Критерии мониторинга экспериментальной деятельности ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологический комфорт:

—уровень тревожности;

—межличностные отношения и социальное благополучие;

—положительное/отрицательное отношение к детскому саду и т.п.

Воспитанность:

—степень сформированности нравственно-патриотических качеств;

—развитие экологической культуры личности;

—наличие/отсутствие вредных привычек;

—степень сплоченности детского коллекти­ва и т.п.

Социальный:

—адаптация дошкольника к ДОУ;

—взаимоотношения в группе сверстников;

—престиж ДОУ в макросреде;

—- готовность выпускников к школе и т.п.

Валеологический (здоровье):

—уровень психического и физического здо­ровья, развития основных функций и систем организма в зависимости от возрастной нормы;

-— заболеваемость;

—количество и качество здоровьесберегающих услуг и т.п.

Образовательный:

—качество подготовки (победы в конкурсах, поступление в гимназии);

—количество и уровень дошкольников, уча­ствующих в эксперименте;

—глубина знаний и систематичность их по­лучения и т.п.

Индивидуально-личностный:

—общекультурный кругозор детей, проявля­ющийся в оценках, отношениях, поступках;

—характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

~ адекватность самооценки и т.п.

 

Функции мониторинга:

—информационно-оценочная (выяснение результативности экспериментальной деятельности, получение сведений о со­стоянии участников эксперимента и обратной связи);

—ориентировочная (ориентация субъектов в эксперименталь­ной деятельности на основе полученной и получаемой ин­формации);

—организационно-деятельностная (постоянная интеграция по­лучаемой информации и научно-теоретического знания для определения наиболее оптимальной позиции эксперимен­татора в процессе выполнения эксперимента);

—коррекционная (уточнение и при необходимости подправка выполняемых задач, предполагаемого конечного результата исследования);

—прогностическая (не только определение состояния экспе­риментальной деятельности на заданном временном про­межутке, но и прогнозирование дальнейших тенденций ее развития и внесения соответствующих корректив, что созда­ет предпосылки к ее совершенствованию).

 

В работе по проведению мониторинга качества эксперимента используются следующие методы:

—наблюдение (целенаправленное и систематическое воспри­ятие исследователем изучаемого объекта с целью сбора ин­формации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения);

—эксперимент (создание исследовательской ситуации в ре­зультате активного вмешательства для изучения проявлений психических процессов, а также регистрация соответствую­щих изменений в поведении человека);

—беседа (познание особенности личности человека, характера и уровня его знаний, интересов, мотивов действий и поступ­ков на основании анализа его ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы);

—опрос (выявление психологических особенностей людей на основании их ответов на предложенные устные и письмен­ные вопросы);

—анкетирование (выявление на основании письменных отве­тов на предложенные вопросы точек зрения и тенденций, имеющих место в группе респондентов);

—тестирование (определение уровня знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анали­за выполнения испытуемыми ряда специальных заданий);

—оценивание (привлечение к оценке изучаемых явлений наи­более компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, помогают объективной характеристике);

—анализ продуктов деятельности (опосредованное изучение уровня знаний и навыков, интересов и способностей чело­века на основании анализа продуктов его деятельности);

—математическое моделирование (составление уравнений, оп­ределение функций, имеющих прогностическое назначение, конструирование алгоритмов и т.п.);

— статистические методы (факторный и дисперсионный ана­лиз, метод множественных сравнений и др.) (выявление объективных закономерностей при проверке различных на­учных гипотез).

 

Созданию системы мониторинга должна предшествовать ра­бота по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников для проведения ими мониторинговых исследований качества эксперимента.

 

При сравнительном мониторинге (на основании нескольких лет экспериментальной деятельности ДОУ) важно учитывать крите­рии обследования первого этапа. Конечно, в идеале мониторинго­вые исследования проводятся одной и той же группой педагогов, но на практике из-за текучки кадров это бывает невыполнимо.

 

Пакет разработанных критериев мониторинга должен быть четко и доступно описан его авторами.

 

Результаты мониторинга фиксируются в технологических таб­лицах, соответствующих целям и задачам кон­кретных исследований, на основании которых дается оценка дея­тельности дошкольного учреждения по данному направлению. Для оформления удобны диаграммы и схемы, в которых и будет дан сравнительный анализ нескольких периодов. Такие диаграммы не только хранятся в документах по экспериментальной деятельнос­ти, но и вывешиваются в родительских уголках всех возрастных групп ДОУ.

Учитывая, что в период экспериментальной деятельности ДОУ является открытым развивающим пространством (о чем уже го­ворилось в первой главе), результаты мониторинга необходимо доводить до сведения всех участников образовательного процесса. Вместе с тем руково­дители достаточно часто не придают должного значения тому, что родители воспитанников также имеют отношение к эксперимен­ту, поскольку в нем участвуют их дети. Именно поэтому педагоги­ческий коллектив должен не только информировать родителей о результатах мониторинга, но и систематически сообщать о ходе самой экспериментальной деятельности.

 

Важным моментом является результативность мониторинга. В данном случае - принятие руководителем опреде­ленного решения по результатам исследований:

—издание приказа по ДОУ;

—обсуждение на заседании совета педагогов ДОУ;

-— обсуждение на заседании совета эксперимента или научно-методического совета;

—поощрение сотрудников (об этом никогда не следует за­бывать, чтобы у педагогов был стимул для дальнейшей ра­боты);

—обсуждение на заседании высшего коллегиального органа ДОУ;

—проведение круглого стола с участием независимых экспер­тов, всех участников эксперимента и учредителя,

—разработка плана мероприятий по устранению негативных факторов, выявленных в ходе мониторинговых исследова­ний.

 

Материалы мониторинга могут быть использованы не только для составления отчетов экспериментальной деятельности, но и при создании программы развития ДОУ, перспективных планов, авторских программ и методик, так как помогут избежать многих ошибок в работе. Диаграммы и схемы с данными мониторинга окажутся полезными для комиссии при проведении аттестации педагогов и ДОУ.



Приложение

Из книги

Пастюк О.В., Фролова А.Н.

Организация экспериментальной площадки в ДОУ, — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управ­ление ДОУ»).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 368.