Тема 1. Концептуальные основы логистики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В связи со становлением рыночных отношений в нашей стране появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика. Несмотря на то, что ее применение обусловлено современными экономическими реалиями, логистика еще не достаточно полно затребована отечественным бизнесом.

В развитых странах логистика давно стала практическим инструментом ведения хозяйственной деятельности, а интегрированный логистический подход, различные логистические концепции, системы и технологии применяются крупнейшими корпорациями мира.

Возрастающий интерес к логистике на Украине обусловливает необходимость подготовки специалистов соответствующей квалификации, поэтому дисциплина «Логистика» уже стала неотъемлемой составной учебных планов многих вузов.

Актуальность изучения этой дисциплины обусловлена, прежде всего, теми потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования экономических систем, которые несет в себе логистический подход к управлению материальными ресурсами.

Целью изучения дисциплины “Логистика” является формирование у студентов системных знаний и понимания концептуальных основ логистики, теории и практики развития этого направления и приобретения навыков самостоятельной работы по освоению учебного материала применительно к современным методам управления материальными и другими потоками в современных условиях.

Предмет дисциплины “Логистика” – общие закономерности развития логистических систем, особенности и тенденции управления и оптимизация материальных потоков.

Задачами дисциплины являются:

1. Предоставление студентам знаний о актуальности, перспективах и необходимости изучения дисциплины на современном этапе развития рыночных отношений, а также раскрытие предпосылок и этапов развития логистики.

2. Ознакомление студентов с сущностью логистики, ее целями, задачами и функциями, а также основными концепциями ее развития.

3. Предоставление студентам знаний о наиболее важных категориях и понятиях логистики, а именно логистических системах, потоках в логистических системах, логистических операциях.

4. Обеспечение усвоения студентами особенностей функционального логистического менеджмента, который предусматривает изучение отдельных функциональных областей логистики: управление заказами, управление закупками, производственной логистики, распределительной логистики, управление запасами, транспортной логистики, складской логистики.

5. Овладение студентами методическим инструментарием разработки и реализации задач логистики.

6. Ознакомление студентов с информационной и административно-правовой поддержкой логистического менеджмента.

7. Приобретение студентами практических навыков анализа и управления логистическими системами, разработки и принятия управленческих решений по оптимизации логистических систем.

8. Овладение студентами навыками логистического мышления и разработки предложений по совершенствованию логистических систем и механизмов их функционирования

9. Ознакомление студентов с новой литературой и передовым опытом по проблемам логистики на предприятиях разных форм собственности.

Учебный план специальности 6.050201 предусматривает чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий, самостоятельную работу студентов. Усвоение теоретического материала должно осуществляться с помощью изучения лекционного материала, самостоятельной работы с монографической, методической, справочной литературой, периодикой.

Семинарские занятия целесообразно проводить в виде экспресс опросов, тестирования, заслушивания рефератов по актуальным вопросам. На практических занятиях студенты должны приобрести умения и навыки конкретной деятельности по управлению логистическими процессами. Для достижения этой цели следует практиковать современных методы обучения: решение конкретных управленческих ситуаций, мини-кейсы, деловые игры. Все виды занятий должны оптимально объединяться с тем, чтобы обеспечить глубокое и полное усвоение всего материала, предусмотренного программой дисциплины “Логистика”.

 

1. Тематический план дисциплины «Логистика»

 

Наименование тем

Количество часов аудиторной работы

Внеаудиторная самостоятельная робота

Итого

В том числе

Лекции Семинарские и практические занятия 1 2 3 4 5 1. Концептуальные основы логистики 4 2 2 2 2. Концепции логистики 4 2 2 2 3. Методология и научная база логистики 2 1 1 2 4. Логистика закупок и размещения заказов 4 2 2 2 5. Производственная логистика 2 1 1 2 6. Логистика распределения 2 1 1 2 7. Логистика запасов 4 2 2 2 8. Логистика складирования 4 2 2 2 9. Транспортная логистика 2 1 1 2 10. Информационная логистика 2 1 1 2 11. Логистический сервис 2 1 1 2 Разом: 32 16 16 22

 

 

 

3. Научно-методические рекомендации по изучению тем дисциплины «Логистика»

 

Этапы развития логистики.

