Дел приравнивает примененные в государстве – члене Совета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Европы акты (законодательные, исполнительные или судебные),

к положениям названной Конвенции и выносит решение о ее на-

рушении или ненарушении. Суд не обладает правом отменять

внутренние правовые нормы государств, но применяемый им ме-

тод весьма похож на используемый в органах с конституционной

юстицией. Еще одним примером является деятельность Суда

Европейского союза, когда он рассматривает споры о противо-

речии коммунитарного права и внутреннего права государств-

членов. В областях, отданных в ведение этого Союза, нормы ком-

мунитарного права имеют перевес по отношению к внутреннему

праву. Однако решение Суда не аннулирует противоречащие

внутренние нормы. Они не отменяются, и национальные судьи

обязаны применять правила ЕС.

 

Конституционный контроль § 6

трибуналу объявить, существует такое противоречие или нет».

Аналогичное положение содержится и в ст. 54 французской

Конституции 1958

1. Неспециализированный конституционный контроль. КВАЗИСУДЕБНЫЙ ОРГАН

Наиболее часто политический конституционный контроль учреждался в конституционной истории Франции, где теоретической основой его служила идея «конституционного жюри» по наблюдению за конституционностью законов, высказанная одним из идеологов Великой французской революции аббатом Э.Ж. Сьейесом в 1795 году. Реализовывалась она в виде Сената, предусматривавшегося Конституциями 1799 и 1852 годов, хотя на практике Сенат не всегда осуществлял данную функцию. В новейшее время Конституция Французской Республики 1946 года учредила под председательством Президента Республики Конституционный комитет, в состав которого входили председатели Национального собрания и Совета Республики (т.е. нижней и верхней палат парламента), 7 членов, назначавшихся в начале годовой сессии Национальным собранием, и три члена, назначавшихся тогда же Советом Республики, причем эти 10 членов не состояли в палатах, но пропорционально представляли парламентские фракции. За весь период существования Четвертой республики (т.е. по 1958 г.) комитет вынес лишь одно решение.

 

Квазисудебный орган: иную ситуацию мы можем наблюдать в системах конституционного контроля, созданных во Франции, Польше и Швеции, ориентированных в большей степени на предварительный контроль.
Первой особенностью данной системы можно назвать создание квазисудебного органа, наделенного по конституции рядом исключительных контрольных полномочий.
При этом в Швеции еще в 70-х годах прошлого века законодатель отказался от необходимости существования специального судебного органа, на который может быть возложен конституционный контроль. Согласно параграфу 4 главы 1 Конституции Швеции <6> органом законодательной власти является Риксдаг, который издает законы, принимает решения о государственных налогах и определяет порядок использования государственных средств. Риксдаг осуществляет контроль за государственным управлением и администрацией. В соответствии с п. 18 главы 8 Конституции Швеции 1974 г. для предварительного конституционного контроля создается Законодательный совет, состоящий из бывших судей Верховного и Высшего административного судов, который дает заключение на проект по запросу правительства или комиссии Риксдага.

 

Заключение Законодательного совета может запрашивать правительство или комиссия Риксдага. Следует упомянуть и о таком органе, как конституционная комиссия, которая проверяет исполнение министрами своих служебных обязанностей и ведение правительственных дел, а также о конституционном контроле, осуществляемом судами в ограниченном объеме (при этом судебный акт не отменяет антиконституционный закон). Таким образом, центральные полномочия Законодательного совета в парламентском законодательном процессе реализуются на стадиях обсуждения и принятия законопроекта.

2. Другой особенностью законодательства европейских стран, тяготеющих к квазисудебному конституционному контролю, можно назвать установление специфического порядка проверки на соответствие конституции положений наиболее общественно значимых законопроектов: так, во Франции органические законы могут быть промульгированы только после объявления их соответствия Конституции Конституционным советом

 

3. Еще одной особенностью организации конституционного контроля в механизме квазисудебных органов выступает установление перечня субъектов, имеющих право обратиться с запросом: во Франции, например, это президент Республики, члены палат парламента и их председатели.

 

4. Расширение функций квазисудебного органа. Заключительной особенностью этого вида модели конституционного контроля можно назвать развитие мероприятий по введению процедур последующего контроля. Так, в результате конституционной реформы 2008 г. Конституционный совет получил возможности последующего контроля. Помимо функций конституционного контроля он обладает следующими функциями: политическими, консультативными, выступает в качестве суда по оценке результатов выборов депутатов Национального собрания, Сената и президента Республики <11>

Аналогичные положения, хотя и в существенно меньшем объеме, мы можем наблюдать в законодательстве Польши <13>. Согласно ст. 122 Конституции <14> президент отказывает в подписании закона, признанного Конституционным трибуналом не соответствующим Конституции

 2 модель конст.контроля:



Политический конст.контроль

Политический конституционный контроль типичен для социалистических конституций, по крайней мере для тех, которые признают наличие этой проблемы. Так, согласно ст. 75 Конституции Республики Куба 1976 года в редакции 1992 года Национальная ассамблея народной власти полномочна:

– принимать решения о конституционности законов, декретов-законов, декретов и других общих актов (п. «с»);

– отзывать декреты-законы Государственного совета, а также противоречащие Конституции или законам декреты или распоряжения Совета министров (п. «r»);

– отзывать или изменять постановления или распоряжения местных органов народной власти, которые, в частности, нарушают Конституцию, законы, декреты-законы, декреты и другие акты вышестоящих органов (п. «s»).

социалистических странах функции конституционного контроля (надзора), особенно за конституционностью принимаемых законов, были возложены на сам парламент, а также на его постоянно действующий орган (президиум высшего представительного органа, государственныйсовет и др.)

Для соц.системы характерна некоторая сдержанность: в некоторых постсоциалистических странах сохранилась, однако, известная сдержанность в отношении конституционной юстиции, представляющая собой пережиток советской идеи полновластия представительного органа. Так, упомянутая уже Конституция Румынии устанавливает в ч. 1 ст. 144, что в случае признания закона или парламентского регламента неконституционным эти акты направляются в Парламент на пересмотр (при этом абстрактный контроль законов – только предварительный и в большинстве случаев факультативный); если каждая палата подтвердит акт большинством не менее 2/3 своих членов, решение Конституционного суда о неконституционности отменяется.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 196.