Классификация и периодизация стилей и модных течений в XX  в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ž Сегодня в связи с различными подходами к анализу моды и неопределённостью с выявлением стилей, желанием систематизировать имеющиеся знания появляются новые их классификации.

ž Например, за основу классификации могут быть положены следующие характеристики:

- функциональность (функциональный и нефункциональный стиль);

- временный континуум (стиль 20-х, стиль 30-х и т.д.);

- соответствие эпохам или историческим периодам (стиль эпохи Возрождения и т.д.);

- назначение костюма (спортивный, клубный, деловой стиль и т.п.);

- вклад личности или школы в формирование стиля (стиль Баухауз, стиль Шанель и т.п.);

- возраст и пол людей, воспринимающих моду или стиль (молодёжный стиль, унисекс и т.п.);

- ассоциативность восприятия зрителя (гламурный стиль, Бэби-дол и т.п.).

 

Мода и стиль

ž Изменения в стилеобразованииXX века привели к трансформации морфологии и определения термина «стиль».

ž Главными отличиями стиля от моды являются чёткая взаимосвязь между всеми элементами, наличие системы единства закономерно связанных элементов. В костюме законы стиля выражаются в гармоничном сочетании:

- деталей, материалов и цветовой гаммы костюма в модели;

- фигуры человека и костюма;

- костюма и окружающей среды;

- пропорциональных членений и образного решения самой фигуры;

- времени создания и использования костюма;

- функциональности и назначения костюма;

- ценностей современного общества и индивидуальных особенностей большинства людей, воспринимающих стиль;

- оригинальности и традиционности;

- широты распространения (всеобъемлющего характера) и предпочтений каждого слоя общества и каждой национальности.

ž Та или иная деталь костюма не характеризует стиль, он узнаётся по «связующему составу», единству способа выражения и идейного содержания.

ž Законы гармоничных сочетаний в стиле меняются вне зависимости от приоритетов общества, оно только осуществляет отбор созданных культурных образцов.

ž Для моды в костюме характерны не закономерности, а слагаемые.

ž Модный костюм обладает:

- новизной, постоянным ощущение контраста с общей массой и в то же время соответствия модной тенденции. В данном случае антонимом моды считается традиционность, а не стиль.

- функциональностью, причём не столько в утилитарном смысле, сколько в ограничивающем. Вкусы общества (а они формируются под воздействием моды) соответствуют способностям каждой социальной группы, т.е. Мода может распространяться только в среде, где есть возможность ей следовать. Ограничениями могут выступать самые неожиданные факторы: пол, возраст, социальный статус, имущественный ценз, профессия, эмоциональность характера, национальность и т.д. Ограничения определяют необходимый для моды признак – массовость, в противовес стилю, в котором эстетический образ кажется более обобщенным. Сюда же можно добавить понятие элитарность, на котором построена работа современных Домов моды, обслуживающих по индивидуальным заказам всего несколько тысяч человек на планете, но имеющих возможность влиять на тенденции во всём мире.

- реакционностью. Мода постоянно находится в состоянии изменения. Модный костюм – продукт самовыражения различных социальных групп, реагирующих на все раздражители, преподносимые как временем, так и другими социальными группами. По соответствию признакам времени зритель может оценить реакционность костюма.

- символичностью. В основе любой моды лежит идея, которая может выражаться в глобальном изменении облика, получая шанс перерасти в стиль, но чаще создавая один из символов времени. В XX в. мода в костюме действует по принципу рекламы. Костюм является слоганом, плакатом и фирменным знаком человека и конкретного общества. Грамотно сделанная реклама может создать индивидуальный стиль человека, олицетворяющий созданный образ.

- чётким позиционированием. Это характерно только для моды. В отличие от стиля мода должна быть не только доступна определённой социальной группе, т.е. быть функциональной в том значении, которое описано выше, но и обозначать эту группу.

- декоративностью. Костюм украшает тело человека, подчёркивает достоинства и скрывает недостатки его внешности.

 

Мода и стиль для человека

ž Мода повторяется и возвращается спустя десятилетия. Язык моды можно освоить и выучить, изучая модные направления и сезонные коллекции, читая журналы, наблюдая за работами модельеров из года в год. Мода помогает развить вкус, экспериментировать, во всём многообразии искать то, что подходит именно вам. С помощью мира моды можно развивать чувство прекрасного, а уже отточенный вкус поможет определиться с собственным стилем.

ž Не секрет, что со стилем всё немного сложнее. Ведь что такое стиль? В первую очередь стиль – это сознательный выбор. А сделать самостоятельный выбор зачастую гораздо сложнее, чем следовать массовой моде. Стиль – способ выбрать среди большого количества возможностей именно то, что созвучно внутреннему состоянию и мироощущению. Стиль отражает то, как мы видим себя сами. Стиль – это восприятие себя, и он касается не только одежды, но и нашего поведения, наших реакций, нашей жизни в целом. Быть стильным модно во все времена.

ž Если мода выражает чужое мировосприятие, то стиль — это способ самовыражения, личный почерк, штрих к вашему портрету. Стиль – это ваш рассказ окружающему миру о себе с помощью одежды, манер, поведения. Стиль – то, что отличает вас от другого человека. Это умелое и точное подчёркивание собственной уникальности, выраженное во внешних проявлениях. Стиль – это самоощущение и проявление индивидуальности через внешний облик. Недаром говорят, что мода в одежде, а стиль – в человеке, который её носит.

