Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ü макротехнологии -технологии уровня общества, региона, больших социальных групп;

ü мезотехнологии - технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы;

ü микротехнологии - рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне.

Классификация социальных и социально-педагогических технологий (один из подходов):

· а) по сфере применения: глобальные, универсальные, региональные;

· б) по объекту: групповые, общинные, индивидуальные;

· в) по характеру решаемых задач: организационные, обучающие (информационные) инновационные (поисковые), социальное моделирование, социальное прогнозирование;

· г) по области заимствования методов: социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические (социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации развития ребенка, социальная защита детства, социально-педагогическая реабилитация детей и подростков и др.);

· д) по направлениям социально-педагогической работы: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная профилактика, социальный надзор (контроль), социальная опека, социальная реабилитация, социальное обеспечение, социальная терапия, социальное консультирование.


\

Известно множество социально-педагогических технологий, однако их классификацияпока не разработана. Для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее ОСНОВАНИЯ и КРИТЕРИИ.

Основания классификации — это те качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. Обобщение практического опыта по вопросу, каковы наиболее важные цели, стоящие перед социальными педагогами в их профессиональной деятельности, а также способы их достижения, позволяет выделить наиболее существенные основания для классификации социально-педагогических технологий. К ним можно отнести:

· тип социально-педагогической технологии;

· назначение социально-педагогической технологии;

· субъект применения;

· объект применения;

· место применения;

· способ реализации.

В соответствии с выделенными основаниями необходимо определить критерии, по которым можно осуществить систематизацию и классификацию социально-педагогических технологий.

Критерий (от греч. kriterion — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. По одному основанию может быть выделено несколько критериев. Они позволяют в большей степени индивидуализировать технологии. В каждом социально-педагогическом учреждении, с учетом опыта работы его специалистов, накапливаются технологии, пополняющие банк технологий, и при этом выявляются наиболее значимые для практических работников критерии, позволяющие совершенствовать классификацию и выбор оптимальных технологий.

Рассмотрим наиболее общие для каждого выделенного основания критерии, которые позволят разработать общую классификацию социально-педагогических технологий.

Классификация технологий по ТИПУ: Характер технологии является основным критерием по данному основанию, позволяющим выделить общие и частные технологии.

· Общие техноло гии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.

· Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.

Классификация технологий по НАЗНАЧЕНИЮ: Критерий по данному основанию по­зволяет выделить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели деятельности социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отноше­нию к конкретному объекту. В качестве такого критерия и высту­пает целевое назначение социально-педагогической тех­нологии. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

направленное целевое назначение — технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилита­ции; исправления (перевоспитания);информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

комплексное назначение — технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.

Классификация технологий по СУБЪЕКТУ применения:

Критериев по данному основанию существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. Другими словами, по данным критериям социальный педагог может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К критериям по

данному основанию относятся:

уровень профессионализма — начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;

специализация социального педагога — по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и др.

Классификация технологий по ОБЪЕКТУ применения:

Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

социальная — ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;

возрастная — ребенок, подросток, юноша и др.;

личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социально-педагогической работы с ним) — характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.; \

количественная — отдельная личность, группа, коллектив; другие критерии.

Каждое социально-педагогическое учреждение, по мере накопления опыта работы с различными категориями объектов и вариантов технологий, формирует свой банк с учетом наиболее важных критериев, выдвигаемых потребностями практики.

Классификация технологий по МЕСТУ ПРИМЕНЕНИЯ.

Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение. Условия применения как критерий классификации технологий позволяют выделить в качестве места применения: образовательное учреждение; специализированный центр место жительства и др.

Классификация технологий по СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели —ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.); совокупность основных методов;авторские методики (воспитание в коллективе А.С.Макаренко; коррекция бродяжничества П. Г. Вельского; технология саморазвития М. Монтессори; технология свободного труда С. Френе и др.).

Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа — технологии общие и технологии частные.

Социально-педагогические технологии общего типа (общие социально-педагогические технологии) - полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой.

На практике часто вместо выражения «социально-педагогическая технология» используются термины «методика», «программа», «сценарий» и пр..

Эти технологии могут иметь :

 целевое назначение – целевая социально-педагогическая помощь

комплексное назначение - комплексная социально-педагогическая помощь (решение комплекса задач, обусловленных различными причинами и прежде всего отклонениями в развитии и воспитании человека).

