Анализ результатов диагностики уровня развития познавательно-исследовательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Первой методикой, которую мы используем «Знакомые предметы» (авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова)  представлены в протоколе таблице 1.

Согласно полученным результатам исследования выявлено, что 30% младших дошкольников имеют низкий уровень познавательно-исследовательской деятельности, при этом основные затруднения вызывают у данных детей ориентировочные и манипулятивные действия, культурно-фиксированные действия, эмоциональная вовлеченность в деятельность, ориентация на оценку взрослого, речевое сопровождение деятельности. Дети не брали предметы руки, после предложения воспитателя рассказать и показать, что с данным предметом делать – говорили «не знаю», «не хочу». Эмоциональной реакции со стороны детей не было, или была незначительная, после повторной просьбы ребенок совершал некоторые манипуляции с предметами. Речевое сопровождение было не большим, краткие фразы о действиях предмета или его небольшая характеристика. Познавательные действия, отражающие стремление ребенка к обследованию предметов, были не выражены.

Такое же количество дошкольников - 30% - показали средний уровень познавательно-исследовательской деятельности. Данные дети проявляли интерес к предложенной деятельности, но не было радости от выполненных действий, часть детей выполнили манипуляции с предметами с неохотой, речевое сопровождение деятельности было слабым или совсем отсутствовало. Познавательные действия, отражающие стремление ребенка к обследованию предметов, были слабо выражены. Дошкольники проявляли настойчивость и желание действовать с предметом, которые частично угасали и вообще исчезали при преодолении трудностей, возникшие при выполнении предметного действия, найти необходимый способ решения задачи как самостоятельно, так и с помощью взрослого.

40% младших дошкольников показали высокий уровень развития познавательно-исследовательской деятельности. Дошкольники с данным уровнем показали высокую эмоциональную вовлеченность в деятельность, выраженную мимикой и жестами, с интересом совершали ориентировочные и манипулятивные действия с предложенными предметами. Дети проявляли настойчивость даже при преодолении трудностей, возникшие при выполнении предметного действия, найти необходимый способ решения задачи как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Активно обсуждали свою деятельность, сопровождали речевыми высказываниями свои действия и действия педагога с предметом. Показали владение культурно-фиксированными действиями со знакомыми предметами.  Данные характеристики наглядно можно представить в Рис. 1.

Рис. 1. Уровни развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников по методике «Знакомые предметы»

 

Следующая методика, которую мы исследуем «Незнакомые предметы» (автор Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова), результата которой представлены в протоколе таблице 2.2.

Результаты диагностики показали, что наибольшее количество детей младшего дошкольного возраста имеют средний уровень развития познавательно-исследовательской деятельности, что составляет 45% от общего количество исследуемых. У данных детей выявлен неустойчивый интерес к предмету и желание действовать с ним, они брали в руки предметы, рассматривали их, затем переключались на другой уже знакомый, находящийся в поле зрения. При речевом стимулирование продолжить манипулировать с предметом, дети откликались при условии совместного сотрудничества со взрослым. Эмоциональный отклик на незнакомый предмет был выявлен не значительный, часть детей с интересом приступало к исследованию предмету, но, если не могли сразу открыть коробочку или после 2-3 попыток – интерес пропадал.

Низкий уровень выявлен у 25% младших дошкольников, дети эмоционально практически не отреагировали на незнакомый предмет, при стимулировании воспитателем на то, чтобы ребенок исследовал новый предмет, отреагировали с неохотой. Совершив 1 попытку или вообще не предприняв ее, дети убрали игрушку в сторону. Речевое сопровождение отсутствовало или состояла из фраз «не хочу», «не интересно», «не буду».

Высокий уровень развития познавательно-исследовательской деятельности выявлен у 30% младших дошкольников. Дети с интересом отреагировали на новый предмет, задавали вопросы «а что это?», «а зачем он?», «что он делает», активно и с интересом изучали предмет, сопровождая его описанием и вопросами о предмете. Также дети проявили настойчивость при изучении предмета, они изучали замочек на коробочке,  пока не получилось ее открыть. Данные характеристики наглядно можно представить в Рис.2.

