подвешенного на ручке химических пенных огнетушителей сертификата с указанием даты зарядки и фамилии лица, производившего зарядку;

- наличие на каждый воздушно-пенный и порошковый огнетушитель формуляра (паспорта) с записью о проведенных проверках;

- укомплектованность переносных пенных комплектов деталями в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, наличие акта химической лаборатории о пригодности пенообразователя;

- наличие и хранение в специальном ящике в легкодоступном месте берегового соединения международного образца для приема воды с берега (на судах смешанного "река-море" плавания);

- наличие металлических ящиков с песком и совковой лопатой (совком) в соответствии с требованиями Регистра;

- наличие комплектов пожарного инструмента (топор пожарный, лом пожарный, багор пожарный) в соответствии с нормами Регистра и размещение его на штатных металлических щитах в легкодоступных местах;

- наличие пожарных ведер на открытых палубах в суппортах, окрашенных в красный цвет, надписей "пожарные" и растительных линей достаточной длины;

- наличие комплектов снаряжения для пожарного (пожарный шлем, защитная одежда, сапоги, перчатки из неэлектропроводного материала, переносной аккумуляторный фонарь безопасной конструкции, пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород, дыхательный аппарат.- наличие дыхательных аппаратов одобренного типа.

сссссс

Системы пожарной сигнализации

Сигнализацией обнаружения пожара оборудуются жилые, служебные, грузовые, производственные помещения, фонарные, малярные и т.д. Существует несколько видов судовых автоматических систем обнаружения пожара: электрические, дымосигнальные пневматические, комбинированные.

В состав автоматических систем входит следующие элементы: извещатели (датчики), линии передач полученного извещателем импульса, станции приема сигналов от извещателей, источники питания (судовая электрическая сеть, аккумуляторы, сжатый воздух от баллонов в МО). Обычно автоматические системы сигнализации получают питание от двух источников.

Электрическая пожарная сигнализация по способу включения извещателей может быть лучевой и шлейфной.

Автоматические системы обнаружения пожара включают основной и аварийный, источники питания приемное устройство пожарные извещатели, звуковые и световые, сигналы.

Неавтоматические дымосигнальные устройства обнаружения пожара бывают двух типов: оптические и устройства обнаружения по запаху дыма.

Сигнал о возникновении пожара в охраняемом помещении подается на приемную станцию с помощью специального прибора или устройства извещателя. Извещатели могут быть ручными и автоматическими.

Ручные извещатели устанавливаются в коридоpax, производственных помещениях, машинном и котельном отделениях, отделении холодильных машин, на открытых палубах. Располагают извещатели в легкодоступных местах и так, чтобы они были хорошо заметны - корпус окрашивается в красный цвет. Рядом с извещателем крепится молоточек, чтобы разбить стекло и краткая инструктивная надпись, например: "Разбей стекло, нажми и отпусти кнопку!".

Автоматические извещатели (датчики) устанавливаются в жилых и служебных помещениях, в кладовых для хранения взрывчатых и легковоспламеняющихся материалов.

 

Переносные огнетушители.

Для тушения пожара в начальной фазе и небольших возгораний могут быть использованы переносные огнетушители. Конструкция огнетушителя должна позволять быстро приводить его в действие и он должен быть удобен в обслуживании.

Ручные огнетушители выбрасывают огнегасящее вещество посредством внутреннего давления. Это давление может быть получено путем химической реакции (реакция килоты или щелочи), путем выпуска сжатого газа, находящегося в специальном картридже внутри корпуса огнетушителя, или давлением газа, постоянно сохраняемым в корпусе.

Наибольшее распространение на судах получили пенные, углекислотные и порошковые огнетушители.

Переносные пенные огнетушители.

Пенные огнетушители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара. Огнетушитель заполнен двумя растворами (кислота и щелочь), отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой).

При переворачивании огнетушителя растворы смешиваются, и на­чинается процесс пенообразования.

 Газоносителем в огнетушителе служит выделяющийся углекислый газ.

При вместимости огнетушителя около 9 л образуется 75 л пены. Пенные огнетушители хранятся при температуре не ниже 4,4 °С во избежание замерзания пены. При вводе в действие огнетушителя весь запас пены выходит в течение 20—60 с, что требует быстрых и умелых действий.

Рис. 5.13.а. Пенный огнетушитель.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 427.