Процесс HRA включает следующие этапы:
- Постановка задачи. Определение типов действий оператора (человека), которые должны быть исследованы и оценены.
- Анализ задачи. Определение способов выполнения задачи и вспомогательных средств, необходимых для ее выполнения.
- Анализ ошибки оператора. Определение отказов, возникающих в процессе выполнения задачи, возможных ошибок оператора и способов их устранения.
- Представление. Определение того, как эти ошибки при выполнении задачи в сочетании с другими событиями, связанными с оборудованием, программным обеспечением и воздействующими факторами, могут быть использованы для расчета вероятности отказа системы в целом.
- Предварительная проверка. Определение ошибок или задач, требующих детальной количественной оценки.
- Количественная оценка. Определение вероятности ошибок оператора и отказов при выполнении задачи.
- Оценка воздействия. Определение значимости ошибок или задач, т.е. ошибок и задач, в большей степени влияющих на обеспечение надежности или приемлемого уровня риска.
- Сокращение ошибок. Определение способов сокращения количественных ошибок оператора.
- Документирование. Определение информации и деталей анализа HRA, которые должны быть зарегистрированы.
На практике процесс HRA чаще всего выполняют поэтапно, хотя иногда некоторые его части (например, анализ задач и идентификацию ошибок) проводят параллельно.
В.20.5 Выходные данные
Выходными данными метода являются:
- перечень ошибок, которые могут произойти, и методы их сокращения (предпочтительно через модернизацию системы);
- виды ошибок, причины и последствия типичных ошибок;
- качественная или количественная оценка риска рассмотренных ошибок.
В.20.6 Преимущества и недостатки
Преимуществами метода HRA являются следующие:
- Метод HRA обеспечивает формализованный способ исследования ошибок оператора при оценке риска для систем, в которых персонал играет важную роль.
- Формализованное исследование видов и ошибок оператора и способов позволяет уменьшить вероятность отказов, вызванных этими ошибками.
Недостатками метода являются следующие:
- Сложность и многообразие способов поведения операторов создает значительные трудности при определении простых видов отказа и оценки их вероятности.
- Невозможно описать многие действия операторов с помощью понятий "работоспособное" и "неработоспособное" состояние. Метод HRA трудно применить в ситуации с частичными отказами или отказами по причине принятых несоответствующих решений (см. пример на рисунке В.7).
"Рисунок В.7. Пример анализа влияния человеческого фактора"
В.21 Анализ "галстук-бабочка"
В.21.1 Краткий обзор
Анализ "галстук-бабочка" представляет собой схематический способ описания и анализа пути развития опасного события от причин до последствий. Данный метод сочетает исследование причин события с помощью дерева неисправностей и анализ последствий с помощью дерева событий. Однако основное внимание метода "галстук-бабочка" сфокусировано на барьерах между причинами и опасными событиями и опасными событиями и последствиями. Диаграммы "галстук-бабочка" могут быть построены на основе выявленных неисправностей и деревьев событий, но чаще их строят непосредственно в процессе проведения мозгового штурма.
В.21.2 Область применения
Анализ "галстук-бабочка" используют для исследования риска на основе демонстрации диапазона возможных причин и последствий. Метод следует применять в ситуации, когда сложно провести полный анализ дерева неисправностей или когда исследование в большей мере направлено на создание барьеров или средств управления для каждого пути отказа. Метод может быть полезен в ситуации, когда существуют точно установленные независимые пути, приводящие к отказу.
Анализ "галстук-бабочка" часто значительно более прост для понимания, чем анализ дерева событий или дерева неисправностей, и, следовательно, он может быть полезен для обмена информацией при использовании более сложных методов.
В.21.3 Входные данные
Входными данными метода является информация о причинах и последствиях опасных событий, риске, барьерах и средствах управления, которые могут их предотвратить, смягчить или стимулировать.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.