Глава 1. Теоретические основы развития познавательно-исследовательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Современная Россия переживает этап социально-экономического развития, характеризующийся изменениями во всех сферах общества. В системе образования происходит смена образовательной парадигмы, где главным становится формирование социально-активной личности, умеющей проявить себя в разных отраслях, быстро реагировать на меняющиеся условия жизни; личности, мотивированной к поиску творческих решений проблем; готовой к сотрудничеству и взаимопониманию с окружающими людьми. Такие характеристики необходимо воспитывать у детей, начиная с дошкольного возраста.

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Дети младшего дошкольного возраста являются природными исследователями всего окружающего мира. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт. Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему. Данным исследованием занимались Н.Н. Поддъяков,  А. И. Савинков, опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, Е.А. Панько и А.П. Усовой.

Одним из важных условий реализации познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. По мнению Л.А. Смывиной, В. А. Петровского она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Концепции развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста были разработаны С.Л. Новоселовой, Л.М. Клариной, Л. А. Смывиной и В. А. Петровского. В настоящее время актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Однако в педагогической практике ДОУ воспитатели недостаточно используют педагогический потенциал развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Она как правило однообразна и не отвечает требованиям ФГОС. Решение данной проблемы составила цель исследования.

Объект исследования: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования: педагогические условия организации предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически изучить и опытно-эксперементальным путём проверить педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

-  проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

- выявить особенности развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- рассмотреть влияние развивающей предметно–пространственной среды на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- раскрыть методику организации экспериментирования с предметами и игрушками как средство развивающей познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- провести эмпирическое исследование уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развивающая предметно-пространственная среда будет являться эффективным средством развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях, если:

- развивающая предметно-пространственная среда направлена преимущественно на сенсорное развитие, развитие предметной и игровой деятельности детей раннего возраста;

- воспитатель организует экспериментирование с предметами и игрушками;

- педагог регулярно вносит в среду элементы новизны;

- ребенку будет предоставлена определенная свобода в выборе деятельности.

Методологическая основа исследования:

- концепция ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде ДОО.

- психолого–педагогические исследования Л.А. Венгера, Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова, Н.Н. Поддъякова, А.И. Савинкова о развитии познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- основные положения концепции Л. М. Клариной, С.Л. Новоселовой, Л. А. Смывиной, В.А. Петровского по организации развивающей предметно-пространственной среды.

Методы исследования:

1. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

2. эмпирические: методика: «Знакомые предметы» (авторы Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова), «Детская любознательность» (Д.Б. Годовикова), «Не знакомые предметы» (авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова);    

3. интерпретационные: количественная и качественная обработка результатов исследования. 

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен и систематизирован материал по особенностям развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации развивающей предметно-пространственной среды.

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками для развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами развивающей предметно-пространственной среды, а также студентами педагогических ВУЗов и колледжей при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

База исследования: г. Минусинск МАДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка»

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, приложением.

Заключение

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать ряд выводов о том, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте занимает одно из главных положений, включает в себя исследование объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними, определяет ход психического и личностного развития ребенка, основывается на природной любознательности и познавательной потребности детей; в процессе познавательно-исследовательской деятельности наиболее ярко проявляется саморазвитие детей.

Одним из важных условий реализации познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. Вариативность развивающей предметно-пространственной среды предполагает наличие в дошкольной организации разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Экспериментирование является основным видом познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. При проведении экспериментирования следует помнить, что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком, эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей. Проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка. Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенком слов.

Теоретическое изучений проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста определил необходимость проведения эмпирического исследования.

Цель экспериментальной работы состояла в определение уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Проведенное исследование показало, что 65% младших дошкольников имеют низкий и средний уровни развития познавательно-исследовательской деятельности, что говорит о необходимости проведения экспериментальной работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников средствами развивающей предметно-пространственной среды. На основе полученных данных, были определены: экспериментальная группа, в состав которой вошли дети младшего дошкольного возраста с низкими и средними уровнями развития познавательно-исследовательской деятельности; контрольная группа - дети с высоким уровнем развития познавательно-исследовательской деятельности.


                                 Библиографический список  

 

1. Багаутдинова С. Ф., Левшина Н. И., Степанова Н. А., Градусова Л. В., Тугулева Г. В., Мичурина Ю. А., Сайгушева Л. И., Миннурова А. Ф. Подготовка ребенка к школе: требование и диагностика / Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2012.

2. Борисова Е. М. Раннее экспериментирование детей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 748-751.

3. Венгер Л.А. Формирование познавательного отношения к учебной деятельности / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. 1989. - №3. – С.42

4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.

5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от проблемы до философии / В.В. Гузеев. - М.: Сентябрь, 1996 - 112 с.

6. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М: Академия, 2001. – 416 с.

7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: ДиректМедиа, 2008. – 1287с.

8. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. - 208 с.

9. Левашева И. И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 3. – с. 180-182.

