Основные положения философии даосизма. Дао и младенец. Дао и вода. Почему главная философская проблема Дао не в том, как оно выражается, а в том, как оно скрывается?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы даосизма, философии Лао-цзы В центре его доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте.

Дао –безмятежное, обладающее именем одного и того же происхождения, но с разными названиями. Глубочайшее Дао означает путь добродетели, нечто абстрактное и непостижимое. Это первопричина и исток всего сущего, за гранью нашей реальности.

Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Каждый человек должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Каким же образом можно достичь такого слияния?
Пути Дао присуща сила Де – создавать и воспитывать. Создавая, не обладать; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властителем.

 Именно через силу У-Вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — «недеяние», или созерцательнаяь пассивность, отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком.

Дао и младенец. Того, кто крепко держится за силу Де, сравнивают с новорожденным младенцем. Он целостен и гармоничен. Младенец оказывается образом совершенного мудреца, преисполненного жизненной силы. Его энергетическая эссенция (цзин) еще не устремляется вниз, потому совершенна. Младенец подобен самому Дао как источнику жизненности, поэтому он не знает усталости –и может пребывать в полной безопасности, ибо ему не страшна природа, средоточием всех сил которой он еще остается.

Дао и вода. Высшее благо подобно воде. Вода – благо, и пользу приносит всем существам. Она близка к дао-Пути, так как текуча, но обладает потенциальной мощью, капля за каплей разрушающей камень; следовать Дао – значит естественно и без сопротивления отдаться потоку реки жизни.

Сокрытость — таков способ бытия Дао. То, что обыкновенные люди считают сиянием дня, даосскому философу видится потемками; он ищет свет в непроницаемом мраке ночи. Духовный недуг общества заключается в желании ограничить значение слов.

Главная проблема философии Дао не в том, как выражается Дао, а в том, как оно скрывается. Ибо раскрытие Дао предстает его сокрытием. Вещи ценятся не за то, что они есть, а за то, что их нет. Слова дороги не за то, что их произносят, а за то, что их проглатывают. Но сфера открытости Дао растворяет все «формы выражения» в опыте абсолютной близости к реальности. Открытость — это не суждение о Ветре. Это сам Ветер, чистое событие, не скрытое анонимными закономерностями.

Даосский метод — есть именно сокрытие объективированного.


Методическое сомнение Р. Декарта.

Научная утопия Фр. Бэкона.

Фрэнсис Бэкон был проникнут мыслью о том, что развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. «Новая Атлантида», во главе которой Дом Соломона – некое сообщество, благороднейшее учреждение, посвящённое изучению творений Господа. Его цель – познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда всё не станет для него возможным. Ученые мудрецы из бенсалемского «Дома Соломона» не просто занимаются наукой, но и непосредственно участвуют в управлении обществом. Они не только планируют и организуют научные исследования и технические изобретения, но еще распоряжаются производством и ресурсами своей страны. Государство основывается на создании научно-промышленного комплекса:

1. мы воспроизводим жар солнца и других небесных светил, который подвергаем различным изменениям. Мы воспроизводим теплоту навоза, чрева животных, теплоту их крови и тела. Есть также приборы, порождающие теплоту одним движением.

2. мы производим артиллерийские орудия, военные машины; огонь, горящий в воде и неугасимый. Мы подражаем полету птиц, используем механизмы, основанные на вечном движении. Все это – результат работы домов Механики, где мы получаем более быстрое движение, чем полет пули.

3. Используем рудники (нижняя сфера) для всякого рода сгущения, замораживания и сохранения тел, а также для воссоздания природных рудников и получения новых металлов.

4. Есть высокие башни (верхняя сфера), а то, что находится посредине — средняя сферой. Эти башни служат для прокаливания на солнце, для охлаждения или для сохранения тел, равно как и для наблюдений над явлениями природы.

В государстве есть особые гимны для восхваления Господа и молитвы о содействии трудам и обращении их на цели благочестивые. Бэкон положил начало целому ряду научно-технических утопий в истории европейской культуры с их верой в силу науки и техники. При этом наука не противопоставляла себя христианской религии, а имела даже богословское обоснование.

Ф. Бэкон выдвинул программу Великого восстановления наук, которое должно дать человечеству могущество и власть над природой. Он считал необходимым создать метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты. В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия.

Методология Бэкона есть сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляется образу действий пчелы, перерабатывающей нектар, в отличие от муравья (плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты, и опыты светоносные, польза которых заметна не сразу, но которые в итоге дают максимальный результат

Дата: 2019-02-19, просмотров: 743.