Понятие логистики и этапы ее развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2. Цели, задачи и функции логистики

3. Потоки в логистических системах

4. Логистические операции и их классификация

 

Понятие логистики и этапы ее развития.

Для усвоения первого вопроса студенту следует уделить внимание, что логистика изучает и организует процессы эффективного управления материальными и информационными потоками с целью удовлетворения потребителей товаров и услуг.

В настоящее время существует множество определений логистики. Наибольшее развитие логистика получила в области управления материальными и соответствующими информационными потоками. В этом аспекте анализ зарубежных и отечественных источников показал, что логистика понимается как:

- новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

- форма рационализации хозяйственной деятельности в сферах производства и обращения;

- система управления физическим распределением материальных ресурсов;

- новый уровень интеграции процессов производства и перемещения продукции;

- особый комплекс инфраструктурных элементов в экономике;

- метод управления различными видами деятельности с целью минимизации затрат при организации доставки необходимого количества груза в нужное место и в нужное время;

- система эффективного перемещения продукции от места производства до места потребления;

- определенная сфера экономики, характеризующаяся взаимодействием материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, спроса и потребления.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на различия в трактовке термина «логистика», его основные черты – рациональность и точный расчет – в течение более двух тысячелетий остаются неизменными.

Логистика – наука управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

Логистикаэто особая система планирования, управления и контроля потоковых процессов в условиях интеграции снабжения, производства, распределения и сбыта полезных ресурсов (материальных, информационных, финансовых, энергетических) на базе прогрессирующей производственной, коммерческой и коммуникационной инфраструктуры с использованием информационных технологий.

 

Предпосылки развития логистики:

1. Переход от рынка продавца к рынку покупателей, когда потребности потребителей служат основой для разработки производственных программ и обусловливают необходимость в создании системы товародвижения.

2. Возрастание запасов в системах дистрибуции, что привело к значительному росту затрат на их создание и поддержание.

3. Обеспечение конкурентных преимуществ предприятиям, применяющим логистические принципы в производственной и сбытовой деятельности.

4. Создание объективных возможностей для использования в системе логистики достижений технического прогресса в средствах связи и информатики.

5. Разработка новых теорий и методов исследования операций

Этапы развития логистики.

1. Период «фрагментаризации» (1920 – 1950) характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить некоторые составляющие затрат.

2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 – 1970) характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей, развитием компьютерных и информационных технологий.

 

Основной фактор развития данного этапа – развитие концепции маркетинга, что обусловило усиление внимания к покупателям, появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения. Повышение разнообразия товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибуции.

3. Период развития (1970 – 1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики, совершенствованием планирования и оперативного управления материальными и информационными потоками в производстве.

 

Основной фактор развития данного этапа – усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов. Основной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ

 

4. Период интеграции (1980 – до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь (закупка – производство – распределение и сбыт), а так же управление материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем.

Виды логистики.

По масштабам разрабатываемых проблем логистика делится на: макрологистику и микрологистику.

Макрологистика изучает процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне. Здесь логистика выражается в проведении глобальной логистической стратегии, которая заключается в формировании устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регионами на основе международного и территориального разделения труда в рамках сложившейся специализации и межотраслевого кооперирования.

Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.

По характеру зон управления логистика делится на внешнюю и внутреннюю логистику. Внешняя логистика занимается вопросами регулирования потоковых процессов, выходящих за рамки деятельности, но находящихся в сфере влияния субъекта хозяйствования. Внутренняя логистика направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.

По характеру хозяйственной деятельности выделяют следующие виды или функциональные области логистики:

Закупочная логистика связана с процессом обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Производственная логистика включает все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов непосредственно в процессе производства, в том числе подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.

Распределительная логистика рассматривает процессы организации поставок продукции от изготовителя к потребителю.

Информационная логистика предполагает поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующим предоставлением информации для принятия логистических решений.

Транспортная логистика занимается вопросами транспортировки материальных ресурсов.

Складская логистика – процессы и операции, связанные со складированием, хранением и переработкой материальных ресурсов в складском хозяйстве на всех уровнях.

В последнее время в связи с активным применением логистических принципов и методов в сфере денежного обращения формируется новая разновидность логистики финансовая логистика, которая занимается вопросами управления и рационализации денежных потоков на всех этапах движения наличных денежных средств.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 221.