Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ü макротехнологии -технологии уровня общества, региона, больших социальных групп;

ü мезотехнологии - технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы;

ü микротехнологии - рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне.

 

Основными параметрами любой технологии являются:

Социально-педагогические технологии обладают следующей спецификой:

✓ концептуальностью — опорой на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования;

✓детальное определение конечного результата;

ü разделение процесса его достижения на последовательные  взаимосвязанные этапы;

ü поэтапное выполнение определенных действий;

ü однозначностью выполнения включенных в технологию процедур, операций;

✓ экономичностью — их применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени;

✓ корректируемостью деятельности — обладают возможностью постоянной оперативной обратной связи в процессе своего осуществления;

✓тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования

технологии другим человеком после специального обучения.

 

Социально-педагогические технологии существуют в 2-х основных формах:

✓ в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности;

✓ в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.

Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях.

✓ индивидуальном (или авторском), на котором происходит реализация технологии в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи;

✓ групповом (или профильном), на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в рамках определенного социального института;

✓ управленческом (или территориальном), на котором реализация конкретных задач осуществляется в границах определенной территории.

Существует множество подходов к классификации методов. Каждая классификация строится на определенном основании. Представим один из подходов, который может использоваться при рассмотрении социально-педагогических технологий, при их разработке и корректировке.

Однако, прежде чем представить классификацию методов, следует разобраться в том, какое они занимают место и какую выполняют роль в решении функциональных задач вообще, а также в той или иной технологии в частности.

Итак, метод в социальной педагогике — это путь (способ) решения определенной проблемы человека или группы.

Причем известно, что решение проблемы (проблем) человека достижимо только посредством реализации потенциала возможностей самого человека. Другими словами, источником решения проблем человека является он сам. Методы и направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем: направленного развития; овладения (усвоения); коррекции (исправления) усвоенного; совершенствования каких-либо возможностей; восстановления знания, умения, навыка и их совершенствования и пр..

Для того чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо прежде всего определить, на кого следует направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь.

Можно выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов.

1-й уровень классификации методов: Субъективный уровень обусловливает субъективность применения метода. В качестве субъекта выступают:

· внешние методы действия, воздействия, взаимодействия - Методы, которые применяют специалист (специалисты), относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;

· внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над самим собой). Это – сам человек (группа посредством самоуправления). Названия таких методов начинаются с «само-»;

· методы совместной деятельности Речь в данном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и самого человека (самой группы). Это методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач, методы действия одной стороны и адекватные действия – другой и пр..

Варианты соотношения внешнего ,внутреннего и совместного действия могут быть самые различные в зависимости от ситуации, возраста клиента и других факторов.

2-й уровень классификации методов: Функциональный уровень обусловливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на:

 Основные (главные, ведущие) метод – это метод, который включает объект (человека, группу) в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели. К ним относятся: методы реализационных действий, деятельности (практические методы).

Обеспечивающие методы – это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. К ним относятся: методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования (сдерживания) действий, а также методы самоубеждения, самореализации, самопоощрения, самопринуждения и пр..

3-й уровень классификации методов: Предметный уровень обусловливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации – свою предметность, которая показывает собственный способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся:

· методы упражнений,

· методы тренировок,

· методы игр (игровые методы),

· методы научения и др.;

· группы методов воздействия: методы убеждения, информационные методы;

· группы методов организации деятельности: методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности и др.;

· группы методов стимулирования (сдерживания): методы поощрения, методы соревнования, методы принуждения, методы контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживающих) активность в действиях, поступках и др.

Методы выступают составной частью любой социально-педагогической технологии. Название некоторых технологий иногда определяется по ведущему методу (группе методов), применяемых в ней. В частных технологиях может находить отражение один из ведущих методов, который при этом нередко определяет название данной технологии.

 

 

Классификация основных методов, используемых в социально-педагогических технологиях:

а) социальные:

· методы социальной диагностики (интервью, анкетирование, мониторинг, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод, анализ документов и др.);

· методы социальной профилактики (превентивный метод, социальная терапия, группа поддержки);

· методы социального контроля (социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание);

· методы социальной реабилитации (трудотерапия, статусное перемещение, групповая терапия, кризисная интервенция);

· социально-экономические методы (методы льгот и пособий, метод компенсаций, социальный патронаж, медицинский патронаж, социально-экономические санкции);

· организационно-распорядительные методы (регламентирование, нормирование, инструктирование, критика, контроль и проверка исполнения).

б) психологические:

· психодиагностические (тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия);

· психокоррекционные (психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент, социально-психологический тренинг, тренинг поведения);

· методы психологического консультирования (эмпатическое слушание, итерпритация, идентификация, фасилитация, выдвижение гипотез).

