2. Цели, задачи и функции логистики
3. Потоки в логистических системах
4. Логистические операции и их классификация
Понятие логистики и этапы ее развития.
Для усвоения первого вопроса студенту следует уделить внимание, что логистика изучает и организует процессы эффективного управления материальными и информационными потоками с целью удовлетворения потребителей товаров и услуг.
В настоящее время существует множество определений логистики. Наибольшее развитие логистика получила в области управления материальными и соответствующими информационными потоками. В этом аспекте анализ зарубежных и отечественных источников показал, что логистика понимается как:
- новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;
- форма рационализации хозяйственной деятельности в сферах производства и обращения;
- система управления физическим распределением материальных ресурсов;
- новый уровень интеграции процессов производства и перемещения продукции;
- особый комплекс инфраструктурных элементов в экономике;
- метод управления различными видами деятельности с целью минимизации затрат при организации доставки необходимого количества груза в нужное место и в нужное время;
- система эффективного перемещения продукции от места производства до места потребления;
- определенная сфера экономики, характеризующаяся взаимодействием материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, спроса и потребления.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на различия в трактовке термина «логистика», его основные черты – рациональность и точный расчет – в течение более двух тысячелетий остаются неизменными.
Логистика – наука управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.
Логистика – это особая система планирования, управления и контроля потоковых процессов в условиях интеграции снабжения, производства, распределения и сбыта полезных ресурсов (материальных, информационных, финансовых, энергетических) на базе прогрессирующей производственной, коммерческой и коммуникационной инфраструктуры с использованием информационных технологий.
Предпосылки развития логистики:
1. Переход от рынка продавца к рынку покупателей, когда потребности потребителей служат основой для разработки производственных программ и обусловливают необходимость в создании системы товародвижения.
2. Возрастание запасов в системах дистрибуции, что привело к значительному росту затрат на их создание и поддержание.
3. Обеспечение конкурентных преимуществ предприятиям, применяющим логистические принципы в производственной и сбытовой деятельности.
4. Создание объективных возможностей для использования в системе логистики достижений технического прогресса в средствах связи и информатики.
5. Разработка новых теорий и методов исследования операций
Этапы развития логистики.
1. Период «фрагментаризации» (1920 – 1950) характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить некоторые составляющие затрат.
2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 – 1970) характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей, развитием компьютерных и информационных технологий.
Основной фактор развития данного этапа – развитие концепции маркетинга, что обусловило усиление внимания к покупателям, появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения. Повышение разнообразия товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибуции. |
3. Период развития (1970 – 1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики, совершенствованием планирования и оперативного управления материальными и информационными потоками в производстве.
Основной фактор развития данного этапа – усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов. Основной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ |
4. Период интеграции (1980 – до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь (закупка – производство – распределение и сбыт), а так же управление материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем.
Виды логистики.
По масштабам разрабатываемых проблем логистика делится на: макрологистику и микрологистику.
Макрологистика изучает процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне. Здесь логистика выражается в проведении глобальной логистической стратегии, которая заключается в формировании устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регионами на основе международного и территориального разделения труда в рамках сложившейся специализации и межотраслевого кооперирования.
Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.
По характеру зон управления логистика делится на внешнюю и внутреннюю логистику. Внешняя логистика занимается вопросами регулирования потоковых процессов, выходящих за рамки деятельности, но находящихся в сфере влияния субъекта хозяйствования. Внутренняя логистика направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.
По характеру хозяйственной деятельности выделяют следующие виды или функциональные области логистики:
Закупочная логистика связана с процессом обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Производственная логистика включает все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов непосредственно в процессе производства, в том числе подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.
Распределительная логистика рассматривает процессы организации поставок продукции от изготовителя к потребителю.
Информационная логистика предполагает поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующим предоставлением информации для принятия логистических решений.
Транспортная логистика занимается вопросами транспортировки материальных ресурсов.
Складская логистика – процессы и операции, связанные со складированием, хранением и переработкой материальных ресурсов в складском хозяйстве на всех уровнях.
В последнее время в связи с активным применением логистических принципов и методов в сфере денежного обращения формируется новая разновидность логистики финансовая логистика, которая занимается вопросами управления и рационализации денежных потоков на всех этапах движения наличных денежных средств.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.