как в Конституции, так и каком-либо законе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

69 Habeas corpus – процедура рассмотрения органом судебной власти законности лише-

ния свободы и издания приказа о немедленном освобождении при ее незаконности.

Habeas data – процедура о выдаче приказа о предоставлении лицу доступа к инфор-

мации, его касающейся, которая находится в реестрах или банках данных прави-

тельственного или публичного характера; а также для исправления данных, когда

предпочитается не совершать этого в порядке секретной, судебной или админист-

ративной процедуры.

Mandato de seguranca – «ордер о безопасности» – процедура, согласно которой орган

судебной власти приостанавливает применение акта административной власти или

распоряжение администрации с целью обеспечения прав граждан. «Ордер о безо-

пасности» выдается только по вопросам права; его предоставление предполагает,

что факты не являются оспоримыми. Эта процедура действует только в течение

120 дней после опубликования акта, наносящего ущерб и допускающее решение

суда по этому поводу.

142

Глава II Основы теории конституции

Другими словами, существует некоторая специализация об-

ращения.

Ампаро, как и при обращении за защитой в соответствии с ев-

ропейской моделью, дает возможность обжаловать любой акт пу-

бличной власти – закон, административный акт, судебное реше-

ние. Однако, во-первых, ампаро может применяться параллельно

с обжалованием в уголовном, гражданском или административ-

ном порядке (такая возможность не предусмотрена в Швейцарии

и ФРГ) и, во-вторых, такое обращение не влечет аннулирования

какого-либо акта (закона и т.д.) по мотивам неконституционности

Виды контроля:

1. предварительный: органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до их вступления в силу. Как правило, такой контроль осуществляют консти­туционные советы (Франция и др.), к которым обращается президент или определенная законом группа депутатов (обычно из оппозиции) с просьбой о проверке конституционности принятого закона до подпи­сания его президентом

2.  последующий: При последующем конституционном контроле спор о конституци­онности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.). Зако­ны и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации (и, следователь­но, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Во многих странах возможны и те, и другие последствия. Как правило, решение специализированного органа конституционного контроля яв­ляется окончательным и обжалованию не подлежит.

 

По содержанию:

Различают конкретный и абстрактный конституционный кон­троль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов)

 

Порядок подачи жалобы: Порядок рассмотрения споров по поводу неконституционности нор­мативных актов. Порядок оспаривания конституционности правовых актов в разных странах различен. Там, где в качестве органов консти­туционного контроля выступают общие суды, оспаривать конституци­онность закона или другого акта может любой гражданин, но лишь в связи с рассмотрением в суде конкретного (гражданского, уголовного и т.д.) дела, для решения которого применяется оспариваемый закон. В ходе разбирательства дела любая сторона может заявить, что этот закон, по ее мнению, противоречит конституции, в связи с чем суд должен вынести свое решение по этому вопросу (Австралия, Индия, США и др.). В Японии гражданам разрешено обращаться в общий суд с прямым иском о неконституционности закона. В Шри-Ланке это тоже возможно, но только в отношении законопроектов, обсуждаемых в пар­ламенте, до их принятия.

В тех странах, где учреждены специальные органы конституцион­ного контроля, обращаться непосредственно в такой орган с иском (хо­датайством) может строго ограниченный круг должностных лиц и го­сударственных органов. Это президент республики (Ирландия), пра­вительство (Германия, Италия), определенная часть депутатов парла­мента (Германия, Испания), председатели палат парламента (Испания, Франция), некоторые органы государства на местах — правительства земель в Германии, областные советы в Италии, Верховный суд и Ад­министративный суд в Австрии. Право обращаться с иском о неконсти­туционности правовых актов в специализированные органы конститу­ционного контроля предоставляется и гражданам, но обычно только в одном случае: если нарушены их конституционные права.

Порядок рассмотрения дел:

Обсуждение вопроса о неконституционности какого-либо акта в органах конституционного контроля протекает по-разному. В общих судах эти вопросы изучает и решает судья (коллегия судей), на их решение можно подать жалобу в апелляционный суд, в верховных судах назначается докладчик — один из членов суда. Составленные им материалы обсуждаются всем составом суда, затем происходит голосо­вание. В конституционных судах процесс рассмотрения вопроса о не­конституционности акта происходит в основном по правилам граждан­ского процесса (по существу, речь идет об особом конституционном процессе) с участием сторон, их представителей, с вызовом свидетелей, с заключениями экспертов. Докладчик тоже может быть назначен, но представленный им материал имеет вводный характер.

В конституционном совете процесс протекает по системе досье (в основном без участия сторон, на базе исследования письменных мате­риалов). Главную роль играет докладчик по делу — член совета, кото­рому председатель совета поручает подготовить проект решения, за­ключения. Стороны, эксперты, как правило, на заседание совета не вызываются, хотя бывают и исключения.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.