В этой главе мы рассмотрели пять раннехристианских источников, свидетельствующих об историчности Иисуса. Ни один из этих источников не относится к Новому Завету. Нашей целью было изучить не все тексты, в которых говорится об Иисусе, а лишь те, в которых, как утверждается, приведена историческая информация. Кроме того, мы ограничили исследование, остановившись на жизни Иисуса и исключив материал, связанный с происхождением раннего христианства. Из обзора изученного материала можно извлечь множество подробностей.
Жизнь Иисуса
Согласно древним христианским источникам, Иисус действительно жил на земле в рамках человеческой истории (Игнатий), родившись как человек («Послание Варнавы»). Он происходил из колена Иудина (Иустин), из рода Иессея (Иустин) и из потомков Давида (Игнатий). Иисус был рожден Марией (Игнатий), Девой (Игнатий, Иустин) в городе Вифлееме (Иустин). Сказано даже, что Вифлеем расположен примерно в восьми километрах от Иерусалима и что факт рождения Иисуса можно проверить по отчетам Квириния, первого прокуратора Иудеи (Иустин). Затем к Иисусу пришли аравийские волхвы, которые сначала побывали у Ирода (Иустин).
В этих источниках упоминается и проповедническое служение Иисуса: сказано, что Он был крещен Иоанном (Игнатий) и что Он избрал Апостолов («Послание Варнавы», Иустин). Также есть свидетельства о сотворенных Иисусом чудесах (Кодрат, «Послание Варнавы», Иустин). Здесь ясно отмечается, что чудеса заключались как в исцелении людей, так и в воскрешении умерших, и добавляется, что некоторые свидетели этих событий еще живы (Кодрат). Также говорится, что Пилат направил римским властям отчет, подтверждающий эти подробности (Иустин). Кроме того, сказано, что Иисус исполнил ветхозаветные пророчества, тем самым показав истинность Своего учения (Иустин).
Учение Иисуса
В этих источниках также отражены некоторые важные аспекты учения Иисуса. Сказано, что Он проповедовал Израилю – Своему возлюбленному народу («Послание Варнавы»). Он призывал евреев к покаянию, но они не сделали этого даже после Воскресения Иисуса – события, которое Он предсказал заранее (Иустин).
Суть учения Иисуса была изложена в благовестии, которое Он принял от Бога, а затем передал Своим Апостолам (Климент, «Послание Варнавы»). Утверждается, что Апостолы были полностью уверены в истинности учения, и что они, в свою очередь, проповедовали Царство Божье в различных городах и странах. Там, где звучала проповедь, создавались церкви и избирались их руководители, в частности епископы и дьяконы (Климент).
Смерть Иисуса
Вышеупомянутые раннехристианские авторы подчеркивают, что смерть Иисуса наступила при распятии (Игнатий, «Послание Варнавы», Иустин). Они стремились неразрывно связать этот факт с историей, указывая, например, что это событие произошло, когда Пон-тий Пилат был прокуратором, во время правления Ирода (Игнатий). Также приводятся подробности распятия: Иисус был пригвожден к кресту (Игнатий, Иустин), палачи поделили между собой Его одежду (Иустин). Иисус висел на кресте до вечера, после чего Его сняли и похоронили (Иустин). За это время друзья оставили Его и отреклись от Него (Иустин).
Воскресение Иисуса
Эти христианские авторы были столь же твердо убеждены в том, что Воскресение Иисуса – исторический факт (Климент, Игнатий, Иустин). Это событие произошло на третий день после распятия Иисуса, хотя иудеи утверждали, будто тело похитили ученики (Иустин).
Чтобы подтвердить Свое воскресение из мертвых, Иисус явился Петру и другим ученикам (Игнатий, Иустин). Во время этих встреч Иисус позволял и даже советовал ученикам прикоснуться к Его воскресшему телу, что они и сделали (Игнатий). Иисус также ел и пил со Своими последователями (Игнатий) и учил их, что в Нем исполнились ветхозаветные пророчества (Иустин). Затем Иисус вознесся на небеса (Иустин, ср. Кодрат).
Эти ранние христианские авторы утверждали: Воскресение Иисуса доказывало, что Евангелие, которое Он проповедовал, происходило от Бога (Климент). Воскресение было пробразом воскресения верующих и причиной, по которой ученики стали презирать смерть (Игнатий).
Выводы
Какую ценность представляют для реконструкции исторической жизни Иисуса эти ранние источники, не относящиеся к Новому Завету? Приводят ли христианские авторы какие-то особые свидетельства Его смерти и Воскресения? Отвечая на этот вопрос, можно отметить как позитивные, так и негативные факторы.
Рассматривая позитивные факторы, можно сказать, что представленные в этой главе христианские источники относятся к раннему периоду. Климент писал в конце первого века или, по крайней мере, примерно в то время, когда создавались некоторые более поздние новозаветные тексты. Семь книг Игнатия датируются приблизительно на пятнадцать-двадцать лет позже. Этим авторам также были доступны апостольские источники, о чем говорится и в их собственных трудах[547], и в других ранних свидетельствах[548].
Еще один позитивный фактор: некоторые из этих авторов были учеными или обладали лидерскими качествами. Климент и Игнатий были известными епископами ранней церкви[549], а Иустин был выдающимся философом[550]. Кроме того, во многих случаях эти авторы старательно приводят свидетельства, подкрепляющие их утверждения. Климент и Игнатий называют Воскресение основанием христианской истины. Кодрат обращается к свидетельству очевидцев, видевших чудеса Иисуса. Иустин приводит в качестве свидетельств чудеса и исполнившиеся пророчества.
Однако несмотря на ранние даты, ученость авторов и приведенные доказательства, использование нами этих источников сопряжено и с некоторыми недостатками. Прежде всего, очевидно, что эти сочинения черпают большую часть информации из Нового Завета, что подчеркивает Иустин[551]. Само по себе это, конечно, не является недостатком, так как мы неоднократно отмечали, что Новый Завет служит надежным историческим источником. Однако дело в том, что если они опираются на Новый Завет, то их не совсем можно назвать «не относящимися» к нему источниками, а цель данной книги состоит в том, чтобы найти свидетельства, относящиеся именно к этой последней категории.
Также следует помнить, что целью этих авторов было не критическое исследование истории как таковой, а описание происхождения христианства. Хотя этот честный и плодотворный подход помогает обнаружить исторические факты, дополнительные свидетельства придали бы его аргументам еще больше убедительности.
Такие дополнительные подтверждения отчасти можно найти в светских источниках, приведенных в Главе 9. Многие из них служат подтверждением приведенных здесь фактов, особенно относящихся к учению Иисуса и к распятию. Есть также параллели в описаниях Его жизни и Воскресения. Таким образом, мы видим дальнейшие подтверждения истории Иисуса. Как мы уже говорили, Он – один из наиболее часто упоминаемых персонажей античного мира.
