Консультирование используется практически в любой сфере, в которой используются психологические знания. Оно включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование и консультирование руководителей и многое другое.
Основным средством консультирования является беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации психолог оказывает психологическую помощь посредством изменения или расширения точки зрения клиента на трудности, с которыми тот столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.
Цель психологического консультирования – помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, благополучно разрешить жизненные кризисы, повысить способность самостоятельно решать проблемы и принимать решения. За психологической помощью обращаются также и для решения проблем в межличностных отношениях, в частности, супружеских, сексуальных, в отношениях с детьми. Психологическая консультация может проводиться также по поводу производственных проблем, взаимоотношений людей в общественной жизни.
Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями, группами.
Групповое консультирование может проводиться с семьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании являются семейное консультирование, работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. В последнем случае психолог выступает посредником в переговорах конфликтующих сторон.
В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультации по телефону доверия обеспечивают оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Так порой клиенту легче обсуждать очень личные проблемы.
Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психотерапией. Возникшее в отечественной литературе различие этих терминов связано скорее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование или образование по специальности «клиническая психология». Это ограничение является во многом искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть психологическое воздействие. К тому же термин «психотерапия» является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами.
Основные различия между консультированием и психотерапией
Этот вопрос обсуждается начиная с 60-х годов, и до сих пор на него не существует единого общепринятого ответа.
Психотерапия и консультирование, в первую очередь, различаются по характеру воздействия.
Консультирование в основе своей опирается на психологическое просвещение клиента. Например, обеспокоенная мама обращается к консультанту с проблемой поведения ребенка. Задача консультанта - объяснить ей возможные причины нарушений поведения, способы преодоления этих нарушений. У психотерапевта, в принципе, задачи другие. Психотерапевт не дает советов и не работает с чужими запросами. Он работает с человеком, который к нему пришел, и перед собой в данном случае он видит обеспокоенную женщину, у которой есть определенные проблемы.
Это не означает, что психотерапевт не может временами повести себя как консультант. Если он считает, что от этого будет польза, он может поделиться своим мнением и своим опытом.
Можно сказать, что консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, а психотерапия – в основном на решение глубинных личностных проблем человека. Психотерапия направлена на личностные изменения и личностный рост (в большей или меньшей степени в зависимости от вида терапии). Ее целью является такая перестройка взглядов и ценностей, при которой проблемная ситуация перестает восприниматься как неразрешимая и переосмысливается клиентом. Однако на деле это часто приводит к тому, что проблемы разворачиваются одна за одной, и облегчение наступает очень нескоро.
С этим связано и третье различие консультирования и психотерапии - сроки проведения. Психотерапия может продолжаться месяцами и годами. Вам может понадобиться три сессии, а может тридцать три, и заранее предсказать это невозможно. Консультирование не предполагает таких масштабных действий. Оно в среднем занимает 5-6 встреч, но часто бывает достаточно и одной.
Также различия заключаются в перевесе роли рациональных факторов над эмоциональными в консультировании. Консультант работает с информацией, убеждениями. Психотерапевт в большей степени исследует и влияет на эмоции, также он троит с клиентом особого типа отношения – психотерапевтические, сильно эмоционально заряженные.
Также считается, что консультация нужна в проблемной ситуации, а терапия – в критической. Последняя в психологической литературе обычно определяется как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей. Критические жизненные ситуации описываются в понятиях стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.
Консультанты меньше учатся и требования по их сертификации значительно ниже. Психотерапевты проходят длительную подготовку, часто в рамках какой-то определенной психологической школы, прежде чем начинают заниматься практикой. Для консультанта достаточно общей психологической подготовки.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.