Теория агентских отношений. Неблагоприятный отбор. Сигналы. Модель Спенса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из механизмов борьбы с неблагоприятным отбором являются сигналы. Что такое сигналы? Сигналы – это способ борьбы с неблагоприятным отбором, который заключается в том, что информированная сторона (агент) предпринимает определённые действия с целью сообщить неинформированной стороне (принципалу) о наличии у себя определённых характеристик и таким образом предотвратить неблагоприятный отбор. Давайте рассмотрим, как работает сигнальный механизм, на примере рынка труда, рассмотрев модель Спенса. Майкл Спенс вместе с Джоржем Акерлоф получил Нобелевскую премию, и получили они её за анализ рынков с асимметричной информацией. Итак, предположим, что в рамках данной модели у нас имеются две группы потенциальных работников: это работники высокопроизводительные и работники низкопроизводительные, и мы знаем, какую долю в общей массе работников составляют и те, и другие. Перед тем как выйти на рынок труда, каждый индивид может получить высшее образование в определённом объёме. И это высшее образование является наблюдаемой величиной для потенциальных нанимателей. При этом получение высшего образования ,естественно, связано с издержками. Издержки, связанные с получением высшего образования, таковы, что они увеличиваются: чем в большем объёме вы получаете образование, тем дороже это для вас в терминах времени и затрат. И, кроме того, эти издержки растут увеличивающимися темпами. Кроме того, естественно предположить, что для высокопроизводительных агентов, для высокопроизводительных потенциальных работников, получение высшего образования связано с издержками меньшими, чем для низкопроизводительных работников. Дальше будем считать, что каждый индивид максимизирует функцию полезности. Эта функция полезности представляет собой заработную плату, которую данный индивид получает на рынке, за вычетом тех издержек, с которыми связано для него получение высшего образования в определённом размере. Будем также считать, что альтернативная полезность для агента на рынке, иными словами, полезность, которая связана с ситуацией, когда он не придёт работать к потенциальному работодателю, равна для него нолю. Будем считать, что рынок представлен двумя фирмами с одинаковыми технологиями производства, постоянной отдачей от масштаба, и единственным фактором производства в этих фирмах является труд. Фирмы конкурируют между собой по Бертрану. Иными словами, в рыночном равновесии в условиях симметричной информации они готовы заплатить каждому из потенциальных работников величину, характеризующую его предельный продукт труда. Тогда последовательность взаимодействия на таком рынке будет иметь примерно следующий вид. Прежде всего, потенциальные работники выбирают уровень образования, каждый принимает такое решение самостоятельно. Далее, фирмы наблюдают выбранный уровень образования каждого из потенциальных работников и предлагают каждому заработную плату. Заработная плата в данном случае будет зависеть исключительно от объёма полученного им образования. Заметим, что в рамках построенной нами модели мы предполагаем, что образование не влияет на продуктивность. В условиях асимметричной информации фирмам неизвестен тип каждого работника, но известен уровень полученного ими образования. Иными словами, когда потенциальный кандидат приходит устраиваться на работу, про него известно, что написано у него в дипломе: в дипломе написано количество лет полученного им образования. Однако, в дипломе или каким-то ещё иным образом не зафиксирована потенциальная производительность данного работника. Мы уже сказали о том, что работники выбирают между занятостью на фирме и альтернативной полезностью, – это происходит на следующем этапе. В результате, в случае занятости на фирме они выбирают, с какой фирмой заключить контракт. Вот каким образом выглядит последовательность взаимодействия в этой модели. В этой модели возможны различные равновесия, различные исходы игры. Во-первых, рассмотрим самый простой случай – случай симметричной информации. Предположим ненадолго, что информация в таком взаимодействии симметрична. Иными словами, потенциальные работодатели имеют полное представление о типе потенциального работника. Это означает, – поскольку фирмы, как мы уже говорили, конкурируют по Бертрану, – они предложат каждому из потенциальных работников заработную плату, полностью соответствующую его продуктивности и равную предельному продукту труда. Рассмотрим теперь более реальную ситуацию, ситуацию асимметричной информации, в которой, как мы уже сказали, потенциальный работодатель не имеет представления об уровне производительности каждого конкретного работника и наблюдает исключительно уровень образования, полученного каждым из них. Какие равновесия возможны в такой ситуации? Во-первых, в такой ситуации возможно множество так называемых разделяющих равновесий. Под разделяющими равновесиями мы будем понимать такие равновесия, в которых работники каждого типа будут выбирать свой уровень образования. Иными словами, по