Проблема познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности. И здесь главное научить дошкольника находить самостоятельно информацию, решение той или иной проблемы.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, согласно ФГОС ДО, включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В процессе этой деятельности дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы взрослым и сверстникам [29]. В исследованиях А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова детально рассматриваются сущность, значение, структура и закономерности протекания познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Под познавательно-исследовательской деятельностью авторами понимается активность ребенка, направленная на познание окружающего мира, постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию [20,25].

Кроме того, отмечает А. И. Савенков, дошкольники учатся договариваться между собой, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства [25].

Иного мнения относительно основ познавательно-исследовательской деятельности придерживается А.В. Леонтович. По его мнению, под познавательно-исследовательской деятельностью необходимо понимать «активную деятельность детей, связанную в первую очередь с решением творческого задания исследовательского характера, имеющего неизвестное решение и предполагающего наличие ряда этапов, характерных для поисковой и экспериментальной деятельности и обусловленных их спецификой» [24].

Такие действия направлены на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, что, по мнению Н.А. Коротковой, и является непосредственно познавательно-исследовательской деятельностью ребенка. Кроме того, автор утверждает, что к дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность выделяется в самостоятельную особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами.  В этой связи, Н.А. Короткова обозначает развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности: «развитие любознательности; освоение ребенком причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений; схематизация, символизация связей между предметами и явлениями окружающей действительности; развитие познавательных процессов, речи; освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений» [8, с. 121]. А также Н. А. Короткова выделила типы исследований, доступные дошкольникам: экспериментирование с предметами и их свойствами; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте; путешествие по «реке времени» [8].

Н. Н. Поддьякова выделяет два основных вида познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников: ребенок является главным субъектом деятельности, проявляет активность без участия взрослого (Он самостоятельно занимается деятельностью: ставит цели, ищет способы их достижения, удовлетворяя в ходе экспериментирования свои потребности, интересы): взрослый организует поисковую деятельность детей, конструирует ситуации, обучает ребенка определенному порядку действий (Ребенок получает те результаты, которые были запланированы взрослым).

А. Б. Макарова, Д. А. Крылов отмечают, что эти два вида познавательно-исследовательской деятельности редко выступают в чистом виде, они тесно связаны между собой. Собственная активность детей связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся продуктом самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные [12].

     И. И. Левашева характеризует исследовательскую деятельность как определенную совокупность связанных действий (операций), при выполнении которых дети получают знания об объекте или явлении. Исследовательская деятельность включает не только поисковую активность, она предполагает также анализ полученных результатов, их оценку, прогнозирование, моделирование. 

      Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, приходишь к выводу о необходимости включения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой дети смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.[34]

Э. Ж. Радченко, учитывая особенности применения системного подхода к организации познавательно-исследовательской деятельности, считает целесообразным организовывать и проводить ее в три этапа:

- Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется подготовка детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, знакомство детей с предстоящей деятельностью.

- Основной этап направлен на приобретение детьми специальных знаний и развитию умений исследовательского поиска.

- Заключительный этап предполагает анализ полученных результатов деятельности детей и анализ собственных действий педагогов.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – это активная деятельность детей, связанная с решением творческого задания исследовательского характера, имеющего неизвестное решение и предполагающего наличие ряда этапов, обусловленных спецификой поисковой и экспериментальной деятельности. Выделяют два основных вида познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников: ребенок проявляет активность без участия взрослого; взрослый организует поисковую деятельность детей.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 257.