АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

Цель анализа прибыли и оценки рентабельности производства продукции – это определение внутрихозяйственных резервов роста прибыли и рентабельности производства отдельных видов продукции, обоснование управленческих решений по оптимизации прибыли (предотвращению убытков).

В данной практической работе первоначально нужно проанализировать структуру и динамику балансовой прибыли. Чтобы рассчитать сумму балансовой прибыли можно воспользоваться следующей формулой:

ПБ = ПРП + ППР + ВФР,                                      (2.9.1)

где ПБ – прибыль балансовая,

ПРП – прибыль от реализации продукции,

ППР – прибыль от прочей реализации,

ВФР – внереализационные финансовые результаты.

По данным таблиц рассчитать влияние факторов на сумму прибыли от реализации, используя прием цепной подстановки, по следующей модели:

П = S[VРПобщ * УДi *(Цi – Сi)],                          (2.9.2)

где VРПобщ – объем выпуска продукции,

Удi – удельный вес i-го вида продукции,

Цi – цена i-го вида продукции,

Сi – себестоимость i-го вида продукции.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

 



Задание для выполнения практической работы №9

Тема: Расчет и анализ балансовой прибыли.

Цель: Приобрести навыки оценки динамики суммы и структуры балансовой прибыли.

Задание:

1. Рассчитать сумму балансовой прибыли на начало и конец года.

2. Проанализировать состав, динамику и выполнение плана балансовой прибыли.

3. Произвести факторный анализ прибыли от продажи продукции.

Исходные данные для выполнения задания 1приведены в таблицах 2.9.1 – 2.9.2.

Таблица 2.9.1 - Анализ состава динамики и выполнения плана балансовой прибыли

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Факт. сумма прибыли в сопоставимых ценах прошлого года

сумма, тыс. руб.

струк-тура, %

план

факт

сумма, тыс. руб. струк-тура, % сумма, тыс. руб. струк-тура, %
Балансовая прибыль              
Прибыль от продажи продукции 1977   1500   1211   948
Прибыль от прочей реализации 825       631   550
Внереализационные финансовые результаты 129       2346   1829

 

Таблица 2.9.2 - Исходные данные для факторного анализа

Объем реализации по видам продукции план факт
А 4485 6567
В 8067 7797
С 4236 3918
Итого    

 

 



РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

 

Методические указания

 

Уровень рентабельности производственной деятельности предприятия в целом по предприятию зависит от трех основных факторов :структуры рентабельной продукции, себестоимости и средних цен реализации.

Используя факторную модель, исходные данные и данные для выполнения практической работы №9 произвести расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию способом цепных подстановок. Факторная модель имеет следующий вид:

                            (2.10.1)

где VРПобщ - объем реализации продукции в целом по предприятию;

YDi - удельный вес (структура) i-го вида продукции;

Zi - цена i-го вида продукции;

Сi - себестоимость i-го вида продукции.

Затем выполнить факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции по данным таблицы и определить какие виды продукции более доходные, как выполнен план по уровню рентабельности, какие факторы на это повлияли. Для анализа применить следующую модель:

R= (Zi – Ci)/Ci                                (2.10.2)

Далее выполнить факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП) , и структуры (YDi ) , себестоимости, среднего уровня цен (Zi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР)

Факторная модель имеет следующий вид:

                                (2.10.3)

Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности использовать данные таблицы 2.9.1.

Алгоритм расчета приведен в следующей таблице 2.10.1.

Таблица 2.10.1 – Алгоритм расчета данных факторного анализа

Показатель

Условие расчета

Значение %.

VРП YDi Zi Ci ВФР Коб
Rпл П П П П П П  
Rусл1 Ф П П П П П  
Rусл2 Ф Ф П П П П  
Rусл3 Ф Ф Ф П П П  
Rусл4 Ф Ф Ф Ф П П  
Rусл5 Ф Ф Ф Ф Ф П  
Ф Ф Ф Ф Ф Ф  

Расчет влияния факторов произвести способом цепных подстановок.

 

Задание для выполнения практической работы №10

Тема: Расчет влияния факторов на рентабельность продукции.

Цель: Приобрести навыки оценки работы предприятия.

Задание:

1. Рассчитать рентабельность отдельных видов продукции.

2. Определить отклонения и рассчитать влияние факторов на уровень рентабельности, используя данные практической работы №9.

3. Рассчитать рентабельность инвестированного капитала и влияние факторов на ее уровень.

Исходные данные для выполнения задания приведены в таблицах 2.10.2 – 2.10.3.

Таблица 2.10.2 - Факторный анализ отдельных видов продукции

Вид продукции

Средняя цена реализации, тыс. руб.

