Под инфраструктурой товарного рынка понимают всю массу организаций, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе движения товаров. Чем более развита инфраструктура, тем качественнее происходит товародвижение в целом по стране; от ее развития зависит состояние национального товарного рынка. Согласно исследованиям ученых-экономистов, в РФ инфраструктура товарного рынка развита слабо, несмотря на постоянную разработку нормативных правовых актов по совершенствованию организации оптовой торговли, разработку методических документов по снабженческо-сбытовой и торговой деятельности и т. п.
В инфраструктуре выделяют несколько подсистем: подсистема складского хозяйства, транспортная подсистема, тароупаковочная индустрия, подсистема информационного обеспечения.
Подсистема складского хозяйства развита слабо: нет достаточного количества специализированных складов, оборудованных для хранения продовольственных и промышленных товаров, только треть оптовых торговых и посреднических организаций имеет склады. Естественно, товарные отношения от этого страдают.
Транспортная подсистема включает в себя организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, которая регулируется законом РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Тароупаковочная индустрия позволяет повысить конкурентоспособность отечественных товаров, и многое для этого делается – производятся яркие привлекательные упаковки, многие товары герметизируются, повышается спрос благодаря не только привлекательному виду, но и увеличению срока хранения скоропортящихся продуктов.
Наибольшее внимание отводится информационной подсистеме: во всех регионах создаются звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе, информационно-коммерческие центры и бюро – службы коммерческой информации; осуществляется выпуск периодических печатных изданий (бюллетеней), несущих конкретную информацию для изготовителей, оптовиков и потребителей, они рассылаются адресно; ведется рекламная работа в СМИ.
Цели и средства государственного регулирования
Торговли.
Государственное регулирование – система мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования.
Целиразделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели государственного регулирования – обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды. Тактические цели – формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и экономический рост страны в целом.
Ключевые цели государственного регулирования торговли:
- обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;
- создание единого правового поля (единых правил игры) для предприятий и физических лиц всех форм собственности;
- защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, а торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, - выполнять законы Республики Беларусь «о защите прав потребителя» и «О торговле»;
- обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами;
- регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.
Методы государственного регулирования торговли классифицируются на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия осуществляются с использованием средств административного и экономического влияния, они основываются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Методы косвенного воздействия реализуются только экономическими средствами.
К средствам государственного регулирования торговой деятельности следует, прежде всего, отнести: · государственное регулирование цен на товары; · государственное регулирование безопасности товаров; · государственное регулирование внешнеторговой деятельности; · лицензирование отдельных видов торговой деятельности;
· осуществление государственного контроля в торговле; · обеспечение конкуренции на товарном рынке; · организацию хозяйствующими субъектами учета и отчетности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 435.