ž Стиль складывается из очень многих факторов, за основу стиля важно взять особенности вашей личности, чтобы это выглядело гармонично. Стиль формируют одежда, манеры, образ жизни, возраст, вкусы человека и многое другое.

ž Стиль – величина гораздо более устойчивая, нежели мода. Конечно, человек меняется на протяжении всей жизни, но гораздо менее стремительно, чем меняются модные тенденции.

ž Найти свой стиль — это значит найти гармонию между внутренним и внешним, выразив это с помощью одежды, и не только.

ž Что помогает найти свой собственный неповторимый стиль? Прежде всего изучение самой себя, прислушивание к своему внутреннему я, своим идеалам, характеру.

ž Мода может дополнить ваш стиль, сделать его более многогранным.

ž Стиль, как правило, продиктован личным вкусом, характером, возрастом, эпохой жизни общества, национальностью, образом жизни, религиозной принадлежностью, индивидуальными особенностями, социальным статусом. Стиль отличается от имиджа, потому что имидж всё-таки связан больше с профессией и некой маской, то есть человек, который создает имидж, в основном ориентируется на то, чтобы подать себя правильно (как требует профессия, связи, и т.п.). А стиль идёт изнутри. Хотя стиль играет в создании имиджа далеко не последнюю роль.

ž Значение слова имидж (переводится как «изображение, образ, картинка») полностью соответствует своему переводу. Имидж – это действительно оболочка, картинка, которая помогает создать о человеке нужное впечатление, сделать репутацию. Стиль же – это не игра, не попытка подражать кому-то или создать мнение о себе. Это принятие себя, своей уникальности, и самовыражение во внешнем образе.

ž У стиля есть свои негласные правила, маяки, ориентиры, которые помогают увидеть внутренним и внешним взором, есть ли в вашем образе эстетическое единство, которое выражается в общей идее и почерке:

- соблюдены ли в образе пропорции

- сочетаются ли составные части образа между собой

- соответствует ли наряд, прическа, аксессуары, макияж обстановке и времени

- соблюдено ли чувство меры в образе

- стиль несет информацию о человеке – сверьтесь со своим внутренним я: вы именно это хотите донести?

ž И, тем не менее, мода и стиль везде следуют друг за другом. В нас борются одновременно желание самовыражения и желание соответствовать социальным стандартам. Самое мудрое решение – это определиться со своим собственным стилем и следить за модой, ведь стиль не исключает следование моде, он только обогащается от этого.

Стилевые решения одежды.

Стилевые решения современной одежды чрезвычайно разнообразны. Один и тот же стиль может иметь разные названия или варианты. Поэтому при изучении стилевых решений важно приобрести навыки их систематизации, уметь анализировать истоки и причины возникновения того или иного стиля, выделять его характерные отличительные признаки.

В зависимости от задач исследования и выбора классификационных признаков возможны различные подходы к анализу стилей.

Существует градация стилей по историческим эпохам. Условно в истории развития европейского искусства выделяются стили: “классический”, “средневековый”(византийский, романский, готический), эпохи Возрождения, “барокко”, “рококо”, “ампир”, “современный”.

Художественным стилем эпохи конца ХХ века является постмодернизм. Сочетание несочетаемого – типичный художественный прием эпохи постмодернизма. Он получил название “serfstyle” (свободное плавание по стилям) в отличие от царившего еще недавно принципа стилевого единства деталей “totallook”.

Поскольку в моде все уже было, лучшее, что может сделать дизайнер сегодня — это взглянуть на прошлое свежим глазом. Увидеть по-новому и попытаться перетасовать колоду: иначе использовать цвета, ткани и вещи. Поменять местами и ролями, например, пиджак и сорочку, изменить привычные пропорции и соотношения, “нарушить” технологию, пропустив бархат через стиральную машину, придать вещам ношеный и стираный вид.

Смешение различных стилей, их комбинация и усложнение различными дополнениями создают внутри существующего стиля новое “локальное” стилевое направление, или стиль определенного автора. Некоторые решения оказываются удачными и внедряются не только в высокую моду, но и в повседневную одежду.

При анализе современных модных тенденций отмечают формирование двух глобальных полярных стилевых тенденций: минимализма и максимализма. Деление на максимализм и минимализм распространяется на все элементы понятия “стиль жизни”: одежду, автомобили, интерьеры, сервизы и т.п.

 Развитие этих тенденций обусловлено противоборством HauteCouture и Pret-a-porter.

“Максимализм” – детище Hautecouture. Это максимально детализированный стиль сверхженственных, роскошных, театральных вещей. Его девиз – декоративность; источники вдохновения – историзм (ретро) и экзотизм. Приверженцем максимализма является Джон Гальяно. В его коллекциях облик женщины приобретает вновь пышную женственность, изобилует всевозможного рода деталями: искусственными цветами, серьгами, украшениями в волосах, бусами, пышными прозрачными юбками, вышитыми корсетами, очень высокими шпильками и каблуками. Этот стиль является воспоминанием, ностальгией по XIX веку. Художники-стилисты вернули в Высокую моду кринолин, корсет, трэн (шлейф), настоящие меха. Эта мода зрительно красива, роскошна, но совершенно не применима к современной жизни.

В 90-х годах много говорилось о кризисе Высокой моды. В коммерческом плане HauteCoutureубыточна, поскольку работает на ограниченный круг эксклюзивных клиентов и использует трудоемкую ручную технологию изготовления одежды и аксессуаров. Hautecouture, “Высокая мода”, может существовать сегодня только при финансовой поддержке извне как искусство или как рекламная кампания (для продажи под престижной маркой парфюма, косметики и более дешевых “вторых линий” – одежды Pret-a-porter).

