Понятие коммерции и коммерческого права.
Понятие коммерции и коммерческого права Слово "коммерция" происходит от латинского термина "Commercium" – торговля. Поэтому дисциплина "Коммерческое право" изучает правовое регулирование торговли, торговой деятельности. Не следует отождествлять "коммерцию" и "предпринимательство", поскольку последнее -это значительно более широкое понятие; предпринимательская деятельность может быть не связана с торговлей товарами. Предпринимательством можно считать практически любую деятельность, направленную на извлечение прибыли.
Коммерческое право — подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе коммерческой (торговой) деятельности, направленной на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть.
Для коммерческой деятельности, как и для предпринимательской, характерны четыре отличительных признака: - Самостоятельная деятельность в сфере торгового оборота; - Деятельность, осуществляемая на свой риск; - Деятельность, направленная на систематическое получение прибыли; - Деятельность, подлежащая государственной регистрации в установленном законом порядке. Отсутствие одного из названных признаков лишает деятельность характера коммерческой.
Поэтому коммерческая деятельность — предпринимательство со всеми его основными признаками, но осуществляемое в особой области хозяйственной деятельности — в сфере товарного обращения.
В качестве обязательных участков торгового оборота, регулируемых нормами коммерческого права, должны приниматься: - Сбыт изготовителями своих товаров;
- Деятельность посреднических и оптовых торговых звеньев; - Действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами.
Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам нигде и никогда не включается в предмет регулирования коммерческого права. Объясняется это тем, что оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличается от розничных сделок. Кроме того, розничная торговля достаточно полно регулируется гражданским законодательством,
Таким образом, коммерческую деятельность составляют отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также отношения по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.
Виды торговли.
Общепринятой считается традиционная классификация видов торговли:
1. По месту проведения торговых операций: а) внутренняя – осуществляемая в пределах одного государства между местными производителями и потребителями, регулируется национальным правом;
б) внешняя – осуществляемая между производителями и потребителями, принадлежащими к разным странам, регулируется международными соглашениями и международным коммерческим правом;
в) экспортная – осуществляемая между отечественными производителями и иностранными потребителями, регулируется как национальным законодательством, так и международным коммерческим правом;
г) импортная – осуществляемая между иностранными производителями и отечественными потребителями, которая регулируется как национальным законодательством, так и международным коммерческим правом;.
д) транзитная – осуществляемая между иностранными производителями и потребителями при содействии отечественных посредников, также регулируется как национальным законодательством, так и международным коммерческим правом.
2. По степени приближения товара к потребителям:
а) оптовая – осуществляемая от торговца к торговцу;
б) розничная – непосредственная продажа товара конечному потребителю.
3. По средствам передвижения товаров:
а) сухопутная – перевозка товара автомобильным и железнодорожным транспортом;
б) морская – осуществляемая силами торгового мореплавания, которое во многих странах на протяжении веков имеет особое законодательное регулирование (с морской торговлей всегда связывались наивысшие риски из-за невозможности связаться с кораблем, перевозящим груз, и из-за сложившихся исторически полномочий капитана корабля, имеющего право в случае угрозы для судна выбросить груз за борт);
в) воздушная – часто рассматривается в рамках сухопутной.
9. Понятие и содержание оптовой торговли.
Оптовая торговля — торговля партиями товара. Чаще всего, товар, покупаемый у оптового продавца, предназначен для последующей перепродажи. Но также нередко покупателями выступают крупныепотребители товара. Оптовая торговля является посредником между производителем и розничной торговлей. Участвует в ускорении товародвижения, синхронизации производства и потребления.. Субъектами оптовой торговли сделки могут быть любые субъекты гражданских правоотношений. Стороны – контрагенты.
Договор может быть заключен на вещь уже существующую, а также на вещь, созданную в будущем. Количество товара определяется в единицах измерения или в денежном выражении. Цена товара определяется по договоренности. Цена может быть установлена в зависимости от веса нетто или может изменяться в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т. д.). Ассортимент товара согласовывается сторонами. Если он не установлен, то ассортимент возникает из существа обязательства, т. е. товар должен быть в ассортименте при учете обычных интересов покупателя. Структура оптовой торговли в России представляет собой ее деление на оптовую торговлю готовой продукцией и оптовую торговлю сырьем и полуфабрикатами.
Виды оптовой торговли:
1) по месту исполнения:
а) в местах оптовых продаж;
б) в торговом заведении;
2) по времени передачи товара:
а) по предварительным заказам;
б) с немедленной передачей товара;
3) по сроку оплаты товара:
а) с предварительной оплатой;
б) с оплатой в кредит;
в) в рассрочку;
4) по обязанности доставки товара:
а) с доставкой;
б) без доставки.
