Теория агентских отношений. Моральный риск. Понятие морального риска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В рамках данной лекции мы будем рассматривать с вами ещё один вид оппортунистического поведения, которое возникает уже после заключения контракта и носит название морального риска. Под моральным риском мы будем с вами понимать недобросовестное поведение агента, которое обусловлено асимметрией информации между ним и принципалом и связанно с эндогенными переменными. Например, с усилиями самого агента в рамках реализации контракта и реализации тех или иных событий. Соответственно, задачей принципала в данном случае будет являться разработка таких условий стимулирования агента, которые заставят того совершать действия, отвечающие интересам принципала. С чем связана возможность возникновения морального риска? Во-первых, моральный риск возникает, естественно, тогда, когда между принципалом и агентом вообще имеет место общая база для сотрудничества. Когда потенциально обе стороны заинтересованы в заключении контракта. Во-вторых, для морального риска характерно различие в целях принципала и агента. Иными словами, если агент максимизирует собственную функцию полезности в рамках тех или иных взаимоотношений с принципалом, то для принципала это не всегда связано с максимизацией его функции полезности. Иными словами, между целями принципала и агента может быть иметь место конфликт того или иного объёма. Наконец, для возникновения морального риска важно условие затруднённости мониторинга. Иными словами, ситуация, в которой для проверки действий агента принципал должен затратить определённые усилия. Наконец, моральный риск возникает, как правило, тогда, когда имеет место ограниченная ответственность агента за свои действия. Рассмотрим в качестве примера взаимоотношения между собственником и менеджером в открытой корпорации. Отношение собственника, коим является акционер, и менеджера в открытой корпорации характеризуются несколькими условиями. Во-первых, имеет место практически полная отделённость собственности от контроля. Иными словами, собственник, или акционер, полностью делегирует соответствующие права менеджеру. Менеджмент в открытой корпорации полностью профессионализирован. Это означает, что между акционерами и менеджерами практически нет пересечений. Во-вторых, акционер полностью делегирует полномочия менеджеру по принятию решений относительно имеющейся у него собственности. Всё это открывает широкие возможности оппортунизма со стороны менеджеров. Давайте посмотрим на условия возникновения морального риска и мы увидим, что все они присутствуют в данном типе взаимоотношений. Во-первых, естественно, имеет место наличие общей базы для сотрудничества. Акционер, особенно мелкий акционер, может быть заинтересован в том, чтобы делегировать права на принятие решений и соответствующий контроль менеджеру. Во-вторых, между целями принципала и агента, в данном случае между целями акционера и менеджеров, могут иметь место конфликты. Так, менеджер заинтересован, прежде всего, в собственной зарплате и в бонусах, а в функцию полезности принципала, в данном случае акционера, входит, прежде всего, отдача от акций. Во-вторых, мониторинг за действиями менеджера со стороны акционера крайне затруднён и был бы связан для него с запретительно высокими издержками. И, наконец, естественно, имеет место ограниченная ответственность со стороны менеджера за свои действия, поскольку он не рискует собственным имуществом, а рискует только в тех рамках своих полномочий, который делегировал ему собственник-акционер. Каковы возможные проявления оппортунизма менеджеров? Можно перечислить несколько из них. Во-первых, это потребление на рабочем месте. Это проведение совещаний в приятных местах, поездки на дорогих машинах или оборудование офиса по последнему слову техники и мебели. Однако это не самый важный оппортунизм, который может возникать со стороны менеджеров. Безусловно, важным примером оппортунизма является потенциальное искажение или даже сокрытие важной информации, которая в будущем может повлиять на стоимость акций данной фирмы. Оппортунизмом является и участие со стороны менеджера в сделках, связанных с чрезмерными рисками, последствия которых будет, в случае неблагоприятного исхода, в полной мере нести акционер, и лишь ограниченно - сам менеджер. Возможным оппортунизмом со стороны менеджера является увод активов в иные фирмы, что напрямую бьёт по полезности акционеров. Оппортунизмом со стороны менеджера является и вхождения в долгосрочные и дорогостоящие проекты при немедленном расширении административного ресурса. Действительно, менеджер может быть заинтересован не только в своей заработной плате и дополнительных бонусах, но и в расширении своих властных полномочий, которые напрямую влияют на укреплении его позиций на рынке труда и сейчас, и в будущем. И именно из-за этого он может включаться в какие-либо долгосрочные, дорогостоящие проекты, связанные с расширениями своего административного ресурса, даже если напрямую не отвечает интересам фирмы. Наконец, с этим же может быть связан ещё один вид оппортунизма - это промедление с определённой технологической или структурной перестройкой компании, которая подразумевала бы, хотя и увеличения эффективности, снижение, при этом административных ресурсов и полномочий самого менеджера. Менеджер в данном случае будет не заинтересован в таких изменениях, и может блокировать их, пользуясь большей информацией и возможностью манипулирования этой информацией при переговорах с акционерами, для того чтобы сохранить за собой соответствующий административный ресурс. Каковы последствия морального риска, по крайней мере, в приведённом нами примере? Ну во-первых, может иметь место падение стоимости компании и, соответственно, падение акций этой компании. И в самых крайних случаях, это даже может приводить к банкротству компании или её поглощению более эффективными участниками рынка. Давайте рассмотрим ещё один пример. Пример возникновения морального риска на рынке страхования. Предположим, что мы рассматриваем взаимодействие между принципалом и агентом, которыми в данном случае являются страховая компания – это принципал, и автолюбитель – это агент. В чём заключается моральный риск? То есть, такой вид оппортунизма, который возникает со стороны агента после заключения контракта на аренду машины, агент может вести себя оппортунистически. Во-первых, он может позволять себе рискованное вождение автомобиля, которое может быть связанно с нанесением автомобилю определённого ущерба. Возможно агент три раза бы подумал о том, позволять бы себе такое поведение, если бы речь шла об его собственной автомашине. В случае, если у агента есть полная страховка, он может позволять себе такое рискованное вождение, не заботясь о последствиях, которые будут полностью находиться на стороне страховой компании. Кроме того, в ряде случаев агент автолюбитель может совершать и намеренные действия, которые приводят к возникновению страхового случая. Это тоже будет относиться к оппортунистическому поведению. Давайте ещё раз вернёмся к примеру об ограничениях прокатных агентств, которые они накладывают при аренде автомобиля. Если посмотреть на них более внимательно, мы увидим, что эти ограничения позволяют прокатным агентствам минимизировать риски оппортунистического поведения или, по крайней мере, уменьшать их во взаимоотношениях с потенциальными водителями, автолюбителями. К таким ограничениям относятся и ограничения на езду только по определённого типа дорогам, и ограничение по километражу, который может проделать автолюбитель на арендованной машине. И многим, многим другим ограничениям, которые ограничивают возможные виды действий со стороны автолюбителя, ограничивая, таким образом, их оппортунистическое поведение. 

Дата: 2019-02-18, просмотров: 573.