1. Период «фрагментаризации» (1920 – 1950) характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить некоторые составляющие затрат.

2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 – 1970) характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей, развитием компьютерных и информационных технологий.

 

Основной фактор развития данного этапа – развитие концепции маркетинга, что обусловило усиление внимания к покупателям, появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения. Повышение разнообразия товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибуции.

3. Период развития (1970 – 1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики, совершенствованием планирования и оперативного управления материальными и информационными потоками в производстве.

 

Основной фактор развития данного этапа – усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов. Основной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ

 

4. Период интеграции (1980 – до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь (закупка – производство – распределение и сбыт), а так же управление материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем.

Виды логистики.

По масштабам разрабатываемых проблем логистика делится на: макрологистику и микрологистику.

Макрологистика изучает процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне. Здесь логистика выражается в проведении глобальной логистической стратегии, которая заключается в формировании устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регионами на основе международного и территориального разделения труда в рамках сложившейся специализации и межотраслевого кооперирования.

Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.

По характеру зон управления логистика делится на внешнюю и внутреннюю логистику. Внешняя логистика занимается вопросами регулирования потоковых процессов, выходящих за рамки деятельности, но находящихся в сфере влияния субъекта хозяйствования. Внутренняя логистика направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.

По характеру хозяйственной деятельности выделяют следующие виды или функциональные области логистики:

Закупочная логистика связана с процессом обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Производственная логистика включает все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов непосредственно в процессе производства, в том числе подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.

Распределительная логистика рассматривает процессы организации поставок продукции от изготовителя к потребителю.

Информационная логистика предполагает поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующим предоставлением информации для принятия логистических решений.

Транспортная логистика занимается вопросами транспортировки материальных ресурсов.

Складская логистика – процессы и операции, связанные со складированием, хранением и переработкой материальных ресурсов в складском хозяйстве на всех уровнях.

В последнее время в связи с активным применением логистических принципов и методов в сфере денежного обращения формируется новая разновидность логистики финансовая логистика, которая занимается вопросами управления и рационализации денежных потоков на всех этапах движения наличных денежных средств.

Таблица 1.1

Таблица 1.2

По направлению

Входящий - внешний поток данных, входящий в данную логистическую систему Выходящий - выходящий во внешнюю среду поток из данной логистической системы

 

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

- источник возникновения;

- направление движения потока;

- скорость передачи и приема информации;

- интенсивность потока.

Управление информационным потоком включает в себя изменение направления потока и ограничение его параметров.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока.

Таблица 1.3

Тема 2. Концепции логистики

1. Эволюция концепций логистики.

2. Концепция «планирования потребностей / ресурсов»

3. Концепция «just in time» – JIT (точно во время).

4. Концепция «Lean Production» (тощего производства).

5. Концепция общего управления качеством.

6. Концепция быстрого реагирования на спрос.

7. Концепция интегрированной логистики.

Преимущества системы DRP

Маркетинговые преимущества Логистические преимущества
§ улучшение сервиса за счет уменьшения времени доставки готовой продукции и удовлетворения ожиданий потребителей § улучшение продвижения новых товаров на рынок § улучшение координации управления запасами готовой продукции с другими функциями фирмы § исключительная способность удовлетворять запросы потребителей за счет сервиса, связанного с координацией управления запасами готовой продукции § уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции за счет координации поставок § уменьшение уровня запасов за счет точного определения величины и места поставок § сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов § уменьшение транспортной составляющей логистических издержек за счет эффективной обратной связи по заказам § улучшение координации между логистическими функциями в дистрибуции и производстве

 

Недостатки системы DRP

1. Система требует точного скоординированного прогноза отправок и пополнения запасов для каждого центра и канала распределения готовой продукции в товаропроводящей сети. В идеальном случае система не должна поддерживать излишние запасы в логистических распределительных каналах. Но поскольку составить точный прогноз не возможно, приходится иметь определенные страховые запасы в распределительных центрах.