Система производства готовой одежды Pret-a-porter ориентирована на массового покупателя, на большой класс работающих мужчин и женщин. Девизом Pret-a-porter является практицизм, удобство, легкость ухода. Минимализм конца 90-х берет начало в пуризме 20-х и 50-х годов, минимализме конца 60-х. Минимализм (пуризм, аскетизм) выражает потребность человека демонстрировать свою личность, а не прятаться за модными “упаковками”.

Это сдержанный, основанный на силуэтном восприятии стиль, без излишней детализации. Для него характерны чистота линий, очень высокое качество материалов, идеальный крой и наивысшее качество исполнения. Он отрицает использование украшающих деталей. Его привлекательность – в простых, строгих, вытянутых облегающих силуэтах и необыкновенно мягких тканях, дающих ощущение уюта и комфорта. Аскетичные минималистские модели подчеркивают яркую индивидуальность женщины, их носящей. Эта одежда обращена к интеллекту и благодаря отсутствию деталей отвечает потребности в универсальности, практичности, самоутверждении, ощущении собственной дисциплинированности.

Простота – залог красоты в минимализме, с его строгими костюмами, узкими брюками, черными тенями вокруг глаз, стянутыми на затылке волосами, ахроматической гаммой, асимметричными острыми линиями и агрессивным аскетизмом.

Минимализм и культ функциональности проповедуют CalvinClein, Gucci, DonnaCaran, JillSander, HelmutLang, H. Leger.

В рамках современного минимализма сосуществуют как более “жесткие”, даже агрессивные, с явным мужским акцентом стилевые решения, так и гламурные, более женственные, напоминающие модели 30-х годов.

Мало кто из специалистов сомневается в том, что минимализм более жизнеспособен со своей простотой форм, мягкостью материалов и комфортом.

В работах, посвященных проектированию одежды, наиболее распространена классификация стилевых решений одежды, которую предложил А.И.Черемных. Все многообразие форм одежды по своему стилевому решению он предлагает свести к трем основным группам: одежда классического (строгого) стиля, одежда спортивного стиля и одежда стиля “фантази”.

 

Классический стиль

Типичным представителем классического стиля в одежде является английский костюм. Понятие “английский костюм” появилось в восемнадцатом веке. В это время в Англии под влиянием длительной борьбы между феодально-консервативным и буржуазно-прогрессивным течениями складывается английский стиль в одежде, более строгий по форме и цвету.

Стиль делового человека сначала нашел сторонников в среде буржуазного и прогрессивного дворянства и быстро распространился по континенту. В 80-х годах становится модным и повседневным созданный в Англии в середине 18 века костюм для верховой езды: суконный фрак, редингот (верхняя одежда с прямыми полами), узкие панталоны-шорты, сапоги с отворотами из рыжей кожи. В отличие от господствующей тогда французской (версальской) моды (шелковый кафтан и короткие штаны-кюлоты) такой костюм стали называть английским.

Английский стиль повлиял и на женскую одежду. Меняется силуэт женского костюма. Перестают носить жесткие каркасы-панье. Женская одежда становится удобнее и проще.

В 80-х годах XIX века вошел в моду женский английский костюм, покроем напоминающий мужской: прямая юбка со складкой или без нее и жакет на подкладке. Его предшественниками были всевозможные жакеты мужского типа. Такой костюм обычно шили мужские мастера. Ткани как на мужской, так и на женский костюм шли неяркие, часто в неброскую полоску или клетку.

Благодаря сравнительно простому покрою английский костюм в конце XIX века способствовал массовому производству одежды. Английскому стилю чуждо все кричащее, бросающееся в глаза. Этот стиль всегда моден, поэтому его называют классическим. Он хранит верность уже сложившемуся типу одежды (элегантной, строгой), подчиняясь требованиям моды в силуэте и различных деталях (длины и ширины лацканов, брюк, пиджака).

Признанной классикой ХХ века стал стиль “шанель”. В конце XIX века женщина стала пробовать себя в общественном производстве, началось движение за эмансипацию. Больше всего этому феномену “поспособствовали” мужчины, затеяв первую мировую войну. Женщинам пришлось заполнять рабочие места на всех уровнях. Появились и новые проблемы – в чем ходить на работу.

В 20-е годы ХХ столетия родился новый стиль в женской одежде. Шанель первой сделала короткую мальчишескую стрижку, ввела моду на загар и отобрала у мужчин почти весь их гардероб. Созданный ею стиль – это утонченный запах косметики, элегантные костюмы и платья, это отказ от излишеств, ненужных украшений, которые демонстрируют не женщину, а содержимое ее кошелька. Костюмы удивительно просты – взятые из мужского гардероба пиджак, широкие брюки и жилет. Прямая юбка обязательно за колено или до середины колена. Вместо рубашки – блуза, как правило, выполненная в романтическом стиле. Женственность подчеркивается бижутерией (несколько рядов длинных жемчужных ожерелий в сочетании с простым свитером или широкие золотые браслеты в сочетании с мужским пиджаком). И, конечно же, неизменный черный цвет.

Шанель впервые создала двухцветные туфли, украсила сумки цепочками, ввела в женский обиход мужские смокинги с атласными лацканами и, наконец, придумала столь широко известное "маленькое черное платье". Она изобрела новый предмет туалета, впоследствии ставший неизменным атрибутом гардероба любой женщины, – свитер. Впервые женские модели шьются из материала, который первоначально предназначался лишь для спортивной одежды, – из джерси.

