Психотерапия. Психогигиена и психопрофилактика. Психическая реабилитация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами, находящимся в кризисных ситуациях. Обычно такая психологическая помощь обозначается понятием «психотерапия». При широком толковании этого термина под данным видом психологического воздействия имеют ввиду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию). Психотерапия это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при психических, нервных и психосоматических заболеваниях. (Словарь практического психолога. Сост. Головин С.Ю.) Это совокупность разнообразных психических воздействий, направленных на устранение болезненных отклонений и на излечение. В общем, проведение психотерапии предполагает воздействие на психику, в том числе на отношение к самому себе, к своему состоянию, к другим людям, к окружению и жизни в целом.

Чаще всего психотерапия обращена к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань, с чем связаны тягостные переживания, нарушения социального поведения, изменения сознания и самосознания и пр. Изначально психотерапия была связана именно с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, но позже распространилась вообще на случаи психологического неблагополучия, в том числе в пределах нормы, - на внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушения общения и связанные со всем этим переживания.

Условно различаются: клиническая психотерапия, направленная преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики; ее методы – гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия; и личностная терапия (индивидуальная и групповая) – ставящая задачей содействие клиенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности.

Традиционно выделяют три основных подхода в психотерапии: психодинамический, поведенческий (бихевиоральный) и феноменологический (например, гештальттерапия). Выбор конкретной психотерапевтической методики зависит от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным относятся характер симптома (синдрома), этиопатогенез психических расстройств, индивидуально-психологические особенности пациента. Среди субъективных параметров важное значение придается индивидуально-психологическим особенностям психотерапевта, широте его знаний и навыков, ситуационным моментам (наличие времени, места)

Психогигиена – это совокупность медицинских и психологических знаний, необходимых для обеспечения, сохранения и поддержания психического здоровья. Она включает в себя возрастную психогигиену (особое значение имеет психогигиена детского и пожилого возрастов), психогигиену быта (эмоциональное самообладание, профилактика алкоголизма), психогигиену трудовой деятельности и обучения (создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, профилактика конфликтов, промышленная эстетика, психогигиена умственного труда), психогигиену семейной жизни (психологический климат семьи).

Психопрофилактика – это система мероприятий, направленных на снижение нервно-психической заболеваемости, на предупреждение возникновения психических заболеваний. Психопрофилактика включает в себя разработку и внедрение законодательных мер, направленных на охрану психического здоровья, улучшение производственных и бытовых условий жизни людей. Важным средством психопрофилактики является пропаганда психогигиенических знаний и здорового образа жизни, психологическое просвещение. В целях психопрофилактики важно выявлять начальные проявления психических заболеваний. Для этой цели в системе здравоохранения существуют психодиспансеры, которые занимаются учетом, выявлением и лечением заболеваний. В их деятельности участвуют и медицинские психологи.

Медицинские психологи участвуют также и в психологической и социальнойреабилитации больных. Длительное пребывание больных в стационаре приводит к появлению эффекта «госпитализма», проявляющемся в утрате социальных связей и профессиональных навыков. Реабилитация заключается в проведении комплекса медицинских, педагогических, профессиональных и психологических мероприятий, направленных на восстановление трудоспособности, личного и социального статуса людей, перенесших какое-то заболевание. Психотерапевтическое воздействие занимает в этом комплексе мероприятий важное место. Основная цель психотерапии на данном этапе – восстановление потерянной активности, способности к активной жизни, помощь больному в правильной оценке своих возможностей. Длительное пребывание в стационаре вызывает у больных выраженную астению, усиление болезненных симптомов, эмоциональную напряженность, чувство страха при переходе с постельного режима к активной жизни. У многих больных вследствие заболевания утрачивается возможность заниматься прежней деятельностью, возникает необходимость приспособиться к новой работе и быту. В результате возникает повышенная тревожность.

Поэтому основными задачами психотерапии на этапе реабилитации являются возрождение у больных оптимизма, веры в свои силы, готовности к активной жизни и позитивным контактам с окружающими.

В качестве профилактического и реабилитационного мероприятия может использоваться и санаторно-курортное лечение. Здесь психолог проводит сеансы релаксации, аутотренинга, психотерапии, основанной на использовании искусства (например, музыкотерапии, танцедвигательной терапии и т.п.)

Несмотря на актуальность профессиональной психологической работы в медицинской сфере, проблема конструктивного взаимодействия психологии и медицины в процессе повседневной врачебной практики остается все еще не до конца решенной и вызывает споры. Несмотря на признание многими врачами важнейшей роли психологии для медицины, формирование профессии медицинского психолога и психологической службы в системе здравоохранения происходит медленно.

Включение психолога непосредственно в лечебный процесс во многих клиниках не допускается. Медицинский психолог не имеет права назначать для коррекции отклонений в психической сфере пациентов психотропные препараты. Ему запрещается проведение психотерапии. И у нас в стране и за рубежом признано, что человек без медицинского образования не имеет права заниматься любым видом лечебной деятельности. Врачи часто недооценивают значение работы медицинских психологов в клинике и активно ее не принимают. Проявляется взаимное непонимание врачей и психологов. Заключения психологов строятся на использовании методов, несопоставимых по своей точности с диагностическими медицинскими исследованиями. Поэтому эти заключения кажутся врачам бездоказательными и субъективными.