2. Планирование запасов требует высокой надежности совершения логистических циклов между распределительными центрами и другими звеньями логистической системы. Неопределенность любого цикла (заказа, транспортировки, производства) немедленно сказывается на эффективности решений.

3. Интегрированное планирование распределения вызывает частые изменения в производственном расписании, что приводит к колебаниям в использовании производственных мощностей, неопределенности в затратах на производство, срывам доставки готовой продукции потребителям.

Таблица 4.1

Управление заказами.

При изучении данного вопроса студенту следует обратить внимание на то, что логистический менеджмент в фирме начинается с приема и обработки заказов потребителей товаров. Укрупненно, не касаясь пока маркетинговой стратегии фирмы, задачей логистического менеджмента является качественное удовлетворение спроса от приема заказа до доставки готовой продукции потребителю в соответствии с правилами логистического микса (7 S).

Заказ является информационной единицей логистических операций. В общем случае он представляет собой бланк, проходящий все стадии процесса обслуживания потребителей. Заказ, как правило, объединяет в себе документы, связанные с отдельной сделкой (договором, контрактом).

Основным комплексным показателем в рассматриваемой области является портфель заказов. Портфель заказов представляет собой совокупность заказов потребителей (покупателей) имеющихся на определенную дату.

Портфель заказов составляется на основе соответствующих заявок на поставку продукции отражающих спрос потребителей. При его формировании должны быть учтены производственны и логистические возможности продуцентов. Они создают основу для заключения договоров поставки продукции, которые в свою очередь становятся основой в процессе управления товарными потоками.

Общая процедура управления заказами включает в себя несколько этапов, образующих логистический цикл заказа, который выражается периодом времени, необходимым для оформления заказа на поставку определенного товара, изготовления данного товара, включая приобретение нужных для этого средств производства и непосредственно на доставку заказанной продукции на склад потребителя или к другому месту назначения.

Элементы логистического цикла:

1) время на формализацию заказа и его оформление в установленном порядке;

2) время на доставку или передачу заказа поставщику;

3) время выполнения заказа поставщиком: время ожидания постановки заказ на выполнение и время выполнения заказа

4) время на доставку изготовленной продукции заказчику;

5) время на подготовку продукции к продаже.

Цикл заказа:

- для продавца – время с момента получения заказа до момента, когда продукция прибывает на склад, где ее принимает потребитель;

- для покупателя – период времени с момента, когда сделан заказ, до момента получения продукции.

Показатели цикла исполнения заказа потребителя:

1. Скорость выполнения заказа – время от момента получения заказа до его исполнения.

2. Бесперебойность выполнения логистических операций – способность системы обслуживания предприятия поддерживать ожидаемые сроки исполнения заказа на протяжении многих функциональных циклов.

3. Уровень недостатков обслуживания потребителей.

4. Гибкость логистических операций – способность системы обслуживания предприятия удовлетворять особые потребности потребителей.

Особенностью логистического цикла в современных условиях является его постоянное сокращение, которое осуществляется за счет внедрения гибких производственно-логистических систем, новейших средств связи и обработки информации, передовых технологий в организации транспортно-складских работ и т.д.

 

Окружающая среда требует от фирмы поиска всех возможных путей и источников получения информации о заказах с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Это обусловило появление за рубежом концепции « Electronic Data Interchange» – EDI (электронного обмена данными).

EDI представляет собой компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных и обслуживающий современные телекоммуникационные технологии.

