В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие изучаемого материала.
Эксперимент — важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum, переводится на русский как «проба, опыт». Так именуют метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях [26].
А. И. Савенков отмечает: «Эксперименты бывают не только реальными, но и мысленными, и даже математическими… В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий» [26].
А. Н. Поддьяков рассматривает экспериментирование дошкольника со сложным объектом как целостную исследовательскую деятельность в условиях неопределенности, включающую творческие компоненты и имеющую свои основания и достаточно эффективные механизмы. Он проанализировал причины успешного экспериментирования дошкольников:
- наличие у детей знаний и представлений разного уровня о системах взаимодействия;
- тенденция дошкольников к использованию комбинированных манипуляций и организации их в стратегии комбинаторного перебора;
- особенности познавательной мотивации и целеобразования у детей при обследовании многофакторных объектов.
К важнейшим условиям успешного экспериментирования А. Н. Поддьяков относит особенности предлагаемых объектов и организацию деятельности детей [12, с. 51].
В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать.
Согласно мнению Е.М. Борисовой, в детском саду с начала первой младшей группы центр экспериментирования довольно беден. Центр экспериментирования в первой младшей группе должен в себе иметь все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.
«Во второй младшей группе, - пишет Е.М. Борисова, - состав оборудования центра экспериментирования значительно расширяются материалами по экспериментированию с солнечным светом, с предметами, по изучению органов чувств человека и жизнью растений: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и т. д.) воздушный змей и т. д.» [2, с. 749]
При проведении экспериментирования следует помнить, что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком, эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей. Проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка. Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенком слов.
Изобразительный способ фиксации (рисование) наблюдений самый распространенный. Однако при низком уровне изобразительных навыков, дети не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали [2, с. 750].
Второй способ — фотографирование наиболее ценный, т. к. имеет ряд преимуществ- передает точно особенности объекта и фотографии впоследствии можно использовать вторично при проведении беседы с детьми, кроме того дети, рассматривая фотографии вспоминают увиденное и еще раз запоминают проведенный опыт, фотографии можно использовать в игре «сначала-потом».
Другие способы фиксации опытов еще очень сложны для детей младшего дошкольного возраста (письменные (запись рассказа ребенка и т. д.), планы-схемы и т. д.) [2, с. 750].
Таким образом, в процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие изучаемого материала.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 249.