И по сей день этот набор вещей остается неизменным. Мода лишь вносит некоторые коррективы: появляются новые ткани, слегка меняются силуэт, цветовая гамма, отделка, пропорции отдельных частей костюма. Стиль “шанель” и сегодня является воплощением современности и элегантности.

Спортивный стиль

В истории костюма спорт занимает особое место. Под его влиянием одежда стала более простой, функциональной и практичной. Спортивная одежда легка, прочна и удобна. Создано немало стильных, менявшихся на протяжении десятилетий костюмов для разных видов спорта, послуживших, в свою очередь, толчком к созданию новой, более непринужденной и красивой мужской одежды. История спортивной одежды и есть, по существу, история одежды мужчин. В то же время спортивный стиль благоволит к национальным головным уборам и узорам, предполагает своеобразие и красочность, дает возможность демонстрировать спортивную фигуру и хорошую осанку.

Спорт в современном значении этого слова получил начало в первой половине прошлого столетия в Англии. Спорт был новым видом физической деятельности, он содержал в себе момент психического и физического напряжения, риска, энтузиазма. Он приносил удовлетворение, позволял чувствовать себя личностью. Спортсмен того времени занимал особое место среди себе подобных, и одеждой он стремился подчеркнуть это.

Возникновение массового воскресного спорта дало толчок к развитию производства готовой одежды. По мнению польского историка костюма Анджея Банаха, таким толчком к формированию “спортивной линии” послужили прогулки в горы, для чего покупали дешевые готовые костюмы. Дорогой, хорошо сшитый, соответствующий этикету городской костюм был неудобен на лоне природы. Тогдашний готовый костюм редко приходился впору. Пиджак свободно висел на плечах – это и положило начало спортивной линии. Каждый подбирал к готовому костюму что-нибудь оригинальное и запоминающееся: длинный шарф, джемпер с высоким воротом, стильные сапожки со шнуровкой, необычную шапочку.

Многие появившиеся в конце прошлого столетия спортивные куртки и головные уборы носят имя их создателя или человека, первым надевшего его. Так, известна охотничья куртка норфолкского герцога, ставшая вместе с брюками три четверти одеждой для езды на велосипеде и для путешествий. Известна также “боулер” – жесткая шляпа, созданная модистом Уильямом Боулером, и ее вариант – шляпа-дерби с черной лентой, которую граф Дерби надевал на скачках на ипподроме.

Часто элементы одежды заимствовали у того народа, где развивался тот или иной вид спорта. Так, в лыжном спорте взяли за образец анорак эскимосов, в борьбе дзюдо – плотно опоясанное самурайское кимоно, альпинисты стали носить короткие кожаные брюки и тирольскую шляпу. Костюм участников традиционных состязаний по гребле, проводимых английскими университетами, послужили прообразом морского стиля.

Спорт оказал глубокое влияние и на женскую одежду, упростив ее. Женщина, как и прежде, стремилась выглядеть женственно, но в то же время постепенно стала носить те же джемперы, шарфы, пиджаки, длинные и короткие юбки, что и занимающиеся спортом мужчины, хотя сама еще активно не включилась в спортивную жизнь.

Совместные прогулки на велосипедах, игра в теннис, походы в горы, катание на коньках – все это требовало соответствующей одежды. Велосипедный спорт дал право женщинам уже в начале нынешнего столетия носить укороченные до колен юбки. Появилось теннисное платье с заложенной в складки юбкой, костюмы для игры в крокет, гольф и кегли.

Учащиеся прогрессивно настроенных женских колледжей стали играть в хоккей в джемперах машинной вязки. С тех пор эта теплая одежда с высоким воротом стала составной частью спортивной одежды и одежды для загородных поездок. Женщины переняли у мужчин также кожаные куртки и блузоны.

С развитием моторного спорта, то есть с появлением автомобиля, встал вопрос верхней теплой одежды. В начале нынешнего века специальные шапочки и плотно застегивающиеся пальто и накидки позволяли даже светской даме ездить на автомобиле со скоростью 15 миль в час, без опасения замерзнуть. Позднее эти пальто стали модной одеждой для плохой погоды.

С развитием летного дела стали уделять внимание и весу одежды. Когда, например, виконтесса де Сибур в 1929 году совершила на своем самолете кругосветное путешествие, газеты подробнейше описывали легкий вес ее одежды.

Одновременно с появлением лыжного костюма возникла и так называемая одежда “апре-ски” – удобные брюки и блузки, вышитые вязаные кофты, шали и теплые чулки, которые надевали после активного занятия спортом в помещении во время еды или отдыха возле камина. Классический вид спортивного костюма, то есть то, что берется за образец при создании современных спортивных моделей, сформировался к 20-30-м годам XX века.

В настоящее время мы используем классическую спортивную одежду при создании новых моделей самого разного назначения.

В 60-е годы популярность завоевали блейзер и матросский стиль. Доминировала форменная одежда, широко использовали металлические пуговицы, гербы, канты, полоски. Преобладал белый, но в дальнейшем появились и другие цвета. На одежде красовались эмблемы клубов, цифры и монограммы, рубашки украшали рисунки, блузоны – цветные вставки. Все это выглядело чрезвычайно декоративно. Появились всевозможные спортивные рубашки, как, например, майки, футболки, рубашки “поло”.

