Значение философии Аристотеля для средневековой философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совершенно новые мировоззренческие горизонты открылись с приходом христианства; свет христианской веры радикальным образом трансформировал культурные установки Античности. В контексте христианского вероучения средневековыми мыслителями были усвоены и переосмыслены идеи Платона, Аристотеля и других философов. Бытие в целом предстало как сотворенное, спланированное по совершенному проекту Божественного разума, иерархически организованное. Средневековое мировосприятие созерцательно, символично, аллегорично.

Определяющую роль для становления средневекового европейского мышления сыграли две концептуальные линии: 1) наследие Аристотеля; 2) идущее через Блаженного Августина христианское осмысление Платона.

Влияние Аристотеля, ставшего известным Средневековью по своим логическим трудам, оформилось (примерно с XI в.) в особую концептуальную программу, которую позже стали называть схоластикой. Она представляла собой систематическое исследование (или рассуждение) высокоабстрактного характера. Прежде всего схоластика была нацелена на исследования в области богословия.

Сейчас слово «схоластика» служит синонимом бесплодного умствования. Однако не следует забывать о том, что на самом деле в своих истоках схоластика была рационалистическим, интеллектуальным предприятием. Она опиралась на собственные стандарты доказательного, достоверного познания. Ее задачей было максимальное расширение сферы несомненных знаний. Она опиралась как на истины Откровения, так и на логические положения.

В середине XII в. Сочинения Аристотеля были переведены на латинский язык. Его учение было признано в качестве философской основы Христиантсва.

Аристотелевское влияние европейская философия испытала только в средние века. К этому времени относится огромный интерес к мыслям и произведениям Аристотеля у многих представителей христианского богословия периода схоластики (наиболее известным среди них был Фома Аквинский). Но известен Аристотель средневековым философам был только со стороны теоретико-познавательной, прежде всего - логической. Именно на логике Аристотеля базируются все логические разработки средневековой философии, именно она сослужила огромную службу теологии ("Философия служанка богословия" - эта средневековая максима относится прежде всего к теории обоснования, доказательства, аргументации, тем логическим искусствам, которые применялись в целях защиты и подтверждения доводов схоластических богословов). Интересно отметить также, что Аристотель попал в средневековую европейскую философию через философскую традицию арабов (благодаря, напр., таким арабам-аристотеликам, как Ибн Сина и Ибн Рушд), которым он стал известен несколько ранее благодаря тому, что многие культурные центры античного мира оказались в их распоряжении в результате арабских завоеваний (напр., Александрия).

В период V-VIII была «Предсхоластическая философия», яркий представитель – Боэций (Рим, 480-524г.). Он переводил труды Аристотеля, Порфирия и Евклида. Написал тракт «О музыке», посвящённый музыкально-теоретическим учениям древних греков – от пифагорейцев и Аристотеля до Птолемея.

В период XIII была «Зрелая схоластика», яркий представитель – Фома Аквинский (Италия, 1225-1274г.). Основа составляла Аристотелизм (перипатетизм), пришедший на смену Платонизму. В большей степени Аквинский был теологом, чем философом, является создателем собственного учения (томизма), представляющего синтез идей Аристотеля и христианского вероучения.

В 70-х годах, XIII в. в Парижском университете сложилась конфликтная ситуация, вызванная распространением на философском факультете языческой философии Аристотеля и его Комментатора Аверроэса (Ибн-Рушда), также имевшего языческие взгляды, которые были впоследствии осуждены церковью, а книги Аверроэса сожжены. Говорили: «Аристотель объяснил природу, а Ибн-Рушд Аристотеля». Последователями Аверроэса были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский, взявшие курс на жёсткое разграничение сфер Философии и Теологии, что угрожало единству Веры и Разума, которое имело место со времён Августина.

Философия Сигера и Боэция, отказывается от всякой связи с теологией, предлагая законченную мировоззренческую картину, совпадающую с той, которая была предложена нехристианским мыслителями Аристотелем и Аверроэсом.

Фома же показал, что взгляды последователей Аверроэса не имеют ничего общего с учением Аристотеля, и что Аверроэс был не столько его комментатором, сколько «губителем перипатетической философии». Таким образом, Фома «реабилитирует» учение Аристотеля, скомпрометированное на глазах большинства теологов аверроистской интерпретацией.

Аверроэс (Араб, 1126-1198г.) – комментатор трудов Аристотеля. «Учение Аристотеля – есть высшая истина, поскольку его Разум – венец разума человеческого. Поэтому правильно будет сказано, что он был сотворён и дан нам божественным Проведением, чтобы мы знали Всё, что мы можем знать.»

Соглашается с Аристотелем в понимании Бога, как перводвигателя, но признаёт и платоновскую Эманацию, считая Бога конечной причиной бытия.

Маймонид – (Еврей, 1135-1204г.) – опирался на учение Аристотеля. Доказывал, что основные положения Торы полностью согласуются с философией Аристотеля, если к ним подходить аллегорически.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1579.