работнику в данном равновесии, по тому уровню образования, которое он получил, можно будет сделать вывод о его производительности. Равновесия, возникающие в подобного рода взаимодействиях, во многом определяются тем, каким образом потенциальный работодатель интерпретирует информацию о наличии образования определённого уровня у работника. Иными словами, того, какие представления имеет принципал, обладающий меньшей информацией, о характеристиках агентов. Предположим, что потенциальный работодатель обладает следующими представлениями: он считает, что есть некий критический уровень образования, такой, что если образование конкретного кандидата на работу выше или равно этому уровню, – это высокопродуктивный работник, а если меньше этого уровня, то – низкопродуктивный работник. Если представления имеют такой вид, то возможен целый набор разделяющих равновесий, которые будут характеризоваться тем, что работники низкопродуктивные будут получать нулевой уровень образования, вообще не будут получать диплом о высшем образовании в том или ином объёме, а высокопродуктивные работники будут получать образование в этом минимальном объёме. В этом равновесии потенциальные работодатели будут предлагать два набора контрактов. Один вид контрактов, подразумевающий высокую заработную плату, будет предназначен для тех работников, которые продемонстрируют диплом о высшем образовании. Другой тип контрактов с низкой заработной платой будет предназначен для работников, которые не принесут диплом о высшем образовании. В разделяющем равновесии высокопродуктивные работники будут получать образование и, соответственно, получать контракт, подразумевающий высокую заработную плату, а работники низкопродуктивные примут решение вообще обойтись без высшего образования и довольствоваться низкой заработной платой. Равновесие такого типа, как мы уже сказали, будет называться разделяющим, поскольку в нём работники разного типа будут выбирать свой уровень образования. Связано это будет с тем, что для работников низкопродуктивных получить диплом о высшем образовании и, соответственно, получить не свой контракт будет связано с относительно высокими издержками, поскольку, как мы уже сказали, издержки получения высшего образования для них существенно выше, чем издержки получения высшего образования для высокопродуктивных работников. Высокопродуктивные работники, в свою очередь, будут заинтересованы в получении образования и высокой заработной платы, а не отказе от образования и довольствования низкой заработной платой. Однако, разделяющее равновесие – это не единственный вид равновесия, который может возникнуть в данном взаимодействии. Другой тип равновесия, который может возникнуть, – так называемое объединяющее равновесие. В рамках объединяющего равновесия работники каждого типа будут выбирать одинаковый уровень образования. В рамках каких представлений может возникнуть такое объединяющее равновесие? Предположим, что потенциальный наниматель рассуждает следующим образом: если у работников нет никакого высшего образования, считает работодатель, то такие работники очевидно низкопродуктивные, а вот если у работника есть диплом о высшем образовании, то будем считать, что потенциальный наниматель не может сделать никакого вывода о его потенциальной продуктивности и будет рассматривать его как среднего представителя рынка. 

Теория агентских отношений. Неблагоприятный отбор. Сигналы. Примеры.

Насколько реалистична такая модель, и можно ли её выводы применить к российскому рынку труда? Во-первых, давайте отметим ещё раз, что модель предполагает отсутствие влияния образования на производительность. Иными словами, образование в данном случае играет исключительно сигнальную функцию и не играет функцию изменения производительности в лучшую сторону. Спенс показывает, что даже в том случае, если образование связано исключительно с сигнальной функцией, у агентов могут возникнуть стимулы к получению образования в определённом объёме и к подаче такого сигнала. Возникает вопрос: почему работодатель должен верить такому сигналу, как диплом об образовании? Спенс подчёркивает, что ключевой предпосылкой, связанной с действенностью таких сигналов, является предпосылка о том, что получение высшего образования для работников низкопродуктивных связано с более высокими издержками в терминах потери времени и усилий, чем для высокопродуктивных. Для высокопродуктивных, в свою очередь, образование получить значительно проще. И именно поэтому в разделяющих равновесиях только высокопродуктивные работники принимают решение о получении высшего образования. Почему же, возникает резонный вопрос, работодатели предпочитают работников с высшим образованием даже в тех ситуациях, когда образование непроизводительно? Действительно, как показывает модель, это связано с тем, что таким образом работодатели считывают те сигналы, которые посылают им высокопродуктивные работники, и делают на основании этих сигналов выводы о потенциальных качествах будущего работника. Какие равновесия возникают на реальных рынках – равновесия разделяющие или равновесия объединяющие? В