- это условие интенсификации педагогического труда, повышения качества и результативности экспериментальной работы. Применение новых информационных технологий способствует эффективному овладению знаниями, умениями и навыками, а главное — учит педагога самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспитания и обучения. Именно поэтому информационно-методическая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе методической службы дошкольного учреждения.
Основные функции информационно-методического обеспечения дошкольного учреждения, являющегося экспериментальной площадкой:
—создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающемуся темы экспериментального исследования;
—обеспечение дифференцированным справочно-информационным обслуживанием всех педагогов, работающих в режиме эксперимента;
—создание компьютерной базы данных для информатизации опытно-экспериментальной деятельности;
—внедрение информационных технологий по теме ОЭР;
—разработка и апробация сетевых проектов (Интернет), освещающих опыт работы педагогов-экспериментаторов;
—создание медиатеки методических материалов по теме исследования.
Организация научно-методической работы должна представлять собой систему различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска. К наиболее эффективным формам и методам работы можно отнести:
—консультации современного уровня;
—участие педагогов в нетрадиционных методических объединениях, социоигровых семинарах, советах педагогов в форме гостевых встреч, тренингах коммуникативного взаимодействия, мастер-классах;
—организацию педагогических мастерских;
—создание временных творческих коллективов;
—подготовку стендовых докладов, авторских выставок;
—моделирование и анализ проблемных ситуаций.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Консультации принесут несомненную пользу, особенно на подготовительном этапе. Они эффективны при соблюдении некоторых правил.
Целесообразно готовить консультацию двум-трем педагогам: они смогут дополнять друг друга, помогать в подготовке наглядного и мультимедийного материала, а главное — будут учиться работать на равных.
Текст консультации не читают с листа: только свободная речь (а это требует глубокого знания материала!) может заинтересовать слушателей, и консультация достигнет своей цели. В письменном варианте готовят лишь тезисы или план консультации, но не более того. Вот где поможет работа в команде, так как выступающий, чувствуя за своей спиной поддержку («Если я забуду, то мне подскажут товарищи»), будет уверен в своих силах.
Тема должна носить проблемный характер, чтобы педагоги по завершении консультации могли перейти к ее обсуждению. В противном случае она не вызовет интереса, а значит — едва ли кто из воспитателей будет использовать данный опыт в работе.
Консультация должна быть развивающей, поэтому не стоит пересказывать коллегам статью из журнала, который есть в методическом кабинете: читать умеют все. При необходимости обсудить известный факт более подробно уместно будет высказать мнение известных ученых и, естественно, свое личное мнение по вопросу.
Как можно шире следует использовать наглядность при подаче материала, так как все мы помним пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать».
В работе методической службы могут применяться различные типы консультаций.
Система развивающего группового консультирования в образовательной организации | ||
Информационные консультации – знакомство с новыми знаниями, освещение проблем инновационной деятельности, систематизация теоретических знаний по теме исследования | Методические консультации – анализ педагогических технологий по теме инновационной работы | Технологические консультации – формирование практических умений, полученных в процессе инновационной деятельности |
Теоретическая консультация — основа для знакомства с теоретической частью экспериментального исследования Консультация-конференция — несколько педагогов выступают с докладами по проблеме эксперимента, остальные участвуют в обсуждении Консультация-брифинг — научный руководитель и члены совета эксперимента отвечают на вопросы, касающиеся экспериментального исследования | Консультация-брифинг — научный руководитель и члены совета эксперимента отвечают на вопросы, касающиеся педагогических технологий, необходимых в ОЭР Консультация-неожиданное сообщение — каждый педагог готовит свое сообщение о педагогических технологиях по теме или близкой к ней, учитывая, что источники информации у всех различные (распределяются заранее), на любую технологию будут и различные взгляды, что послужит поводом для обсуждении | Консультация-брифинг— научный руководитель и члены совета эксперимента отвечают на вопросы педагогов, касающиеся экспериментального исследования на завершающем этапе Консультация-практикум знакомит педагогов с опытом работы друг друга по теме эксперимента, с полученными продуктами такой деятельности (методические приемы, авторская программа, дидактические пособия и др.) Социоигровая консультация — в процессе игры и работы в командах педагоги получают знания по теории и практике эксперимента |
Известно, что низкий уровень педагогического мастерства воспитателей часто является результатом бессистемных методических мероприятий. Именно поэтому консультации должны проводиться по системе, которая задаст определенный ритм для поддержания исследовательской деятельности в нужном режиме. Как правило, информация по тематике и характеру консультаций вносится не только в годовой план работы ДОУ, но и в план ОЭР на каждом ее этапе.
Не менее интересны нетрадиционные методические объединения.
На практике подобные мероприятия достаточно часто проводятся для галочки, под «чутким» патронажем вышестоящих инстанций: в лекционной форме обобщается опыт работы; устраиваются «открытые» занятия, на которых педагог демонстрирует методические и организаторские способности или переписываются чужие перспективные планы, анкеты, методические рекомендации. Большинство занятий готовится заранее, они проходят в «стерильной», как сказали бы медики, обстановке (все несколько раз прорепетировано, а дети, требующие дополнительного внимания, — удалены в соседнюю группу). При обсуждении, как правило, дается оценка не детям, а профессиональным и личностным качествам педагога (какие использовал приемы, как соблюдал структуру занятия, передавал детям знания, где стоял, как говорил, когда провел физкультминутку и т.п.).
