Концепция общих затрат – предполагает, что можно так перегруппировать затраты в дистрибуции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится.
Вместе с тем существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов, объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести:
- изменения в моделях и отношениях потребительского спроса;
- давление затрат на производство;
- прогресс в компьютерных технологиях;
- изменения в стратегиях формирования запасов.
Эти факторы наиболее ярко проявились в 1960-х годах в США. Основными тенденциями на рынке стали усиление внимания к покупателям и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности. Быстрое развитие рыночных структур заставило организации бизнеса искать новые пути координации спроса и предложения, лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции.
Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Научно-технический прогресс привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутеризация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и т.п. эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50-х годов. В то же время стали повсеместно применяться современные экономико-математические методы и модели теории оптимального планирования, теории массового обслуживания, теории управления запаса. Возрос интерес менеджеров к внедрению в бизнесе информационно-компьютерных технологий как средства снижения затрат и получения оптимальных управленческих решений. Одним из результатов синтеза компьютерных технологий и принципов логистики стала разработанная в США внутрипроизводственная микрологистическая система MRP I ( Materials resource planning) – система планирования потребности в материалах.
Существенным фактором, усилившим логистических подход к дистрибуции, было изменение в стратегиях формирования запасов. Большинство производителей не хотели создавать большие запасы готовой продукции на своих производствах, а стремились «вытолкнуть» их в каналы дистрибуции. Поэтому оптовики, розничные и другие торговцы были вынуждены самостоятельно решать проблемы дислокации складов, транспортировки, управления и контроля уровней запасов в товаропроводящих сетях. Это обусловило появление и развитие логистической системы DRP ( Distribution resource planning) – системы управления распределением продукции.
В этот же период быстро развивается экономика Японии, которая стала теснить своих американских и европейских конкурентов на рынках. Это произошло благодаря низкой себестоимости и высокому качеству японских товаров, обеспеченными, в частности, разработанной и примененной впервые в мире логистической концепцией « just in time» – JIT (точно в срок) и внутрипроизводственной системой KANBAN.
С 1980-х годов начинается активное совершенствование компьютерных технологий и ее широкое применение во всех сферах экономики развитых стран. Для продвижения принципов логистики важнейшее значение имело создание систем электронных банковских операций (на основе международной банковской сети S.W.I.F.T. и S.W.I.F.T. II), использование для поддержки информационных взаимодействий между логистическими партнерами стандартов EDI (Electronic Data Interchange) – «электронного обмена данными» и EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport) – «электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте».
Продвижению логистической концепции в бизнесе способствовал быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи, электронной почты, телеконференций и т.д. Начали широко использоваться логистическими партнерами возможности систем массового информационного обслуживания как коммерческих (CompuServe, America Online), так и некоммерческих (Internet).
Внедрение информационно-компьютерных систем стимулировало создание новых логистических технологий в производстве и дистрибьюции. Получили дальнейшее развитие системы MRP / DRP, возникли их современные модификации – MRP ІІ – (Manufacturing resource planning) и DRP – (Distribution resource planning), расширились логистические функции этих систем. Появились новые логистические концепции: « Lean Production» («тощее производство»), QR – «быстрое реагирование», оптимизированные логистические системы - ОПТ (Optimized Production Technologies), модифицированные версии KANBAN и др.
Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся в западном бизнесе концепция управления качеством – TQM.
В 1990–х годах возник интерес к оптимизации процессов управления с помощью интегрированной цепочки поставки, где акцент переносится на внешние отношения с поставщиками, дистрибьюторами и клиентами. Это способствовало развитию концепции интегрированной логистики. Таким образом, логистика стала одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали передовые концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.
2. Концепция «планирования потребностей / ресурсов».
Начиная изучение второго вопроса, студенту следует обратить внимание, что одной из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем, является концепция « Requirements / resource planning» – RP («планирования потребностей / ресурсов»). Базовыми микрологическими системами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении, являются системы:
MRP – «Materials / manufacturing requirements / resource planning» - система планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов
DRP – «Distribution requirements / resource planning» – система планирования распределения продукции / ресурсов
Система «планирования потребностей в ресурсах» ( MRP I) – это автоматизированная система планирования потребностей производства в необходимых материальных ресурсах.
В основу метода положена зависимость спроса на все компоненты от спроса на конечный продукт. Метод позволяет повысить эффективность системы, обеспечивая устойчивое производство с использование ограниченных объемов составных элементов.
Цели системы MRP:
- повышение эффективности качества планирования потребностей в ресурсах;
- планирование производственного процесса, графика доставки, закупок;
- снижение уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции;
- совершенствование контроля за уровнем запасом;
- уменьшение логистических затрат;
- удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции.
В процессе реализации этих целей система MRP сначала определяет, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.
Недостатки:
- недостаточное строгое отслеживание спроса с обязательным наличием страховых запасов.
- значительный объем вычислений, подготовки предварительной обработки большого объема исходной информации, что увеличивает длительность производственного периода и логистического цикла;
- возрастание логистических издержек на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы уменьшить уровень запасов или перейти на выпуск готовой продукции в малых объемах и с высокой периодичностью;
- нечувствительность к кратковременным изменениям спроса, так как они основаны на контроле и пополнении уровня запасов в фиксированных точках прохождении запаса.
Системы MRP преимущественно используются, когда спрос на исходные материальные ресурсы сильно зависит от спроса потребителей на конечную продукцию
Выявленные недостатки использования системы MRP I обусловили необходимость ее совершенствования. Системы MRP I І – это развитие метода MRP I с добавлением к нему функций маркетинга, финансирования и закупок.
Преимущества MRP II перед MRP I – лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, уменьшения запасов, более быстрой реакции на изменения спроса. Кроме того, MRP II обеспечивают большую гибкость планирования, способствуют уменьшению логистических издержек по управлению запасами, решает комплекс задач контроля и регулирования уровней запасов.
В заключение необходимо отметить тенденцию расширения применения в Украине системы MRP - управления (Material Requirements Planning), заключающейся в автоматизированном управлении заказами, поставками, контроле и учете всего торгового процесса. MRP - система требует централизованного управления ресурсами, четкого подчинения сетевых магазинов единому управляющему центру, и предполагает консолидированный заказ и поставки товаров на распределительный центр розничной сети. Внедрение MRP - систем способствует снижению издержек на всех этапах товародвижения, но имеет недостаток, заключающийся в сравнительно высокой цене ее внедрения.
Система «планирования распределения продукции» ( DRP) – это распространение логики построения систем MRP на каналы дистрибуции готовой продукции. Однако эти системы, хотя и имеют в основе общую логистическую концепцию «планирования потребностей / ресурсов», в то же время существенно различны (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Дата: 2019-02-19, просмотров: 264.