Обзор и итоги
Изучив, что сказано о жизни Иисуса в древних источниках, появившихся до Нового Завета или не относящихся к нему, мы дадим теперь итоговую оценку этому материалу[552]. Прежде всего, мы обобщим все сведения о жизни, учении, смерти и Воскресении Иисуса, приведенные во второй части книги. Затем, подводя итоги, мы определим, насколько эти источники позволяют установить факты.
Краткий обзор источников
Из рассмотренных здесь источников, принадлежащих к упомянутым четырем категориям, можно почерпнуть много сведений о разных аспектах жизни Иисуса. Древние вероисповедания (а также факты, получившие подтверждение при использовании критических методов), археологические, нехристианские и не относящиеся к Новому Завету источники содержат довольно подробную информацию о деятельности Иисуса. В начале этой главы мы обобщим все свидетельства из этих четырех категорий, составив таким образом полное представление об имеющейся информации.
Жизнь Иисуса
Сообщается, что 1) Иисус стал человеком (вероисповедания: Флп.2:6 и сл.; 1 Ин.4:2; «Послание Варнавы») и 2) жил на земле, войдя в историю человечества (Игнатий). 3) Он происходил из колена Иуды (Иустин) и 4) из рода Иессея и Давида (вероисповедания: Деян.12:23, 2Тим.2:8; Иустин; Игнатий).
Археологические находки свидетельствуют о том, что до рождения Иисуса 5) римские власти объявили сбор податей, 6) и для этого требовалось, чтобы все вернулись в родные города. 7) Один из таких сборов, проводившихся примерно каждые четырнадцать лет, проходил, судя по всему, примерно в то время, когда родился Иисус.
8) Иисус родился от Марии (Игнатий), 9) которая была девой (Игнатий; Иустин), и 10) у Него был брат по имени Иаков (Флавий). 11) Иисус родился в городе Вифлеем, располагавшемся примерно в восьми километрах от Иерусалима, и, как утверждается, 12) факт Его рождения можно проверить по записям Квириния, который был первым прокуратором Иудеи (Иустин). 13) Затем к Иисусу пришли аравийские волхвы, которые до этого посетили Ирода (Иустин). 14) Кроме того, родным городом Иисуса был Назарет (вероисповедания: Деян.2:22, 4:10, 5:38).
Об общественном служении Иисуса известно следующее: 15) Его предшественником был Иоанн (вероисповедания: Деян.10:37, 3:24-25), 16) который крестил Его (Игнатий; ср. вероисповедание: Рим.10:9-10), а затем 17) Иисус избрал Апостолов («Послание Варнавы»; Иустин). Географически 18) служение Иисуса началось в Галилее и 19) распространилось по Иудее и всей Палестине (Тацит; Лукиан; «Акты Пилата»; вероисповедание: Деян.10:37).
20) Иисус был известен Своей мудростью, праведностью и высокой нравственностью (Флавий; Мара бар-Серапион). 21) Его служение и учение (вероисповедание: 1 Тим.3:16) 22) привлекли к Нему много последователей как из евреев, так и из язычников (Флавий; Талмуд; вероисповедание:1 Тим.3:16).
Утверждается, что 23) Иисус совершал чудеса (вероисповедания: Деян.2:22, 10:38; «Акты Пилата»; Кодрат; «Послание Варнавы»; Иустин). Сообщается, что 24) некоторые были исцелены, а другие воскрешены из мертвых, и 25) некоторые очевидцы этих событий все еще были живы (Кодрат). Также утверждается, что 26) Пилат направил римским властям отчет, в котором содержались эти подробности (Иустин). Кроме того, Иисус 27) исполнил ветхозаветные пророчества, тем самым подтверждая Свои учения (вероисповедания: Деян.2:25-31, 3:21-25, 4:11, 10:43, 13:27-37; Иустин; ср. Флавий), а также 28) Сам делал предсказания, которые впоследствии исполнились (Флегонт), 29) например, предсказание о Своем Воскресении (Иустин).
Личность Иисуса
Во многих изученных нами источниках говорится о личности Иисуса[553]. В современном богословии титулы Иисуса считаются чрезвычайно важными указаниями на то, Кем Он считал Себя, и Кем считала Его ранняя церковь. В этом отношении предшествовавшие Новому Завету вероисповедания играют решающую роль ввиду их ранней и авторитетной природы. Согласно этим исповеданиям, Иисус был Божеством. Сказано, 30) что по природе или естеству Он был равен Богу (вероисповедание: Флп.2:6). Он прямо называется 31) Господом (вероисповедания: 1Кор.11:23; Деян.2:36, 10:36; Рим.1:4, 10:9;Лк.24:34), Сыном Божьим (вероисповедания: Деян.13:33; Рим.1:3-4) и 33) Христом (вероисповедания: 1Кор.15:3; Деян.2:36, 38, 3:18, 20, 4:10, 10:36; Рим.1:4, 1Тим.6:13, 2Тим.2:8, 1 Пет.3:18, 1 Ин.4:2). Среди других Его титулов из традиций, вошедших в Книгу Деяний: 34) Спаситель (Деян.5:31, 13:23), 35), Святой и Праведный (Деян.3:14; ср. 2:27, 13:35) и 36) Начальник (Деян.5:31).
В секулярных источниках приводится схожая информация. 37) Иисусу поклонялись как Божеству (Плиний;
Лукиан), 38) некоторые считали Его Мессией (Флавий) и 39) называли «царем» (Мара бар-Серапион).
Об этом сообщают даже гностические источники. 40) Рассказывается, как однажды Иисус спросил учеников, Кем они считают Его («Евангелие от Фомы»). В гностических сочинениях даются разные ответы, и все сходятся в том, что 41) Он был Богом и человеком. В то время как Он был настоящим человеком из плоти и крови («Евангелие истины»; «Послание к Регину»), о чем свидетельствует (в контексте) титул «Сын человека» («Евангелие от Фомы»), Его также называли 42) Сыном Божьим («Послание к Регину», «Евангелие истины») и 43) «Всем» («Евангелие от Фомы»).
Учение Иисуса
Сказано, что 44) Иисус проповедовал и учил Израиль – Свой возлюбленный народ («Послание Варнавы»). 45) Он призывал евреев раскаяться, но они отказались даже после того, как Он воскрес из мертвых (Иустин).
46) Главным учением Иисуса было Евангелие (вероисповедание: 1 Кор.15:1-4), 47), которое Он принял от Бога, а затем передал Своим ученикам (Климент; «Послание Варнавы»). 48) Апостолы были полностью убеждены в истинности Евангелия и, в свою очередь, проповедовали повсюду Царство Божье (Климент).
В некоторых секулярных источниках наблюдается тенденция 49) представлять Иисуса как философа, распространявшего своеобразное учение (Лукиан; Мара бар-Серапион; ср. «Евангелие от Фомы»). Например, Лукиан называет Иисуса «мудрецом». Лукиан и Плиний, в частности, подтверждают некоторые основные учения Иисуса, ранее упомянутые в христианских источниках.