Затем вошла в моду классическая самурайская одежда. В 70-е годы талантливые японские модельеры продемонстрировали в Париже национальные покрои и цвета. Широкую популярность завоевали стиль дзюдо с характерным жакетом покроя кимоно, а также японское кимоно с кушаком и вязаные кофты с запахом.

 Заимствования из спортивной одежды всячески обоснованы. В первую очередь потому, что мы постоянно нуждаемся в удобной и практичной одежде. Нам хочется везде чувствовать себя свободно и непринужденно – в городе и на лоне природы, на даче и пляже. Спортивный костюм, бывший когда-то достоянием спортсменов, наложил отпечаток на всю нашу одежду.

Стиль “casual”

В моде прослеживается новый этап в интерпретации темы комфорта, отмечается повышенный интерес к функциональной, удобной одежде и индивидуализация восприятия моды. Современный человек не признает диктатуры, но придает большое значение чистоте линий, которые усиливают эстетические качества здорового тела. Идет возврат к элегантности.

Генеральное направление современной минималистской, особенно мужской моды, — стиль “casual” (рис. 17, 18). Его девиз – комфорт и небрежная элегантность. У его истоков – скандинавские мотивы, мода шотландских помещиков. В современном стиле casual спортивная тенденция смешалась с американским классическим стилем. “Сasualday “ — пятница, когда в преддверии выходных обитатели американских офисов расстаются со своими белыми воротничками и являются на работу в более демократичной одежде — джинсах, пуловерах, цветных рубашках. Теперь в этой одежде предлагают ходить всю неделю.

Дизайнеры поняли, что свитеры теплы и удобны и перенесли старую одежду для пикников в повседневный деловой гардероб. “Классический ” по покрою костюм может дополнять вязаная “рыбацкая” шапочка и вязаный шерстяной шарф. Обычным является прием дополнения традиционного костюма – двойки шерстяным или хлопчатобумажным вязаным джемпером, заменяющим рубашку.

Стиль сasual – это мягкие формы с акцентом на многослойность. Он отдает предпочтение кашемиру, тонкому трикотажу, твиду в елочку в серых, коричневых и черных тонах, вельвету и велюру. Характерны сложные многоцветные клетки и эффекты букле.

В основе построения ансамблей – контраст, парадокс, сочетание несочетаемого (например, кружевные чулки и грубая шерсть; толстые колготки и еле заметные босоножки).

В рамках этого стиля прекрасно уживаются элементы как мужской, так и женской одежды. Грубоватый твидовый вязаный жакет комбинируется с воздушной кружевной юбкой, утепленная спортивная куртка из синтетики соединяется в ансамбле с набивными брюками из креп-жоржета.

“Сasual” в переводе с английского — случайный, непроизвольный, небрежный, но в одежде этого стиля нет ничего случайного. Наоборот, каждая мелочь продумана, каждая “небрежная” деталь выверена, чтобы полнее создать желаемый образ современного человека: мобильного, сдержанного, серьезного, но позволяющего себе некоторые вольности. В связи с этим цитируют Оскара Уайльда: “Мои потребности просты до предела: я всегда довольствуюсь самым лучшим”.

 

Стиль “унисекс”

Одним из основных направлений “минимализма” является “унисекс”(рис. 19). Это важнейшая тенденция мировой моды- одежда, духи одинаковые для мужчин и женщин.

 “Унисекс” – это результат социальной революции 1968 г., студенческой борьбы во Франции и движения хиппи. В 90-х годах им всерьез занялась индустрия моды. Идеи унисекса быстрее всего победили в области ароматов. Свежие невесомые озоновые ароматы, одинаково подходящие и мужчинам и женщинам, быстро вытеснили с прилавков и страниц модных журналов фаворитов прошлых лет – тяжелые восточные запахи.

Ни один модный стиль не вызывает таких споров, как “унисекс”, поскольку исторические и социальные причины этого явления связаны с проблемой равенства полов.

Противники унисекса утверждают, что это движение в сторону уравниловки и что в будущем возможно наступление эры бесполого “среднего человека”, у которого средний пол – это не только одежда, это сознание.

Сторонники “унисекса” оправдывают его тем, что это удобно и практично. Они считают, что на уровне человеческой личности проблема “унисекса” сводится не столько к уравниванию, столько к обретению большей самодостаточности. Человек получает возможность отличаться от соседа не столько по первичным половым признакам, сколько по некоторым иным, возможно более существенным. И нет никакой социальной или эротической опасности. Женщина в брюках продолжает нравиться мужчине так же, как мужчина с длинными волосами продолжает нравиться женщине.

При этом все сходятся на том, что пока женщины получили от “унисекса” гораздо больше, чем мужчины. Женская одежда испытала сильное влияние мужской. В женском гардеробе появились рубашки, галстуки, брюки, пиджаки, шляпы, ботинки на низком каблуке. Стилю “унисекс” в женской одежде пророчат огромное будущее, так как женщины много работают и хотят носить удобную одежду. Например, певица Лайма Вайкуле считает, что все лучшее дизайнеры делают для мужчин: “Обожаю мужские костюмы. Я не хочу никого соблазнять телом. Я хочу, чтобы люди смотрели мне в глаза, а не на глубокое декольте. Поэтому я и не люблю женственные наряды – они, на мой взгляд, немного вульгарны”.

Современная женщина в реальной жизни может позволить себе огромный диапазон ролей и образов, выбирая из обширного ассортимента одежды, материалов и цветовых решений. В этом смысле мужчины действительно обделены.

