Программно-целевой подход в управлении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Шалаев И. К. Программно-целевая психология управления. – Барнаул, 1998. – С. 27–34.

1. Управление – это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе целевой ориентации коллектива, разработки адекватных планов и их осуществления.

2. Психология управления – это смежная отрасль (направление) наук психологии и управления, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности.

3. Программно-целевой подход в управлении – это такой подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование «дерева целей», разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.

4. Норма-образец – это модельное представление идеала деятельности или поведения членов коллектива; норма-образец с качественно-количественными характеристиками, позволяющими в математизированной форме определять меру ее реального достижения, называется квалиметрическим эталоном соответствующей деятельности.

5. Управленческая эмпатия - это способность руководителя проникать в духовный мир подчиненных и адекватно определять свою позицию в конкретных ситуациях общения.

6. Управленческая рефлексия – это способность руководителя видеть самого себя глазами своих подчиненных и опережающе определять их реакцию на свои прогнозируемые действия.

7. Мотивация – это побуждение людей к активной деятельности, обусловленное обращением к мотивационной сфере. Мотивационную сферу личности составляют потребности, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, стремления, притязания, самооценка, ожидаемая оценка личностью группы.

8. Мотивационным управлением называется целенаправленное воздействие руководителя на мотивационную сферу членов коллектива преимущественно не посредством приказов и санкций, а посредством нормы-образца деятельности и социально-психологических условий ее интериоризации, при которых мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели, и члены коллектива начинают действовать в направлении, опосредованно заданном руководителем.

9. Оптимальный мотивационный комплекс – это совокупность побуждений к деятельности в следующем соотношении: ВМ > ВПМ > ВОМ, где ВМ - внутренняя мотивация, базирующаяся на мотивационной сфере личности, ВПМ - внешняя положительная мотивация (через поощрение, «пряник»), ВОМ - внешняя отрицательная мотивация (через наказание, «кнут»),

10. Создание ситуации критической самооценки (СКС) – это генерирование такой совокупности социально-психологических обстоятельств, при которой члены коллектива видят себя как бы со стороны с обнаженными достоинствами и недостатками, влияющими на общественно ценное и лично значимое содержание совместной деятельности.

11. Создание ситуации делегирования инициативы (СДИ) – это проектирование и осуществление таких управленческих процедур, при которых управленческая идея превращается в конкретную форму инициативы членов коллектива.

12. Создание ситуации установки (СУ) – это проектирование и осуществление таких управленческих процедур, при которых достигается интериоризация членами коллектива предписываемой им роли и формируется состояние внутренней готовности к соответствующему действию или адекватному восприятию управленческой информации.

13. Создание организационно-деятельностной ситуации (ОДС) – это проектирование и осуществление совокупности управленческих процедур «погружения» коллектива в процесс «выращивания» нового опыта или перестройки позиции по своеобразному сценарию:

– ненавязчивое приглашение коллектива к размышлению по актуальной проблеме теории и практики (такую роль пускового механизма может сыграть задача захватывающего содержания, мини-ОДИ, какая-то форма «мозговой атаки» и т.д.);

– непринужденное, очень мягкое предъявление нормы-образца деятельности для столкновения наличной позиции участников ситуации с запрограммированной в норме-образце;

– перевод участников ситуации из состояния неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности, интериоризация нормы-образца и формирование внутренней мотивации ее осуществления;

– организация практической деятельности в соответствии с нормой-образцом.

14. Осуществление перевода социально значимой цели в мотив деятельности членов коллектива (интериоризации управленческой цели) посредством методов мотивационного управления составляет социально-психологическую стратегию мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), результативно означающую рождение энергии направленного действия.

15. Опережающая реализация руководителем социально-психологических функций по отношению к оперативно-технологическим функциям является сущностью социально-психологической тактики МПЦУ, обеспечивающей психологическую почву успешной деятельности коллектива в соответствии с управленческим циклом.

Программно-целевая психология управления (ПЦПУ) - это теория и практика решения традиционных задач психологии управления на основе:

а) мотивационного программно-целевого управления как воплощение мотивации в структуре программно-целевого подхода, в результате которого традиционная управляющая программа обогащается инновационными составляющими, социально-психологической стратегией и социально-психологической тактикой, традиционное «дерево целей» – мотивационным основанием в виде цели психологической подготовки коллектива к соответствующему труду, традиционная исполняющая программа – нормой-образцом психологической готовности коллектива к труду;

б) формирования и реализации общих и специфических качеств руководителя, необходимых для успешного осуществления мотивационного программно-целевого управления;

в) обеспечения обратной связи по результатам управленческой деятельности, являющейся следствием уровня реализованной сформированности качеств руководителя и уровня мотивационного программно-целевого управления.