Лукиан утверждает, что 50) Иисус принес в Палестину новое учение. Оно подразумевало: 51) необходимость обращения, 52) отрицание богов и 53) братство всех верующих. Кроме того, в учении Иисуса предполагались и поощрялись: 54) поклонение Ему, 55) жизнь в соответствии с Его заповедями, 56) важность веры и 57) бессмертие, приводящее к тому, что верующие презирали смерть.
Лукиан также отмечал, 58) что у христиан было священное Писание, которое они часто читали.
Помимо упоминания о том, что верующие поклонялись Иисусу как Божеству, Плиний также сообщает 59) о клятве не грешить, которую давали верующие, что служит типичным примером этического учения Иисуса. Кроме того, Плиний говорит, что 60) истинных верующих невозможно побудить или заставить поклоняться богам и что 61) они совершают богослужения в определенный день недели перед рассветом – оба эти факта также отражают учение Иисуса.
Наконец, в «Евангелии истины» приводится еще два факта. 62) Иисус учил слушателей о Своем Отце и 63) осознавал, что Его смерть станет основанием жизни для многих.
Смерть Иисуса
Из раннего вероисповедания в 1Кор. 11:23 и сл. мы узнаём, что 64) Иисус присутствовал на вечере 65) в тот вечер, когда был предан. На этой вечере Он 66) возблагодарил за еду и 67) разделил хлеб и вино, 68) которые назвал жертвой – Своим Телом и Кровью, приносимыми за грех.
69) Еврейские старейшины постановили, что Иисус виновен в распространении духовной ереси и что Он ведет Израиль к отступничеству (Талмуд; ср. «Апокриф Иоанна»). 70) Поэтому иудеи отправили гонца, который объявлял, что Иисус за Свое учение будет побит камнями, но всякому, кто пожелает, предлагается выступить в Его защиту. Однако не нашлось никого, кто вступился бы за Него (Талмуд).
Иисус 71) предстал перед Пилатом (вероисповедания: Деян.3:13, 13:28) и 72) сделал доброе исповедание (1Тим.6:13), которое, возможно, было подтверждением Его Мессианства. 73) Претерпев гонения («Евангелие истины») 74) за Свое учение (Лукиан), 75) Иисус был предан смерти (вероисповедания: 1Кор.15:3; Деян.3:13-15, 13:27-29, 1Пет.3:18; Рим.4:25, 1Тим.2:6; «Евангелие от Фомы»; «Послание к Регину»). Он умер 76) от рук римского прокуратора Понтия Пилата (Талмуд; Игнатий) 77) во времена местного правителя Ирода (Игнатий). 78) Сообщается, что Иисус был распят (Флавий; Талмуд; Лукиан; «Евангелие истины»; «Акты Пилата»; вероисповедания: Деян.2:23, 36, 4:10, 5:30, 10:39; Флп.2:6 и далее; Игнатий; «Послание Варнавы»; Иустин) 79) беззаконника-ми (вероисповедание:Деян.2:23) 80) в Иерусалиме (вероисповедание: Деян.13:27-28; ср. 10:39) 81) во время правления римского императора Тиберия (Тацит; Флегонт).
В этих источниках даже приводятся некоторые подробности распятия Иисуса. 82) Сообщается, что это событие произошло накануне еврейской Пасхи (Талмуд). 83) Жертв распятия, судя по всему, заставляли нести к месту казни по крайней мере часть креста, и иногда они спотыкались и падали (Плащаница). 84) Запястья и ступни Иисуса были прибиты к кресту (ср. Тацит; «Евангелие истины»; «Акты Пилата»; Игнатий; Иустин; ср. Плащаница, Йоханан). 85) Иногда при распятии наносился последний удар, которым перебивали голени жертвы (ср. описание скелета Иоханана с историческими свидетельствами), чтобы ускорить смерть от удушья, 86) которая является главной причиной смерти при распятии, поскольку жертве приходилось подтягиваться, чтобы сделать вдох (см. описание Плащаницы, описание скелета Йоханана, современные медицинские исследования).
Если Плащаница – не подделка (особенно если она представляет собой погребальный покров Иисуса), она подтверждает некоторые аспекты распятия, в том числе некоторые не совсем типичные особенности. К последним относятся: 87) «терновый венец», 88) жестокое избиение и бичевание, 89) отсутствие перебитых голеней, 90) нанесенная после смерти рана в груди и 91) истекание из раны крови и водянистой жидкости.
Во время распятия 92) палачи Иисуса бросали жребий о Его одеждах («Акты Пилата»; Иустин). 93) Мара бар-Серапион утверждает, что Иисус был казнен несправедливо, и за это Бог покарал иудеев. 94) В вероисповедании в 1Пет.3:18также отмечается контраст: невиновный умер за грешников. 95) Сообщается, что во время распятия землю покрыла тьма (Талл; Флегонт), 96) а затем произошло землетрясение (Флегонт). 97) Иисус висел на кресте до вечера, 98) после чего Его тело было снято, и Он был похоронен (Иустин; вероисповедания: 1Кор.15:4; Деян.13:29).
Завернутый в Туринскую плащаницу человек также был погребен 99) поспешно, 100) отдельно и 101) в дорогом полотне – все эти особенности нехарактерны для жертв распятия. Кроме того, 102) у евреев при погребении гробница иногда опечатывалась («Назаретский указ»).
Воскресение Иисуса
103) В это время друзья Иисуса оставили Его и отреклись от Него (Иустин), испытав отчаяние после Его смерти. 104) Через три дня после смерти Иисуса гробница, в которой Он был похоронен, оказалось пустой (Иустин; вероисповедания: Деян.10:40, 1Кор.15:4, подразумевается; ср. «История Иешу»). 105) Иудеи заявили, что ученики, похитив тело, стали проповедовать о воскресшем Иисусе («История Йешу»; Иустин), но эта гипотеза не объясняет известные факты[554].
Во многих источниках говорится, что 106) Иисус воскрес из мертвых (вероисповедания: Лк.24:34; Деян.2:24, 31-32, 3:15, 26, 4:10, 5:30, 10:40, 13:30-37, 2Тим.2:8; Климент; Игнатий; Иустин; «Евангелие истины»; «Евангелие от Фомы»; «Послание к Регину»). Весомыми свидетельствами явлений воскресшего Иисуса служат 107) ранние сообщения об этом событии, вероятно, датируемые 30-ми гг. н. э., и сообщения самих очевидцев, которые утверждали, что лично видели воскресшего Иисуса (вероисповедания: 1Кор.15:3 и далее; Лк.24:34; Деян.2:32, 3:15, 5:30-32, 10:39-42, 13:28-31).
