Понятие товарного рынка и маркетинговой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынокважнейшая экономическая категория товарного хозяйства. Современный экономический словарь указывает на два значения понятия «рынок»: 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложения, цена.

Классификация  рынков: · по виду продаваемого товара; · по масштабам охвата территорий; · по уровню конкуренции;

По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, инноваций, информационного и интеллектуального продукта, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочей силы и т.д. По масштабам охвата территорий различают мировые, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране – внутренние и внешние рынки. По уровню конкуренции рынки делят на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.

В широком значении товарный рынок – система субъектов экономики и их отношений (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), цель которых – обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственного назначения. В узком значении товарный рынок представляет собой рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг (ГОСТ № 51303-99 «Торговля. Термины и определения»).

Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении товарной массы от изготовителей к производителям. Такие звенья подразделяются на три основные группы: 1) изготовители – организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации; 2) торговые посредники – связующее звено между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров, способствующее торговому процессу, развитию торговли; 3) организации-потребители и розничные торговые организации.

Коммерческая деятельность, , начинается со сбыта производителями своей продукции.
. Маркетинг представляет собой обширную по спектру деятельность в сфере рынка товаров, осуществляемую в целях стимулирования сбыта товаров, развития, ускорения обмена, получения прибыли. В маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта можно выделить несколько направлений, в частности, товарную, ценовую, сбытовую, коммуникационную политику, каждое из которых имеет свои задачи, формы и методы реализации. Товарная политика занимает центральное место в маркетинговой деятельности предприятия. Задачами товарной политики являются поиск методов и путей усиления конкурентоспособности продукции, создание новых товаров, своевременное предложение улучшенных вариантов выпускаемой продукции.  Сбытовая политика – один из важнейших инструментов маркетинга, представляет собой разработку и реализацию комплекса мероприятий по формированию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж производимой продукции, включая создание сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, определение маршрутов товародвижения, организацию и эффективность транспортировки и т.д. Различают простую и сложную систему сбыта. Коммуникационная политика включает в себя рекламу, средства стимулирования сбыта, сервис, фирменный стиль, товарный знак, упаковку, взаимоотношения со средствами массовой информации и др. Ценовая политика – определение общего направления в ценообразовании с целью поддержания и обеспечения желаемого объема продаж, повышения рентабельности товара, укрепления положения фирмы на рынке[1].


Виды торговли.

Общепринятой считается традиционная классификация видов торговли:

1. По месту проведения торговых операций: а) внутренняя – осуществляемая в пределах одного государства между местными производителями и потребителями, регулируется национальным правом;

б) внешняя – осуществляемая между производителями и потребителями, принадлежащими к разным странам, регулируется международными соглашениями и международным коммерческим правом;

в) экспортная – осуществляемая между отечественными производителями и иностранными потребителями, регулируется как национальным законодательством, так и международным коммерческим правом;

г) импортная – осуществляемая между иностранными производителями и отечественными потребителями, которая регулируется как национальным законодательством, так и международным коммерческим правом;.

д) транзитная – осуществляемая между иностранными производителями и потребителями при содействии отечественных посредников, также регулируется как национальным законодательством, так и международным коммерческим правом.

2. По степени приближения товара к потребителям:

а) оптовая – осуществляемая от торговца к торговцу;

б) розничная – непосредственная продажа товара конечному потребителю.

3. По средствам передвижения товаров:

а) сухопутная – перевозка товара автомобильным и железнодорожным транспортом;

б) морская – осуществляемая силами торгового мореплавания, которое во многих странах на протяжении веков имеет особое законодательное регулирование (с морской торговлей всегда связывались наивысшие риски из-за невозможности связаться с кораблем, перевозящим груз, и из-за сложившихся исторически полномочий капитана корабля, имеющего право в случае угрозы для судна выбросить груз за борт);

в) воздушная – часто рассматривается в рамках сухопутной.

9. Понятие и содержание оптовой торговли.