Использование EDI позволяет:

1) улучшить достоверность, своевременность и качество логистической информации за счет уменьшения количества бумажных документов и возможности ошибок ввода данных;

2) повысить производительность за счет быстрой передачи и обработки информации;

3) сократить логистические издержки за счет уменьшения доли живого труда и материальных затрат, связанных с печатью, почтой, процедурами бумажного документооборота; сокращения телефонных и телексных коммуникаций; уменьшения административных затрат.

 

Для EDI существенным являются коммуникационные и информационные стандарты.

Информационные стандарты регламентируют структуру и вид документов, которые должны быть переданы. Эти стандарты определяются так называемым трансакционными рядами (в логистике рядами УДЕ). Трансакционный ряд – это ряд кодов, описывающих связанные электронные документы.

Коммуникационные стандарты определяют технические характеристики таким образом, чтобы компьютеры могли корректно интерпретировать обмен информацией. Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования и скорость передачи данных.

Наиболее часто используемым в EDI коммуникационным стандартом является стандарт UN/EDIFACT. Он представляет собой набор принципов обмена деловыми данными между промышленными предприятиями, экспортерами, снабженческими организациями, оптовыми дистрибьюторами, брокерами, агентами, экспедиторами, перевозчиками и др. Стандарт формирует однообразно построенные сообщения, которые базируются на международных стандартах, заменяет традиционные бумажные документы на электронные каталоги (файлы).

При внедрении стандарта облегчается подготовка грузовых партий к отправке; определяется в кратчайшее время местоположение товара, транспортного средства; наличие запасов на складах дистрибутивной сети и производителя; наличие грузов к отправке; существенно упрощаются процедуры планирования, регулирования, контроля и мониторинга.

 

Рис. 4.1. Зависимость затрат от размера заказа

 

1 – затраты на выполнение заказа

2 – затраты на хранение

3 – суммарные затраты

 

Экономичный размер заказа определяется по формуле Уилсона:

 

                                  (4.1)

Q – экономичный размер заказа, ед.

С1 – затраты на выполнение одного заказа, грн.

S – годовая потребность в товаре, ед.

С2 – затраты на содержание запасов, грн.

 

Данная формула получена при большом количестве допущений:

- затраты на выполнение заказа и затраты на содержание запасов в течение рассматриваемого периода постоянны

- период между заказами постоянный

- выполнение заказов происходит немедленно

- величина спроса неизменна

- цена поставляемой продукции не изменяется в течение рассматриваемого периода времени

- рассматриваются только текущие запаса, другие виды запасов (страховые, подготовительные, сезонные, транзитные и т.д.) не учитываются.

 

Время между заказами (Тз)

                               (4.4)

 

Др – продолжительность рассматриваемого периода

 

Таблица 5.2

Тема 7. Логистика запасов

1. Понятие и классификация запасов.

2. Системы управления запасами.

3. АВС-анализ и XYZ-анализ в управлении товарными запасами

 

Классификация запасов

1. По месту продукции в логистическом канале:

1.1. запасы материальных ресурсов;

1.2. запасы незавершенного производства;

1.3. запасы готовой продукции;

1.4. запасы тары;

1.5. запасы возвратных отходов.

2. В зависимости от участия в логистическом процессе:

2.1. запасы в снабжении – материальные ресурсы, находящиеся в логистических цепях от поставщиков до складов материальных ресурсов производителя и предназначены для обеспечения производства готовой продукции,

2.2. производственные запасы – запасы, предназначенные для обеспечения бесперебойности производственного процесса,

2.3. товарные запасы – запасы готовой продукции, транспортные запасы, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой и розничной торговли,

2.4. совокупные запасы – запасы в снабжении, производственные запасы, товарные запасы.