10. Левшина Н.И. Абричкина М.Е. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4 https://science-education.ru/ru/article/view?id=20844 (дата обращения 16.09.2018)

11. Леонтьев А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996. – 304 с.

12. Макарова А. Б., Крылов Д. А. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 2 (17). - С. 49-52.

13. Монтессори М. Помоги мне сделать самому [Текст] / М. Монтессори. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272с.

14. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

15. Нельга О.А., Юдина О.И. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [электронный ресурс]// Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: www.scienceforum.ru/2015/1012/9820 (дата обращения: 16.09.2018).

16. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – 64 с.

17. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с.

18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М.: - 1998. – 528с.

19. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М: Новая школа, 1993. – 192 с.

20. Поддьяков А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей: учебное пособие для студентов факультетов психологии. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 85 с.

21. Поддьяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996 – 176 с.

22. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 2003

23. Радченко Э. Ж. Системный подход к формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста средствами поисково-исследовательской деятельности // Universum: психология и образование. – 2017. - № 12 (42). – с. 16-18.

24. Рысбаева А.Н., Филиппова А.Р. Подходы к определению понятия «познавательно-исследовательская деятельность» детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс]// Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: www.scienceforum.ru/2018/3065/4701 (дата обращения: 16.09.2018).

25. Савенков А. И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 659 с.

26. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников [электронный ресурс]. - URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200702415 (дата обращения 16.09.2018)

27. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: Осень-89, 2006. – 164 с.

28. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб.: Питер, 2004 – 272 с.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения 16.09.2018)

30. Шайхуллина А. Р., Казаморова О. М., Сафиуллина Л. Р. Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 53-56.

31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

32. Эпова О. Л. Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 118-123.

33. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 176 с.

34.   https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/14/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 05.11.2018)

 

 


 



Приложение

 

Диагностическая программа исследования
уровня развития познавательно-исследовательской деятельности
детей младшего дошкольного возраста

 

Таблица 1 –Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста по методике «Знакомые предметы»

ФИО

Ориентировочные и манипулятивные действия Культурно-фиксированные действия

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

Ориентация на оценку взрослого

Речевое сопровождение деятельности

Общий балл

Уровень

Алена К.

1

1

1

1

1

5

низкий

Витя С.

0

0

0

1

0

1

низкий

Алина Р.

1

1

1

1

1

5

низкий

Марина Г.

2

2

2

1

1

8

средний

Диана Т.

2

2

2

2

1

9

высокий

Паша Т.

1

1

2

2

1

7

средний

Инга М.

1

2

1

2

2

8

средний

Лиля С.

2

2

2

2

2

10

высокий

Артем С.

2

2

2

2

2

10

высокий

Лера В.

1

1

1

1

1

5

низкий

Катя Ч.

2

2

2

2

2

10

высокий

Дима Ф.

1

1

1

1

1

5

низкий

Ангелина Р.

1

1

1

1

1

5

низкий

Саша П.

2

2

1

1

1

7

средний

Вика Р.

2

2

2

1

2

9

высокий

Лиля Ч.

1

1

1

2

1

6

средний

Сеня Ц.

2

1

2

1

2

8

средний

Женя Ф.

2

2

2

1

2

9

высокий

Миша Д.

2

2

2

2

2

10

высокий

Вова У.

2

2

2

2

2

10

высокий

 

 

Таблица 2.1 - Протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

 

Параметры ПД Показатели параметров «Знакомые предметы» «Незнакомые предметы»

Виды действий

Ориентировочные и манипулятивные действия 0 1 2 0 1 2
Культурно-фиксированные действия 0 1 2 Не фиксируется    

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность 0 1 2 0 1 2
Настойчивость Не фиксируется   0 1 2
Стремление к самостоятельности Не фиксируется   0 1 2

Включенность в общение со взрослым

Стремление воспроизводить образец действия Не фиксируется     0 1 2
Ориентация на оценку взрослого 0 1 2 0 1 2
Речевое сопровождение деятельности 0 1 2 0 1 2
Целенаправленность   Не фиксируется   0 1 2
Максимальное количество баллов   10 16
Высокий уровень   9-10 15-16
Средний уровень   6-8 9-14
Низкий уровень   0-5 0-8

 

Таблица 2.2 – Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста по методике «Незнакомые предметы»

ФИО

Ориентировочные и манипулятивные действия

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

Настойчивость

Стремление к самостоятельности

Стремление воспроизводить образец действия

Ориентация на оценку взрослого

Речевое сопровождение деятельности

Целенаправленность

общий балл

Уровень

Алена К.

1

2

1

1

1

1

1

1

9

средний

Витя С.

1

0

0

0

0

1

0

1

3

низкий

Алина Р.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

низкий

Марина Г.

2

2

2

2

2

1

1

2

14

средний

Диана Т.

2

2

2

2

2

2

1

2

15

высокий

Паша Т.

1

2

1

1

2

2

1

2

12

средний

Инга М.

