Изучение второго вопроса данной темы студент должен начинать с определения понятия «логистический канал», под которым подразумевается частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения товарного потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь.
Например, принятие решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. – это выбор логистической цепи. |
Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.
Цель изучения каналов распределения состоит в определении наиболее эффективных средств и способов быстрейшего доведения товаров от производителя к конечному потребителю, разработке критериев отбора эффективных каналов распределения, выявлении возможностей увеличения объемов сбыта, оптимизации товарных запасов. Главными объектами анализа, в этом случае, выступают участники каналов распределения (производители, транспортные предприятия, оптовые и розничные посредники), характер их взаимоотношений, формы и методы продажи, средства маркетинговых коммуникаций.
Использование каналов распределения дает производителям определенные преимущества:
- экономия финансовых средств на распределение продукции;
- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
- продажа продукции более эффективными способами;
- высокая эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведение его до целевых рынков;
- сокращение объема работ по распределению продукции.
Каналы распределения имеют различную структуру, которая может быть охарактеризована количеством составляющих канал уровней.
Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю.
Уровни канала распределения: канал нулевого уровня, одноуровневый канал, двухуровневый канал, трехуровневый канал.
Виды логистических каналов: прямые и эшелонированные.
Прямые каналы распределения характеризуются управлением движением товарных потоков без участия посреднических структур. Как правило, они устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые стремятся к полному контролю логистических и маркетинговых программ и которые располагают обычно ограниченными целевыми рынками.
Использование прямого канала распределения обусловливает следующие возможности:
- полное управление системой распределения,
- координация хозяйственных связей и деловых отношений с покупателями на основе прямого, непосредственного контакта,
- экономия сбытовых издержек за счет отсутствия необходимости оплаты посреднических услуг.
Целесообразно использовать в следующих случаях:
1) достаточно большие объемы производства и сбыта,
2) относительно небольшое количество и высокая концентрация покупателей,
3) устойчивость спроса и, соответственно, ритмичность и устойчивость объемов потребления,
4) вертикальная структура рынка, главным образом товаров производственного назначения, когда потребителя отличает технологическая зависимость от производителя и, соответственно, устойчивые, длительные и относительно немногочисленные хозяйственные связи и деловые отношения,
5) при сбыте относительно дорогих товаров узкоспециализированного предназначения, высокой технической сложности, требующих специализированного сервиса, а также специфических условий доставки.
Основное преимущество: возможность осуществления более концентрированных и своевременных мероприятий по корректировке потоковых процессов. Они позволяют быстро адаптировать к требованиям потребителей и контролировать весь процесс управления товарными потоками.
Эшелонированные каналы характеризуются перемещением материальных потоков от производителей до потребителей через посреднические структуры. В этом случае влияние производителей на управление товарными потоками ограничивается, а контакты с потребителями часто ослабевают.
Использование эшелонированного канала распределения обусловливает следующие возможности:
- наличие и координация хозяйственных связей и деловых отношений со специализированными посредниками;
- широких охват и глубокое проникновение на рынок;
- экономия издержек за счет отсутствия необходимости создания и управления собственной сбытовою сетью, осуществления сбытовых функций специализированными посредниками.
Целесообразно использовать в следующих случаях:
1) относительно большое количество и низкая концентрированность, рассредоточенность потребителей,
2) неустойчивость спроса и, соответственно, аритмичное потребление, требующее соответствующих товарных запасов,
3) горизонтальная структура рынка, характеризующаяся большим числом и разбросанностью потребителей, требующая разветвленной сбытовой сети,
4) сбыт товаров широкого ассортимента и применения, товаров массового спроса, относительно недорогих и стандартных товаров,
5) отсутствие собственной сбытовой инфраструктуры (сбытовой сети, складских, торговых, транспортных структур),
6) частые неритмичные поставки малыми партиями.
На практике все большее распространение получают гибкие логистические системы, которые используют как прямые, так и эшелонированные каналы. Чаще всего гибкие системы используются, когда структура рынка неоднородна. В одном районе может наблюдаться высокая концентрация потребителей или наличие крупных потребителей, тогда более эффективными могут быть прямые логистические каналы. В другом районе может быть отмечен небольшой спрос на данную продукцию или разброс потребителей. Тогда для рационализации продвижения товарных потоков целесообразным является привлечение к формированию логистических каналов и цепей различного рода посреднических звеньев.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 330.