Оптовая торговля — торговля партиями товара. Чаще всего, товар, покупаемый у оптового продавца, предназначен для последующей перепродажи. Но также нередко покупателями выступают крупныепотребители товара. Оптовая торговля является посредником между производителем и розничной торговлей. Участвует в ускорении товародвижения, синхронизации производства и потребления.. Субъектами оптовой торговли сделки могут быть любые субъекты гражданских правоотношений. Стороны – контрагенты.

Договор может быть заключен на вещь уже существующую, а также на вещь, созданную в будущем. Количество товара определяется в единицах измерения или в денежном выражении. Цена товара определяется по договоренности. Цена может быть установлена в зависимости от веса нетто или может изменяться в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т. д.). Ассортимент товара согласовывается сторонами. Если он не установлен, то ассортимент возникает из существа обязательства, т. е. товар должен быть в ассортименте при учете обычных интересов покупателя. Структура оптовой торговли в России представляет собой ее деление на оптовую торговлю готовой продукцией и оптовую торговлю сырьем и полуфабрикатами.

Виды оптовой торговли:

1) по месту исполнения:

а) в местах оптовых продаж;

б) в торговом заведении;

2) по времени передачи товара:

а) по предварительным заказам;

б) с немедленной передачей товара;

3) по сроку оплаты товара:

а) с предварительной оплатой;

б) с оплатой в кредит;

в) в рассрочку;

4) по обязанности доставки товара:

а) с доставкой;

б) без доставки.

Оптовая торговля призвана решать в торговом обороте следующие основные задачи:

1) исследовать рынок с текущим и перспективным прогнозом состояния спроса и предложения на товары;

2) своевременно, ритмично и качественно обеспечивать потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;

3) формировать товарные запасы и организовывать складское хранение в целях оперативного маневрирования товарными запасами в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;

4) внедрять прогрессивные формы и методы оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств, мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;

5) широко использовать методы регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений оптовой торговли между поставщиками, посредниками и потребителями с сохранением достойной доли коммерческого успеха для каждого;

6) получать максимально возможную совокупную экономию на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

 

Участники товарного рынка.

Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются: 1) изготовители товара; 2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 3) организации розничной торговли; 4) потребители. 5) Специальные субьекты

Изготовитель товара – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования. Стороны оптовой торговли называются контрагентами.  Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота.

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Специальные субъекты товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам:
а) Товарная биржа — это оптовый рынок, на котором заключаются сделки купли-продажи на определенные группы товаров. Спектр товаров, которые продаются на товарной бирже, достаточно широк. Товарные биржи можно разделить на две категории. Универсальные - это, как правило, самые крупные по объему сделок мировые площадки. К таким можно отнести Нью-Йоркскую фондовую биржу или фондовую биржу в Токио. Специализированные - это те биржи, на которых осуществляются сделки по группам товаров. К примеру, на Лондонской бирже металлов торгуется группа цветных и драгоценных металлов.
б) Валютная биржа — это место, где осуществляется купля-продажа национальных валют по определенному курсу, который складывается на рынке исходя из спроса и предложения на определенный момент времени. Основная задача валютной биржи состоит в том, чтобы определять валютный курс

 в) Фондовая биржа или фондовый рынок — это совокупность правил и механизмов, которые позволяют вести операции по купле-продаже ценных бумаг (акций). г) Фьючерсная биржа — это биржа, на которой ведется торговля контрактами на поставку товаров или ценных бумаг, заключенными на будущее. Другими словами, это биржа, где торги ведутся по ценам, ожидаемым в будущем периоде.
д) Выставки-ярмарки. Ярмарка рассматривается как кратковременное мероприятие, периодически проводимое в целях привлечения фирм одной или нескольких отраслей, представляющих образцы своих товаров для их демонстрации, ознакомления и для заключения торговых сделок. Выставка рассматривается как кратковременное мероприятие для демонстрации фирмами новых товаров, идей, услуг одной или нескольких отраслей, информация о потенциальных потребителей о фирме и ее продукции; для содействия продажам.
е) Торгово-промышленные палаты - это организации, представляющие собой деловые объединения и включающие предприятия и отдельных граждан, занимающихся торговлей, производством и услугами. Их общая цель - защита и содействие бизнесу.

 





Дата: 2019-02-19, просмотров: 460.