Практическое занятие №3.
Тема: Структура клинических терминов. Аффиксация и суффиксация.
Цель:
· знать способы и продуктивные модели терминологического словообразования; минимум словообразовательных элементов; знать терминологическое значение греческих и латинских приставок и суффиксов, включенных в данный раздел;
· уметь вычленять частотные элементы в составе слов, т. е. анализировать и переводить термины; строить однословные термины с заданным значением путем выбора соответствующих элементов и использования продуктивных моделей словообразования; искать и анализировать информацию, выделяя главное, грамотно и точно формулируя выводы.
Вопросы для рассмотрения:
1. Что такое аффиксальный способ словообразования?
2. Какие термины образуются аффиксальным способом?
3. Структура производного клинического термина?
4. Способы перевода производных клинических терминов на русский язык?
Основные понятия темы: Словообразовательные модели в клинической терминологии – аффиксация: префиксация суффиксация.
Рекомендуемая литература:
1. Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. Латинский язык: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2015. - 496 с.
2. Коровина И.А., Бухарина Т.Л. Лексико-грамматический практикум к курсу "Латинский язык и основы терминологии" [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов педиатр. фак. / И.А. Коровина, Т.Л. Бухарина, 2013. - 1 эл. опт. диск
ПРЕФИКСАЦИЯ
Префиксация, т.е. присоединение приставки к корню, не меняет его значения, а лишь указывает на локализацию (выше, ниже, спереди, сзади), направление (приближение, отдаление), протекание во времени (прежде чего-либо, после чего-либо), на отсутствие или отрицание чего-либо.
В медицинской терминологии много терминов, образованых префиксальным способом. При этом в анатомической номенклатуре преобладают латинские приставки, а в терминологии патологической анатомии, физиологии, клинических дисциплинах – префиксы греческого происхождения. Как правило, латинские приставки присоединяются к латинским корням, греческие – к греческим корням. Однако встречаются и исключения, например, в словах epi-fascialis – надфасциальный, endo-cervicalis – внутришейный, приставки греческие, а производящие основы – латинские.
Запомнитечастотные латинские и греческие приставки, допишите примеры:
| Лат. | Греч. | Значение | Примеры с переводом |
| ad- | приближение | ad- | |
| ab- | apo- | удаление | ab- apo- |
| intra- | endo- ento- | внутри, внутренняя оболочка | intra- endo- ento- |
| extra- extero- | ecto- | снаружи, вне | extra- ecto- |
| infra- sub- | hypo- hyp- | под чем-либо, ниже; снизу | infra- sub- hypo- |
| super- supra- | hyper- epi- | над чем-либо, сверху, выше | super- supra- hyper- epi- |
| ante- prae- | pro- | перед чем-либо, впереди, раньше | ante- prae- pro- |
| post- retro- | meta- | после, позади | post- retro- met- |
| circum- | para- peri- | вокруг, около, возле чего-либо | circum- peri- para- |
| con- com- | syn- sym- | соединение, вместе | com- sym- |
| contra- | anti- | против, противоположный | contra- anti- |
| trans- | per- dia- meta- | через, сквозь, перемещение, выход за пределы | trans- per- dia- meta- |
| re- | ana- | возобновление, ответное действие | re- ana- |
| in- im- | a- an- | отрицание, отсутствие | im- a- |
| dys- | нарушение | dys- | |
| dia- | dis- | разделение, разъединение | dia- dis- |
| inter- | meso- | между, в середине | inter- meso- |
| de- se- | отделение, удаление | de- se- | |
| semi- | hemi- | полу- | semi- hemi- |
| uni- | mono- | одно- | uni- mono- |
| bi - | di- | дву- | bi - di- |
| tri - | tri- | три | tri - |
| quadri- | tetra- | четыре | quadri- tetra- |
Самостоятельная работа студентов к занятию.