3. По функциональному назначению:

3.1. текущие запасы – запасы, предназначенные для обеспечения непрерывности процесса производства и сбыта между двумя очередными поставками,

3.2. страховые запасы – запасы, которые служат для компенсации случайных колебаний спроса или срыва поставок,

3.3. подготовительные запасы – выделяются из производственных запасов для обеспечения бесперебойной работы в период, необходимый для подготовки материалов к использованию и доставки их на рабочие места,

3.4. сезонные запасы – обусловлены сезонными колебаниями в объеме производства или потребления

3.5. запасы продвижения готовой продукции – формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на осуществляемую предприятием маркетинговую политику продвижения товаров на рынок,

3.6. спекулятивные запасы – создаются для компенсации возможных изменений рыночной ситуации,

3.7. неликвидные запасы - длительно неиспользуемые или нереализуемые товарные запасы

3.8. запасы в пути - запасы товаров, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки

 

Системы управления запасами

Приступая к изучению второго вопроса, студент должен запомнить, что управление товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, т.е. обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствует прогнозируемому спросу.

Система управления запасами – совокупность правил и показателей, определяющих момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов.

Параметры системы управления запасами

Точка заказа – минимальный (контрольный) уровень запасов продукции, при наступлении которого необходимо их пополнение.

Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка.

Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня

Максимальный желательный запас определяется для отслеживания целесообразности загрузки площадей с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат.

Выделяют две основные системы управления товарными запасами: система управления запасами с фиксированным размером запаса и система управления запасами с фиксированным интервалом времени.

Система управления запасами с фиксированным размером заказа. В этой системе размер заказа является постоянной величиной, и повторный заказ подается при уменьшении наличных запасов до определенного критического уровня - точки заказа.

Поскольку проблема управления запасами в логистической системе рассматривается не только на уровне отдельного предприятия, но всего внешнего окружения, то критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат, а именно используемая площадь складских помещений; издержки на хранение запасов, стоимость и оформление заказа. Отметим, что перечисленные факторы тесно взаимоувязаны между собой. Причем само взаимодействие неодинаково в разных случаях. Так стремление сэкономить затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений и снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.

Система с фиксированным размером заказа предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа. При наличии широкого ассортимента торгового предприятия необходимым условием применения данной системы является использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.

Таблица 7.1

Характеристика системы управления запасами

с фиксированным размером заказа

Условия применения Преимущества Недостатки
- большие потери в результате отсутствия запаса - высокие издержки по хранению запасов - высокая стоимость заказываемого товара - высокая степень неопределенности спроса - наличие скидки с цены в зависимости от заказываемого количества - наложение поставщиком ограничения на минимальный размер партии поставки - низкий уровень максимального желательного запаса - экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы - защищает предприятие от создания дефицита ведение постоянного контроля наличия запасов на складе, чтобы не пропустить момент достижения «точки заказа»

Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами. В данной системе заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы. Нормируемыми величинами в данной системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения запаса и величина страхового запаса.

Отметим, что размер заказа рассчитывается таким образом, что при условии точного соответствия фактического потребления за время поставки ожидаемому, поставка пополняет запас на складе до максимально желательного уровня. На практике по данной системе можно заказывать один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика, а также товары на которые уровень спроса относительно постоянен, малоценные товары и т.д.

 

 

Таблица 7.2

Характеристика системы управления запасами с фиксированным

интервалом времени между заказами

Условия применения Преимущества Недостатки
- условия поставки позволяют получать заказы различными по величине партиями - расходы по размещению заказа и доставке сравнительно невелики - потери от возможного дефицита сравнительно невелики отсутствие постоянного контроля наличия запасов на складе   - высокий уровень максимального желательного запаса - повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы

 

Рассмотренные две основные системы не являются единственно возможными. В условиях отсутствия отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления запасов такой подход является вполне достаточным. Однако, при значительных колебаниях спроса основные системы управления запасами не в состоянии обеспечить бесперебойное снабжение потребителя без значительного завышения объема запасов. В этом случае рекомендуется использовать прочие системы, а именно: систему управления товарными запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня и систему “Минимум - максимум”.

