Американская модель конст.контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Осуществляется всеми судами общей юрисдикции. В отличие от других стран, в США действует федеральная трехступенчатая судебная система. Назначение судей высших инстанций судов общей юрисдикции, осуществляющих конституционное правосудие, производится другими ветвями власти. Однако формы его различны. Например, членов Федерального суда Швейцарии избирает парламент, в США членов Верховного суда назначает Президент, после чего представляет их на утверждение Сената (Верховный суд США сформировался и в данное время состоит из 9 членов, которые назначаются по принципу несменяемости и остаются на этой должности, пока их поведение безупречно). А в Гане, например, их по представлению Президента утверждает парламент. На Филиппинах - назначает Президент из кандидатур, представленных Советом судей и адвокатов - из 3 кандидатур на 1 мест

Интересной особенностью обладает формирование Верховного суда в Японии. Он состоит из 15 членов, которые, согласно Конституции Японии (ст. 79), назначаются Кабинетом пожизненно. Председателя Суда назначает император, однако на следующих парламентских выборах, а через 10 лет - на предстоящих выборах - судьи должны получить вотум доверия народа

Только верховным судом

К этой же системе относятся

Случаи проверки конституционности только верховными судами

страны (например, в Индии, на Мальте) . Другие суды не облада-

Ют правом конституционного контроля, но в верховный суд дела

Поступают после их рассмотрения в нижестоящих судах.

Контроль

Американская модель конституционного контроля характеризуется следующими основными признаками:

- всеобъемлющим характером контроля, включающим не только законы, но и любые нормативные акты;
- децентрализованным осуществлением контроля любым судом, при рассмотрении любого конкретного дела, если закон или нормативный акт касается конкретных интересов истца;
- ограниченностью круга субъектов права, на которых распространяются решения органов конституционного контроля, поскольку они обязательны только для сторон процесса.

-Из других особенностей этой модели контроля отметим, что

он конкретен и осуществляется путем возражения в судебном

процессе по какому-либо делу; он всегда является последующим,

поскольку закон уже промульгирован и действует

 

 

Особенности:

Во-первых, контроль за конституционностью имеет универсальный характер. Он охватывает не только законы, но также все нормативные акты и правительственные распоряжения на всех уровнях осуществления власти.

Во-вторых, контроль осуществляется деконцентрировано. Иначе говоря, он осуществляется время от времени, имеет сфокусированный характер и может производиться любым судом при рассмотрении любого дела.

В-третьих, контроль за конституционностью имеет каузальную привязку, то есть он возможен только при рассмотрении конкретного дела, в котором фигурирует отсылка на Конституцию,

В-четвёртых, контроль за конституционностью имеет относительный характер, так как решения суда являю тся обязательными только для спорящих сторон и не распространяются на всех субъектов правоприменительной деятельности



Европейская модель контроля

Идеологом-основоположником европейской модели является Ганс Кельзен (Кельзен стал членом первого Конституционного суда Австрии).

Эта модель, имея ту основную общность, что контроль централизован и осуществляется посредством специализированного органа, одновременно имеет как значительные структурно-организационные, так и функциональные особенности.

Своеобразный орган конституционного контроля учрежден Конституцией Ирана. Таким органом является Охранительный, или Попечительный, совет (в англ. переводе – Guardian Counsil), образованный из обычных и мусульманских юристов. Согласно ст. 94 Конституции все законодательство, принятое Исламским консультативным собранием (парламентом), должно направляться в этот совет, который в 10-дневный срок обязан проверить его совместимость с критериями ислама и Конституции.  В Иране конституционный контроль осуществля­ет своеобразный орган — наблюдательный совет («совет стражей»), состоящий из 12 человек: шести богословов, назначенных руководите­лем государства (высшим духовным лицом), и шести юристов, предло­женных парламентом. Наблюдательный совет следит за соответствием законов не столько Конституции 1979 г., сколько Корану. Под предло­гом противоречия Корану в 1982 г. он отклонил законы об аграрной реформе и монополии внешней торговли, в 1987 г. — закон о труде. Однако считается, что последнее слово все же принадлежит парламен­ту. Для преодоления конфликтов между парламентом и наблюдатель­ным советом создан специальный согласительный орган.

 

Особенности:

1. Порядок формирования: Различия могут быть прослежены по нескольким критериям.

Прежде всего это относится к порядку формирования. Например,

в семи европейских странах конституционные судьи избираются

квалифицированным большинством парламента: в ФРГ по 8 су-

дей избираются Бундестагом и Бундесратом, в Португалии –

10 избираются Ассамблеей Республики и 3 кооптируются уже

избранными судьями, в Венгрии – 15 судей избираются пар-

ламентом и т.д. Большинство европейских государств избрало

смешанную систему комплектования: часть судей избирается,

другая – назначается. В Италии в Конституционный суд из 15 чле-

Дата: 2019-02-19, просмотров: 202.