 

Рис. 2. Уровни развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников по методике «Незнакомые предметы»

 

Далее методикой, которую мы исследовали «Детская любознательность» (Д.Б. Годовиковой), результаты которой представлена в протоколе таблице 3

У 30% детей выявлен низкий уровень любознательности, внимание переключается от предмета к предмету, целиком подчинено их внешним свойствам: яркости, звучности, блеску, величине и т. п. Дети не замечали «загадочных» свойств предмета, если он не обладает внешней привлекательностью.

35% дошкольников проявили средний уровень познавательно-исследовательской деятельности. Это проявлялось в том, что неясные по назначению предметы с «секретом» включаются в игру как заместители других игрушек (подставки, стола). Но в ходе игры дети замечали, что в предметах есть что-то непонятное. Именно эти предметы поглощают внимание ребенка, побуждают к настойчивым попыткам разгадать странности: открыть коробку, извлечь содержимое, определить неясную функцию предмета. Но попытки быстро прекращаются, и ребенок обращается за помощью к взрослому, проявляя настойчивость в просьбах и уговорах. В основном все манипуляция с предметами сводились детьми с уже знакомыми игрушка, в редких случаях дети рассматривали книгу, перелистывали ее, обращали внимание на коробочку.

35%  младших дошкольников показали высокий уровень любознательности и познавательно-исследовательской деятельности. Данные дети после быстрого осмотра нового незнакомого предмета переключали свое внимание на игрушки и книгу, активно рассказывали о них. Далее внимание детей снова переключалось на новый предмет, взяв предмет после его осмотра дети задавали вопросы взрослому  «что это?», «что там в ней?». Если не получалось самостоятельно решить назначение нового незнакомого предмета обращались за помощью к взрослому, показывая желание узнать о предмете.

Данные характеристики наглядно можно представить в Рис. 3.

Рис. 3. Уровни развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников по методике «Детская любознательность»

 

Обобщая полученные данные проведенных методик (см. таблица 4 и рисунок 4), можно сделать вывод, что у 30% младших дошкольников преобладает низкий уровень развития познавательно-исследовательской деятельности, у 35% средний и такого же количества детей высокий уровни.

Таблица 4 – Результаты диагностики познавательно-исследовательской деятельности по трем методикам

Уровни

Методика «Знакомые предметы»

Методика «Незнакомые предметы»

Методика «Детская любознательность»

Средний показатель уровня развития познавательно-исследовательской деятельности

Высокий

40 %

30 %

35 %

35 %

Средний

30 %

45 %

35 %

35 %

Низкий

30 %

25 %

30 %

30 %

 

Рис. 4. Уровни развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников

 

Таким образом, проведенное исследование показала, что 65% младших дошкольников преобладает низкий и средний уровни развития познавательно-исследовательской деятельности, что говорит о необходимости проведения экспериментальной работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников средствами развивающей предметно-пространственной среды. На основе полученных данных, были определены: экспериментальная группа, в состав которой вошли дети младшего дошкольного возраста с низкими и средними уровнями развития познавательно-исследовательской деятельности; контрольная группа - дети с высоким уровнем развития познавательно-исследовательской деятельности.



Заключение

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать ряд выводов о том, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте занимает одно из главных положений, включает в себя исследование объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними, определяет ход психического и личностного развития ребенка, основывается на природной любознательности и познавательной потребности детей; в процессе познавательно-исследовательской деятельности наиболее ярко проявляется саморазвитие детей.

Одним из важных условий реализации познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. Вариативность развивающей предметно-пространственной среды предполагает наличие в дошкольной организации разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Экспериментирование является основным видом познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. При проведении экспериментирования следует помнить, что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком, эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей. Проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка. Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенком слов.

Теоретическое изучений проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста определил необходимость проведения эмпирического исследования.