разных странах в разные моменты времени можно говорить о том, что мы видим черты того или иного типов взаимодействия. Так, например, на российском рынке труда во многих отраслях мы сталкиваемся сейчас с ситуацией, которая может в рамках модели Спенса описываться как равновесие объединяющее. Действительно, абсолютное большинство выпускников средних школ принимает решение о получении высшего образования. Иными словами, в данном случае высшее образование перестаёт быть столь действенным сигналом о качествах и характеристиках работника, чем это было бы в случаях, когда образование получала только определённая доля выпускников школ. В случае, если получение определённого типа высшего образования связано с различными издержками, это образование может приводить к возникновению разных равновесий на рынке. Так, например, если мы говорим о дипломах о высшем заочном образовании, получение которых связано с минимальными издержками как для высокопродуктивных работников, так и для низкопродуктивных работников, очень часто приводит к формированию такого представления со стороны нанимателей, в котором сам диплом о высшем заочном образовании перестаёт быть действенным сигналом о качестве потенциальных работников. С другой стороны, диплом о высшем образовании хорошего вуза может быть более действенным сигналом, чем диплом о высшем образовании вуза, про который известно, что получение образования в нём связано с минимальными издержками. Сигналы возникают на совершенно различных рынках, далеко не только на рынках труда. Так, например, гарантии, рассмотренные нами применительно к рынку товаров, также представляют собой случаи работы сигнального механизма. Как мы уже говорили, продавец, предоставляя гарантию на свой товар, подаёт определённый сигнал о качестве и характеристиках этого товара. Действительно, если предполагать, что продавцы могут обладать товаром как высоко качества, так и низкого качества, то для продавцов товаров низкого качества предоставление гарантии будет связано с гораздо более высокими издержками, потому что вероятность наступления гарантийного случая будет очень и очень высока. С другой стороны, продавцы товаров высокого качества будут рассматривать гарантию как определённый дешёвый сигнал, потому что они будут уверены том, что гарантийный случай либо не наступит вообще, либо наступит с очень маленькой вероятностью. Соответственно, на таких рынках может возникнуть равновесие, в рамках которого продавцы высококачественного товара будут предоставлять гарантию, а продавцы товара низкого качества гарантию предоставлять не будут. В результате будет возникать разделяющее равновесие. Реклама на рынке товаров тоже может представлять собой пример действия сигнального механизма. Предположим, мы затратили определённые средства на рекламу нашего товара. Если товар низкого качества, то, поддавшись на нашу рекламу, кто-то может быть его и купит один раз, но зато не будет его покупать в дальнейшем, и, в результате, наши расходы на рекламу не окупятся. С другой стороны, если товар высокого качества, реклама заставит купить наш товар один раз, а затем возвращаться за ним в магазин ещё раз и ещё раз. В результате, при определённых издержках, связанных с рекламой, может возникнуть равновесие, характеризующееся разделяющим характером: те продавцы, которые предоставляют на рынок товар высокого качества, будут предоставлять рекламу, а те продавцы, которые выводят на рынок низкокачественный товар, рекламу предоставлять не будут. Возникнет разделяющее равновесие. С другой стороны, это не единственный тип равновесия, который который может возникнуть на этом рынке. Предположим, например, что реклама связана с очень низкими издержками и для продавцов высокого качества товара, и для продавцов товара низкого качества. Тогда возможно объединяющее равновесие, когда реклама идёт от продавцов товаров любого качества. Наконец, ещё одним примером сигналов на рынке может быть добровольное членство высших учебных заведений в профессиональных ассоциациях. Такие профессиональные ассоциации очень часто проводят добровольную аттестацию высших учебных заведений. В рамках такой добровольной аттестации эксперты из других учебных заведений данной ассоциации проверяют учебные программы, характеристики преподавателей и другие характеристики учебного заведения, связанные с качеством предоставляемого в этом учебном заведении образования. Членство в таких профессиональных ассоциациях очень часто добровольное. Это означает, что если учебное заведение принимает решение не вступать в ассоциацию, оно может продолжать набирать студентов, учить их и выдавать им дипломы. Однако сам факт членства в ассоциациях подобного типа может давать определённый сигнал для потенциальных абитуриентов, для работодателей, для рынка в целом. Связано это с тем, что высшее учебное заведение, принимая решение о вступлении в профессиональную ассоциацию, соответствующим действием подаёт сигнал о своих характеристиках, а факт прохождения аттестации добровольного характера может служить сигналом о таком качестве. 

Дата: 2019-02-18, просмотров: 733.