Оптовая торговля призвана решать в торговом обороте следующие основные задачи:
1) исследовать рынок с текущим и перспективным прогнозом состояния спроса и предложения на товары;
2) своевременно, ритмично и качественно обеспечивать потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;
3) формировать товарные запасы и организовывать складское хранение в целях оперативного маневрирования товарными запасами в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;
4) внедрять прогрессивные формы и методы оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств, мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;
5) широко использовать методы регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений оптовой торговли между поставщиками, посредниками и потребителями с сохранением достойной доли коммерческого успеха для каждого;
6) получать максимально возможную совокупную экономию на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.
Участники товарного рынка.
Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются: 1) изготовители товара; 2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 3) организации розничной торговли; 4) потребители. 5) Специальные субьекты
Изготовитель товара – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования. Стороны оптовой торговли называются контрагентами. Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота.
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Специальные субъекты товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам:
а) Товарная биржа — это оптовый рынок, на котором заключаются сделки купли-продажи на определенные группы товаров. Спектр товаров, которые продаются на товарной бирже, достаточно широк. Товарные биржи можно разделить на две категории. Универсальные - это, как правило, самые крупные по объему сделок мировые площадки. К таким можно отнести Нью-Йоркскую фондовую биржу или фондовую биржу в Токио. Специализированные - это те биржи, на которых осуществляются сделки по группам товаров. К примеру, на Лондонской бирже металлов торгуется группа цветных и драгоценных металлов.
б) Валютная биржа — это место, где осуществляется купля-продажа национальных валют по определенному курсу, который складывается на рынке исходя из спроса и предложения на определенный момент времени. Основная задача валютной биржи состоит в том, чтобы определять валютный курс
в) Фондовая биржа или фондовый рынок — это совокупность правил и механизмов, которые позволяют вести операции по купле-продаже ценных бумаг (акций). г) Фьючерсная биржа — это биржа, на которой ведется торговля контрактами на поставку товаров или ценных бумаг, заключенными на будущее. Другими словами, это биржа, где торги ведутся по ценам, ожидаемым в будущем периоде.
д) Выставки-ярмарки. Ярмарка рассматривается как кратковременное мероприятие, периодически проводимое в целях привлечения фирм одной или нескольких отраслей, представляющих образцы своих товаров для их демонстрации, ознакомления и для заключения торговых сделок. Выставка рассматривается как кратковременное мероприятие для демонстрации фирмами новых товаров, идей, услуг одной или нескольких отраслей, информация о потенциальных потребителей о фирме и ее продукции; для содействия продажам.
е) Торгово-промышленные палаты - это организации, представляющие собой деловые объединения и включающие предприятия и отдельных граждан, занимающихся торговлей, производством и услугами. Их общая цель - защита и содействие бизнесу.
Торговли.
Государственное регулирование – система мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования.
Целиразделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели государственного регулирования – обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды. Тактические цели – формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и экономический рост страны в целом.
Ключевые цели государственного регулирования торговли:
- обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;
- создание единого правового поля (единых правил игры) для предприятий и физических лиц всех форм собственности;
- защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, а торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, - выполнять законы Республики Беларусь «о защите прав потребителя» и «О торговле»;
- обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами;
- регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.
Методы государственного регулирования торговли классифицируются на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия осуществляются с использованием средств административного и экономического влияния, они основываются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Методы косвенного воздействия реализуются только экономическими средствами.
К средствам государственного регулирования торговой деятельности следует, прежде всего, отнести: · государственное регулирование цен на товары; · государственное регулирование безопасности товаров; · государственное регулирование внешнеторговой деятельности; · лицензирование отдельных видов торговой деятельности;
· осуществление государственного контроля в торговле; · обеспечение конкуренции на товарном рынке; · организацию хозяйствующими субъектами учета и отчетности.
Общие положения приемки товаров.
Правовые акты, регулирующие приемку продукции:
1) «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 г. № П-6»; 2) «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. П-7»; 3) Гражданский кодекс РФ. Покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.
Приемка продукции на первом этапе производится не менее чем двумя лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.
Сплошная приемка всей партии товара по качеству со вскрытием тарных мест проводится на складе получателя не более чем в 10-дневный срок. Проверка качества всего товара, кроме внешних повреждений, которые должны фиксироваться в момент выгрузки, проводится в течение 20 дней, а скоропортящихся продуктов - в течение 24 ч с момента получения.
Выгрузка товара из транспортного средства, когда участие перевозчика не предусмотрено, проверяется:
1) по количеству - вес брутто товара и число отдельных мест. Если груз перевозился без тары или в открытой таре, то здесь же проверяется вес нетто, а так- же количество единиц товара в каждом месте; 2) по качеству наличие внешних повреждений, которые могли возникнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Здесь же должны быть зафиксированы механические повреждения тары. Количество выгруженного товара сопоставляется со сведениями, которые указаны в транспортных и сопроводительных документах. При их отсутствии проверяется фактическое количество поступившего товара.