В частности, согласно свидетельствам, 108) Иисус являлся Петру (вероисповедания: 1Кор.15:5; Лк.24:34) и 109-110) и несколько раз – другим ученикам (вероисповедания: 1Кор.15:5,7; Деян.10:39-42, 13:28-31; ср. Флавий; Игнатий; Иустин), 11) а также более чем 500 очевидцам одновременно (вероисповедание: 1 Кор.15:6). 112). Иисус предложил им прикоснуться к Своему воскресшему телу (Флегонт), что они и сделали (Игнатий). 113) Он даже ел и пил в их присутствии (вероисповедание: Деян.10:41; Игнатий). В это время Иисус также говорил ученикам 114) о ветхозаветных пророчествах, которые Он исполнил (Иустин), и 115) повелел им проповедовать Евангелие (вероисповедание: Деян.10:42). Но Иисус являлся не только ученикам. Например, Его видели двое скептиков, наиболее известных ранней церкви – 116) Иаков, брат Иисуса (вероисповедание:1 Кор.15:7), и 117) Павел (вероисповедание: 1 Кор.15:8).
Если в Туринской плащанице был погребен Иисус, и полотно – не подделка, то оно служит источником дополнительных свидетельств Его воскресения из мертвых. 118) На Плащанице нет следов разложения, что указывает на быстрое удаление тела из нее. Кроме того, 119) погребенное в Плащанице тело, судя по всему, не разворачивалось, а 120) наиболее вероятной причиной появления изображения на полотне был изошедший от мертвого тела жар.
Утверждается, что после Воскресения Иисуса и Его последующего краткого служения на земле 121) Он вознесся на небеса (вероисповедания: 1Тим.3:16; Флп.2:6 и сл.; Иустин; ср. Кодрат) и 122) был прославлен (вероисповедания:Деян.2:33, 5:31, 13:21; «Апокриф Иоанна»; «Евангелие от Фомы»).
Самая первая церковь
В результате этих событий 123) ученики Иисуса превратились из людей, которые незадолго до этого боялись признать знакомство с Ним, в убежденных свидетелей, чьи жизни изменились (Тацит; Светоний; Мара бар-Серапион; Флавий; Климент; ср. Плиний; ср. вероисповедание: 1 Тим.3:16). 124). Евангелие стало центром раннехристианской проповеди (вероисповедание: 1Кор.15:1-4; Климент); 125) возвещалось спасение во Христе Иисусе (вероисповедания: Деян.2:38-39, 3:19-23, 4:11-12, 5:32, 10:42-43, 13:26, 38-41).
126) Воскресение Иисуса стало подтверждением Его учений и свидетельством того, что Он был полноправным посланником Бога (вероисповедания:Деян.2:22-24, 36, 3:13-15, 10:42, 13:32-33; Рим.1:3-4, 10:9-10; Климент; Игнатий). 127) Первая христианская проповедь прозвучала в Иерусалиме, где незадолго до этого Иисус был распят. 128) Была создана церковь, которая росла, 129) и воскресенье стало главным днем богослужения (ср. Плиний; «Послание Варнавы»).
Оценка источников
Жизнь Иисуса
В целом мы рассмотрели 45 древних источников, содержащих сведения о жизни Иисуса: 19 ранних вероисповеданий, 4 археологических источника, 17 нехристианских и 5 не относящихся к Новому Завету христианских источников. Изучая этот материал, мы насчитали 129 фактов, относящихся к жизни, личности, учению, смерти и Воскресению Иисуса, а также к ранней проповеди Его учеников. Мы не утверждаем, что все источники имеют одинаковую ценность (ценность каждого из них определяется рядом факторов). Но приведенные (а также перечисленные ниже) факты встречаются во всех упомянутых категориях, у самых разных авторов и вполне однозначны.
Это, несомненно, внушительный объем материалов, появившихся до написания Нового Завета и не относящихся к нему, содержащих свидетельства о существовании Иисуса и о многочисленных фактах Его жизни. В свете этих сведений мы лучше осознаём, насколько безосновательны гипотезы, отрицающие Его существование или принимающие только минимум связанных с Ним фактов. Как мы увидели, большая часть древней истории основана на гораздо меньшем количестве источников, отстоящих значительно дальше от описываемых событий. Некоторые считают, что нам практически ничего не известно об Иисусе из древних не относящихся к Новому Завету источников, однако это совершенно не так. Подобных источников существует множество и, более того, Иисус – это одна из личностей древней истории, о которой мы располагаем значительным объемом качественной информации. Его жизнеописание является одной из наиболее часто упоминаемых и подкрепленных свидетельствами древних биографий.
Личность Иисуса
О божестве Иисуса говорится в самых разных древних текстах. Из 45 наших источников это учение встречается в 30, среди которых, как ни странно, 7 из 17 секу-лярных источников.
Как отмечалось в главе 4, Иисус говорил о Своем Божественном происхождении, о чем свидетельствуют, например, такие титулы, как «Сын Божий» и «Сын человеческий» [555]. Предшествовавшие Новому Завету вероисповедания (шесть текстов в Книге Деяний, а также Рим.1:3-4, 1Кор.11:23 и далее, 15:3 и далее и Флп.2:6 и далее, в частности) содержат особенно явные указания на Божество Иисуса. Это заключение опирается на авторитетные апостольские источники вероисповеданий и на тот факт, что они датируются чрезвычайно ранним периодом – сразу после завершения служения Иисуса.
Эти вероисповедания указывают на то, что церковь начала учить о божестве Иисуса сразу (а не поколение спустя, что часто повторяется в современном богословии), так как эта доктрина определенно присутствует в ранней проповеди. Лучшее объяснение этих вероисповеданий сводится к тому, что они в точности передают учение Самого Иисуса, в особенности если учесть, что Он Сам делал подобные утверждения.
Учение Иисуса
В приведенном выше списке на удивление мало расхождений относительно учения Иисуса[556]. Даже критики редко сомневаются в том, что основой Его учения было Царство Божье и требования к желающим в него войти.
В свете Его Воскресения эта тема обретает особую важность, так как если Иисус воскрес из мертвых, этим подтверждается истинность Его самого важного учения [557].
Смерть Иисуса
Из всех событий жизни Иисуса в древних источниках чаще всего упоминается Его смерть. Из 45 древних источников этот факт приводится в 28-ми, часто с подробностями. Причем 12 источников – нехристианские[558], что свидетельствует об огромном интересе к этому событию.
Древних авторов интересовала не только смерть Иисуса; в 14 из 28 источников приводятся различные подробности распятия – от медицинских наблюдений до политической информации о правителях того времени, исторических замечаний об эпохе, когда умер Иисус, обсуждения религиозных причин Его смерти. Эти данные свидетельствуют о реальности самого события и о множестве связанных с ним деталей. Можно справедливо сказать, что это один из наиболее убедительно подтвержденных фактов древней истории.
После смерти Иисус был похоронен. Этот факт не только находит серьезное подтверждение в 5 различных источниках[559], но и отражает обычные действия, совершаемые после смерти человека.
