Этапы организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
I. Подготовительно-информационный:
— выработка функционального представления о проблеме, идее
и предмете эксперимента;
—- обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе ДОУ и определение ее тематики;
—создание совета эксперимента (научно-методический совет) и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента;
—выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;
—- изучение педагогами-экспериментаторами историко-психо-лого-педагогической литературы и документов по теме исследования;
— организация специальной подготовки педагогов к работе в
экспериментальном режиме;
- подбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части эксперимента, анализ полученных данных.
2. Подготовительно-документальный:
—разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом (Положение о совете эксперимента, Положение о научно-методическом совете), Положение о мастер-классе, Положение о временном творческом коллективе и т.п.);
—корректировка (в случае необходимости) должностных инструкций и инструкций по ОТ и ТБ участников опытно-экспериментальной деятельности;
—подготовка проспекта эксперимента и утверждение его на заседании высшего коллегиального органа ДОУ (конференция, общее собрание);
—разработка поэтапного плана ОЭР в соответствии с проспектом;
—внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ (или разработка новых);
—подготовка выступления педагогов на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
—- утверждение проспекта опытно-экспериментальной деятельности на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
— комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая элек
тронные носители и Интернет;
—создание методических служб эксперимента (мониторинга, информационно-методическая, медико-психолого-педагогическая, социально-педагогическая);
—организация работы по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические пособия и т.п.).
III. Функционирование экспериментальной площадки:
—организация экспериментальной работы в соответствии с планом каждого этапа;
—разработка и отбор критериев эффективности опытно-экспериментальной деятельности для проведения мониторинга;
—проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции и организации комфортности;
—выявление эмоционально-опосредованных отношений детей: определение уровня эмоциональной обстановки в группе детского сада;
—диагностика наличия страхов у детей;
—наблюдение за проявлениями адекватного поведения детей;
—уровень самооценки дошкольников. Выявление детей с заниженной самооценкой, для которых характерны тревожность, неуверенность в себе, иногда — агрессивность;
—методика определения модели взаимодействия педагога с ребенком. Выявление уровня удовлетворенности педагога от работы с детьми;
—наблюдение за поведением детей в различных ситуациях общения. Определение уровня общения ребенка;
- тестовый опрос педагогов и родителей, выявляющий их представления друг о друге как о партнерах по воспитанию детей. Выявление причин, которые могут активизировать основанные на взаимном сотрудничестве отношения между педагогами и родителями и другие диагностические методики.
Из доступных психологических и педагогических методик и тестов педагог-психолог ДОУ имеет возможность выбрать нужное. Вместе с тем совет эксперимента (научно-методический совет) ДОУ разрабатывает и адаптирует (в случае необходимости и модифицирует) свой пакет методик и тестов, отражающий особенности ОЭР;
—необходимая корректировка экспериментального процесса на основе результатов мониторинга;
—ведение педагогами дневника экспериментальной работы;
- проведение комплексной медико-психолого-педагогической диагностики участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) в условиях работы в экспериментальном режиме;
—проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий эксперимента;
—фиксация состояния образовательного процесса и определение тенденций его изменения;
—взаимодействие с учредителем и независимыми экспертами по проблемам эксперимента.
IV. Обобщающий:
—обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
—составление письменного отчета для органов различных уровней контроля экспериментальной работы;
—составление текстов докладов к научно-практическим конференциям, советам педагогов и т.п.;
—подготовка материалов для публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч» и других российских и региональных изданиях;
—издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных интегрированных и авторских программ, перспективных планов и т.п.
V . Распространение опытно-экспериментальных разработок на
федеральном, региональном и городском уровнях
Предложенная структура организации экспериментальной работы носит лишь рекомендательный характер. Но, опираясь на нее, коллектив дошкольного учреждения любого региона России может построить характерную именно для него и учитывающую региональные особенности структуру.
Тема 6.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 260.