Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации [6].

Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность [11]. О.Л. Эпова раскрывает данные стадии следующим образом:

- Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающими субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется только первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения исследовательской активности служит обычно его первотолчком [32, с. 120].

- Любознательность — как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии исследовательской активности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок [32, с. 120].

- Собственно исследовательская активность — характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают исследовательские мотивы. Исследовательская активность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности [32, с. 121].

О.А. Нельга, О.И. Юдина отмечают, что «в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление), воображения, речи, способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать), любознательности; формируются умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи и т.д. [15]. С. А. Козлова и Т. А. Куликова, А. Н. Поддъяков отмечают, что исследовательские умения и навыки необходимо начинать именно с дошкольного возраста, тем самым развивать творческую активную личность[6, 20].

А.И. Савенков пишет, что задача воспитателей дошкольных учреждений, родителей – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять [28, c.7].

Любознательность, хорошая память, активность помогают дошкольнику без трудностей накапливать такое количество информации, какое в дальнейшие периоды жизни маловероятно повторится. Потребность в узнавании нового, понимании непонятного подвигает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, стремиться к экспериментированию. Для этого дети постоянно обращаются ко взрослым с нескончаемыми вопросами.

На эту особенность детей обращал внимание Н. Н. Подьяков [21]. По составу вопроса можно судить об уровне развития ребенка. Сначала ребенок интересуется в ключе «Что это, кто это?», «Как называется?», что выявляет его желание определить предметы и свойства в окружающем мире. Ближе к 4-5 годам появляются вопросы формата «Как это сделать». А затем «Почему это происходит?» Именно поэтому детей в возрасте 5-6 лет часто в шутку называют «почемучками», потому как это глубокий вопрос по степени его любознательности. К примеру, сколько можно узнать о предмете, если задать такие вопросы: «Что это?», «Как оно работает?» «Почему или для чего оно работает?». И что не маловажно, ребенку нужно давать максимально подробный ответ только на четко поставленный вопрос. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательно- исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Развитие познавательно-исследовательских умений возможно при решении развивающих, образовательных, воспитательных задач в соответствии с возрастом детей [5]:

- В младшем дошкольном возрасте это поддержка детского любопытства, желания рассматривать, прислушиваться, называть яркие признаки и свойства изучаемых объектов.

- В среднем дошкольном возрасте это сопровождение детской любознательности.

- В старшем — познавательного интереса детей, развитие умения осуществлять элементарную поисковую деятельность самостоятельно, высказывать предположения, эвристические суждения.

Таким образом, в дошкольном возраст познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, позволяет активизировать процесс познания, придавая исследовательский, творческий характер, передавая ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника имеет логическую последовательность: любопытство, любознательность, и собственно исследовательская деятельность.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 279.