 

 

Методика работы организаций, занимающихся социально –

Педагогической помощью

 

3.1.Социально-педагогическая помощь безнадзорным и беспризорным детям подросткам

     Социальная помощь, представляющая собой систему социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказывается наименее защищенным слоям населения -престарелым, инвалидам, безработным, беженцам и т.д. В отличие от социальной помощи социально-педагогическая помощь оказывается не всем категориям, а только семье и детям.  Первые разрозненные элементы помощи взрослым и детям возникли на Руси в IX веке в виде общественного призрения. Однако превращение отдельных элементов помощи в систему, представляющую собой соединение взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, произошло намного позднее. В настоящее время система социально-педагогической помощи представляет собой сложно организованную совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, которая способствует созданию единого и гармоничного социально-педагогического пространства, повышению эффективности защиты, помощи и поддержки семей в процессе развития, воспитания и социализации детей. К числу наиболее важных

элементов системы помощи - юридические (законы, подзаконные акты, указы, приказы и т.д.), управленческие (организационное, материально-техническое, кадровое обеспечение), содержательные (опека, попечение, усыновление, социальная защита, помощь детям-сиротам, детям-инвалидам, многодетным семьям и т.д.), технологические и методические (способы, приемы, операции и т.д.) элементы. Значительное влияние на развитие системы оказывало наличие кризисных ситуаций, связанных с реформированием политического и экономического устройства страны. Несмотря на то, что в начале своего возникновения помощь имела примитивный характер, она изначально реализовывала дифференцированный и индивидуализированный подходы оказания помощи населению.

  Помощь населению за 12 веков своего развития переживала периоды расцвета и упадка. Шло постепенное количественное (число призреваемых категорий, учреждений призрения, благотворителей постоянно увеличивалось) и качественное (вначале государственное обеспечение детских учреждений, а затем создание условий для развития хозяйственной деятельности учреждений) развитие системы помощи. В период с IXв по начало XXв происходило становление общественного призрения, складывались основные направления помощи детям, развивалась частная благотворительность. Государство часто не могло быстро справиться с последствиями кризисных ситуаций, поэтому шла борьба за децентрализацию управления системой социальной помощи населению. Государство разрешало частным лицам и церковным учреждениям пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников, в результате дети фактически попадали в кабалу. Так было положено начало одному из направлений детского призрения - передаче детей на воспитание в частные руки. Большую роль в развитии системы социально-педагогической помощи детям сыграли правители государства. Так, Петр I, поощрял открытие “сиропитальниц для зазорных” (незаконнорожденных) младенцев, создание гошпиталей. После революции 1917 года на всей территории России произошел переход к централизованной системе оказания помощи детям. Происходило постепенное сокращение, вплоть до полного исчезновения, частного сектора. Стал преобладать унифицированный подход при оказании помощи нуждающимся слоям населения. В связи с приоритетом защиты детей продолжали развиваться направления детского призрения. Акцент делался на коллективном воспитании. Поэтому развитие получила сеть детских учреждений - домов матери и ребенка, яслей, детских площадок, детских домов. Долгое время детские дома являлись одной из основных форм помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; изменялись лишь названия домов, дополнялись их функции и обязанности. В конце 80-х годов получила распространение деятельность, направленная на их преобразование в детские дома семейного типа и открытие семейных детских домов. В настоящее время мы видим, насколько эта деятельность была необходима. В последнее время, в связи с обострением в нашем обществе множества социальных проблем, большинство из которых напрямую связано с детьми - наркомания, бродяжничество, безнадзорность, преступность, хронические заболевания – наиболее актуальным становится вопрос оказания комплексной социально-педагогической, психологической, правовой и медицинской помощи детям. В России сегодня насчитывается около 28 миллионов детей, в том числе по данным Генеральной прокуратуры РФ около двух миллионов беспризорных и безнадзорных детей. Около 2 миллионов подростков неграмотны, а более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально - неблагополучных условиях. В сфере обеспечения прав ребенка в РФ самыми важными проблемами остаются беспризорность, сиротство и детская преступность. Основным законодательным документом, направленным на решение проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. В данном законе представлены следующие понятия:

  1) безнадзорный – несовершеннолетний, контроль над поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

  2) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

  3) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Можно выделить основные субъекты, оказывающие помощь безнадзорным и беспризорным детям и подросткам:

   это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные учебно- воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, волонтеры.

