После смерти Иисуса Его ученики рассказывали о Его явлениях и не отказались от учения, которое приняли от Него (Флавий). К середине первого века христианское учение и, в частности, весть о распятии Иисуса распространились по всему Средиземноморью. Уже примерно через двадцать лет после смерти Иисуса скептики выдвигали рационалистические объяснения сверхъестественных явлений (Талл).
До Рима христианское учение дошло к 49 г.н.э. – менее чем через двадцать лет после смерти Иисуса. В этом году Клавдий изгнал евреев из города – как считалось, из-за учения Иисуса (Светоний). Ко времени правления Нерона (54-68 гг.н.э.) христиане все еще жили в Риме (Тацит, Светоний). Мы узнаём также, что христиане присутствовали во время падения Иерусалима в 70 г. н. э. (Тацит).
Распространение христианства, к сожалению, было связано и с гонениями, которые начались довольное рано. Иногда они сдерживались из соображений справедливости, но в целом гонения были реальными и суровыми для многих первых верующих. В Талмуде рассказывается, как пятеро последователей Иисуса подверглись суду и были приговорены к смерти. Тацит приводит значительно больше подробностей. После великого пожара в Риме Нерон взвалил вину на христиан. Тацит отмечает, что римляне их ненавидели. В результате многие христиане были арестованы, осуждены, подверглись истязаниям и, в конце концов, были замучены до смерти. В частности, упоминается два метода казни: их прибивали к крестам и сжигали. Такие расправы вызывали сочувствие народа, и Тацит пишет, что причиной этих событий была кровожадность Нерона.
Иногда христиан обвиняли как нарушителей закона (Плиний, ср. Траян, Адриан); продолжалось это почти три столетия после смерти Иисуса, пока христианство не стало официальной религией Римской империи. Верующих обвиняли в том, что они проводили тайные собрания, на которых якобы сжигали детей и пили кровь.
Например, из письма Плиния видно, какие методы он использовал, когда судил христиан в Вифинии. Их находили, допрашивали, иногда подвергали пыткам, а затем казнили. Если они отрекались от веры и в подтверждение поклонялись цезарю и богам, их отпускали. Плиний отмечал, что настоящие верующие никогда не отрекались от Христа.
Траян в своем ответе призывал к умеренности. Раскаяния и поклонения богам было достаточно, чтобы освободить обвиняемых. Христиан не следовало специально разыскивать. Схожий совет давал Адриан, запрещая притеснять христиан и даже приказывая, чтобы гонителей христиан наказывали за несправедливое обращение с ними; однако если христиане были виновны, они должны были понести наказание.
Выводы
В этой главе было показано, что древние внебиблей-ские источники содержат на удивление большое количество подробностей, связанных с жизнью Иисуса и с сущностью раннего христианства. Хотя многие из этих фактов довольно хорошо известны, следует помнить, что здесь они приводились без ссылок на Новый Завет. Рассматривая их с этой точки зрения, мы должны понимать эту поразительную и примечательную особенность: большинства основных фактов из жизни Иисуса можно узнать, изучая лишь «светскую» историю.
Какие выводы о смерти и Воскресении Иисуса можно сделать, если использовать информацию только из этих внебиблейских источников? Можно ли лишь с их помощью установить историческую достоверность этих событий? Из семнадцати рассмотренных в этой главе документов в одиннадцати упоминается смерть Иисуса с подробностями разного характера; в пяти источниках говорится, что смерть наступила при распятии. Если исследовать эти источники с помощью обычных исторических методов, применяемых к другим древним документам, мы получаем убедительный ответ[517]. Автор считает, что на основании только этих данных можно установить исторический факт смерти Иисуса при распятии. Это заключение подкрепляется деталями, содержащимися в достоверных источниках. Как уже не раз упоминалось, ценность некоторых из этих документов можно оспаривать, но все они в совокупности с большой долей вероятности указывают на историческую достоверность смерти Иисуса на кресте.
Древних упоминаний о Воскресении меньше, и спорных моментов в связи с ним больше. Воскресение подразумевается или упоминается в семи источниках из семнадцати; из этих семи четыре рассматриваются в нашем исследовании как сомнительные. Прежде чем ответить на вопрос о Воскресении Иисуса, мы рассмотрим другой вопрос, тесно связанный с предыдущим: можно ли установить на основании только внебиблейских свидетельств исторический факт пустой гробницы? В пользу этого можно привести несколько веских доводов.
Во-первых, в рассмотренных иудейских источниках признается, что гробница была пуста, то есть мы располагаем свидетельством враждебных источников. Флавий пишет о вере учеников в Воскресение Иисуса, а в «Истории Йешу» конкретно упоминается пустая гробница. Иустин Философ и Тертуллианподтверждают Мф.28:11-15, говоря, что иудейские старейшины даже более века спустя признавали, что гробница была пуста. Хотя эти иудейские источники (за исключением Флавия) утверждают, что тело было похищено или перенесено, они все равно упоминают пустую гробницу.
Во-вторых, насколько нам известно, не существует древних источников, которые бы сообщали, что тело Иисуса по-прежнему лежало в гробнице. Хотя такой аргумент от умолчания сам по себе ничего не доказывает, он подкрепляется первым свидетельством враждебных источников и дополняет его.
В-третьих, наше исследование показало, что Иисус учил в Палестине и был распят и погребен в Иерусалиме при Понтии Пилате. Из рассмотренных источников следует, что там же зародилось христианство. Но выжила ли бы там вера, в центре которой – учение о воскресении Иисуса из мертвых, если бы Его гробница не была пуста?
