Психологический комфорт:
—уровень тревожности;
—межличностные отношения и социальное благополучие;
—положительное/отрицательное отношение к детскому саду и т.п.
Воспитанность:
—степень сформированности нравственно-патриотических качеств;
—развитие экологической культуры личности;
—наличие/отсутствие вредных привычек;
—степень сплоченности детского коллектива и т.п.
Социальный:
—адаптация дошкольника к ДОУ;
—взаимоотношения в группе сверстников;
—престиж ДОУ в макросреде;
—- готовность выпускников к школе и т.п.
Валеологический (здоровье):
—уровень психического и физического здоровья, развития основных функций и систем организма в зависимости от возрастной нормы;
-— заболеваемость;
—количество и качество здоровьесберегающих услуг и т.п.
Образовательный:
—качество подготовки (победы в конкурсах, поступление в гимназии);
—количество и уровень дошкольников, участвующих в эксперименте;
—глубина знаний и систематичность их получения и т.п.
Индивидуально-личностный:
—общекультурный кругозор детей, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;
—характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
~ адекватность самооценки и т.п.
Функции мониторинга:
—информационно-оценочная (выяснение результативности экспериментальной деятельности, получение сведений о состоянии участников эксперимента и обратной связи);
—ориентировочная (ориентация субъектов в экспериментальной деятельности на основе полученной и получаемой информации);
—организационно-деятельностная (постоянная интеграция получаемой информации и научно-теоретического знания для определения наиболее оптимальной позиции экспериментатора в процессе выполнения эксперимента);
—коррекционная (уточнение и при необходимости подправка выполняемых задач, предполагаемого конечного результата исследования);
—прогностическая (не только определение состояния экспериментальной деятельности на заданном временном промежутке, но и прогнозирование дальнейших тенденций ее развития и внесения соответствующих корректив, что создает предпосылки к ее совершенствованию).
В работе по проведению мониторинга качества эксперимента используются следующие методы:
—наблюдение (целенаправленное и систематическое восприятие исследователем изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения);
—эксперимент (создание исследовательской ситуации в результате активного вмешательства для изучения проявлений психических процессов, а также регистрация соответствующих изменений в поведении человека);
—беседа (познание особенности личности человека, характера и уровня его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основании анализа его ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы);
—опрос (выявление психологических особенностей людей на основании их ответов на предложенные устные и письменные вопросы);
—анкетирование (выявление на основании письменных ответов на предложенные вопросы точек зрения и тенденций, имеющих место в группе респондентов);
—тестирование (определение уровня знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа выполнения испытуемыми ряда специальных заданий);
—оценивание (привлечение к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, помогают объективной характеристике);
—анализ продуктов деятельности (опосредованное изучение уровня знаний и навыков, интересов и способностей человека на основании анализа продуктов его деятельности);
—математическое моделирование (составление уравнений, определение функций, имеющих прогностическое назначение, конструирование алгоритмов и т.п.);
— статистические методы (факторный и дисперсионный анализ, метод множественных сравнений и др.) (выявление объективных закономерностей при проверке различных научных гипотез).
Созданию системы мониторинга должна предшествовать работа по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников для проведения ими мониторинговых исследований качества эксперимента.
При сравнительном мониторинге (на основании нескольких лет экспериментальной деятельности ДОУ) важно учитывать критерии обследования первого этапа. Конечно, в идеале мониторинговые исследования проводятся одной и той же группой педагогов, но на практике из-за текучки кадров это бывает невыполнимо.
Пакет разработанных критериев мониторинга должен быть четко и доступно описан его авторами.
Результаты мониторинга фиксируются в технологических таблицах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований, на основании которых дается оценка деятельности дошкольного учреждения по данному направлению. Для оформления удобны диаграммы и схемы, в которых и будет дан сравнительный анализ нескольких периодов. Такие диаграммы не только хранятся в документах по экспериментальной деятельности, но и вывешиваются в родительских уголках всех возрастных групп ДОУ.
Учитывая, что в период экспериментальной деятельности ДОУ является открытым развивающим пространством (о чем уже говорилось в первой главе), результаты мониторинга необходимо доводить до сведения всех участников образовательного процесса. Вместе с тем руководители достаточно часто не придают должного значения тому, что родители воспитанников также имеют отношение к эксперименту, поскольку в нем участвуют их дети. Именно поэтому педагогический коллектив должен не только информировать родителей о результатах мониторинга, но и систематически сообщать о ходе самой экспериментальной деятельности.
Важным моментом является результативность мониторинга. В данном случае - принятие руководителем определенного решения по результатам исследований:
—издание приказа по ДОУ;
—обсуждение на заседании совета педагогов ДОУ;
-— обсуждение на заседании совета эксперимента или научно-методического совета;
—поощрение сотрудников (об этом никогда не следует забывать, чтобы у педагогов был стимул для дальнейшей работы);
—обсуждение на заседании высшего коллегиального органа ДОУ;
—проведение круглого стола с участием независимых экспертов, всех участников эксперимента и учредителя,
—разработка плана мероприятий по устранению негативных факторов, выявленных в ходе мониторинговых исследований.
Материалы мониторинга могут быть использованы не только для составления отчетов экспериментальной деятельности, но и при создании программы развития ДОУ, перспективных планов, авторских программ и методик, так как помогут избежать многих ошибок в работе. Диаграммы и схемы с данными мониторинга окажутся полезными для комиссии при проведении аттестации педагогов и ДОУ.
Приложение
Из книги
Пастюк О.В., Фролова А.Н.
Организация экспериментальной площадки в ДОУ, — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 368.