Система управления товарными запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Данная система используется для предотвращения завышения объемов запасов, содержащихся на складе или их дефицита. При этом заказы производятся не только в установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Отличительной особенностью данной системы является то, что заказы делятся на две категории: плановые и дополнительные. Плановые заказа производятся через заданные интервалы времен, а дополнительные заказы - если наличие запасов на складе доходит до порогового уровня.

Таблица 7.3

Характеристика системы управления запасами с фиксированным

интервалом времени между заказами

Условия применения Преимущества Недостатки
- значительные колебание спроса на товары предприятия - незначительные издержки управления запасами - учитывает возможность задержки поставки, а т.ж. изменения темпов потребления - полное исключение недостачи материальных ресурсов для потребностей логистической системы - дополнительные затраты на организацию постоянной проверки состояния запасов  

 

Система “Минимум - максимум. Данная система ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказов настолько значительные, что становятся соизмеримыми с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным.

Таблица 7.4

Характеристика системы управления запасами с фиксированным

интервалом времени между заказами

Условия применения Преимущества Недостатки
- затраты на учет запасов и на оформление заказа настолько значительно, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов - необходимость быстро реагировать на изменения сбыта - отсутствие постоянного контроля наличия запасов на складе     - высокий уровень максимального желательного запаса  

 

Таблица 7.5

Рис. 7.1 Кривая АВС

Группа А – наиболее дорогие и немногочисленные товары, на долю которых приходится приблизительно 75 – 80% общей стоимости запасов, но они составляют лишь 10 – 20% общего количества товаров, находящихся на хранении. Размеры запасов этой группы товаров постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.

Группа В – средние по стоимости товары. Их доля в общей сумме запасов составляет приблизительно 10 – 15%, но в количественном соотношении эти запасы составляют 30 – 40% товаров, находящихся на хранении. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.

Группа С – товары, составляющие большую часть ассортимента, являются наиболее дешевыми. Они составляют 5 – 10% от общей стоимости хранимых товаров и 40 – 50% от общего объема хранения. На долю этих товаров приходится наименьшая часть всех финансовых средств, вложенных в запасы. Точные расчеты размера и периода заказа с товарами данной группы не выполняются. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ведется. Проверка наличных запасов проводится лишь периодически.

 

Общие рекомендации: Рекомендуется творчески подойти определению объектов и параметров анализа. Сгруппировав товар по одному параметру, следует сопоставить полученный результат с другими параметрами. Группа С может приносить 20% дохода, составлять 50% товарного запаса и занимать 80% площади склада. Пример: АВС анализ товаров по объему продаж показывает, какие товары обеспечивают 80% оборота предприятия. Можно проанализировать те же товары, но по количеству единиц (или количеству заказов по ним) и в результате определить 20% товаров покупаемых 80% клиентов, а это уже привлекательность товара для клиента и товарооборот предприятия. Этот же результат можно использовать при планировании размещения товара на складе или в торговом зале магазина.. Важно: Помните, непродуманное сокращение товаров группы С приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат деятельности для предприятия может снизиться на 50%.

 

Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент товарных запасов по степени их вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

Порядок проведения:

1. Определение коэффициента вариации по отдельным позициям ассортимента.

2. Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации.

3. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа Х, группа Y и группа Z.

4. Построение кривой XYZ.

 

Графически метод XYZ-анализа представлен на рис. 7.2. По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.

 

 



Рис. 7.2 Кривая XYZ анализа

 

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса по этой позиции.

