Ключевой задачей руководителя является увязка инновации с интересами коллектива. В ходе первоначальных обсуждений «нужна ли нам инновация» важно обеспечить возможность для жестких дискуссий, когда честно и открыто можно высказать нелицеприятное мнение, при этом предпочтение отдается высказываниям, в которых звучат конкретные предложения и избегаются оценочные суждения. Обсуждая план инновационных действий, необходимо стимулировать чувство ответственности каждого педагога за общий результат, искреннее желание решить проблему.
Подготовить коллектив к инновационной деятельности — это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей.
Готовя коллектив к инновационной деятельности, руководитель беседует с каждым сотрудником, знакомит с целями и задачами инноваций, разъясняет преимущества, которые дает инновация детскому саду, конкретному члену педагогического коллектива.
При этом важна всемерная поддержка новаторов, если они есть в коллективе, их деятельности в дошкольном учреждении.
Но главное — это обучение воспитателей через разные формы:
1) проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации;
2) организация «круглых столов» с приглашением известных ученых, специалистов, управленцев;
3) организация работы методических объединений или творческих групп;
4) практикумы;
5) самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.
Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.
Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.
Инновационная и экспериментальная работа всегда привносит свои изменения в развитие педагога, руководителя и всего коллектива, так как способствует повышению уровня мотиваций.
Главные условия эффективности инновационной деятельности:
1) системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;
2) наличие у педагога личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;
3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;
4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость;
5) установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов;
6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.
После того как содержание инновационной деятельности определено, необходимо выделить фигуру инноватора.
Инноватор — это организатор нововведений. В его задачу входит обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса. Опыт подсказывает, что:
· инновационный процесс проходит с большей эффективностью, если его организатор является членом педколлектива, осуществляющего инновацию;
· организатором нововведений может быть любой член педколлектива, не обязательно представитель администрации;
· инноватором должен быть педагог, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий соответствующий опыт и необходимые навыки работы (в том числе умеющий выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать соответствующие программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности).
Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и инновационной программы.
Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.
Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.
Действия, вытекающие из поставленных целей и задач, должны отвечать на вопросы: «Чего достичь? Что надо сделать?». Целесообразность мер необходимо постоянно проверять как индивидуально, так и коллективно.
Организация педагогическим коллективом исследовательской деятельности предполагает обязательную рефлексию того, что сделано, т.е. периодическую оценку, проверку эффективности полученных результатов. Обычно это происходит в форме отчетов, тестирования и т.д.
Тема 4
Роль руководителя образовательной организации в подготовке и осуществлении инновационной деятельности
Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.
В свою очередь, предъявляются требования к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность. Он должен:
1) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недостижимых;
2) быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;
3) твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;
4) уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;
5) иметь в коллективе группу единомышленников;
6) мыслить категориями успеха.
Но самое важное заключается в умении руководителя выделить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
— что мы имеем, каких результатов достигли;
— что нас не удовлетворяет в работе;
— что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.
Не менее важны для руководителя при организации экспериментальной работы:
—умение излагать свои мысли на бумаге;
—способность анализировать результаты исследований;
- профессиональное владение компьютером.
Практика показывает, что зачастую отчет об опытно-экспериментальной деятельности, анализ полученных экспериментальных данных для руководителя готовит кто-либо из сотрудников, а набирает текст на компьютере делопроизводитель или секретарь. Поэтому на экспертном совете заведующий не может четко ответить на поставленные вопросы, так как владеет проблемой не на должном уровне. Помимо этого, ему достаточно сложно консультировать педагогов в случае их затруднений относительно изложения результатов эксперимента. Рациональнее, когда совет эксперимента (или научно-методический совет) готовит отчет и доводит его до сведения заведующего и научного руководителя, которые при необходимости могут задать уточняющие вопросы и внести свои коррективы.
Этапы подготовки руководителя к эксперименту
I. Области опытно-экспериментальной деятельности:
—обновление содержания образования (Россия, область, край, город, район);
—совершенствование технологий управленческой деятельности;
-— разработка и внедрение современных (уже разработанных) педагогических технологий и систем;
— проектирование воспитательно-образовательных систем;
— формирование инновационно-образовательной среды ДОУ.
Заведующему следует учесть не только социальный заказ общества (совокупность социально-задаваемых целей), но и условия микро- и макросоциума, так как социальная среда и формирует такой заказ. Именно исходя из требований социального заказа, его ресурсной поддержки (совокупность информационных, методических, кадровых, финансовых средств, необходимых для функционирования ДОУ в режиме эксперимента), а также своих собственных возможностей и потребностей коллектива, дошкольное учреждение и строит экспериментальную деятельность.
II . Изучение историко-психолого-педагогической литературы по
проблеме
III . Разработка и внедрение плана повышения профессиональной компетентности педагогов
Средства:
—курсы повышения квалификации;
—обучение на ФДПО вузов;
—семинары-практикумы;
—социоигровые семинары;
—семинары-брифинги;
—тренинги коммуникативного взаимодействия;
—мастер-классы;
—консультации;
—деловые игры;
—дискуссии;
—школы педагогов-исследователей;
—самообразование педагогов;
—другие формы работы, характерные именно для этого ДОУ.
Перед разработкой плана важно провести обследование и определить не только уровень готовности всего педагогического коллектива к ОЭР, но и объем теоретических знаний по проблеме у каждого педагога.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 219.