Диагностика уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теоретическое изучений проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста определил необходимость проведения эмпирического исследования.

Цель экспериментальной работы: определение уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования – г. Минусинск МАДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка». Общую выборку исследования составили 20 детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения вышеназванной цели мы использовали следующие методы исследования:

-методика «Знакомые предметы» (авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова)

Цель: выявление знания ребенка о назначении бытовых предметов и умения пользоваться ими.

Организация предметной среды. На столик выкладывают три разные предмета, хорошо известные ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, щетку для чистки одежды. В случае необходимости набор предметов можно менять, помня, однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит за столиком, взрослый располагается рядом с ним и выкладывает на столик предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует соответствующие данные в протоколе.

Если ребенок не называет предметы, не действует с ними либо совершает неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит щетку по полу, как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает: «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит малыша: «Правильно, молодец!»

Поведение ребенка регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в графе «Знакомые предметы». В протоколе обводится кружком тот балл, который соответствует выраженности регистрируемого параметра;

-методика «Незнакомые предметы» (автор Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова)

Цель: выявление степени любознательности ребенка (интерес к исследованию нового, необычного, стремление найти верный способ решения практической задачи).

Организация предметной среды. На столик выкладывается незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка. Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый ставит на столик предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2—3 минут взрослый остается пассивным, не вступает в общение с ребенком, не стимулирует его активность, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребенок пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или обращается за помощью, либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку, показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные. В таблице 2.1 указан протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей младшего дошкольного возраста;

-методика «Детская любознательность» (Д. Б. Годовикова)

Цель. Выявление уровня развития любознательности, степени выраженности поисковой активности.

Материал. Несколько новых или давно спрятанных и забытых ребенком игрушек (кубики, машина и др.), одна игрушка с секретом (используется для того, чтобы поставить ребенка перед необычной проблемой), новая книга.

Ход проведения. Перед ребенком выкладывают игрушки, среди них помещается предмет с секретом, рядом выкладывают книгу. Ребенку предлагают поиграть. За ребенком наблюдают 15— 20 минут.

Обработка данных. На основе наблюдений за ребенком определяют уровень сформированности любознательности.

1-й уровень. Внимание переключается от предмета к предмету, целиком подчинено их внешним свойствам: яркости, звучности, блеску, величине и т. п. Ребенок может не заметить «загадочных» свойств предмета, если он не обладает внешней привлекательностью. Этот уровень достаточен для ребенка трех лет.

2-й уровень. Неясные по назначению предметы с «секретом» включаются в игру как заместители то стола, то дома, то машины. Но в ходе игры ребенок замечает, что в предметах есть что-то непонятное. Именно эти предметы поглощают внимание ребенка, побуждают к настойчивым попыткам разгадать странности: открыть коробку, извлечь содержимое, определить неясную функцию предмета. Но попытки быстро прекращаются, и ребенок обращается за помощью к взрослому, проявляет настойчивость в просьбах и уговорах. Если взрослый помогает, то ребенок вновь возвращается к игре. Иногда может переключиться на книгу, довольно продолжительно листать ее, перечислять изображенные на картинках предметы. На этом уровне ребенок еще не может самостоятельно организовать поиск необходимых сведений.

3-й уровень (высокий, самый возможный у дошкольников). Ребенок, бегло осмотрев игрушки, может сразу взять книгу, высказываться об изображенных на картинках предметах. Пролистав книгу, вновь осматривает игрушки, пробует действовать с ними, но недолго. Сразу же выбирает предметы неясного назначения. Взяв предмет (например, коробку), рассматривает со всех сторон, пробует открыть, спрашивает («Что там такое?»). Всматривается внимательнее в предмет. Ребенок может вернуться к игре, но вскоре вновь обращается к предмету. После нескольких попыток находит решение, но даже если задача не решена, отмечается увлеченность, поглощенность деятельностью, все действия подчинены желанию решить задачу.

 Протоколы регистрации параметров и показателей познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста представлены в Приложении.

При диагностике предметной деятельности у детей младшего дошкольного возраста основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познавательная активность и включенность в общение со взрослым. Поскольку характерной чертой предметной деятельности детей в конце раннего возраста становится ее целенаправленность, этот параметр добавляется к перечисленным выше при диагностике детей старше 2,5 лет.

Виды действий с предметами. Показателями данного параметра выступают: ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия; культурно-фиксированные действия. Эти показатели отражают уровень овладения ребенком предметной деятельностью, наличие у него представлений о назначении окружающих предметов и умения ими пользоваться.

Познавательная активность. Показателями данного параметра являются:

- эмоциональная вовлеченность в деятельность (Этот показатель отражает степень интереса ребенка к предметам, действиям с ними, к задаче, предложенной взрослым. Он характеризует мотивационно-потребностную сторону деятельности.);

- настойчивость в деятельности (Данный показатель характеризует желание и способность ребенка преодолеть трудности, возникшие при выполнении предметного действия, найти необходимый способ решения предметной задачи, в том числе с помощью взрослого.);

- стремление к самостоятельности в деятельности (Этот показатель отражает особое отношение ребенка к самостоятельному действию, выявляет его желание быть независимым от взрослого.).

Включенность в общение со взрослым. Показатели данного параметра:

- стремление воспроизводить образец действия (Данный показатель отражает меру освоения ребенком предметной деятельности с точки зрения достижения правильного результата, образец которого задает взрослый.);

- ориентация на оценку взрослого (Этот показатель свидетельствует о важности для ребенка оценки его действий взрослым и о способности использовать эту оценку для достижения результата.);

- речевое сопровождение деятельности (Данный показатель отражает умение ребенка с помощью вербальных средств получить одобрение, помощь взрослою, разделить с ним впечатление от совместной деятельности).

Целенаправленность в предметной деятельности отражает способность ребенка самостоятельно удерживать цель деятельности и его стремление к получению правильного результата предметной деятельности. Данный параметр характеризует уровень развития предметной деятельности ребенка младшего дошкольного возраста.

Таким образом, комплексная диагностика позволит выявить уровень сформированного развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 392.