Воскресение Иисуса
Здесь наше исследование подходит к решающему вопросу, непосредственно связанному с упоминанием о чуде. Повторим, что в цели этой книги не входит вынесение суждения о том, действительно ли Воскресение – подлинное чудо как деяние Бога, но мы попытались оценить, было ли оно реальным историческим событием. Изучив свидетельства, мы приходим к положительному ответу – факты подтверждают воскресение Иисуса из мертвых в соответствии с канонами истории.
Из 45 источников 18 непосредственно говорят о Воскресении, а еще 11 содержат факты, относящиеся к этому событию. Даже если опираться только на известные факты, которые ученые-критики признают историческими, то мы имеем три основных категории свидетельств в пользу Воскресения Иисуса.
Во-первых, альтернативные теории, выдвигавшиеся критиками для объяснения Воскресения с материалистической точки зрения, не в состоянии объяснить имеющиеся данные и опровергаются фактами. Комбинации этих теорий несостоятельны по той же причине. Кроме того, об этом свидетельствуют: опровержение юмовского тезиса о чудесах (а также опровержение других схожих подходов), выдвинутая в девятнадцатом веке либеральная критика каждой из материалистических теорий и отказ от них в двадцатом столетии[560]. Подобные опровержения критических теорий – серьезное возражение против мнения тех, кто отрицает это событие.
Во-вторых, из одних только общепризнанных исторических фактов можно вывести по крайней мере 9 исторических свидетельств в пользу Воскресения, о чем говорилось выше[561]. В частности, существуют ранние сообщения об этом событии (вероятно, относящиеся к 30-м гг. н. э.) – из уст самих очевидцев, которые утверждали, что видели воскресшего Христа (особенно, 1Кор.15:3 и сл. и вероисповедания в Книге Деяний). Все это служит очень убедительным свидетельством в пользу буквальности Воскресения[562]. Очень убедительный аргумент (даже если опираться только на секулярные источники) представляют собой исторические свидетельства о пустой гробнице, равно как и изменившиеся жизни учеников и обращение Павла и Иакова. Таким образом, исторические аргументы в пользу этого события строятся как на несостоятельности критических гипотез с одной стороны, так и на наличии обоснованных позитивных свидетельств – с другой.
В-третьих, даже если опираться на минимум фактов – четыре исторических факта, признаваемых практически всеми учеными, занимающимися этим вопросом, – мы все равно имеем достаточное основание, чтобы опровергнуть материалистические теории, и располагаем важными свидетельствами в пользу Воскресения. Сила этих четырех фактов прежде всего в том, что они установлены критической методологией, поэтому их не могут отвергнуть те, у кого возникают сомнения в связи с другими вопросами, такими как вопрос об авторитетности Писания. Иными словами, мы располагаем минимумом исторических фактов, достаточных для того, чтобы установить историчность Воскресения Иисуса. Сомнения относительно других вопросов не опровергают этот основополагающий факт[563].
Если Туринская плащаница была погребальным покровом Иисуса, то мы потенциально располагаем еще одной категорией свидетельств Воскресения, так как Плащаница может содержать веские научные, повторяемые доказательства этого события. Конечно, доказательств пока не существует, и Плащаница может оказаться подделкой, но данные, судя по всему, указывают на обратное. Даже если Плащаница не принадлежала Иисусу, она, в любом случае, представляет собой настоящий археологический артефакт и таким образом служит источником важной информации о смерти, наступавшей при распятии. Отсутствие следов разложения указывает на то, что тело находилось в Плащанице недолго. Кроме того, если ткань не разворачивали и если изображение на ней появилось в результате жара, исходившего от тела, то мы располагаем некоторыми потенциальными свидетельствами Воскресения.
Древние свидетельства о Воскресении не исчерпываются этими тремя основными категориями аргументов[564], но данные аргументы указывают на то, что, согласно обычной исторической методологии, этот факт представляет собой буквальное историческое событие. Это событие стало кульминацией и достойным завершением уникальной жизни Иисуса, подтверждением Его личности, учения и смерти. В ранней церкви Воскресение с самого начала считалось подтверждением учения Иисуса Христа; истинность христианского учения также основывалась на Воскресении.
Вопрос о том, какое место занимает Воскресение в подтверждении христианского теизма сегодня, представляется интересной темой для продолжения данного исследования[565]. Известен лишь один случай Воскресения, и произошло оно именно с тем Человеком, Который делал уникальнейшие в истории религий заявления.
Часть третья. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1: Историография
История – это не просто запоминание имен и дат. Она включает в себя гораздо больше: различные теории о сути событий прошлого, анализ тенденций и сам процесс сбора данных, позволяющих узнать, что же произошло. Родственная истории дисциплина, философия науки, изучает теоретические основания самой истории. В этой главе мы начнем с вводного представления об истории, представим критику в адрес тех, кто сомневается, что эта наука способна давать объективные знания, и завершим главу обзором метода исторического исследования
Концепция истории
Разные ученые вкладывают в слово «история» разные значения. Общепринятого определения нет, зато есть множество подходов и интерпретаций[566]. Изучение этих современных представлений не входит в наши цели. Однако относительно общей концепции истории имеется определенное согласие.
Историки в целом признают, что исследуемый ими предмет включает как минимум два основных фактора – сами события и записи об этих событиях. То есть, данная дисциплина изучает прежде всего то, что происходило, и то, как это комментировалось и интерпретировалось. Эта концепция отражает основополагающее представление об истории, на котором основана и данная книга. Есть, конечно же, и другие элементы, но эти два фактора – основные и наиболее распространенные; они и служат фундаментом историографии.
Следует упомянуть еще несколько факторов, имеющих отношение к нашей дискуссии. Во-первых, в записи любой истории присутствует субъективный фактор. Приведем всего один пример: историк должен отобрать материал, который будет (и не будет) представлен в его работе. Само по себе историческое событие – явление объективное, мы, как правило, говорим о том, что оно произошло или не произошло. Но запись и интерпретация события сопряжена с рядом субъективных факторов.
У. Уолш не сомневается в авторской субъективности, но отмечает, что она не лишает нас возможности познавать историческую истину. Эту субъективность следует принимать во внимание, но ее последствия можно компенсировать[567]. К истории нужно подходить осторожно, поскольку следует признавать субъективную точку зрения и действовать с оглядкой на нее[568].
Возможно, пример такой субъективности будет полезен. В качестве примера можно привести работы римского историка Тацита. Известно, что в них проявляются предрассудки автора, его «аристократизм» и уверенность в том, что морализаторство – «высшая функция истории». Текст страдает и другими неточностями – например, Тацит приписывает некоторым персонажам речи, которых они не произносили, или ошибается в описании подробностей сражений. Моисей Хадас считает, что интерпретацию Тацита «часто нужно пересматривать», потому что он «смотрел только сквозь свои очки, окрашенные в очень яркие цвета»[569].