Следует помнить, что в первом веке евреи в большинстве своем верили в воскресение тела. Провозглашение телесного воскресения, если тело все еще находилось в гробнице неподалеку, представляло бы дилемму. Где, как не в Иерусалиме, были готовые свидетельства, чтобы опровергнуть это центральное учение христианства? У иудейских старейшин было и желание, и возможности, чтобы представить такие свидетельства, если бы они имелись. Говоря о зарождении христианства, историк Пол Майер отмечает:
«Но это самое невероятное место, где оно могло бы зародиться, если бы гробница Иисуса не была пустой, так как всякий, кто показал бы Его тело, вырвал бы с корнем зарождавшееся христианство, вдохновленное Его предполагаемым воскресением»[518].
Учитывая свидетельства враждебных документов, отсутствие данных, указывающих на альтернативное объяснение, и важную информацию о распространении учения из Иерусалима, мы заключаем, что существуют возможные свидетельства в пользу пустой гробницы, основанные только на древних внебиблейских источниках. Майер подтверждает:
«Итак, если тщательно и честно взвесить все свидетельства, то, в соответствии с принципами исторического исследования, можно сделать обоснованный вывод, что принадлежавшая Иосифу Аримафейскому усыпальница, в которую положили Иисуса, действительно была пуста в утро первой Пасхи»[519].
Рассматривая различные данные с исторической точки зрения, Майкл Грант соглашается:
«Но если использовать те же критерии, которые применяются к любым другим античным литературным источникам, то мы имеем достаточно веские и правдоподобные свидетельства, неизбежно влекущие за собой вывод о том, что гробница действительно была пустой»[520]. Но что можно сказать в ответ на утверждение, что ученики или кто-то другой похитил тело Иисуса? Не объясняет ли это пустую гробницу и не решает ли спор о Воскресении Иисуса? Ответ на этот вопрос следует искать за пределами нехристианских источников.
Современные ученые-критики – в том числе и скептически настроенные – почти единодушно отвергают эту гипотезу [521]. Если бы тело похитили ученики, они, по всей вероятности, не захотели бы умирать ради явной лжи или мошенничества[522]. Из обманщиков получаются плохие мученики. Кроме того, невозможно объяснить перемену, произошедшую в жизни самых первых учеников, и их веру в Воскресение Иисуса, если они украли тело. Не поддавалась бы объяснению и перемена, произошедшая с двумя неверующими скептиками, которые увидели воскресшего Иисуса: Павла и Иакова, брата Иисуса, вряд ли бы убедил подобный обман. Эти и некоторые другие соображения – например, высоконравственная жизнь Его последователей,– объясняют, почему даже критически настроенные ученые отвергают эту гипотезу. Насколько известно автору, за последние два с лишним века не было ни одного признанного ученого, который бы ее придерживался[523].
Столь же несостоятельна гипотеза, что тело Иисуса забрал или перенес кто-то не из числа учеников. Помимо прочего, одна из главных проблем этой гипотезы состоит в том, что она не объясняет очень важный, подтвержденный критическими методами факт: ученики верили, что воскресший Иисус в буквальном смысле являлся им. Поскольку приходится искать какие-то другие объяснения этому важному факту, Воскресение не опровергается подобным мнением. Это относится не только к ученикам, но в еще большей степени к Павлу и Иакову, обращение которых служит дополнительным опровержением.
Кроме того, такие гипотезы не предлагают правдоподобных объяснений того, кто мог бы это сделать, какими мотивы он руководствовался, и где Иисуса в конце концов похоронили. Не учитывается и то, что никто так и не признался в похищении, оно не было раскрыто и о нем нигде не сообщалось. И повторим еще раз: эти тезисы даже не пытаются объяснить явления Иисуса ученикам, что составляет главное их опровержение.
Также следует помнить, что «История Йешу», согласно которой тело Иисуса протащили по улицам Иерусалима, представляет собой гораздо более поздний источник, историчность которого с негодованием отрицают даже еврейские ученые. Сам тезис несостоятелен, так как описанное в нем действие погубило бы христианство уже много веков назад, но очевидно, что этого никогда не было. Кроме того, «История Йешу» не объясняет явления воскресшего Иисуса. Поэтому неудивительно, что у подобных теорий заговора уже двести лет не было сторонников, которые пользовались бы авторитетом в научных кругах[524].
Тем не менее, мы еще не можем сделать вывод, что древние внебиблейские источники сами по себе исторически подтверждают Воскресение в той же мере, в которой они подтверждают смерть Иисуса на распятии. Свидетельства показывают, что альтернативные теории о похищенном или перенесенном теле несостоятельны и что гробница была пуста, но, исходя лишь из этого, нельзя доказать причину пустой гробницы. Однако свидетельства Иосифа Флавия и в особенности Флегонта очень полезны и служат убедительным подтверждением аргументов из главы 7, которые основаны на новозаветных вероисповеданиях и известных фактах.
Мы приходим к заключению, что древние внебиблейские источники позволяют рассмотреть жизнь Иисуса в целом, а также свидетельствуют, что Он умер при распятии, затем Он был похоронен, и позже Его гробница оказалась пустой, но тело не было похищено или перенесено. Хотя эта загадка и некоторые факты свидетельствуют в пользу Воскресения, для окончательного вывода необходима дополнительная информация из других источников.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.