Если судить по все возрастающему количеству фотографий, фильмов и разнообразных телепередач, где мужчины переодеваются и перевоплощаются в женщин, на наших глазах начинается новый этап борьбы за равенство полов. Параллельно тенденции проникновения элементов мужского костюма в женский возникла противоположная, пока очень авангардная тенденция – мужская одежда моделируется по женским канонам.

 

Стиль “military”

Заметная тенденция в моде–“military-style”. Военная форма, как никакая другая одежда, насыщена психологической, культурной, сексуальной символикой. Она вызывает учащенное биение женского сердца, а мужчина чувствует себя в ней увереннее и смелее.

Впервые ввел униформу в XVII веке шведский король Густав Адольф. Поскольку суть униформы в том, что все ее детали строго регламентированы, то цвет, покрой, количество пуговиц, знаки отличий и украшения – все в ней стало подлежать строжайшему учету.

Идея использования армейских мотивов в одежде гражданских лиц активно стала развиваться уже в начале ХХ столетия. Историки моды утверждают, что такая "милитаризация" обычно является откликом на конкретные исторические события. Так, после первой мировой войны в формах женских жакетов стало очевидным влияние офицерских мундиров, а в одежде начала 50-х годов отчетливо проступили "следы" второй мировой. Это объяснялось также тем, что в тяжелую послевоенную эпоху женская одежда часто перешивалась из мужской. Из морских бушлатов шили пальто.из гимнастерок и кителей – пиджаки. В моду вошли костюмы с большими накладными карманами, клапанами, отлетными кокетками и широкими поясами.

В 70-е годы толчком к утверждению стиля military стало окончание войны во Вьетнаме. Именно тогда в неформальных кругах молодежи в моду вошли камуфляжные куртки и брюки, жилеты и ботинки. До сих пор особой популярностью пользуются ботинки из грубой кожи "Combat" и "Jungle" – шнурованные, с высоким голенищем, на высокой рифленой подошве. Они практически не пропускают воду и имеют крошечные дренажные дырочки на каблуках. Тогда же стали популярны и "рубашки пилотов" – с глубокой складкой сзади, погонами и накладными карманами на пуговице спереди, преимущественно серо-зеленых тонов.

В демократичном мире моды конца 90-х армейские формы и детали стали кодом независимого и самодостаточного стиля. Униформа – это способ заявить о готовности постоять за себя в нелегких жизненных условиях.

Появление “military-style” в начале 90-х годов – реакция модельеров на события в Персидском заливе – ознаменовалось увлечением военно-морской тематикой. Два ряда золотых пуговиц, сочетание синего и черного с белым, якоря и полоски – все это вызывало прилив бодрости и стойкого оптимизма.

В конце века стиль “military” стал менее нарядным, он навеян мотивами скромных костюмов рядовых сухопутных и воздушно-десантных войск. Синий и белый цвета сменились черным, грязновато-коричневым, серым и цветом хаки. Камуфляжный рисунок появился на шляпах, платьях, топах. Наступили армейские будни: строгие силуэты и минимум деталей. Глухие воротнички, погоны и широкие накладные карманы, застегивающиеся небольшой пуговицей, двубортные пальто-шинели.

Время локальных войн, вооруженных конфликтов с сомнительной подоплекой и без громких побед заставляет модельеров искать источники вдохновения в образах диктаторов. На подиум вышли китель Мао, мундир Сталина, курточка Ф. Кастро. Особое место занимает френч, названный по имени английского фельдмаршала Дж. Френча, командовавшего английской армией в начале первой мировой войны. Он представляет собой простую куртку военного образца приталенного силуэта с четырьмя накладными карманами и хлястиком. В 20-х годах в России френчи были любимым видом мужской одежды. В коллекциях молодых дизайнеров полувоенный френч приобрел самую различную фактуру: от блестящей 100-процентной синтетики до грубой шинельной ткани.

В массе погонов, накладных карманов и прочих военных атрибутов стиля “military” особое ударение делается на строгую функциональность. Это попытка пойти дальше легковесных сезонных поветрий и найти язык, говорящий о самозащищенности и самоуверенности.

Стиль “сафари”

На стыке спортивного, военизированного, колониального стилей и экологических мотивов существует стиль “сафари”. Это слово (с ударением на втором слоге – в английском варианте, на последнем во французском) многим запомнилось по произведениям Э. Хемингуэя. В переводе оно означает африканскую охоту на львов, слонов. Но в середине 70-х годов слово “сафари” появилось на этикетках модных изделий, отличая определенную разновидность одежды, которую мы привыкли называть спортивной: рациональную, относительно строгую, но свободную, чаще всего из недорогих тканей цвета хаки.

Первым название “сафари” получили легкие женские и мужские костюмы из светлых хлопчатобумажных тканей. На довольно свободных куртках попарно располагались накладные карманы на груди и ниже линии талии. Рукава чаще всего заканчивались притачными манжетами. Как всегда в современной моде, понравившиеся детали стали применять повсюду.

Стиль “сафари” – это свободные прямые силуэты, четкая линия плеч, простой покрой, мягкие ткани. Характерны спортивные детали: погоны, шлевки, накладные карманы с клапанам и складками (так называемые карманы-портфель). под кокеткой – петля, чтобы вещь можно было вешать на крючок, поверх застежки-“молния” – планка, чтобы не задувал ветер, на рукавах – навесные петли и пуговицы, расположенные выше локтя, чтобы удерживать закатанные рукава, на груди выше кармана – “газыри” (планка, простроченная в нескольких местах поперек), чтобы воткнуть авторучку или карандаш. Съемные кокетки на пуговицах, широкие паты рукавов, хлястики, кулисы, погоны.