Означает ли это, что Тацита нельзя воспринимать как заслуживающий доверия источник сведений о древнеримской истории? Означает ли его субъективный подход, что информацию, которую он сообщает, следует отвергнуть? Как ни парадоксально, Хадас называет Тацита величайшим римским историком[570]. Затем он объясняет:
«Можно задаться вопросом, насколько достоверна история, которая получается в результате. Современный историк, допустивший подобные ошибки, разумеется, лишился бы всякого доверия… Но если принять во внимание риторическое приукрашивание, характерное для тех дней, и искажения, неизбежные в рамках его собственных моральных и политических представлений, выясняется, что Тацит никогда не идет на то, чтобы сознательно пожертвовать исторической правдой»[571].
Майкл Грант показывает, что Тацит – далеко не исключение для античных времен. Грек Геродот вплетал в свою историю легенды и анекдоты, а другой римлянин, Ливий, описывал, как сбываются предзнаменования. Хуже другое – и Ливий, и Тацит служат примерами древних историков, описывавших события, произошедшие задолго до их времени – иногда на пять столетий раньше. Поэтому в их трудах встречаются расхождения и противоречия[572].
Однако современные ученые далеки от мысли о том, что восстановить события древности невозможно. Хадас объясняет, что ученые могут делать скидку не только на субъективные аспекты в записи и интерпретации событий, но и на ошибочные сведения. Реконструкция событий древней истории основана на умении ученых выявлять факты, несмотря на все эти препятствия[573].
Некоторые из этих принципов применялись и в данной книге при рассмотрении Воскресения Иисуса. И хотя сами события произошли много веков назад, исторические исследования по-прежнему способны подтверждать объективные данные.
К тому же историческое исследование не может достичь стадии, на которой была бы возможна абсолютная уверенность во всех его результатах. Подобно физике, медицине и другим индуктивным дисциплинам, история во многом зависит от выводов вероятностного характера[574]. Эрнест Нагель, например, признает, что его детерминистские представления об истории противоречат почти единодушному мнению большинства современных физиков. Такие естественнонаучные заключения также повлияли на историков: общепринятое в науке отрицание детерминистической вселенной помогло и историкам начать мыслить в этом направлении[575].
Нагель приводит пять основных причин, по которым современные историки отвергают исторический детерминизм. Во-первых, у истории нет законов или шаблонов развития. Никакие принципы и предписания не помогут в точности предсказать события до того, как они произойдут. Во-вторых, историю нельзя прогнозировать – вопреки тем, кто часто утверждает обратное. Ни прошлое, ни что иное не определяет будущего. Третий аргумент связан с тем, что на протяжении всей истории происходят новые события, и появляются новые конфигурации идей.
В-четвертых, неожиданные или случайные события, не укладывающиеся в канву повседневности,-тоже часть истории. Пятый аргумент основан на конфликте результатов, который возникает при попытках применить детерминистские концепции к свободе и нравственному долгу людей. Такая свобода подразумевает творческий аспект истории, который вытекает из принимаемых человеком решений.
Некоторые примеры, которыми Нагель подкрепляет свои пять пунктов, могут оказаться полезными. Кто мог бы предсказать широкое распространение идей, которые принесла с собой новая культура, характерная для милитаристского общества Македонии третьего века до н.э.? Или кто смог бы предугадать, что в первом веке до н. э. появится высокоразвитая цивилизация, начало которой положит варварский народ, живший на берегах Тибра? Эти и другие похожие соображения побудили многих историков отвергнуть детерминистское представление об истории. Нагель подчеркивает, что неприятие детерминизма современными физиками – один из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на большинство историков[576].
Итак, историки в целом понимают, что их выводы должны носить вероятностный характер. Ванд отмечает, что в отношении исторических исследований у нас не может быть такой уверенности, какая была у некоторых в прошлом. Наши суждения следует формулировать с учетом того, какие факты представляются более вероятными в свете исторических свидетельств[577].
Однако следует обратить внимание на одну чрезвычайно важную деталь. Вероятностная концепция не означает, что у нас не может быть уверенности в исторических вопросах, хорошо подкрепленных доказательствами. События, подтверждаемые тщательными историческими исследованиями (в особенности события, статус которых установлен давно), при отсутствии убедительных опровержений являются доказанными фактами. Лучше всего доказываются те события, которые подтверждаются при тщательном изучении всех имеющих к ним отношение данных, особенно если исследование раз за разом выдерживало проверку критиков. То, что в будущем возможен пересмотр этих фактов, вовсе не означает, что мы не можем быть уверены в них сейчас. В конце концов, невозможно держать в подвешенном состоянии всю историю, науку и другие области индуктивного знания лишь из-за страха, что какой-нибудь факт будет подвергнут сомнению!
Если дополнительные данные действительно бросают на событие тень сомнения, возможно, придется возобновить исследование. Но если нет материала, доказывающего обратное, факт можно считать подтвержденным, по крайней мере на данном этапе. Так, нет смысла сомневаться в том, что Юлий Цезарь был убит заговорщиками, Наполеон потерпел поражение при Ватерлоо, Авраам Линкольн был шестнадцатым президентом Соединенных Штатов Америки. Эти факты убедительно подтверждены и доказаны[578].
В этом смысле историк может получить объективные данные, если он корректно провел исследование, применил необходимые стандарты критики и сделал вывод в соответствии с критериями достоверности. Исследователь должен также быть готов к дополнительным испытаниям своих построений, подразумевающим защиту аргументов и (или) их пересмотр.
Здесь мы не ставим цель подробно рассмотреть концепцию истории[579]. Однако современное освещение данного предмета должно включать по крайней мере эти элементы. Говоря об истории, мы подразумеваем как сами события, так и их запись и интерпретацию. Чтобы получить объективные данные, следует учитывать неизбежное влияние субъективного элемента при записи истории. Понимая, что история оперирует вероятностными категориями, мы должны находить наилучшее из возможных объяснений фактам, которые лучше всего соответствуют имеющимся данным.
Поскольку здесь присутствуют вероятность и неопределенность, любое событие возможно. Такова суть индуктивного метода. Поэтому не следует исключать (руководствуясь естественнонаучными или историческими соображениями) те или иные события, пока они не будут изучены. Необходимо тщательное исследование свидетельств. Если те или иные события в ходе исторического исследования получили убедительное подтверждение, мы можем быть в них уверены и рассматривать их как доказанные.
Исторический анализ и объективность [580]
Но некоторые ученые преуменьшают значимость объективного элемента, предпочитая акцентировать более субъективную роль историка. Эта тенденция была характерна прежде всего в конце девятнадцатого – середине двадцатого столетий. Уолш перечисляет некоторые субъективные факторы, разделяя их на четыре категории: личные предпочтения исследователя, предубеждения группы, различные концепции исторической интерпретации и мировоззренческие конфликты[581]. Чарльз Бирд, соглашаясь с такой расстановкой акцентов, приводит схожие основания[582].