В случае обнаружения факта недостачи или повреждения товара получатель обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, принять меры для предотвращения ее смешения с другой однородной продукцией, составить акт о выявленной недостаче продукции за подписями лиц, проводивших приемку продукции; одновременно с приостановлением приемки вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя поставщика. Уведомление о вызове представителя поставщика отправляется по телеграфу (телефону) не позднее 24 ч, а в отношении скоропортящейся продукции - немедленно после обнаружения недостачи. Если представитель поставщика не явился или его вызов необязателен, то для дальнейшей проверки товара вызывается эксперт. Приемка продукции должна вестись без перерыва. По результатам приемки продукции с участием представителя в письменной форме составляется двусторонний акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции. Акт составляется в день окончания приемки продукции и подписывается всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции.
Экспертиза товаров.
Экспертиза качества товара - соответствие товара условиям договора и стандартам, а также фактической сортности, установление причин брака или снижения качества.
Экспертиза может назначаться: 1) по соглашению сторон; 2) по инициативе покупателя; 3) по инициативе суда и других правоохранительных органов.
Экспертиза товара проводится специальными экспертными организациями (бюро товарных экспертиз при госторгинспекциях, экспертные отделы при торгово-промышленных палатах) и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.
Экспертиза проводится по заявкам установленной формы, подписанным руководителями организаций и предприятий, в которых должны быть указаны: 1) реквизиты заказчика экспертизы; 2) наименование товара; 3) местонахождение товара; 4) количество и вес предъявленного к экспертизе товара; 5) цель экспертизы. По принятым заявкам экспертиза должна быть начата в сроки, указанные заказчиком экспертизы.
Эксперт производит проверки, определяющие качество товаров, двумя способами.
1) проверяется весь товар, предъявленный получателем - сплошная проверка; 2) проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию товара - выборочная проверка.Одновременно с проверкой товара по качеству про- изводится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям ГОСТов, Техусловий, образцам и договорам. При этом эксперт не ограничивается рассмотрением дефектов, указанных в акте приемки товара по качеству, но отмечает и другие недостатки, обнаруженные в процессе экспертизы. По соглашению между потребителем и продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. О проведенной экспертизе составляется акт установленной формы, который подписывается экспертом и присутствующими представителями сторон. При несогласии они могут прилагать к акту особое мнение относительно характеристики товара, указанной экспертом, а также по существу заключения, если оно дается на месте производства экспертизы. По скоропортящимся товарам заключение эксперта дается на месте проведения экспертизы с вручением выписки из акта-экспертизы или 3-го экземпляра акта с последующим его утверждением в экспертной организации. При установлении значительного расхождения фактического качества товара с данными грузополучателя эксперт обязан сообщить об этом руководству экспертной организации, которое подтверждает заключение эксперта или проводит контрольную проверку.
.
Понятие коммерции и коммерческого права.
Понятие коммерции и коммерческого права Слово "коммерция" происходит от латинского термина "Commercium" – торговля. Поэтому дисциплина "Коммерческое право" изучает правовое регулирование торговли, торговой деятельности. Не следует отождествлять "коммерцию" и "предпринимательство", поскольку последнее -это значительно более широкое понятие; предпринимательская деятельность может быть не связана с торговлей товарами. Предпринимательством можно считать практически любую деятельность, направленную на извлечение прибыли.
Коммерческое право — подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе коммерческой (торговой) деятельности, направленной на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть.
Для коммерческой деятельности, как и для предпринимательской, характерны четыре отличительных признака: - Самостоятельная деятельность в сфере торгового оборота; - Деятельность, осуществляемая на свой риск; - Деятельность, направленная на систематическое получение прибыли; - Деятельность, подлежащая государственной регистрации в установленном законом порядке. Отсутствие одного из названных признаков лишает деятельность характера коммерческой.
Поэтому коммерческая деятельность — предпринимательство со всеми его основными признаками, но осуществляемое в особой области хозяйственной деятельности — в сфере товарного обращения.
В качестве обязательных участков торгового оборота, регулируемых нормами коммерческого права, должны приниматься: - Сбыт изготовителями своих товаров;
- Деятельность посреднических и оптовых торговых звеньев; - Действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами.
Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам нигде и никогда не включается в предмет регулирования коммерческого права. Объясняется это тем, что оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличается от розничных сделок. Кроме того, розничная торговля достаточно полно регулируется гражданским законодательством,
Таким образом, коммерческую деятельность составляют отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также отношения по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 302.