Влияние государства на процессы ценообразования в торговом обороте объясняется необходимостью обеспечения публичных интересов. В юридической литературе под системой государственного регулирования цен понимается совокупность органов федеральной исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, располагающих специиальными полномочиями по регулированию хозяйственной деятельности, определяемыми множеством нормативных актов.Регулирование цен государством направлено на воздействие на цены с помощью административных, бюджетно-финансовых мер. Регулирование проводится таким образом, чтобы экономическая система развивалась стабильно, то есть с помощью цен управлять циклическими колебаниями производственных процессов. Регулирование цен может быть, как антикризисным так и антиинфляционным.
Государственноерегулированиеценставитпередсобойцель не допустить рост цен в ситуации инфляции, а также способствовать существованию нормальной конкуренции на рынке, которая направлена на использование НТП. Главнойзадачейпередгосударством стоит поддержание уровня прожиточного минимума и способности населения купить достаточное количество товаров первой необходимости.
Товаропроизводители сами устанавливают цену на свои товары, учитывая при этом законодательную базу государства.
Государство может воздействовать на цены двумя путями:
1) Прямое регулирование цен – проводится в отраслях, используемых населением (транспорт, коммуникации, водо-, электроснабжение) с помощью административного установления цен.
2) Косвенное регулирование цен – эти мероприятия направлены на установление оптимального соотношения спроса и предложения на рынке. С помощью этих мер государство регулирует конъюнктуру рынка и способствует поэтапному росту цен в экономической системе.
Прямые меры регулирования цен не должны быть противопоставлены косвенным, а дополнять и сочетаться с ними. Государство способно с помощью установления режимов динамики цен, замораживания или вовсе блокирования на разных уровнях, контролируя затраты производства может воздействовать на решения товаропроизводителей об установлении цен на продукцию.
Государственное регулирование цен может осуществляться в различной степени. К примеру регулирование будет усиливаться, если ускоряется инфляция, возрастает дефицитность товаров, при необходимости быстро перестроить экономику. И ослабеет – когда страна будет выходить из кризиса.
На цены может так же влиять и налоговая система. Налоги влияют как на движение цен, так и на рост инфляции. Чем выше будут налоги – тем быстрее будут расти цены. Поэтому для того чтобы снизить влияние налогов на инфляцию и рост цен, государство должно снизить налоговые ставки.
Область применения регулируемых цен определяется указом Президента РФ от 28.02.95 № 221 (в ред. от 8 августа 2003 г.) и постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 (в ред. от 23 апреля 2008 г.) с одним и тем же названием «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В указанных документах утверждены: · перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти; · сходный перечень, когда регулирование осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ; · перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В первый перечень входит продукция, цены на которую устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. В это перечень входят: · природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ; · продукция ядерно-топливного цикла; · транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; продукция оборонного назначения; · алмазное сырье, драгоценные камни; · аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; и др
Второй и третий перечни включают в себя следующее: 1) топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье; 2) перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); 4) социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; итд
Цена – фундаментальная экономическая категория, которая представляет собой денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. В коммерческой деятельности применяются различные виды цен[2].
В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые. Свободные (рыночные) цены – цены, которые складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию, работы и услуги, был закреплен указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен».
Регулируемые цены – цены, в отношении которых непосредственно применяются административно-правовые рычаги воздействия: · фиксированные цены; · минимальные цены; · предельные цены и тарифы; · предельные коэффициенты изменения цен; · предельные уровни рентабельности; · предельные торгово-снабженческие надбавки; · предельные надбавки к оптовым ценам.
Фиксированные цены устанавливаются государством для хозяйствующих субъектов в виде строго определенных сумм на единицу или определенный объем (массу) товара. Минимальные цены применяются в тех случаях, когда при сохранении относительно высокой нормы прибыли хозяйствующего субъекта имеется возможность снижения цены на товар, но государство не заинтересовано в расширении спроса на данный товар. Предельные цены устанавливают ценовой предел на товар, выше которого хозяйствующий субъект не вправе изменять цену. Предельные коэффициенты изменения цен представляют собой определенные цифровые обозначения, кратно которым может быть изменена цена или тариф. Иными словами, они определяют верхний и нижний пределы свободного усмотрения хозяйствующего субъекта по формированию цены на товар. Предельные уровни рентабельности предназначены для регулирования цены на товар с помощью ограничения нормы прибыли хозяйствующего субъекта. Предельные торгово-снабженческие надбавки – метод государственного регулирования цен, применение которого допускает увеличение стоимости приобретенного ранее для продажи товара лишь на величину, определенную государством. Предельные надбавки к оптовым ценам – способ государственного регулирования цены, по которому продавец не вправе реализовать товар конечному потребителю по цене, превышающий цену предприятия-производителя на установленный государством Предел. Сущность данного метода состоит в сокращении числа посредников между производителем и потребителем.
Государственное регулирование цен может применяться для поддержки наиболее важных отраслей народного хозяйства и товаропроизводителей, занятых в них
Дата: 2019-02-19, просмотров: 308.