Задание 1. Образуйте пару, подобрав термин с противоположным значением:
| № | Значение | Значение | Перевод |
| 1. | intracellularis | extra - cellularis | внутриклеточный – внеклеточный |
| 2. | hypotonia | ||
| 3. | intrauterinus | ||
| 4. | infraorbitalis | ||
| 5. | praenatalis | ||
| 6. | supraclavicularis |
Задание 2. Добавьте нужную приставку:
| № | Значение | Приставка | Корень |
| 1. | воспроизведение, восстановление | productio | |
| 2. | лежащий позади слепой кишки | caecalis | |
| 3. | подвывих | luxatio | |
| 4. | надглазничный | orbitalis | |
| 5. | пересадка ткани (из другой части тела) | plantatio | |
| 6. | изменение формы, искажение | formatio | |
| 7. | внутриматочный | uterinus | |
| 8. | подчелюстной | mandibularis | |
| 9. | послеоперационный | operativus | |
| 10. | переливание | fusio | |
| 11. | межпозвоночный | vertebralis |
Задание 3. Подберите русский эквивалент к термину:
| 1. redestillatio 2. retrocardialis 3. reamputatio 4. contralateralis 5. antebrachium 6. circumflexus 7. posttraumaticus 8. intravenosus 9. intraabdominalis 10. postoperativus | а) находящийся на противоположной стороне б) повторная ампутация в) находящийся позади сердца г) предплечье д) повторная дистилляция е) огибающий вокруг ж) внутриутробный з) послеоперационный и) возникающий после травмы к) внутривенный |
Ответы:
| 1. | д | 2. | 3. | 4. | 5. | ||||
| 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
Задание 4.Подберите нужную приставку к корню и образуйте термин с заданным значением.
| Корень | Значение | Термин |
| - plasia – образование | превращение одного вида тканей в другой | |
| недоразвитие тканей | ||
| неправильное, ненормальное развитие | ||
| -metr – матка | серозная оболочка матки (вокруг) | |
| слизистая (внутренняя) оболочка матки | ||
| - oste – кость | надкостница (вокруг кости) | |
| - gnosis– знание | распознавание | |
| предсказание | ||
| - cardi – сердце | воспаление внутренней оболочки сердца | |
| воспаление околосердечной сумки | ||
| - gastr – желудок | надчревная область | |
| подчревная область |
Задание 5. Подставьте нужную приставку к корню: a (an)-, dys-, syn-, hyper-, hypo- образуйте термин с заданным значением.
| Корень | Значение | Термин |
|
- trophia – питание | недостаток питания | |
| чрезмерное питание | ||
| отсутствие питания | ||
| расстройство питания | ||
|
- aesthesia – чувствительность | расстройство восприятия некоторых ощущуений | |
| полная потеря тех или иных рецепторных функций | ||
| пониженная чувствительность | ||
| повышенная чувствительность к раздражениям | ||
| -phonia – голос | полная потеря голоса | |
| расстройство образования голоса |
Задание 6. Добавьте нужную приставку-числительное к следующим корням и образуйте термины (латинские приставки к латинским корням, а греческие – к греческим):
| № | Значение | Приставка | Корень |
| 1. | одноклеточный | cellularis | |
| 2. | полулунный | lunaris | |
| 3. | однорогий | cornis | |
| 4. | двуполый | sexualis | |
| 5. | гипертрофия одной половины лица, тела | hypertrophia | |
| 6. | воспаление одного сустава | arthritis | |
| 7. | паралич двух конечности | plegia | |
| 8. | межреберный | costalis | |
| 9. | повторное заражение | infectio | |
| 10. | противопоказание | indicatio |
Задание 7. Найдите соответствующий перевод для каждого термина:
| 1. monoplegia 2. semicircularis 3. unipolaris 4. monophobia 5. semiovalis 6. hemispasmus 7. biceps 8. quadratus 9. triplegia 10. hemispherium | а)однополюсный б)навязчивый страх одиночества в) полуовальный г)судорожное сокращение мышц одной половины лица д)полукруглый е)паралич одной конечности ж) двуглавый з) полушарие и)четырехугольник к) паралич руки и обеих ног |
Ответы:
| 1. | е | 2. | 3. | 4. | 5. | ||||
| 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
СУФФИКСАЦИЯ
Суффиксация, т.е присоединение суффикса к производящей основе. Суффиксы обладают важной классифицирующей функцией. Именно по наличию того или иного суффикса мы относим существительные или прилагательные к определенным группам.
СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
| Основа + суффикс | Значение | Пример с переводом |
| глагольная основа (супин) + -io(-sio, -tio, -xio) | процесс, действие | |
| глагольная основа (супин) + -or(-sor, -tor, -xor) | деятель, инструмент | |
| глагольная основа (супин) + -ura(- tura , - sura , - xura ) | результат действия | |
| основа существительного + - ul , - cul -,- ol -,- ell -,- ill - | общееуменьшительноезначение |
Самостоятельная работа студентов к занятию.
Задание 1. Вставьте нужный суффикс:
| № | Перевод | Термин |
| 1. | отравление йодом | iod...........us |
| 2. | пристрастие к морфию | morphin..………us |
| 3. | разрыв | rupt.........a |
| 4. | язычок | ling....……..a |
| 5. | ушко | auri...........a |
| 6. | мозжечок | cereb....……um |
| 7. | сосочек | pap...........a |
| 8. | шов | sut..........a |
Задание 2. Из приведенных ниже слов подчеркните существительные с суффиксами:
а) уменьшительно-ласкательными:
lanolinum, capitulum, chloridum, sutura, fossula, iodismus, canaliculus, codeinum, mixtura, scalpellum;
б) со значением действия, результата действия:
sutura, norsulfazolum, gigantismus, fractura, capsula, alveolus, incisura, ruptura, vaselinum, junctura;
в)со значением отравления, пристрастия:
mamilla, cerebellum, botulismus, alveolus, ornamentum, dermatolum, alcoholismus, fissura, clavicula, morphinismus.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУФФИКСОВ -ī tis , -ō ma , -ō sis ,
- i ă sis , - ismus В КЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Заполните таблицу примерами с переводом:
| Суффикс | Значение | Пример с переводом |
| -ītis, itĭdis f | воспалительные заболевания (основа сущ. (орган) + itis) | |
| -ōsis,isf | 1) патологический процесс, заболевание невоспалительного характера (основа сущ. (орган или ткань) + -ōsis ) | |
| 2) увеличение количества, множественность проявления (если основа обозначает кровяное тельце или опухоль) | ||
| 3) заболевание, состояние, вызванное возбудителем или паразитом, указанным основой (основа сущ. (микроорганизм, паразит) + -ōsis) | ||
| 4) заболевание, состояние, вызванное накоплением в тканях вещества или токсина, названного основой (основа сущ. (вещество, токсин) + -ōsis) | ||
| 5) выполняет чисто словообразовательную функцию (процесс или результат действия) | ||
| -iăsis,isf | 1) заболевания невоспалительного характера с длительным течением | |
| 2) заболевание, состояние, вызванное возбудителем или паразитом, указанным основой (основа сущ. (микроорганизм, паразит) + -iasis) | ||
| -ōma, ătisn | опухоли | |
| -ē ma , ătisn | разные заболевания | |
| - ismus, i m | 1) отклонение от нормы | |
| 2) болезненное пристрастие | ||
| 3) отравление |
NB! Некоторые воспалительные заболевания сохраняют традиционные названия:
pneumonia, ae f – воспаление легких,
angina, ae f – воспаление зева, гортани,
panaritium, i n – острое гнойное воспаление околоногтевых тканей пальцев.
NBCуффикс -oma не указывает на злокачественный характер опухоли. Злокачественные опухоли некотoрых тканей носят традиционные названия:
carcinōma, ătis n – раковая опухоль, карцинома;
sarcōma, ătis n – злокачествен. опухоль (от греч. sarcōma – мясистый нарост, опухоль).