  Социально-педагогическая помощь – это процесс и результат оказания психологического, социального, педагогического содействия детям и взрослым, испытывающим трудности в процессе социализации. По мнению А.В. Мудрика социально-педагогическая помощь – это внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой либо конкретной социальной ситуации.

  Данный вид помощи осуществляет, прежде всего, социальный педагог. Работу данного специалиста с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления: профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

  Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя: работу по организации благоприятной среды воспитания и общения; своевременную коррекцию семейных отношений; поиск форм занятости детей в свободное время и форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи; постановка детей на социально-педагогический учет; патронирование отдельных детей.

   Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как: постановка ребенка на учет; экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего; диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка; решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний; информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка; определение состояния несовершеннолетнего и программы дальнейшей работы с ним; организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему; разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.

       3.2.Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным

 

  Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.

        Целью данных учреждений является - создание комфортной социально-психологической атмосферы для ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом. Деятельность социального педагога в данных учреждениях включает четыре этапа.

      1. Вводный этап. В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь. В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов чаще всего используется беседа, из которой педагог может узнать общую информацию о ребенке.

     2. Начальный этап. Педагог организует деятельность детей, предлагает новые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не на прямую, а опосредованно (через группу). Главное – переориентирование внимания ребенка на позитивное отношение к себе и окружающему миру.

        3. Основной этап. Главное – развитие социальной активности ребенка, формирование мотивации изменить своей образ жизни. Содержание деятельности на данном этапе будет включать в себя такие формы работы, как занятия с элементами тренинга, создание воспитывающих ситуаций, индивидуальное консультирование, ролевые игры, диспуты.

       4. Заключительный этап. Главное – восстановление социальных контактов ребенка. Согласие ребенка изменить свой образ жизни характеризует начало четвертого этапа работы. Ребенок должен осознавать, что только жизнь в обществе и по его законам вызывает уважение и одобрение. Социальный педагог направляет ребенка, открыто высказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Завершением четвертого этапа считается момент включения ребенка в организованный социум.

  Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи.

  Сегодня развивается новая форма работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками, которая получила название «работа с уличными детьми». В широком смысле определение «дети улиц» – это объединение двух понятий:

  1.Уличный ребенок или уличная молодежь – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широком смысле слова, включающем незанятые жилища, незаселенные места и т.д.) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.

  2. Дети, которые проводят большую часть дня на улицах, но живут дома со своими семьями или близкими.

  Основной принцип данного направления – сознательное отношение к ребенку и попытка сделать его субъектом в формировании собственной судьбы. В городах появились службы уличных социальных работников, патрулирующих места скопления детей и на принципе добровольности оказывающих им поддержку. С одной стороны, уличные социальные работники являются выразителями интересов уличных детей, а с другой стороны – интересов государства, которое предъявляет к уличным детям определенные нормы и правила.

   Активно развивается программа «Дети улиц». Социальный работник/ социальный педагог (доброволец-волонтер, студент, практикант) становится посредником между нуждающимся в помощи несовершеннолетним с его потребностями и обществом. Специалист устанавливает доверительный контакт, доносит до «ребенка улицы» требования общества, государства. Например, не пить, учиться, жить с семьей и т.п. Социальный работник выступает в двух ролях: представляет и отстаивает интересы и права «ребенка улицы» и является координатором деятельности профилактических служб.

    Работа специалистов профилактической сферы строится из уважения к правам ребенка, необходимости воспитания законопослушания, ответственности за свое поведение; формирования установок на неприятие преступности и наркомании. Ведется работа по развитию психологических навыков: противостоять групповому давлению, находить выход из конфликтных ситуаций. Ребенку оказывается поддержка в сложной ситуации, предотвращается его разрыв с семьей.

