Идея Прогресса в классической философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос о прогрессе — ϶ᴛᴏ не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане — и всего мирового бытия.

Процесс развития (прогресса) предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития.

Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями. Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальных систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов.

Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам. Стали ли люди физически и духовно более здоровы? Что принесла современная техника – этот «идол» человечества?

Прогресс в его чисто логическом смысле есть лишь, исключительно, абстракция. Развитие искусства ϶ᴛᴏ особенно хорошо доказывает. Сравните известные произведения «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гете и «Евгений Онегин» Пушкина. Разве можно сказать, какое из них является более гениальным и художественным произведением? Нет, ведь каждое по своем гениально.

В науке иначе — явное преимущество на стороне более современного автора: он или резко ограничил значимость ϲʙᴏего предшественника, или отверг его теорию как ошибочную. Но Пушкин не отверг ничего в Шекспире. Время только усиливает мощь художественного шедевра прошлого этим и различается прогресс в разных сферах.

_______________________________________________________________________

Что же сейчас имеют в виду, когда говорят о прогрессе и его издержках? Что вообще такое прогресс? По смыслу — ϶ᴛᴏ развитие к лучшему. Но что такое — ϶ᴛᴏ лучшее и как же может развитие к лучшему принести плохое?

Здесь можно привести пример с природой. Нарушение экологического равновесия, чудовищное загрязне­ние окружающей среды, накопление термоядерных, химических, биологических средств массового истребления — ϶ᴛᴏ «подарок» ученых. Это прогресс с точки зрения технологий, но это регресс бытия человеческого.

Не задаваться и не пытаться ответь на вопрос об идеи прогресса нельзя, ведь стоит отметить, что, оставив его без ответа — ϶ᴛᴏ значит стать спиной к самым основным вопросам сознательной жизни, после которых уже не о чем спрашивать.

Понятие души по диалогу Платона «Федон».

Основные философские положения санкхьи (Пуруша, Пракрити, теория трех гун).

Понятие бытия у Платона.

Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми оттенками.

Платон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей.

Подобно элеатам, он характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувствам. Однако бытие у Платона множественно; но эти многие — не физические атомы, а умопостигаемые нематериальные идеи. Платон называет их τὸ ὄντως ὄν (οὐσία) — истинно сущее. Бестелесные идеи Платон называет «сущностями», поскольку сущность — это то, что существует (οὐσία образована от глагола «быть» — εἶναι). Бытию противостоит становление — чувственный мир преходящих вещей. «Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия («Государство» VI, 518с). Утверждая, что небытие ни выразить, ни мыслить невозможно («Софист» 238с), Платон, однако, признает, что небытие существует. В противном случае, говорит он, было бы непонятно, как возможны заблуждение и ложь — «ведь ложное мнение — это мнение о несуществующем» (там же, 240с). Более того: критикуя элеатов, Платон в поздних диалогах подчёркивает, что если принять бытие за единое, самотождественное, неизменное, то познание окажется невозможным, так как оно предполагает отношение между познающим и познаваемым: «Если познавать значит как-то действовать, то предмету познания, напротив, необходимо страдать. Таким образом, бытие… познаваемое познанием, насколько познается, настолько же находится в движении в силу своего страдания» (там же, 248с).

Понятие материи у Декарта.

Материя - понятие древнегреческой, затем всей европейской философии. Играет важную роль в онтологии, натурфилософии, теории познания. Имеется во многих, но не во всех системах европейской философии.

СУБСТАНЦИЯ ПРОТЯЖЕННАЯ (лат. res extensa-протяженная вещь) – одно из центральных понятий философии Р.Декарта и метафизики Нового времени. Декарт использует понятие для определения сущности материи.

Согласно Декарту, материя – субстанция, так как она может существовать самостоятельно, т.е. независимо от восприятия ее конечными духами (но не независимо от бесконечного духа, постоянно поддерживающего ее существование). Протяжение составляет сущностное свойство материи, или ее атрибут. Нет и не может быть непротяженной материи.

Протяжение – единственное, что отчетливо мыслится в понятии материи. В частности, поэтому Декарт полагает, что материи вообще не присущи никакие другие качества, кроме протяжения и его модификаций. Все остальное многообразие свойств, обычно приписываемых протяженной субстанции (тяжесть, цвета, запахи и т.п.), в действительности существует только в качестве идей мыслящего существа, возникающих в результате телесных воздействий на него. Даже такое традиционное «первичное качество», как плотность (непроницаемость), Декарт пытается свести к протяжению, давая ему геометрическую интерпретацию «внеположности». Протяженная субстанция недоступна непосредственному восприятию. Все, что осознается нами непосредственно, – это наши идеи, т.е. модификации мыслящей субстанции. Более того, мы можем представить, что материи не существует. Поэтому требуется специальное доказательство реальности протяженной субстанции. Доказательство, выдвигаемое Декартом, предполагает уверенность в собственном бытии, а также в существовании Бога и имеет следующую структуру:

1) мы верим в существование протяженных вещей,

2) эта вера не связана с очевидными ошибками способности суждения и имеет характер врожденной склонности, т.е. проистекает от Бога,

3) Бог – не обманщик, так как он всесовершенен,

 4) следовательно: вера в существование материи, т.е. протяженной субстанции, истинна, это означает, что субстанция действительно существует.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 322.