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

план факт план факт
A 0,5 0,55 0,4 0,45
B 0,4 0,42 0,32 0,3
C 0,3 0,25 0,24 0,25

 

Таблица 2.10.3 - Данные для факторного анализа рентабельности капитала

Показатели План Факт
1. Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.    
2. Прибыль от прочей реализации, тыс. руб.    
3. Внерелизационные финансовые результаты, тыс. руб.    
4.Сумма балансовой прибыли, тыс. руб.    
5.Среден годовая стоимость основного и оборотного капитала, тыс. руб. 16806 19113
6. Объем реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, тыс. руб. 5972 6156
7. Коэффициент оборачиваемости капитала, обороты    
8. Расчетная потребность в основном и оборотном капитале для обеспечения фактического объема реализации при плановой оборачиваемости    

 



МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

 

Методические указания

 

Для эффективного управления прибылью предприятия необходимо знать уровень продаж, при котором прибыль будет нулевой. Для этого необходимо провести маржинальный анализ прибыли. С этой целью все затраты предприятия в зависимости от объема производства и реализации продукции следует предварительно разбить на переменные и постоянные, определить сумму маржинального дохода и его долю в выручке от продажи продукции.

Порог рентабельности рассчитывается по следующей формуле:

,                                               (2.11.1)

где А - постоянные затраты в себестоимости реализованной продукции;

ДМ – доля маржинального дохода в выручке.

Доля запаса финансовой устойчивости определяется по формуле:

,                                     (2.11.2)

где В – выручка от реализации продукции.

Предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности. Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж. Модель для анализа:

                                      (2.11.3)

где VППкр – критический объем продаж;

  А – сумма постоянных расходов;

  р – цена единицы продукции;

  b – удельные переменные расходы на единицу продукции.

Для факторного анализа запаса финансовой устойчивости можно использовать следующую модель:

,                               (2.11.4)

 

Задание для выполнения практической работы №11

 

Тема: Использование маржинального анализа для определения степени влияния факторов на величину прибыли

Цель: Приобретение навыков использования маржинального анализа при планировании прибыли

Задание 1. Рассчитать порог рентабельности и запас финансовой устойчивости

Исходные данные для выполнения задания 1 приведены в таблице 2.11.1

Таблица 2.11.1 - Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости

Показатель Прошлый год Отчетный год
Выручка от продажи продукции за минусом НДС, акцизов, руб. 192468 193264
Прибыль, руб. 15823 18258
Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 176645 175006
Сумма переменных затрат, тыс. руб. 108927 91170
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 75948 70096
Сумма маржинального дохода, тыс. руб.    
Доля маржинального дохода в выручке, %    
Порог рентабельности, тыс. руб.    
Запас финансовой устойчивости, тыс. руб.    
Запас финансовой устойчивости в % к выручке    

Задание 2. Проанализировать влияние факторов на порог рентабельности и запас финансовой устойчивости.

Исходные данные для выполнения задания 2 приведены в таблице 2.11.2

Таблица 2.11.2 -Исходные данные для анализа порога рентабельности

Показатель Прошлый год Отчетный год
Суммарные переменные затраты, тыс. руб. 108927 91170
Объем производства продукции, усл. ед. 11500 11502
Средняя цена реализации, руб. 17,18 17,50
Переменные затраты на единицу, руб. 9,47 7,93
Постоянные затраты 75948 70096
Порог рентабельности    

Задание 3. Проанализировать влияние на величину прибыли количества и структуры проданной продукции. Определить резервы увеличения прибыли.

Исходные данные для выполнения задания 3 приведены в таблице 2.11.3.

Таблица 2.11.3 – Цена и структура продукции

Продукция

Цена

Переменные затраты

Уд вес изделия в выручке от продаж или реализации

план факт план факт
А 12 12 8 0,4 0,3
Б 6 6 4 0,35 0,4
В 16 15 10 0.1 -
Г 20 22 12 0,15 0,3

Выручка от реализации составляет по плану 320 тыс.руб., по факту 346 тыс.руб. Величина постоянных расходов не изменяется и составляет 82 тыс. руб.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков А. Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: / Волков А.Г. - Москва: ПензГТУ (Пензенский государственный технологический университет), 2012 http://e.lanbook.com/view/book/62815/page1/

2. Маркарьян Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: [учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Налоги и налогообложение"] / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: КноРус, 2016. - 535 с.; 21 см

3. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : [учебник для студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"] / Г. В. Савицкая. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 607 с.: ил., табл.; 22 см. - (Высшее образование : Бакалавриат).

4.  Губина О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: [практикум]: [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания"] / О. В. Губина. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. - 176 с. : табл.; 21 см. - (Высшее образование)..

5.  Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций) : учебное пособие / В. И. Бережной [и др.]. - М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2011. - 336 с. : ил.; 22 см.

6. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / Т. Б. Бердникова .— М. : Инфра-М, 2003 .— 215 с. — (Высшее образование) .— Библиогр.: с. 212-213.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 176.