Но, начиная с середины двадцатого века, большинство историков отдают предпочтение синтезу объективных и субъективных идей. Они стремятся выявить факты прошлого, используя при этом как можно более объективные инструменты исторического исследования, но при этом они серьезно воспринимают ограничения, вызванные разными субъективными факторами. То есть, признавая всевозможные внешние влияния, мы по-прежнему располагаем значимыми историческими методами, позволяющими исследовать прошлое и решать, какие же события действительно в нем происходили [583].
Существует множество причин, по которым многие современные ученые предпочитают именно такой синтез и стремятся к обнаружению объективных фактов, несмотря на субъективные ограничения. Личные предпочтения могут исказить интерпретацию данных и, соответственно, повлиять на выводы исследователя. Но те, кто утверждает, будто эти факторы непреодолимы и настолько серьезны, что из-за них обесцениваются все исторические выводы, серьезно ошибаются. Историки и философы, изучающие этот предмет, в последнее время обращают внимание на многочисленные проблемы, связанные с релятивистской гипотезой; этими проблемами и объясняется «падение статуса» данной позиции[584].
Внутреннее противоречие
Во-первых, ощутимый удар по взглядам релятивистов наносит утверждение, что всякое историческое знание относительно и содержит внутреннее противоречие. Нагель показывает, что, когда делается подобное утверждение, известен по крайней мере один объективный вывод, поэтому вполне возможны и другие[585]. Кристофер Блейк высказывает схожее критическое замечание: «… либо релятивизм ошибочен, либо, если он истинен, сам этот вердикт носит лишь относительный характер…»[586]
Удивительно, что даже Чарльз Бирд (которого часто называют «главным защитником» исторического релятивизма[587]) полностью признает эту проблему. Мало кто описывает ее так ярко и убедительно, как он сам:
«Современная критика показывает, что апостолу относительности уготована гибель от чада его же собственного мозга. Если все исторические концепции относительны и зависят от происходящих событий… то сама концепция относительности тоже относительна. Когда в истории отвергаются абсолюты, отвергается и абсолютизм относительности… концепция относительности тоже исчезнет, как исчезли предыдущие концепции и интерпретации истории… скептик относительности в свое время тоже исчезнет… апостол относительности обязательно будет казнен своей же собственной логикой»[588].
Ложный вывод
Во-вторых, те, кто утверждает, что объективные действия должны отменяться или опровергаться субъективными действиями, делают ложный вывод. Как объясняет Мортон Уайт, «то, что у историков есть предубеждения, само по себе не может быть доводом против существования безличных критериев». Вывод, что предрассудки опровергают всякое историческое знание, ошибочен; с тем же успехом можно было бы утверждать, что эмоции, которые вызывает у врача болезнь пациента, означают невозможность правильного диагноза[589]. С этой мыслью соглашается и Эрнест Нагель: «… сама по себе избирательность в исследовании – не повод сомневаться в объективно подтвержденном характере его выводов…»[590]
Непостоянство
В-третьих, неадекватность релятивистского подхода к историографии состоит в том, что его сторонники не проявляют скептического отношения к собственной позиции – возможно, потому, что иначе писать исторические труды было бы невозможно. Поэтому, несмотря на свой релятивизм, они стремятся описать то, что действительно происходило в истории. Уайт критикует скептический подход Бирда, поскольку он не распространяется на «научные работы» последнего, посвященные сущности истории [591]. Так, собственную работу об экономическом подходе к американской конституции[592] Бирд считает «объективной и основанной на фактах»[593]. Эту проблему признает и Майерхофф, отмечая, что Бирд «так и не находит золотой середины» между объективными и субъективными элементами в собственной историографии»[594].
Коррекция субъективности
В-четвертых, предрассудки можно допускать, признавать и исправлять. По словам Нагеля, «уже то, что мышление, окрашенное предрассудками, можно выявлять, а его истоки – исследовать, означает, что стремление к объективному изучению истории вовсе не безнадежно»[595]. Историки могут избегать разрушительных последствий предрассудков. И хотя от некоторых предрассудков нельзя избавиться полностью, Уолш напоминает: «Каждый известный историк признает, что его работа нуждается в определенной объективности и беспристрастности», которые позволяют отделять факты от пропаганды, эмоций и личных заблуждений[596].
Исторические факты
В-пятых, индуктивные методы, обычно применяемые к историографии, дают познаваемые результаты. Уолш, хотя и придерживается умеренных взглядов по этому вопросу, объясняет: «Исторические выводы так же нуждаются в доказательствах, как и естественнонаучные»[597]. Бирд даже соглашается с этим выводом: «Историк… видит, как доктрина относительности рушится в холодном свете исторического знания»[598].
Пожалуй, заслуживает удивления то, что историки, которых часто относят к релятивистам, признают возможность знаний о событиях прошлого[599]. Карл Маннхайм, которого Гардинер называет «пожалуй, самым упорным из современных сторонников исторического релятивизма»[600], соглашается, что присутствие субъективных соображений «не предполагает, что нужно отвергнуть постулат объективности и возможность принимать решения при обсуждении фактов»[601]. Поддерживая мысль о возможности объективных фактов, Блейк обращает внимание на значительный объем исторических исследований, признаваемых всеми историками[602].
Все это позволяет нам заключить, что попытки релятивистского подхода к историографии сопряжены со многими проблемами (помимо перечисленных)[603] и потерпели неудачу. Субъективные факторы, часто влияющие на историков, конечно же существуют. Те, кто настаивает на объективности исторического исследования, в этом не сомневаются[604]. Но объективность возможна в том смысле, который объяснялся выше: объективность как результат адекватного изучения данных и применения к этому результату соответствующих стандартов критики, в том числе альтернативных тезисов, укладывающихся в рамки вероятности. На все вопросы, вызывающие сомнение, необходимо дать ответ, а это подразумевает дальнейшее развитие аргумента и/или его модификацию.
Историческое исследование
В чем же именно заключается работа историка? Как производят исторические исследования?
О событиях прошлого можно узнать (с определенной долей вероятности) в результате тщательного исследования фактов. Единственный источник знаний о событиях прошлого – изучение имеющихся исторических свидетельств. И хотя сам историк, как правило, не принимает участия в изучаемых событиях (если, конечно, он не присутствовал при них изначально), он может исследовать относящиеся к ним данные: рассказы очевидцев, письменные документы, прочие записи, сооружения, археологические находки. Развиваемые историком концепции должны основываться на таком материале. Данные инструменты – часть методологии исторических исследований[605].
Результаты, полученные на основе существующих данных, конечно же, не становятся правильными автоматически, особенно если между свидетельствами наблюдаются расхождения. Задача историка – произвести критическое исследование источников и как можно точнее определить их достоверность. Затем следует решить, какой из выводов лучше всего соответствует имеющимся свидетельствам; так достигается результат. Работа историка строится на этом основании[606]. Итак, мы делаем выбор между имеющимися свидетельствами, отдавая предпочтение наиболее вероятному выводу.