  Уличная социальная работа должна проводиться в комплексе с другими видами социальной помощи. Уличный социальный работник не теряет связи с детьми и тогда, когда те оказались в приюте, в школе, возвратились в семью. Через него устанавливается прямая постоянная связь общественных учреждений и служб социальной помощи с такими несовершеннолетними. Вся информация о подростках, с которыми вступили в контакт уличные социальные работники, накапливается в единой базе данных городского центра, который взаимодействует с районными, окружными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет основные задачи образовательного учреждения в сфере профилактики безнадзорности:

  - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении. Например, постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении; проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

  - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Сюда входит разработка системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

  - выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

  - обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

  - осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.

        Таким образом, социально-педагогическая помощь данной категории детей оказывается в различных учреждениях и имеет множество направлений.

 

        3.3. Категория детей «группы риска» как получатели социально- педагогической помощи

Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения,

обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Поэтому представляется целесообразным относить к детям «группы риска» младших школьников с особенностями в развитии. Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени. Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка. Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение с взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития, как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

     Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

      1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

     2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

    3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

    4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

     5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

    По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

     1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в

жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

    2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.

    3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

    4. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором —материальное благополучие, на третьем - здоровье.

    5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.

    6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».

    7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.

    8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.

  9. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).

  10. В отношениях с взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.

  Работа с детьми «группы риска»- одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога - социально-педагогическая работа с детьми, которых, так или иначе, всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

  Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей.

Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

  Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее - несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире - процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе - приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

  Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».

  Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

  Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной категории.

Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

  Второй аспект - и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время - тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

  Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

  •медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

  •социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат   в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

  •психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

  •педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

  Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

  •дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

  •дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих

юридической силы обстоятельств;

  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;

  •дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

  Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) - «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации» и «ребенок в трудной жизненной ситуации».

  Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.

  Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

  -выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

  -непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

  Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

  Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

-организационные социально-педагогические технологии;

-социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

 

          3.4.Организационные социально-педагогические технологии.

 

В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

 1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

   Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:

- из семей, находящихся в социально опасном положении;

- безнадзорных или беспризорных;

- детей, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

    - употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;

- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступаетадминистративная ответственность;

- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

- состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- состоящих на внутришкольном учете;

- состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

 

 При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

-каковы основания постановки на учет;

-какие структуры работают с подростком;

-какая работа проводится для разрешения проблемы;

-что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы;

-нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Социальный педагог:

- изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

- исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.

По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

- целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;

  - прогнозируемости;

  - измеряемости ожидаемых результатов.

  Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

 4. Обеспечение условий реализации программ.

  Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях:

  - социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;

  - организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;

  - организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ;

  - отслеживает результаты;

- информирует комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии;

  - директора школы о ходе выполнения программ;

  - педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ;

  - начальника управления образования о результатах взаимодействия

внутришкольных структур по выполнению программ.

  5. Консультирование.

  Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.

  6. Межведомственные связи социального педагога.

  Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

  Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.

  Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную, основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.

 

    3.5.Социально-педагогические технологии индивидуальной и группово                   работы с детьми группы риска.

  Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:

  во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;

  во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;

  в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.

  Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.

  Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:

  - профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);

  - оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.

  Социально-педагогическая     технология    индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога.

  1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.

  Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный - закрытый для постороннего доступа - банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.

  2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.

  Ее цель - конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.

  Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:

- типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);

- опыта употребления веществ;

- источников приобщения к веществам;

- мест распространения веществ;

- очагов возможного возникновения зависимостей;

- отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим ПАВ, в) к распространению, г) к возможной помощи.

3.Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.

Данная функция - очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.

4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.

Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:

- в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;

- в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;

- в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.

В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.

Основными принципами организации контакта должны выступать:

- эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;

- заинтересованность;

- содействие;

- доверие.

5. Консультирование.

Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:

- инструмента организации контактов с потенциальным клиентом;

- способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку,

переживающему определенные трудности в связи с употреблением алкоголя, наркотиков, других веществ.

6. Разработка программ профилактической работы.

Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.

Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.).

Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:

• обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;

• помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;

• содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;

• способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам,

способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой - объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации.Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним возрастных особенностей были бы обеспечены на управленческом и технологическом уровнях.

Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:

- наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;

- обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;

- включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;

- обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.

Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:

- стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;

- умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;

- способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;

- готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

- Не навреди.

- Не оценивай.

- Принимай человека таким, каков он есть.

- Соблюдай конфиденциальность.

- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.

- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

- Минимум специальных терминов.

- Соблюдай принцип добровольности.

Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями - задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

 

                            

Дата: 2019-02-19, просмотров: 288.