Инновационные формы проведения методобъединений, прошедшие апробацию в учреждениях образования России.
1. Методобъединение-мастерская. Один раз в месяц (возможна и другая периодичность) детский сад, работающий в режиме эксперимента, становится открытым пространством для педагогов района (данный вопрос согласовывается с учредителем). Они имеют возможность посетить рядовое (а не подготовленное заблаговременно!) занятие любого педагога-экспериментатора, один на один или в микрогруппе обсудить с ним проблемы и находки, несомненно узнав для себя что-то новое, а может быть, продемонстрировать и свои методические приемы. Посещение таких мастерских происходит по желанию самих педагогов, а не по приказу свыше, и общаются они друг с другом без подготовленного заранее плана. Таким образом экспериментальный опыт распространяется, уровень знаний педагогов повышается.
Другими словами, методобъединение-мастерская — это образовательное пространство, возникающее как результат движения педагога по индивидуальной траектории (профессиональный рост). В такой мастерской все участники сталкиваются с предметностью, которая становится смысловым знанием, постоянно обогащающим не только педагога и его воспитанника, но и посещающих мероприятие гостей.
На территории детского сада может действовать несколько мастерских с разными участниками и различными целями и задачами. Однако все они будут объединены одной темой исследования. Именно в пространстве мастерской разворачивается проектная, исследовательская и творческая деятельность всех ее участников, что дает возможность для ее дальнейшего моделирования. Особенно актуально проводить такие мероприятия на завершающем этапе эксперимента.
2. Методобъединение-гостевой обмен опытом педагогов (идея Е.Е. Шулешко) проходит в свободной нерегламентированной гостевой форме встреч педагогов нескольких образовательных учреждений (не только ДОУ, но и школ, колледжей, вузов), что способствует повышению их профессионального мастерства и укреплению связи с педагогической общественностью города.
Главное правило таких встреч — общение должно быть самостоятельным, без каких-либо указаний сверху (без административно-управленческих установок), без заранее написанных докладов и подготовленных администрацией вопросов. Гости сами решают, какую группу, кабинет, зал им посетить, совместно с педагогами-хозяевами определяют вопросы для обсуждения (методические находки, дидактические пособия, перспективные планы и др.). Для педагогов-экспериментаторов это хороший повод поделиться своими достижениями и услышать мнение о них. В такой обстановке они учатся не только решать возникающие проблемы, но и — самое главное — говорить о детях не на казенном и наукообразном языке, комментируя заранее подготовленные открытые занятия, а размышляя, не стесняясь (однако в корректной форме) высказать личное мнение, даже если оно идет вразрез с мнением окружающих. Воспитатели имеют возможность обсудить жизнь детей в детском саду, их духовный и нравственный рост на определенном отрезке времени. Каждый вправе поделиться своими достижениями, рассказать о том, что пока не получается и над чем еще предстоит работать.
3. Методобъединение-презентация. Такая форма организации методического объединения просто необходима для экспериментальных дошкольных учреждений. В данном случае речь идет о презентации экспериментальных находок и разработок (авторекая программа, методическое или дидактическое пособие, методический подход и тлт.). Тип презентации определяет автор (стендовый доклад, деловая игра, мастер-класс, авторская выставка и т.п.); в ней может быть задействован не один человек, а группа педагогов, что более ценно. В процессе работы педагоги-экспериментаторы получают опыт публичного выступления и учатся отстаивать свою точку зрения, аргументируя ответы на поставленные вопросы.
Во многих ДОУ России применяется такая нетрадиционная форма методической работы, как мастер-класс, предполагающий комментированную демонстрацию приемов работы педагога-экспериментатора, что служит основой для распространения опыта. Первый раз мастер-класс может быть проведен непосредственно в детском саду, являющемся базой экспериментального исследования, а затем и в других учреждениях образования района (города).
Для укрепления команды часто требуется создание временных творческих коллективов (творческие микрогруппы, временные научно-исследовательские коллективы), функции которых определяются Положением, разработанным методической службой и принятым на заседании совета педагогов (или другого коллегиального органа). И если основными задачами творческого коллектива являются задачи творческие (разработка сценария праздника, олимпиады, подготовка детей к участию в общественном мероприятии, организация и проведение конкурсов), то научно-исследовательское объединение занимается решением более глобальных вопросов, связанных с научными исследованиями (разработка программы развития, работа над проспектом опытно-экспериментальной деятельности, перспективным планом, авторской или интегрированной программой). Срок действия полномочий группы также устанавливается соответствующим Положением.
Моделирование и анализ проблемных ситуаций помогают найти совместное обоснованное решение смоделированной проблемы благодаря большому количеству вариантов ее решения, предложенных педагогами в процессе проводимого анализа.
Из других форм работы методической службы известны следующие. Педагогический бой — составная часть консультации, семинара или совета педагогов. Отводят на него не более 10 мин: педагоги делятся на две группы и предлагают заранее подготовленные вопросы. После минутного обсуждения выслушиваются ответы и вопросы обеих команд. Критерии оценки разрабатываются в ДОУ самостоятельно.
Педагогический ринг — обсуждение проблем (болевых точек), выявленных в результате опроса, проведенного различными способами, поиск не только причин их возникновения, но и путей решения.
Деловая игра позволяет воспроизводить деятельность педагогов, разрабатывать варианты решения проблем, принимать решения и определять механизм их реализации. Существуют различные формы деловых игр.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.