Чтобы исследовать прошлое с помощью такого метода, ученый должен располагать историческими данными. Эти источники часто делят на две категории: первичные и вторичные. Первичные источники «не получены из других, содержат информацию «из первых рук» и относятся к тому же времени, что и сами события»; эти источники наиболее важны[607]. Они могут состоять из свидетельств очевидцев, изложенных в различных формах.
Вторичный материал содержит свидетельство о первичных источниках, запечатлевших людей и события прошлого. Вторичными источниками могут быть учебники, монографии, сборники статей, учебно-методические материалы. Такие источники помогают расширить и углубить наши знания об уже существующих материалах.
Первичные источники содержат информацию в письменном и неписьменном виде. К первой категории относятся документы – официальные и неофициальные. Письма Плиния Младшего, который в начале второго века н. э. был императорским легатом в Малой Азии, – пример документов, вышедших из-под пера государственного служащего.
К неофициальным первичным документам относятся источники (книги, газеты, журналы), содержащие информацию, полученную от очевидцев. В качестве примера можно привести описание галльских войн, сделанное Юлием Цезарем еще до того, как он пришел к власти в первом веке до н. э.
Документы, написанные очевидцами или под их влиянием, играют, конечно же, важнейшую роль в историческом исследовании, если у историка есть к ним доступ. Например, в 50-е и 60-е гг. двадцатого века в США было опубликовано множество воспоминаний ветеранов Гражданской войны, которые тогда были еще живы[608]. Иногда в распоряжении историков имеется эпиграфика – письменные источники в виде надписей на камне, металле и прочих материалах.
Первичные неписьменные источники включают материалы, полученные непосредственно от очевидцев – интервью, устные предания, фотографии и археологические артефакты. Аудиозаписи интервью с очевидцами, разумеется, не могут быть старше 100 лет (в лучшем случае). Предания (устные или письменные) иногда уходят корнями в древние времена; источниками при этом служат рассказы, легенды, повествования о героях и баллады. Достоверные предания, основанные на рассказах очевидцев, – важный источник. С другой стороны, американцы знают рассказ о Джордже Вашингтоне и вишневом дереве и легенды о подвигах Дэви Крокетт. Но при использовании таких преданий возникает сложность: они должны быть достоверными, а не просто основанными на слухах и вымысле.
Археологические артефакты могут содержать ценные свидетельства о нашем прошлом. Архитектурные сооружения, памятники, могилы, склепы, мебель, произведения искусства, одежда, монеты, инструменты и прочие артефакты – все это может сыграть важную роль в восстановлении и исторического фона, и самих событий. Например, изучение еврейских склепов позволило получить очень точные сведения о погребальных обычаях, физических характеристиках людей, способах, которыми их убивали враги. При раскопках на месте Кумранской общины на берегу Мертвого моря были найдены не только Кумранские свитки; ученым удалось узнать множество фактов об эпохе Иисуса, об аскетичном и общинном образе жизни секты ессеев. Раскопки древнегреческих городов – Афин, Коринфа и Эфеса – позволили получить бесценные сведения об искусстве, религиозных верованиях и образе жизни этих древних народов.
Историческое исследование не ограничивается сбором первичных и вторичных источников, и историки далеки от мысли, что такая совокупность данных автоматически приравнивается к самим фактам. Прежде чем делать выводы, источники следует организовать и подвергнуть критическому изучению[609]. Например, к письменным источникам следует применять методы и внешней, и внутренней критики.
Внешняя критика используется для проверки самих документов; она делится на две части. Высокая критика проверяет подлинность документов, отвечая на вопросы об историческом фоне, авторстве, дате и месте написания, первоначальной читательской аудитории и причине написания. Затем задаются следующие вопросы: «Достоверен ли текст?», «Содержит ли он признаки, по которым можно судить о его соответствии фактам?» Низкая критика ищет ответ на вопрос о том, претерпел ли имеющийся у нас текст существенные изменения в сравнении с первоначальным. Речь идет о свидетельстве рукописей: датировке существующих копий, их сравнении с оригиналом, присутствии каких-либо интерполяций или пропущенных фрагментов.
Внутренние факторы также полезны при оценке достоверности документа. К этим факторам относятся: компетентность автора, его характер, а также умение отделять факты от эмоций, мнений и других субъективных искажений.
При работе с неписьменными источниками критик должен принимать во внимание методы датировки и другие научные способы проверки, в частности, химический анализ, а также сравнивать содержание этих источников с соответствующими письменными свидетельствами. Интервью с очевидцами и устные предания следует проверять примерно так же, как и документальные источники; критика должна включать внешнюю и внутреннюю фазы, изучать вопросы авторства, датировки свидетельства, его достоверности, выявлять, не подвергалось ли свидетельство изменениям под влиянием времени или обстоятельств.
После того как историк собрал материалы, организовал их и применил методы внешней и внутренней критики, он готов формулировать выводы. Результаты должны соответствовать всем имеющимся данным и представлять собой наиболее полное и вероятное объяснение. Эти результаты должны быть доступны для вдумчивой критики со стороны других ученых, что в свою очередь должно побуждать осторожного историка к защите результатов, основанных на имеющихся данных.
Выводы
Мы начали с концепции истории – концепции, включающей и сами события, и запись этих событий. Кроме того, в описании событий прошлого всегда присутствует субъективный элемент, поэтому выводы историков должны носить вероятностный характер. Но использование правильных методов позволяет в рамках этих параметров устанавливать объективные факты. Те, кто считают, что историки не в состоянии выявить объективные факты, сталкиваются со множеством трудностей.
Мы показали также, каким образом методы и инструменты историка позволяют получать достоверное знание о прошлом – особенно при работе с первичными источниками. Большинство историков соглашаются с этим выводом. Кейрнс подводит итог:
«При научном анализе артефактов и документов историк может быть вполне уверен в том, что ему известно относительно того или иного события… Среди историков наблюдается поразительное согласие в отношении главных фактов прошлого и очень многих выводов из этих фактов»[610].
В этой книге мы попытались изучить историчность Иисуса именно в рамках этих параметров, и прежде всего выявить факты, связанные с Его смертью и Воскресением.
Приложение 2: Систематизация апологетики
Наша книга построена по тематическому принципу, поскольку нашей целью было ответить на конкретные критические возражения и рассмотреть исторические аспекты жизни Иисуса, а не предложить апологетику в систематизированной форме. Главная цель этого приложения – систематизировать ответы из первой части, где была показана несостоятельность попыток отвергнуть уникальность Иисуса, и из второй части, где представлен исторический материал.
Материал этой главы тоже организован по тематическому принципу, но с иной целью: облегчить читателю поиск нужных тем. Материал главы разделен на три части: Новый Завет, Иисус, описания чудес. Наше внимание здесь будет сосредоточено не на самих возражениях, а на ответах на каждое из них. Поэтому данная глава, в отличие от предыдущих, отличается более жесткой структурой. Кроме того, в ней сравнительно мало сносок. Ссылки приводятся не на внешние источники, а на те разделы книги, в которых рассматриваются соответствующие темы: там можно найти указания и на источники.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.