1

2

1

2

1

2

2

2

13

средний

Лиля С.

2

1

2

2

1

2

2

2

14

средний

Артем С.

2

1

2

2

2

2

2

2

15

высокий

Лера В.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

низкий

Катя Ч.

2

1

2

2

2

2

2

2

15

высокий

Дима Ф.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

низкий

Ангелина Р.

1

0

1

1

1

1

1

1

7

низкий

Саша П.

2

1

2

2

1

1

1

1

11

средний

Вика Р.

2

1

2

2

2

2

2

2

15

высокий

Лиля Ч.

1

2

1

1

1

2

1

2

11

средний

Сеня Ц.

2

2

2

1

2

1

2

1

13

средний

Женя Ф.

2

2

2

2

2

1

2

2

15

высокий

Миша Д.

2

2

2

2

2

2

2

2

16

высокий

Вова У.

2

1

2

1

2

2

2

2

14

средний

 

Таблица 3 – Результаты диагностики по методике «Детская любознательность»

 

ФИО

Выраженная поисковая активность Речевое сопровождение Эмоциональная вовлеченность в деятельность

Уровень

Алена К.

- - -+

низкий

Витя С.

- - -

низкий

Алина Р.

- -+ -

низкий

Марина Г.

- + +

средний

Диана Т.

+ + +

высокий

Паша Т.

+ + -

средний

Инга М.

+ - +

средний

Лиля С.

+ + +

высокий

Артем С.

+ + +

высокий

Лера В.

- - -+

низкий

Катя Ч.

+ + +

высокий

Дима Ф.

- - -

низкий

Ангелина Р.

- - -+

низкий

Саша П.

- + -+

средний

Вика Р.

+ + +

высокий

Лиля Ч.

- + +

средний

Сеня Ц.

+ - +

средний

Женя Ф.

+ + +

высокий

Миша Д.

+ + +

высокий

Вова У.

- + +

средний

 

 



Введение

 

Современная Россия переживает этап социально-экономического развития, характеризующийся изменениями во всех сферах общества. В системе образования происходит смена образовательной парадигмы, где главным становится формирование социально-активной личности, умеющей проявить себя в разных отраслях, быстро реагировать на меняющиеся условия жизни; личности, мотивированной к поиску творческих решений проблем; готовой к сотрудничеству и взаимопониманию с окружающими людьми. Такие характеристики необходимо воспитывать у детей, начиная с дошкольного возраста.

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Дети младшего дошкольного возраста являются природными исследователями всего окружающего мира. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт. Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему. Данным исследованием занимались Н.Н. Поддъяков,  А. И. Савинков, опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, Е.А. Панько и А.П. Усовой.

Одним из важных условий реализации познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. По мнению Л.А. Смывиной, В. А. Петровского она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Концепции развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста были разработаны С.Л. Новоселовой, Л.М. Клариной, Л. А. Смывиной и В. А. Петровского. В настоящее время актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Однако в педагогической практике ДОУ воспитатели недостаточно используют педагогический потенциал развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Она как правило однообразна и не отвечает требованиям ФГОС. Решение данной проблемы составила цель исследования.

Объект исследования: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования: педагогические условия организации предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически изучить и опытно-эксперементальным путём проверить педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

-  проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

- выявить особенности развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- рассмотреть влияние развивающей предметно–пространственной среды на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- раскрыть методику организации экспериментирования с предметами и игрушками как средство развивающей познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- провести эмпирическое исследование уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развивающая предметно-пространственная среда будет являться эффективным средством развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях, если:

- развивающая предметно-пространственная среда направлена преимущественно на сенсорное развитие, развитие предметной и игровой деятельности детей раннего возраста;

- воспитатель организует экспериментирование с предметами и игрушками;

- педагог регулярно вносит в среду элементы новизны;

- ребенку будет предоставлена определенная свобода в выборе деятельности.

Методологическая основа исследования:

- концепция ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде ДОО.

- психолого–педагогические исследования Л.А. Венгера, Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова, Н.Н. Поддъякова, А.И. Савинкова о развитии познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- основные положения концепции Л. М. Клариной, С.Л. Новоселовой, Л. А. Смывиной, В.А. Петровского по организации развивающей предметно-пространственной среды.

Методы исследования:

1. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

2. эмпирические: методика: «Знакомые предметы» (авторы Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова), «Детская любознательность» (Д.Б. Годовикова), «Не знакомые предметы» (авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова);    

3. интерпретационные: количественная и качественная обработка результатов исследования. 

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен и систематизирован материал по особенностям развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации развивающей предметно-пространственной среды.

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками для развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами развивающей предметно-пространственной среды, а также студентами педагогических ВУЗов и колледжей при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

База исследования: г. Минусинск МАДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка»

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, приложением.

Глава 1. Теоретические основы развития познавательно-исследовательской деятельности

Дата: 2019-02-19, просмотров: 274.