Мотивационное программно-целевое управление в деятельности социального педагога (МПЦУ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Процесс социализации личности зависит от окружающей социальной среды, представляющей целостное психосоциальное пространство, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток, отдельные личности и др. Соотношение влияний (как позитивных, так и негативных), образующих это пространство, во многом определяет возможные варианты развития личности. Естественно, чем лучше организована среда, чем она нравственнее, тем благоприятнее ее воздействие на личностный рост ребенка, его социализацию.

Задача педагога как субъекта социального воспитания состоит в том, чтобы перевести социальную ситуацию развития в педагогическую, взять на себя управленческие функции для организации нравственной воспитывающей среды в микросоциуме, объединить усилия всех субъектов социального воспитания, чтобы создать условия для личностного развития подростка.

Эффективности управленческого воздействия способствует технология мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) (И.К. Шалаев). Технологический алгоритм МПЦУ включает три шага:

1 шаг -построение «дерева целей» в логике ярусов «хочу–могу–делаю–получаю»;

2 шаг -разработку исполняющей программы, адекватной «дереву целей»;

3 шаг -реализацию управляющей программы.

При взаимодействии с воспитанником педагог может прибегнуть к аналогии – образу «дерева». Используя образ «дерева», педагог предлагает ребенку осознать взаимосвязь и взаимозависимость его потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, поставленных перед собой целей. Процесс взаимодействия педагога и подростка начинается с анализа социально-психологической ситуации в микросреде, личностных особенностей воспитанника, т.е. «почвы», на которую «высаживается дерево».

 «Почва» – это тот социум, та среда, которая окружает ребенка. Семья, друзья подростка – каковы они? Чем заполнено свободное время ребенка? Питает ли все это «корни дерева», обогащает ли жизнь ребенка, его личность? Ведь чем плодороднее почва, тем быстрее растет деревце, тем скорее поспевают плоды. Вокруг деревца на почве могут расти сорняки, мешающие его росту... А это значит, что педагогу вместе с подростком следует выявить факторы, препятствующие развитию личности. Что это за факторы: недостатки характера, личностные проблемы, негативные влияния среды?

На основе психолого-педагогической диагностики с учетом потенциальных возможностей, способностей ребенка, его стремлений, потребностей, а также с помощью такого приема, как перевод негативных качеств личности в позитивные, выстраивается норма-образец возможных достижений ребенка, что и может являться генеральной целью в программе его личностного развития. Соответственно определяются и актуальные цели.

А далее через использование различных методов мотивационного управления -создание ситуации критической самооценки, ситуации установки, ситуации успеха и др. – педагог осуществляет целенаправленное воздействие на мотивационную сферу личности ребенка, в результате чего у него появляется потребность к саморазвитию.

«Семя» Мотивационная готовность ребенка к самовоспитанию – то самое «хочу», и является «семенем», из которого вырастет «деревце», приносящее плоды. Насколько сильной будет потребность к самосовершенствованию, настолько сильными сформируются и «корни».

«Корни» – это способности, возможности ребенка, то положительное в его личности, на чем и будет строиться процесс самовоспитания, т.е. его «могу».

«Ствол дерева» – это обеспечение «делаю», т.е. прилагаемые ребенком усилия для достижения цели: чем больше усилий, тем мощнее «ствол».

Перед нами технологический цикл построения ребенком собственного «Я». В соответствии с выявленной мотивационной готовностью ребенка строится исполняющая программа.

Задача социального педагога – научить ребенка конкретным способам, приемам самоорганизации, самореабилитации и др.

 «Крона дерева» – это актуальные цели.

 «плоды»генеральная цельрезультаты личностного роста, работы над собой, то, чего хочет достичь ребенок в результате самовоспитания – то самое «получаю».

Соответствует ли оно изначальной позиции «хочу»? Это будет зависеть от того, насколько сильными были «корни», «ствол дерева».

ЗАДАЧИ которые призван решать социальный педагог, помогая ребенку в его саморазвитии

1 выявление и определение условий, социальной среды

2 выявление и определение референтных лиц, способных позитивно влиять на подростка,

3 выявление и определение негативных тенденций, тормозящих личностный рост,

4 поиск и осуществление эффективных путей и способов нивелирования, коррекции негативных влияний в микросоциуме

5 использования позитивных факторов в качестве надежных компенсаторов 

6 «Деревце» саморазвития личности

7 Позиция социального педагога:

8 принять → изучить → познать → понять → помочь

9

10

11

12 «Почва» - социум (семья, ОУ, СНО)

Успешная реализация управляющей программы зависит от того, насколько грамотно осуществляет педагог

 многоуровневое планирование,

 многоуровневую организацию,

 многоуровневый контроль

многоуровневое регулирование.

Итак, социальный педагог должен уметь:

1 анализировать социально-психологическое состояние в микросоциуме;

2 определять социальный и психолого-педагогический диагноз воспитанника;

3 разрабатывать конструкцию стимульных ситуаций, модель мотивации поведения ребенка;

4 строить норму-образец развития личности, «дерево целей» с учетом решения проблем в микросоциуме;

5 составлять адекватные исполняющую и управляющую программы, а также обеспечивать их реализацию.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 505.