Чаще всего используются хлопчатобумажные материалы с добавлением химического волокна, чтобы легче было стирать и гладить. Структуры как плотные, так и значительно разреженные. Ткани с медноаммиачными волокнами (например, поплин, саржа) обладают шелковым блеском и прекрасно драпируются. Изготовленные из натурального сырья – древесины или хлопка – они так же хорошо впитывают влагу и пропускают воздух, как материалы из натуральных волокон, и имеют такой же приятный гриф.

К одежде “сафари” прекрасно подходят “армейские” аксессуары: кепки с большими козырьками, толстые носки, кожаные ремни, вместительные сумки типа рюкзаков из грубоватого текстиля, плетеные кожаные сандалии и тяжелые ботинки на низком каблуке.

Цвета в такой одежде сложные. Их можно назвать цветами пустыни – очень светлый, как будто выгоревший, хаки, пыльный сероватый беж, белесый серый, желтоватые зеленый и серый, натуральный цвет неотбеленной пряжи. Неотъемлемая часть стиля “сафари” – цвет хаки.

 Слово “хаки” пришло к нам из английского языка, в который попало из хинди. В Индии же khaki означает “цвет пыли”.

Историки Индии периода английской колонизации возводят появление одежды этого цвета к 1846 г. Тогда лейтенант британской Восточно-Индийской компании Гарри Ламсден отказался идти в бой в своей заметной издалека ярко-красной форме и окрасил ее экстрактом местного растения мазари. Эта новая воинская форма цвета грязи дала лейтенанту столь очевидное преимущество, что большинство сослуживцев последовали его примеру. Впоследствии их назвали mudlarks, или “жаворонками грязи”. В конце Х1Х в. этот оттенок зеленого настолько прочно ассоциировался с британскими колониальными войсками, что события, приведшие к войне с бурами, получили название “политика цвета хаки”. Вскоре словом “хаки” стали обозначать любые военные действия.А дальше хаки превратился в стиль одежды. Впоследствии его выбрали для себя многие – от Тедди Рузвельта, носившего куртку “белого охотника” в стиле сафари, до военных корреспондентов.

Специалист по цвету психолог ЛитриЭйзман из Pantone считает, что новому взлету популярности цвета хаки в конце 90-х годов ХХ века индустрия Соединенных Штатов обязана самому богатому мужчине Америки – Биллу Гейтсу из Microsoft и его пристрастию к одежде цвета хаки. По “протекции” Гейтса этот оттенок зеленого был вновь возведен на пьедестал весной 1996 года, когда Карл Лагерфельд скомбинировал знаменитые пиджаки от Chanel с китайскими брюками цвета хаки.

Ткань выдержала все перипетии и осталась верна своему назначению: быть хамелеоном в одежде. С того самого момента, когда Гарри Ламсден перекрасил свою одежду в цвет грязи, цель осталась неизменной – слиться с цветом окружающей среды, быть незаметным, создать иллюзию исчезновения и не служить мишенью. К тому же одежда цвета хаки почти не пачкается; хаки прекрасно сочетается со всеми цветами, поэтому проблемы безвкусицы не возникает никогда.

Так, благодаря своей универсальности, одежда “сафари” давно превратилась в будничную городскую одежду. А теперь это не только очень стильная и даже многозначительная одежда для путешествий, но и деловая одежда, чего раньше не было.

Сегодня постмодернистская мода соединяет то, что по всем канонам хорошего вкуса соединять было не принято. В костюм “сафари” она ввела кружева и туфли на высоком каблуке, что достаточно смело для спортивно-охотничьей одежды.

“Гламурный минимализм”

“Гламурный минимализм”, появившийся в конце 90-х годов, произошел от стиля “нео диско”. Он, по мнению А.Васильева, станет главной тенденцией первых лет XXI века. Для него характерны удлиненный приталенный силуэт, напоминающий моду 1932-1933 годов, однотонные ткани сдержанных тонов. На первый взгляд силуэты очень просты, приемы конструирования достаточно ординарны, но зато более существенными стали детали в моделях одежды. Возможно применение идей супрематизма и асимметрии.

В “гламурном минимализме” аскетичная минималистская жесткость осмыслена по-новому путем использования струящихся, мягких тканей или богатого декора. Простота покроя, дающая свободу в подборе украшений и возможность самовыразиться в одежде, сочетается с изощренностью декора, включая аксессуары, бижутерию, фурнитуру.

Главный акцент делается на качество материалов, которые пуристским силуэтам придают впечатление роскоши, “гламура”. “Гламур” – слово староанглийское, в переводе означающее сверхъестественную элегантность. Стиль “гламур” – это голливудская сказка. В реальной жизни женщин, обладающих гламуром, очень мало Яркими примерами гламура были Марлен Дитрих и принцесса Диана.

В вечерней и летней моде некоторые детали из исторического максимализма проникают в гламурный минимализм: блестки тон в тон, аппликация бисером, вышивка, кружевные вставки. Блестки вошли в моду вместе с ностальгией по семидесятым годам. В 70-е это был способ расцветить спортивный стиль жизни. В конце 90-х это попытка смягчить строгость минимализма. Блестки могут быть не только на одежде, но и на волосах, глазах или губах.

Клубный стиль

 Современная молодежная мода – это прежде всего клубная мода, связанная с танцевальной культурой.