Цель экспериментальной работы состояла в определение уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Проведенное исследование показало, что 65% младших дошкольников имеют низкий и средний уровни развития познавательно-исследовательской деятельности, что говорит о необходимости проведения экспериментальной работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников средствами развивающей предметно-пространственной среды. На основе полученных данных, были определены: экспериментальная группа, в состав которой вошли дети младшего дошкольного возраста с низкими и средними уровнями развития познавательно-исследовательской деятельности; контрольная группа - дети с высоким уровнем развития познавательно-исследовательской деятельности.


                                 Библиографический список  

 

1. Багаутдинова С. Ф., Левшина Н. И., Степанова Н. А., Градусова Л. В., Тугулева Г. В., Мичурина Ю. А., Сайгушева Л. И., Миннурова А. Ф. Подготовка ребенка к школе: требование и диагностика / Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2012.

2. Борисова Е. М. Раннее экспериментирование детей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 748-751.

3. Венгер Л.А. Формирование познавательного отношения к учебной деятельности / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. 1989. - №3. – С.42

4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.

5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от проблемы до философии / В.В. Гузеев. - М.: Сентябрь, 1996 - 112 с.

6. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М: Академия, 2001. – 416 с.

7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: ДиректМедиа, 2008. – 1287с.

8. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. - 208 с.

9. Левашева И. И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 3. – с. 180-182.

10. Левшина Н.И. Абричкина М.Е. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4 https://science-education.ru/ru/article/view?id=20844 (дата обращения 16.09.2018)

11. Леонтьев А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996. – 304 с.

12. Макарова А. Б., Крылов Д. А. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 2 (17). - С. 49-52.

13. Монтессори М. Помоги мне сделать самому [Текст] / М. Монтессори. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272с.

14. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

15. Нельга О.А., Юдина О.И. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [электронный ресурс]// Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: www.scienceforum.ru/2015/1012/9820 (дата обращения: 16.09.2018).

16. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – 64 с.

17. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с.

18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М.: - 1998. – 528с.

19. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М: Новая школа, 1993. – 192 с.

20. Поддьяков А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей: учебное пособие для студентов факультетов психологии. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 85 с.

21. Поддьяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996 – 176 с.

22. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 2003

23. Радченко Э. Ж. Системный подход к формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста средствами поисково-исследовательской деятельности // Universum: психология и образование. – 2017. - № 12 (42). – с. 16-18.

24. Рысбаева А.Н., Филиппова А.Р. Подходы к определению понятия «познавательно-исследовательская деятельность» детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс]// Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: www.scienceforum.ru/2018/3065/4701 (дата обращения: 16.09.2018).

25. Савенков А. И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 659 с.

26. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников [электронный ресурс]. - URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200702415 (дата обращения 16.09.2018)

27. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: Осень-89, 2006. – 164 с.

28. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб.: Питер, 2004 – 272 с.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения 16.09.2018)

30. Шайхуллина А. Р., Казаморова О. М., Сафиуллина Л. Р. Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 53-56.

31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

32. Эпова О. Л. Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 118-123.

33. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 176 с.

34.   https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/14/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 05.11.2018)

 

 


 



Приложение

 

Диагностическая программа исследования
уровня развития познавательно-исследовательской деятельности
детей младшего дошкольного возраста

 

Таблица 1 –Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста по методике «Знакомые предметы»

ФИО

Ориентировочные и манипулятивные действия Культурно-фиксированные действия

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

Ориентация на оценку взрослого

Речевое сопровождение деятельности

Общий балл

Уровень

Алена К.

1

1

1

1

1

5

низкий

Витя С.

0

0

0

1

0

1

низкий

Алина Р.

1

1

1

1

1

5

низкий

Марина Г.

2

2

2

1

1

8

средний

Диана Т.

2

2

2

2

1

9

высокий

Паша Т.

1

1

2

2

1

7

средний

Инга М.

1

2

1

2

2

8

средний

Лиля С.

2

2

2

2

2

10

высокий

Артем С.

2

2

2

2

2

10

высокий

Лера В.

1

1

1

1

1

5

низкий

Катя Ч.

2

2

2

2

2

10

высокий

Дима Ф.

