69 Habeas corpus – процедура рассмотрения органом судебной власти законности лише-
ния свободы и издания приказа о немедленном освобождении при ее незаконности.
Habeas data – процедура о выдаче приказа о предоставлении лицу доступа к инфор-
мации, его касающейся, которая находится в реестрах или банках данных прави-
тельственного или публичного характера; а также для исправления данных, когда
предпочитается не совершать этого в порядке секретной, судебной или админист-
ративной процедуры.
Mandato de seguranca – «ордер о безопасности» – процедура, согласно которой орган
судебной власти приостанавливает применение акта административной власти или
распоряжение администрации с целью обеспечения прав граждан. «Ордер о безо-
пасности» выдается только по вопросам права; его предоставление предполагает,
что факты не являются оспоримыми. Эта процедура действует только в течение
120 дней после опубликования акта, наносящего ущерб и допускающее решение
суда по этому поводу.
142
Глава II Основы теории конституции
Другими словами, существует некоторая специализация об-
ращения.
Ампаро, как и при обращении за защитой в соответствии с ев-
ропейской моделью, дает возможность обжаловать любой акт пу-
бличной власти – закон, административный акт, судебное реше-
ние. Однако, во-первых, ампаро может применяться параллельно
с обжалованием в уголовном, гражданском или административ-
ном порядке (такая возможность не предусмотрена в Швейцарии
и ФРГ) и, во-вторых, такое обращение не влечет аннулирования
какого-либо акта (закона и т.д.) по мотивам неконституционности
Виды контроля:
1. предварительный: органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до их вступления в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы (Франция и др.), к которым обращается президент или определенная законом группа депутатов (обычно из оппозиции) с просьбой о проверке конституционности принятого закона до подписания его президентом
2. последующий: При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Во многих странах возможны и те, и другие последствия. Как правило, решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.
По содержанию:
Различают конкретный и абстрактный конституционный контроль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов)
Порядок подачи жалобы: Порядок рассмотрения споров по поводу неконституционности нормативных актов. Порядок оспаривания конституционности правовых актов в разных странах различен. Там, где в качестве органов конституционного контроля выступают общие суды, оспаривать конституционность закона или другого акта может любой гражданин, но лишь в связи с рассмотрением в суде конкретного (гражданского, уголовного и т.д.) дела, для решения которого применяется оспариваемый закон. В ходе разбирательства дела любая сторона может заявить, что этот закон, по ее мнению, противоречит конституции, в связи с чем суд должен вынести свое решение по этому вопросу (Австралия, Индия, США и др.). В Японии гражданам разрешено обращаться в общий суд с прямым иском о неконституционности закона. В Шри-Ланке это тоже возможно, но только в отношении законопроектов, обсуждаемых в парламенте, до их принятия.
В тех странах, где учреждены специальные органы конституционного контроля, обращаться непосредственно в такой орган с иском (ходатайством) может строго ограниченный круг должностных лиц и государственных органов. Это президент республики (Ирландия), правительство (Германия, Италия), определенная часть депутатов парламента (Германия, Испания), председатели палат парламента (Испания, Франция), некоторые органы государства на местах — правительства земель в Германии, областные советы в Италии, Верховный суд и Административный суд в Австрии. Право обращаться с иском о неконституционности правовых актов в специализированные органы конституционного контроля предоставляется и гражданам, но обычно только в одном случае: если нарушены их конституционные права.
Порядок рассмотрения дел:
Обсуждение вопроса о неконституционности какого-либо акта в органах конституционного контроля протекает по-разному. В общих судах эти вопросы изучает и решает судья (коллегия судей), на их решение можно подать жалобу в апелляционный суд, в верховных судах назначается докладчик — один из членов суда. Составленные им материалы обсуждаются всем составом суда, затем происходит голосование. В конституционных судах процесс рассмотрения вопроса о неконституционности акта происходит в основном по правилам гражданского процесса (по существу, речь идет об особом конституционном процессе) с участием сторон, их представителей, с вызовом свидетелей, с заключениями экспертов. Докладчик тоже может быть назначен, но представленный им материал имеет вводный характер.
В конституционном совете процесс протекает по системе досье (в основном без участия сторон, на базе исследования письменных материалов). Главную роль играет докладчик по делу — член совета, которому председатель совета поручает подготовить проект решения, заключения. Стороны, эксперты, как правило, на заседание совета не вызываются, хотя бывают и исключения.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.