Несмотря на существующие проблемы, остается актуальной задача создания психологической службы в системе здравоохранения. В 1990 г. в Министерстве здравоохранения рассматривался вопрос о становлении практической медицинской психологии. Сейчас большинство медицинских психологов работает в области психиатрии. Детские учреждения, амбулаторная сеть здравоохранения медицинскими психологами практически не обеспечена. Приоритетными сферами работы медицинских психологов были признаны:

- работа в области охраны материнства и детства;

- область экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, катастрофы);

- службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц;

- работа медицинских психологов в различных диспансерах (онкологических, психоневрологических и др.)

 


Лекция 7. Профессиональная деятельность психолога в сфере образования

План:

1. Организация работы практического психолога в образовании.

2. Работа психолога с учащимися.

3. Работа психолога с учителями.

4. Работа психолога с родителями.

5. Виды деятельности психолога в сфере образования.

6. Специфика работы психолога в дошкольном учреждении, в школе, техникуме, ПТУ, вузе.

 

7.1. Организация работы практического психолога в образовании.

К настоящему времени уже в целом разработана законодательная основа школьной психологической службы (с 1988 г. издано более 40 нормативных документов, касающихся деятельности практических психологов системы образования). Уже сформирована система подготовки и переподготовки специалистов данного профиля. Однако по-прежнему нет ясности в определении функций школьного психолога и круга решаемых им задач, с трудом выделяются собственно психологические вопросы в море школьных проблем.

Ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации школы. Школа с нарушенной системой взаимоотношений видит в школьном психологе помощника в борьбе с трудными учениками и трудными педагогами, ожидает от него карательных санкций. Она пугает им провинившихся. Естественно, что такие заказчики будут разочарованы, если психолог займет позицию защитника и опекуна.

Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи быстро поддаются соблазну самоутверждения. Они начинают проводить все педсоветы, выступать на родительских собраниях, проводить классные часы и уроки. Однако ни одному психологу не удастся заменить собой плохо работающий коллектив.

Вариантов ожиданий так много, что трудно их все перечислить. Но есть и некоторые объективные требования к статусу школьного психолога. Обычно среди них выделяются следующие.

- формирование адекватных ожиданий педколлектива, ознакомление его с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;

- диагностическое общение со всеми категориями учащихся и учителей, воспитанников и воспитателей, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, позицию партнерства и опору на положительное в личности;

- сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализа результатов деятельности.

В положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями. Практика показывает, что психолог не в состоянии помочь учащимся, если не наладит работу с другими участниками педагогического процесса.

К основным задачам службы практической психологии образования относятся:

- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;

- профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

У каждой школы есть свои задачи, которые зависят от типа образовательного учреждения, от преподавательского состава, от контингента учащихся, от уровня профессионализма коллектива, от традиций и т.п.

В общем виде содержание психологической службы школы определяется следующими задачами:

- психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в целях обеспечения индивидуального подхода;

- полноценное личностное развитие учащихся, успешная адаптация к школе;

- ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии.

Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются : диагностика, профилактика, коррекция и консультирование. Часто начинающие специалисты злоупотребляют первым направлением в ущерб остальным. Лучше изучить одного ребенка и помочь ему справиться с его проблемами, чем обследовать всех, сделать красивые графики и забыть о них. В каждой школе вариант школьной психологической службы должен быть свой, учитывающий задачи и особенности конкретной школы. Полезно, организуя службу, составить обобщенный список направлений деятельности психолога и попросить преподавателей и администрацию выделить то, в чем они больше всего нуждаются, а также сформулировать какие-то конкретные вопросы или задачи. Также задачи формулируются исходя из результатов диагностики.

 

Первичным звеном службы практической психологии в образовании являются службы учебных заведений. Количество сотрудников в такой службе определяется потребностями и возможностями учреждения, но не менее одной ставки, при количестве воспитанников (учащихся) более 500 – не менее 2 (3) ставок.

Практические психологи образования работают 24 часа в неделю. Они имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям.

По профессиональной линии следующий уровень организации службы – Районный центр службы практической психологии образования, который ведет методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной линии, обеспечивает оснащении рабочих мест психологов необходимыми материалами, проводит постоянно действующий семинар, консультации.

Районные центры подчиняются городскому (областному) центру, который несет ответственность за методическое и организационное обеспечение деятельности низовых звеньев. Он осуществляет диагностику и коррекцию особо трудных случаев, проводит разного рода тренинги для учителей, детей, родителей, психологов. Обычно центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечивающую низовые звенья необходимыми материалами, бюллетенями по обмену опытом и т.д. При таком центре может действовать Ассоциация детских практических психологов.

Высшим органом по профессиональной линии является региональный центр службы практической психологии, руководящий всей деятельностью психологической службы на территории определенного субъекта федерации. Центр разрабатывает квалификационные требования к кадрам и подразделениям службы, проводит работу по повышению квалификации, готовит для соответствующего Отдела управления образования материалы для лицензирования и аттестации специалистов и подразделений. Совместно с соответствующими подразделениями органов здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при региональном или городском центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего профиля.

По административной линии психологи образования подчиняются во-первых директору образовательного учреждения. Далее в управлениях образованием разного уровня (районных, городских, областных, региональных) создаются отделы службы практической психологии образования, в рамках которых функционируют научно-методические советы, включающие представителей всех заинтересованных организаций, фондов и т.п. Эти отделы службы практической психологии в образовании по представлению соответствующих центров могут проводить аттестацию детских практических психологов, работающих в образовании. Центральным органом управления психологической службой является отдел службы практической психологии образования Министерства образования РФ. Аналогичные отделы соответствующих государственных органов руководят работой службы на региональном уровне. Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии развития и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы низовых звеньев.

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.