Каждая из технологий имеет свое содержание и требует учета особенностей ее реализации.

 По субъектному применению общие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего — на группу специалистов и на его (их) специализацию и профессиональную подготовку. 

По объектному применению - ориентирована на определенную категорию объекта с учетом его социально-педагогических проблем и индивидуальных возможностей их разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся:

a) социально ориентированные — это технологии, предназначенные для социально-педагогической работы с различными социальными группами людей — школьниками, студентами, военнослужащими, семьями и пр.;

b) возрастные — это технологии, которые наиболее целесообразны в социально-педагогической работе с людьми определенного возраста — детьми, подростками, молодежью; школьниками начальных, средних классов, старшеклассниками и др.;

c) групповые — это технологии, предназначенные для использования в группах;

d) индивидуально ориентированные — это технологии индивидуального развития, воспитания ребенка с определенной патологией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей с отклонениями в развитии и др.

По месту реализации общие технологии предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места жительства и пр.).

По способу реализации технологии общего типа - подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. Могут быть выделены:

a) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованная деятельность, тренинги, туристические походы и др.;

b) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учреждения и его возможностями. Название технологии может быть определено по специфике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяемому в технологии, и др.;

c) авторские методики — специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например:

· воспитание в коллективе А. С. Макаренко;

·  коммунарская методика И.П.Иванова;

·  методика коррекции бродяжничества П. Г. Вельского;

·  технология саморазвития М. Монтессори;

·  технология свободного труда С. Френе и др.

 

Социально-педагогические технологии частного типа (частные СПТ или функциональными СПТ) - выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов.

К таким технологиям относятся:

· диагностические,

· диагностико-прогностические,

· прогностические технологии,

· выбор оптимальной технологии,

· непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии,

· целевые реализационные,

· экспертно-оценочные технологии

Каждая из частных функциональных социально-педагогических технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для общих технологий.

Рассмотрим отдельные виды частных технологий:

1. Диагностические СПТ — постановка диагноза, для оценки явления, уровня социально-педагогической запущенности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр.

a) Назначение. Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована).

b) Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

c) Объект применения - ориентирована на определенную область практического применения.

d) Место реализации. - используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.

2. Диагностико-прогностические СПТ - используются в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Назначение:

· выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента,

· прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания.

Назначение  - определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания и т. п. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.

 

Выбор оптимальной технологии (целевой технологии СПД). - выбор требует учета сущности социального заказа, потребностей (СП проблем индивидуальной предрасположенности объекта), подготовленности специалиста, технологических и материальных возможностей, условий среды реализации.

 Как правило, в каждом социально-педагогическом учреждении складывается своя технология деятельности; социальный педаго) вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).

  Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии - включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социально-педагогической работы и места реализации целевой технологии.

Технология непосредственной подготовки для специалистов социально-педагогического учреждения в значительной степени носит типовой характер. В учреждении накапливаются варианты подготовки к той или иной целевой технологии по содержанию, объему, последовательности и методике ее осуществления. Такие технологии работы труднее индивидуализируются и по субъекту и по объекту реализационной деятельности. Например, социальный педагог школы часто готовит ее для себя. Он определяет, что и как ему реализовывать. Социальный педагог центра по работе с семьей (медико-психолого-социального центра) обычно готовит эту технологию для специалистов-.практиков, а также для родителей. Что касается родителей\ то такая подготовка нередко становится частью реализационной технологии по подготовке их к практической работе с ребенком. В нее, в частности, входит изменение понимания родителем своей роли в социально-педагогической работе с ребенком, обучение новой методике работы, формирование уверенности в способности по-другому строить воспитательную работу и целый ряд других аспектов.

3. Практическая реализация целевой технологии (технология практической деятельности) – носят преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Социальный педагог способствует достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с человеком, группой.

4. Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии - для обеспечения оценки и экспертизы результатов реализации функциональных технологий или общей технологии специалистом в социально-педагогической работе с клиентом, группой.

· позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности.

· позволяют определить уровень и качество социально-педагогической деятельности специалиста.

· определить перспективы социально-педагогической работы с клиентом.

Каждая такая технология (методика) имеет свое назначение, ориентирована на определенный объект с учетом его возрастных, половых и других особенностей, а также на среду, в которой она осуществляется. Методика требует и специальной подготовки специалиста — социального педагога.

Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей реальной практики.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 478.