 

                     (7.1)

 

n - коэффициент вариации спроса по i-й позиции

хi – i-е значение спроса по оцениваемой позиции

 - среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n

n – величина периода, за который произведена оценка

 

Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, Y или Z может быть осуществлено на основе следующего алгоритма:

 

X 0 £ n < 10%
Y 10% £ n < 25%
Z 25% £ n < ¥

 

В группу Х включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

 

Общие рекомендации: Данный метод анализа имеет смысл, если количество анализируемых периодов больше трех. Чем больше количество периодов, тем более показательными будут результаты. Например: Анализ продаж молока и хлеба в розничном магазине можно проводить по сумме продаж за неделю. Поставки осуществляются каждый день, продажи тоже. Но если сопоставить между собой продажи молока и водки Абсолют (которую заказывают раз в месяц и продают 1 бутылку в 2 недели), то результат будет менее показательный. При таком периоде 99% ассортимента магазина попадут в категорию «Z», 1% в категорию «Y», и какой можно сделать вывод? Вы работе в экстремальных условиях на непрогнозируемом рынке? В данном случае оптимально будет провести анализ по ежемесячным продажам. Более интересная ситуация возникает при анализе продаж и товарных запасов в компаниях, торгующих бытовой техникой, строительными материалами, запасными частями для автомобилей и т.п. Финансовый план в компании часто составляется на месяц, а реально необходимый горизонт планирования должен быть на полгода. Анализ данных с периодом меньше чем квартал просто не имеет смысла. Все товары попадают в категорию « Z».

 

 

Объединение данных о соотношении количества и стоимости АВС-анализа с данными о соотношении количества и структуры потребления XYZ-анализа позволяют получить ценные инструменты планирования, контроля и управления для систем поставок в целом, и управления запасами, в частности.

 

AХ (высокая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) AY (высокая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления ) AZ (высокая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастичного потребления)
BX (средняя потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления ) BY (средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) BZ (средняя потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления)
CX (низкая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления ) CY (низкая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) CZ (низкая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления)

 

Рис. 7.1 Матрица АВС- XYZ анализа

 

Выбор вида транспорта

Одной из основных задач, решаемых транспортной логистикой, является задача выбора транспортного средства, так как выбор вида транспорта влияет на цены, своевременность доставки и состояние товара по прибытии в пункт назначения. А все это сказывается в конечном итоге на удовлетворении покупателей.

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

При выборе способа транспортировки должны учитываться факторы, влияющие на выбор вида транспорта.

 

 

Таблица 9.2

Транспортные тарифы.

При изучении третьего вопроса данной темы студент должен знать, что расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов.

Тарифы включат в себя:

- плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

- правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

- транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

- покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.

Железнодорожный транспорт предполагает использование общих, исключительных, льготных и местных тарифов.

1. Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

2. Исключительные тарифы – тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы.

 

Повышая или понижая с помощью исключительных тарифы стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения вагонов и контейнеров.

 

3. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

4. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Они включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов и действуют в пределах данной железной дороги.

Основными факторами, влияющими на размер платы при перевозке грузов по железной дороге, являются: вид отправки, скорость перевозки, расстояние перевозки, тип вагона, принадлежность вагона или контейнера, количество перевозимого груза.

 

Автомобильный транспорт предполагает использование следующих тарифов:

1. Сдельные тарифы на перевозку грузов.

2. Тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов.

3. Тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями.

4. Тарифы из покилометрового расчета.

5. Тарифы за перегон подвижного состава.

6. Договорные тарифы

Основными факторами, влияющими на размер платы при перевозке автомобильным транспортом, являются: расстояние перевозки, масса груза, объемный вес груза (характеризует возможность использования грузоподъемности автомобиля), грузоподъемность автомобиля, время использования автомобиля, тип автомобиля, район, в котором осуществляется перевозка.

На речном транспорте тарифы на перевозку грузов, сборы за погрузочные работы и другие связанные с перевозками услуг определяются пароходствами[2] самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка (рынка продукции судоходства) и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

 

Рис. 10.1 Иерархия использования информационной логистической системы

 

 

Введение

 

В связи со становлением рыночных отношений в нашей стране появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика. Несмотря на то, что ее применение обусловлено современными экономическими реалиями, логистика еще не достаточно полно затребована отечественным бизнесом.