NB!В названиях некоторых заболеваний конечный элемент-ōma не обозначает понятия «опухоль».
glaucōma, ătis n – болезнь глаз, характеризующаяся повышением внутриглазного давления и развитием расстройств зрительного аппарата;
scler ō ma ătis n – воспалительное заболевание дыхательных путей;
trachōma, ătis n – хроническое инфекционное заболевание конъюнктивы глаза.
NB! В термине eсzĕma (греч. ekzeo – вскипать) – рецидивирующее воспаление кожи нервно-аллергическ. характера – отсутствует суффикс -ēma. Конечным суффиксальным элементом здесь является -ma.
Задание 3. Укажите значение суффиксов в следующих словах:
| № | Термин | Суффикс | Значение суффикса |
| 1. | arthritis | - itis | воспаление |
| 2. | dermatosis | ||
| 3. | abductor | ||
| 4. | examenatio | ||
| 5. | mycosis | ||
| 6. | keratitis | ||
| 7. | lector | ||
| 8. | urolithiasis | ||
| 9. | solutio | ||
| 10. | myoma | ||
| 11. | leucocytosis | ||
| 12. | injectio |
Задание 4. Переведите однокоренные слова:
| 1. | neuron – нерв | neuritis, itidisf | |
| neurosis, isf | |||
| neuroma, atisn | |||
| 2. | spondyl – позвонок | spondylitis, itidisf | |
| spondylosis, is f | |||
| 3. | myocardium – сердечная мышца | myocarditis, itidis f | |
| myocardosis, is f | |||
| 4. | dermat – кожа | dermatitis, tidis f | |
| dermatosis, is f | |||
| dermatoma, atis n | |||
| 5. | hepat – печень
| hepatitis, itidisf | |
| hepatoma, atis n |
Задание 5.Образуйте существительные, обозначающие:
| № | ТЭ | воспалительный процесс | невоспалительное заболевание | опухоль |
| 1. | kerat – рог, роговица | |||
| 2. | hepat – печень | |||
| 3. | chondr – хрящ | |||
| 4. | nephr – почка |
Задание 6. Подставьте нужный суффикс к следующим корням (- io – действие, результат действия; - or – действующее лицо или фактор):
| 1. | separat... | отделение | 6. | impress... | вдавление |
| 2. | recept... | приемник | 7. | rotat... | вращатель |
| 3. | combust... | ожог | 8. | solut... | раствор |
| 4. | depress... | опускающая мышца | 9. | extens... | разгибатель |
| 5. | inject... | впрыскивание | 10. | resect... | вырезание |
Задание 7. Образуйте существительные со значением «действие, процесс» от глагольных основ супина, переведите их:
| № | ||
Значение
Задание 8. Вставьте необходимый суффикс :
| № | ТЭ | Суффикс | Перевод термина |
| 1. | аrth | - itis - | воспаление сустава |
| 2. | аrthr | невосполительный процесс сустава | |
| 3. | alcohol | …- us | болезненное пристрастие к алкоголю |
| 4. | leucocyt | увеличение количества белых кровяных телец | |
| 5. | otomyc | грибковое поражение уха | |
| 6. | my | опухоль из мышечной ткани | |
| 7. | cholelith | желчнокаменная болезнь | |
| 8. | odont | зубная опухоль | |
| 9. | neur | поражение нерва воспалительного характера | |
| 10. | amoeb | заболевание, вызванное амебами |
СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Заполните таблицу своими собственными примерами с переводом:
| Суффикс | Значение | Пример с переводом |
| -al-(is, e) -ar-(is, e) -ic-(us, a, um) -in-(us, a, um) -ē-(us, a, um) | отношение, принадлежность к тому, что названо основой | |
| -os-(us, a, um) -lent-(us, a, um) | изобилие признака, названного основой | |
| -ide-(us, a, um) -form-(is, e) | похожий на то, что, названо основой | |
| -fer, ĕra, ĕrum -phor-(us, a, um) | несущий то, что, названо основой | |
| -gĕn-(us, a, um) | порождающий илипорожденный тем, что названоосновой | |
