Что такое культура для человека? Отношение к понятию культуры в философии З. Фрейда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

З.Фрейд (1856-1939) - австрийский психиатр и невропатолог, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Заслугой Фрейда является создание нового направления в медицине – психоанализа. Но значение фрейдовской концепции человека выходит за рамки медицины в сферу философии и культурологии.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ:

1. Концепцию Фрейда можно назвать натуралистической, потому что он видел источник культуры в естественно-биологической природе человека. З. Фрейд высказал гипотезу о существовании бессознательного как особого глубинного уровня человеческой психики, который отличается от сферы сознания и оказывает на неё мощное, порой скрытое воздействие.

2. Исходный пункт концепции Фрейда – гипотеза о трёхуровневом строении человеческой психики:

· ОНО (Бессознательное) – бессознательный уровень психической жизни. Это животные инстинкты, безотчётные влечения, первичные желания, унаследованные человеком от животных предков. Два основных инстинкта: Эрос – сексуальные влечения и Танатос - стремление к разрушению и смерти направленное вовне. Оно живёт по принципу удовольствия и наслаждения.

· Я (Сознание) – сфера осознанного, рационального в психической жизни человека. Я регулирует действия индивида, обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, приспосабливается к объективным условиям. Я живёт по принципу реальности.

· Сверх-Я – это запреты и нормы социокультурного характера (включает простые понятия «можно», «нельзя», «должен», а также более сложные социальные предписания и ценности, представляющие для человека моральный закон). Они усваиваются личностью бессознательно в процессе воспитания. «Сверх-Я» - это своеобразная проекция мира культуры в человеческую психику, которая тоже проявляется в форме бессознательного. Сверх-Я живёт по принципу совести и защищает общество. Именно Сверх-Я заставляет человека преодолевать инстинкты, и результатом становится появление культуры.

3. По Фрейду «Оно» - активно вмешиваются в нашу жизнь, а представление, что нашими поступками руководит наше «Я» - лишь иллюзия. Оно сильнее Я, т.к. в нем сосредоточена вся психическая энергия. Но человек в обществе может выжить, благодаря наличию системы норма и запретов, т.е. культуры. Жизнь Я очень трагична, т.к. именно на уровне сознания человек должен найти компромисс между ОНО и Сверх-Я.

Человеческое Я (сознание) может выбрать 3 формы (стратегии) поведения:

a) Удовлетворение Оно (принцип удовольствия, наслаждения). Судьба такого человека трагична. Человека, удовлетворяющего свои желания и инстинкты без учёта моральных норм и законов, определяющих жизнь в обществе, изолируют от общества.

b) Подавление Оно (по совести), по мнению Фрейда, приводит часто к психическим заболеваниям (неудовлетворенность – чувство несчастности – депрессия – и т.д.)

c) Сублимация - выработанная в процессе исторического развития способность человека переводить энергию животных инстинктов в разнообразные формы творчества, в различные виды деятельности на благо общества и культуры. З. Фрейд считал, что неудовлетворённые желания, накапливаясь, превращают психику человека в «кипящий котёл», поэтому они должны периодически «разряжаться» безопасным для общества способом. И культура предоставляет человеку возможность сублимировать энергию инстинктов. Спорт, наука, искусство, одухотворённая любовь и все виды человеческой деятельности – всё это, по мнению З. Фрейда, продукты сублимации первичных инстинктов.

4. Момент возникновения культуры – это момент, когда агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества. Культура возникла вместе с первым табу – запретом.

5. Развитие культуры ведёт к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворённости из-за подавления желаний. И чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее человек. По мнению З.Фрейда культура носит невротический характер. Особенно негативно Фрейд оценивает европейскую культуру - культуру христианскую с её очень жёсткими запретами (10 заповедей). Сублимацию З.Фрейд оценивал, как псевдореализацию человека.

ВЫВОД:

Концепция Фрейда оказала огромное влияние на развитие науки и общественной мысли ХХ века. Но в его теории не лишена недостатков (Фрейд биологизировал происхождение культуры и бессознательного, свел к минимуму роль сознания, лишив его свободы воли и т.д.). Основной и в то же время роковой проблемой человечества Фрейд считал установление целесообразного равновесия между бессознательными влечениями человека и моральными требованиями культуры, между психической организацией личности и социальной организацией общества. По его мнению, у каждого человека сталкиваются два стремления - к собственному счастью и к единению людей; точно так же враждуют процессы индивидуального и культурного развития.

Однако вклад в развитие представлений о культуре З. Фрейда трудно переоценить. З. Фрейд - основоположник метода психоанализа, организатор психоаналитической помощи в США и Европе.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 340.