в) педагогические:

· педагогической диагностики (педагогическое наблюдение, эксперимент);

· методы обучения (словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция),

· наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с книгой), практические (упражнение, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания, проблемные ситуации);

· методы воспитания (положительный пример, убеждение, приуче-ние, поощрение, наказание, внушение, упражнение, перспектива, игра, доверие, организация успеха, самовоспитание).

 

Методика. С понятием метода тесно связано понятие «методика». Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. И в педагогической литературе и практике понятия метод и методика так переплетены, что разделить их очень сложно.

В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить:

а) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода. Такой подход к выделению методики находит отражение и в дидактике, и в теории и практике воспитания;

б) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели — методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае под методикой понимается методическая разработка, раскрывающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели. Например, методика формирования привычки, методика обучения письму, 'методика развития речи, методика организации практики студентов и т.д.;

в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведения различных видов учебных занятий — частная методика преподавания.

Средство — это инструментарий метода. Средства являются составной частью любого метода, технологии, они определяют их, и через них обеспечивается возможность практической реализации, достижение прогнозируемой цели в социально-педагогической работе с клиентом. Средства СПД — это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально-педагогической работы с ними. К ним относятся:

· слово,

· действие,

· пример,

· книга,

· технические средства

· учеба,

· труд,

· правила поведения, установленные в образовательном учреждении,

· культурно-досуговая деятельность,

· физкультурно-оздоровительная,

· физкультурно-спортивная деятельность,

· туризм,

· общественная работа,

· режим (для исправительных колоний) и др.

Прием. В педагогической теории и практике широко применяется также понятие «прием». Диапазон его использования настолько велик, что оно часто трактуется произвольно, чему во многом способствует и отсутствие однозначного определения этого понятия в педагогике.

Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-нибудь. В педагогике (в том числе и в социальной педагогике) — это способ использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности.

Сущность его можно рассматривать как совокупность и своеобразие использования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических возможностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности реализации социально-педагогической технологии, метода, средства. Педагогическими работниками нередко используется также термин методический прием — подчеркивающий методическое своеобразие реализации средства, которое позволяет* усиливать его педагогическое воздействие.

Техника. С понятием «прием» тесно связано педагогическое понятие «техника» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение), под которой обычно подразумевается совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.

Ранее термин «техника» употреблялся только в специальных разделах отечественной педагогики, например, при показе особенностей исполнения каких-либо фигур в балете (техника балета), в танцах (техника танца), особенностей исполнения в вокальном искусстве (техника вокального исполнения) и т.д. Более широкое распространение он получил в зарубежной педагогике, где методика применения того или иного метода и особенно терапевтического воспитательного или коррекционного воздействия обозначается термином, который дословно переводится как «техника действия».

В настоящее время термин «техника» употребляется для обозначения нескольких педагогических понятий.

Техника педагогического исполнения какого-либо акта, операции, действия (техника педагогического действия) — это искусство педагогического действия специалиста, в том числе и социального педагога.

Это то, что присуще конкретному специалисту, олицетворяет его как личность, характерно для его профессиональной деятельности и посредством чего обеспечивается его профессионализм (искусство его профессиональной деятельности).

Известно, что термин «педагогическая техника» был введен еще в конце 1920-х годов А.С. Макаренко. Он отмечал, что успех воспитательной работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств и, в первую очередь, от педагогической техники. В последующем он писал: «У нас не было педагогической техники прежде всего потому, что и слова «педагогическая техника» никогда не произносились, и сама педагогическая техника не наблюдалась и не исследовалась».

В педагогической технике социального педагога особое значение имеет его личность, точнее — то, как воспринимают ее клиенты: в какой степени она располагает к взаимодействию, авторитетна, способствует взаимодействию в решении проблемы. Например, один специалист своей открытостью, непосредственностью и тактичностью мгновенно завоевывает уважение и внимание, располагает к себе, создает условия для последующей совместной деятельности; с другим — даже по телефону хочется поделиться проблемами и услышать его мнение, а третий создает какое-то напряжение, холодность во взаимоотношениях, с ним не хочется общаться, и т.д.

Технологизация — комплекс мер, направленных на повышение эффективности социально-педагогической деятельности. Этапы технологизации:

· теоретический, включающий обоснование цели и объекта технологического действия, расщепление его на составляющие компоненты (элементы) и выяснение связей между ними;

· методический, связанный с выбором методов, средств деятельности, сбором и обработкой информации, ее анализом, с проектированием и планированием;

· процедурный, который связан с непосредственным осуществлением конкретной деятельности.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 359.