Клубная культура в настоящем понимании этого слова считается британским изобретением. Англия – законодатель мод и вкусов во всем, что касается соображений престижа и социальнойвыделенности. Одежда во все времена являлась наиболее понятным знаком клубной принадлежности.

Культовое значение в клубной одежде имеет черный цвет, это цвет клубной культуры последних двух веков. Черный – традиционно вечерний цвет и один из самых сексуальных. Он в большой степени связан с человеческим тщеславием и социальным имиджем, как цвет сelebrities. Если в XIX веке черный пользовался любовью солидных людей, посещавших деловые клубы, то в конце XX он стал атрибутом молодежной культуры. Повальное увлечение этим цветом началось в 70-е годы, когда в Англии появились панки, создавшие свое понимание черного цвета.

Для клубной моды актуальна одежда в спортивном стиле: свободные футболки и джинсы "на вырост", бейсболки, профессиональные кроссовки фирм “Nike”, “Reebok” и “Adidas”. Вернулась популярность одежды, крашеной вручную, разводами. Даже рекламные ролики модных в рэйверской среде спортивных фирм сделаны в стиле, привлекательном прежде всего для завсегдатаев танцевальных клубов.

Наряду со спортивной тематикой в молодежной танцевальной моде чрезвычайно популярны космические и компьютерные мотивы стиля Hi-Tech (сокращение от англ. hightechnologies – высокие технологии).

Использование пластика, винила и резины в одежде, обтягивающие костюмы и высокие сапоги, интерьеры в виде космических станций – все это связано с увлечением космической тематикой. Это одна из форм бегства от обыденности

Начало технологическому стилю в моде положил полет в космос Юрия Гагарина в 1961 году. Модными дополнениями становятся шлемы и очки, стилизованные в духе космической тематики. С космической эстетикой связаны имена таких известных кутюрье, как Андре Курреж (AndreCorreges), Пьер Карден (PierreCarden) и ПакоРаббан (PacoRabbane). Курреж создал “костюмы будущего” из блестящих, часто серебряных материалов, Пьер Карден – первую одежду из пластика, а ПакоРаббан – утопические костюмы из пластических и металлических частей.

Спортивный стиль

 

С космической тематикой связано и имя английского дизайнера Мэри Куант (MaryQuant). В конце 50-х – начале 60-х годов ее стиль приобрел суперпопулярность в Америке и Европе как символ бунтующего рок-н-рольного Лондона. Ее дизайнерские разработки опередили то, что делали Курреж и Пьер Карден в Париже. Вариант "девушки от MaryQuant "-это знаменитаяТвигги в водолазке с высоким горлом и мини-юбке, в сочетании с черными колготками и ботинками без каблуков. Именно в те годы родился культ болезненной хрупкости, который передался современной клубной тусовке. Тогда же началась "возрастная дискриминация", когда быть молодым значит быть стильным, когда молодость получает статус избранности.

Как и в 60-е, сейчас существует культ вечной молодости. По мере усиления кислотно-компьютерных тенденций в моде в модельном бизнесе резко снизился средний возраст манекенщиц.

Компьютерная мода стала еще одной гранью стиля Hi-Tech. Влияние на мир моды компьютерных технологий и, в частности, Internet, невозможно преувеличить. Компьютер ускоряет распространение и развитие модной тенденции, которая через Интернет идет быстрее, чем через печатные издания. На сегодняшний день в Интернете существуют сайты всех известных модельеров мира. Компьютерная графика позволяет создавать образы виртуальных манекенщиц и проводить виртуальные дефиле.

Интеграция компьютера и моды – заслуга англичан. Лондон – родина движения панков (они первыми пришли к мысли изменить структуру человеческого тела), компьютерной психоделии и асidhouses – полулегальных танцевальных клубов с компьютерной музыкой. Из гремучей смеси панков и кислотных клубов появились авангардные молодежные марки "Bodymap", "RedorDead" и "XulyBet". Благодаря им компьютерная трактовка человеческого тела попала на подиум и в индустрию моды. Начались эксперименты с макияжем, подражающим обработке лица в “Photoshop” и фактически разрушающим естественный человеческий облик. Выражение лиц манекенщиц, загримированных в стиле киберпанков, максимально приближено к безразличию компьютерной модели.

Влияние компьютерных технологий сильно сказалось на процессе производства одежды. Даже микросхемы электронной техники служат инспирациями для набивных рисунков на тканях. Существуют дизайнеры, которые полностью сосредоточены на разработке физических и химических характеристик тканей. Эти аспекты являются определяющими в их творчестве. Дом Оливье Лапидуса разработал куртку на солнечных батареях. Другие идеи дизайнера – использование голографических тканей или создание платьев из фиброволокна на основе фруктов и моркови. К числу более авангардных компьютерных технологов относятся ТодОлдэм, Морит и Франсуа Жирбои Оуэн Гастэр.

Ожидается, что стиль Hi-Tech, аккумулирующий в себе космический и компьютерный стили, связанный с привлечением в моду новых материалов и высоких технологий, ожидает в ближайшем будущем всплеск и качественный толчок. Будут завершены и представлены миру интереснейшие высокотехнологические разработки, (например, в области фиброволокна), которые в свою очередь повлекут создание принципиально новых моделей и, как следствие, – в обществе начнется формирование качественно нового подхода к одежде, который широко о себе заявит в первом десятилетии XXI века. Вообще авангардная мода считается наиболее перспективным и престижным направлением.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 894.