1

1

1

1

1

5

низкий

Ангелина Р.

1

1

1

1

1

5

низкий

Саша П.

2

2

1

1

1

7

средний

Вика Р.

2

2

2

1

2

9

высокий

Лиля Ч.

1

1

1

2

1

6

средний

Сеня Ц.

2

1

2

1

2

8

средний

Женя Ф.

2

2

2

1

2

9

высокий

Миша Д.

2

2

2

2

2

10

высокий

Вова У.

2

2

2

2

2

10

высокий

 

 

Таблица 2.1 - Протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

 

Параметры ПД Показатели параметров «Знакомые предметы» «Незнакомые предметы»

Виды действий

Ориентировочные и манипулятивные действия 0 1 2 0 1 2
Культурно-фиксированные действия 0 1 2 Не фиксируется    

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность 0 1 2 0 1 2
Настойчивость Не фиксируется   0 1 2
Стремление к самостоятельности Не фиксируется   0 1 2

Включенность в общение со взрослым

Стремление воспроизводить образец действия Не фиксируется     0 1 2
Ориентация на оценку взрослого 0 1 2 0 1 2
Речевое сопровождение деятельности 0 1 2 0 1 2
Целенаправленность   Не фиксируется   0 1 2
Максимальное количество баллов   10 16
Высокий уровень   9-10 15-16
Средний уровень   6-8 9-14
Низкий уровень   0-5 0-8

 

Таблица 2.2 – Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста по методике «Незнакомые предметы»

ФИО

Ориентировочные и манипулятивные действия

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

Настойчивость

Стремление к самостоятельности

Стремление воспроизводить образец действия

Ориентация на оценку взрослого

Речевое сопровождение деятельности

Целенаправленность

общий балл

Уровень

Алена К.

1

2

1

1

1

1

1

1

9

средний

Витя С.

1

0

0

0

0

1

0

1

3

низкий

Алина Р.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

низкий

Марина Г.

2

2

2

2

2

1

1

2

14

средний

Диана Т.

2

2

2

2

2

2

1

2

15

высокий

Паша Т.

1

2

1

1

2

2

1

2

12

средний

Инга М.

1

2

1

2

1

2

2

2

13

средний

Лиля С.

2

1

2

2

1

2

2

2

14

средний

Артем С.

2

1

2

2

2

2

2

2

15

высокий

Лера В.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

низкий

Катя Ч.

2

1

2

2

2

2

2

2

15

высокий

Дима Ф.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

низкий

Ангелина Р.

1

0

1

1

1

1

1

1

7

низкий

Саша П.

2

1

2

2

1

1

1

1

11

средний

Вика Р.

2

1

2

2

2

2

2

2

15

высокий

Лиля Ч.

1

2

1

1

1

2

1

2

11

средний

Сеня Ц.

2

2

2

1

2

1

2

1

13

средний

Женя Ф.

2

2

2

2

2

1

2

2

15

высокий

Миша Д.

2

2

2

2

2

2

2

2

16

высокий

Вова У.

2

1

2

1

2

2

2

2

14

средний

 

Таблица 3 – Результаты диагностики по методике «Детская любознательность»

 

ФИО

Выраженная поисковая активность Речевое сопровождение Эмоциональная вовлеченность в деятельность

Уровень

Алена К.

- - -+

низкий

Витя С.

- - -

низкий

Алина Р.

- -+ -

низкий

Марина Г.

- + +

средний

Диана Т.

+ + +

высокий

Паша Т.

+ + -

средний

Инга М.

+ - +

средний

Лиля С.

+ + +

высокий

Артем С.

+ + +

высокий

Лера В.

- - -+

низкий

Катя Ч.

+ + +

высокий

Дима Ф.

- - -

низкий

Ангелина Р.

- - -+

низкий

Саша П.

- + -+

средний

Вика Р.

+ + +

высокий

Лиля Ч.

- + +

средний

Сеня Ц.

+ - +

средний

Женя Ф.

+ + +

высокий

Миша Д.

+ + +

высокий

Вова У.

- + +

средний

 

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 386.