| NB ! Суффикс- fer , (ĕ ra , ĕ rum ) –латинского происхождения и сочетается с латинскими основами, а суффикс- phor -( us , a , um ) – наследие греческого языка и присоединяется к греческим мотивирующим основам. NB! Суффикс-gĕn-(us, a, um) – греческого происхождения и, как правило, сочетается с греческими производящими основами. | ||
Задание 9. Выделите суффиксы, объясните их значение, переведите термины :
| № | Термин | Суффикс | Значение суффикса | Перевод термина |
| 1. | lateralis | - al - | принадлежность | боковой |
| 2. | gangliosus | |||
| 3. | hepatogĕnus | |||
| 4. | laryngēus | |||
| 5. | bilifer | |||
| 6. | pelvinus | |||
| 7. | foraminosus | |||
| 8. | longitudinalis | |||
| 9. | pancreaticus | |||
| 10. | deltoideus | |||
| 11. | gastricus | |||
| 12. | ulcerosus | |||
| 13. | succulentus | |||
| 14. | virulentus | |||
| 15. | cruciformis |
Задание 10. Образуйте прилагательные со значением «относящийся к...», переведите их:
| a)печени | hepat-ic-us, a, um | печеночный |
| системе | ||
| желудку | ||
| грудной клетке | ||
| скуле | ||
| b)глотке | ||
| гортани | ||
| хрящу | ||
| кости | ||
| c)небу | ||
| тазу | ||
| d)глазу | ||
| почке | ||
| шейке | ||
| прямой кишке | ||
| животу |
Задание 11. Образуйте прилагательные со значением: «несущий то, что названо основой» от существительных, переведите их:
| sudor, ōris m–пот | sudorĭ -fer | потовый |
| bilis, is f – желчь | ||
| semen, ĭnis n – семя | ||
| calor,ōris m – жар |
Задание 12. Образуйте прилагательные со значением: «похожий на то, что названо основой» от существительных, переведите их:
| a) arachne (греч. паук) | arachno-ide-us, a, um | паутиноообразный |
| stylos (греч. шило) | ||
| mastos (греч. сосок) | ||
| xiphos (греч. меч) | ||
| pteryg- (греч. крыло) | ||
| scaph- (греч. ладья) | ||
| thyreos (греч. щит) | ||
| b) crux, crucis f (крест) | с ruci -form -is, e | крестообразный |
| vermis, is m(червяк) | ||
| pirum, i n (груша) |
Практическое занятие №4.
Тема: Словообразование в клинической терминологии. Греко-латинские дублетные обозначения органов, тканей, сред.
Цель:
· знать способы и продуктивные модели терминологического словообразования; минимум словообразовательных элементов;
· уметь вычленять частотные элементы в составе слов, т. е. анализировать и переводить термины; строить однословные термины с заданным значением путем выбора соответствующих элементов и использования продуктивных моделей словообразования; искать и анализировать информацию, выделяя главное, грамотно и точно формулируя выводы.
Вопросы для рассмотрения:
1. Что такое безаффиксальный способ словообразования?
2. Какие термины образуются безаффиксальным способом?
3. Структура сложного клинического термина?
4. Способы перевода сложных клинических терминов на русский язык?
Основные понятия темы: Словообразовательные модели в клинической терминологии.
Рекомендуемая литература:
1. Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. Латинский язык: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2015. - 496 с.
2. Коровина И.А., Бухарина Т.Л. Лексико-грамматический практикум к курсу "Латинский язык и основы терминологии" [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов педиатр. фак. / И.А. Коровина, Т.Л. Бухарина, 2013. - 1 эл. опт. диск
ОСНОВОСЛОЖЕНИЕ
Среди способов словообразования наиболее продуктивным является способ основосложения (безаффиксный способ), когда производное слово строится из сочетания двух и более производящих основ. Термины, образованные таким способом, называются сложными.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 373.