В развитых странах логистика давно стала практическим инструментом ведения хозяйственной деятельности, а интегрированный логистический подход, различные логистические концепции, системы и технологии применяются крупнейшими корпорациями мира.

Возрастающий интерес к логистике на Украине обусловливает необходимость подготовки специалистов соответствующей квалификации, поэтому дисциплина «Логистика» уже стала неотъемлемой составной учебных планов многих вузов.

Актуальность изучения этой дисциплины обусловлена, прежде всего, теми потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования экономических систем, которые несет в себе логистический подход к управлению материальными ресурсами.

Целью изучения дисциплины “Логистика” является формирование у студентов системных знаний и понимания концептуальных основ логистики, теории и практики развития этого направления и приобретения навыков самостоятельной работы по освоению учебного материала применительно к современным методам управления материальными и другими потоками в современных условиях.

Предмет дисциплины “Логистика” – общие закономерности развития логистических систем, особенности и тенденции управления и оптимизация материальных потоков.

Задачами дисциплины являются:

1. Предоставление студентам знаний о актуальности, перспективах и необходимости изучения дисциплины на современном этапе развития рыночных отношений, а также раскрытие предпосылок и этапов развития логистики.

2. Ознакомление студентов с сущностью логистики, ее целями, задачами и функциями, а также основными концепциями ее развития.

3. Предоставление студентам знаний о наиболее важных категориях и понятиях логистики, а именно логистических системах, потоках в логистических системах, логистических операциях.

4. Обеспечение усвоения студентами особенностей функционального логистического менеджмента, который предусматривает изучение отдельных функциональных областей логистики: управление заказами, управление закупками, производственной логистики, распределительной логистики, управление запасами, транспортной логистики, складской логистики.

5. Овладение студентами методическим инструментарием разработки и реализации задач логистики.

6. Ознакомление студентов с информационной и административно-правовой поддержкой логистического менеджмента.

7. Приобретение студентами практических навыков анализа и управления логистическими системами, разработки и принятия управленческих решений по оптимизации логистических систем.

8. Овладение студентами навыками логистического мышления и разработки предложений по совершенствованию логистических систем и механизмов их функционирования

9. Ознакомление студентов с новой литературой и передовым опытом по проблемам логистики на предприятиях разных форм собственности.

Учебный план специальности 6.050201 предусматривает чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий, самостоятельную работу студентов. Усвоение теоретического материала должно осуществляться с помощью изучения лекционного материала, самостоятельной работы с монографической, методической, справочной литературой, периодикой.

Семинарские занятия целесообразно проводить в виде экспресс опросов, тестирования, заслушивания рефератов по актуальным вопросам. На практических занятиях студенты должны приобрести умения и навыки конкретной деятельности по управлению логистическими процессами. Для достижения этой цели следует практиковать современных методы обучения: решение конкретных управленческих ситуаций, мини-кейсы, деловые игры. Все виды занятий должны оптимально объединяться с тем, чтобы обеспечить глубокое и полное усвоение всего материала, предусмотренного программой дисциплины “Логистика”.

 

1. Тематический план дисциплины «Логистика»

 

Наименование тем

Количество часов аудиторной работы

Внеаудиторная самостоятельная робота

Итого

В том числе

Лекции Семинарские и практические занятия 1 2 3 4 5 1. Концептуальные основы логистики 4 2 2 2 2. Концепции логистики 4 2 2 2 3. Методология и научная база логистики 2 1 1 2 4. Логистика закупок и размещения заказов 4 2 2 2 5. Производственная логистика 2 1 1 2 6. Логистика распределения 2 1 1 2 7. Логистика запасов 4 2 2 2 8. Логистика складирования 4 2 2 2 9. Транспортная логистика 2 1 1 2 10. Информационная логистика 2 1 1 2 11. Логистический сервис 2 1 1 2 Разом: 32 16 16 22

 

 

 

3. Научно-методические рекомендации по изучению тем дисциплины «Логистика»

 

Тема 1. Концептуальные основы логистики

Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.