ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
Учебно-методическое пособие
к выполнению самостоятельных и практических работ
Уфа
2018
Учебно-методическое пособие к выполнению самостоятельных и практических работ предназначены для магистров очного отделения направления подготовки 18.04.01- Химическая технология, направленность «Химическая технология топлива и газа»
Составитель Кочеткова С.Ф., доц. канд. экон. наук
Рецензенты: Лунева Н.Н., доц. канд. экон. наук
Вильданов Р.Г., проф. доктор техн. наук
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 5
1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 6
1.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. 6
1.2. Методические указания к самостоятельной работе в форме реферата. 7
1.3. Методические указания к самостоятельной работе в форме конспектов 10
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. 12
2.1 ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 12
2.1.1 Методические указания. 12
2.1.2 Задание для выполнения практической работы №1. 13
2.2 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ. 16
2.2.1 Методические указания. 16
2.2.2 Задание для выполнения практической работы № 2. 17
2.3 АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.. 18
2.3.1 Методические указания. 18
2.3.2 Задание для выполнения практической работы №3. 19
2.4 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.. 21
2.4.1 Методические указания. 21
2.4.2 Задание для выполнения практической работы № 4. 24
2.5 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.. 27
2.5.1 Методические указания. 27
2.5.2 Задание для выполнения практической работы № 5. 28
2.6 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.. 30
2.6.1 Методические указания. 30
2.6.2 Задание для выполнения практической работы №6. 31
2.7 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.. 32
2.7.1 Методические указания. 32
2.7.2 Задание для выполнения практической работы №7. 33
2.8 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ.. 35
2.8.1 Методические указания. 35
2.8.2 Задание для выполнения практической работы №8. 36
2.9 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 37
2.9.1 Методические указания. 37
2.9.2 Задание для выполнения практической работы №9. 38
2.10 РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКЦИИ 39
2.10.1 Методические указания. 39
2.10. 2 Задание для выполнения практической работы №10. 40
2.11 МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. 41
2.11.1 Методические указания. 41
2.11.2 Задание для выполнения практической работы №11. 41
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ.. 43
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие по изучению курса «Экономический анализ и управление производством» подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС для подготовки магистров по направлению 18.04.01- Химическая технология, направленности «Химическая технология топлива и газа».
Учебно-методическое пособие содержит задания по выполнению самостоятельных и практических работ. Раздел «Самостоятельная работа обучающихся» сгруппирован по основным темам, позволяющим приобрести навыки:
- отбора экономической информации из источников;
- использования при расчетах методы и приемы экономического анализа;
- проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- оценки финансового состояния предприятия;
- использовать компьютерную технику в режиме пользователя;
- расчета и анализа экономических показателей работы предприятия.
Выполнение работ направлено на практическое осмысление лекционного материала, а также обращает внимание студентов на прикладной характер дисциплины.
Раздел «Задания для практических работ» предусматривает заполнение таблиц на основе данных конкретного предприятия, собранных студентами во время прохождения практики. В случае недоступности данных возможно использование коэффициентов, корректирующих исходные данные для каждого варианта.
Успешное выполнение заданий, усвоение изложенного в работе материала способствует формированию элементов компетенций в соответствии с ФГОС ВО:
- способность с помощью информационных технологий к самостоятельному приобретению и использованию в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе в области знаний, непосредственно связанных со сферой деятельности (ОК-9-2);
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2-1);
- готовность к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ОПК-5-1);
- способность к оценке экономической эффективности технологических процессов, оценке инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий (ПК-6-1).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Одна из задач, стоящая перед образовательным учреждением на современном этапе при осуществлении подготовки магистров, заключается в том, чтобы научить студентов вести самостоятельный поиск информации по проблеме, обрабатывать и систематизировать собранную информацию, и использовать ее для выработки необходимых решений. Проблемное обучение стимулирует познавательную активность студентов, помогает выработать необходимые умения и навыки, позволяющие ему самостоятельно находить решения по различным задачам, так как квалификация магистра определяется не только уровнем полученных знаний, но и возможностью самостоятельно развиваться в профессиональном направлении. Таким образом, в подготовке будущего магистра важное значение приобретает организация самостоятельной работы студента.
Осуществляя самостоятельную работу, студент должен опираться на знания, полученные в ходе лекций, что помогает ему осознать, усвоить и закрепить полученную информацию. Достижению той же цели способствует систематическая подготовка к практическим занятиям, текущему, рубежному и итоговому контролю, выполнение курсовых и дипломных работ и проектов.
Образование, как процесс предполагает единство трех составляющих, таких как обучение, развитие и воспитание, и достижение результата возможно только в совместной работе преподавателя и студента. Из чего следует, что факторы, влияющие на уровень подготовки будущих бакалавров, можно разделить на две группы: объективные и субъективные.
Повысить эффективность образовательного процесса возможно за счет грамотной организации самостоятельной работы студентов, которая помогает ликвидировать возможные пробелы в знаниях, выработать необходимые умения и навыки, и использовать их в дальнейшем процессе профессионального саморазвития.
Выполнение самостоятельной работы требует от студента способностей к самоуправлению и самоорганизации. Он должен самостоятельно отыскать источники необходимой информации, выделить наиболее значимые моменты, выстроить логику изложения. При этом на начальных этапах немаловажное значение имеет помощь, оказываемая студенту преподавателем, но по мере формирования и развития навыков самостоятельной работы у студента, роль преподавателя уменьшается и его задача сводиться к грамотной постановке задачи перед студентом и направлению его работы «в нужное русло».
Организация самостоятельной работы студентов осуществляется в следующих формах:
- написание реферата;
- подготовка конспекта по рекомендуемым темам, изучаемым во внеучебное время.
Чтобы эффективно организовать самостоятельную работу студентов, преподавателю важно соблюдать необходимые условия:
- определить оптимальный, для усвоения дидактического материала объем и формы самостоятельной работы;
- сопроводить самостоятельную работу студента всеми необходимыми методическими материалами;
- организовать контроль на всех этапах выполнения самостоятельной работы, с целью внесения своевременных корректив в ход данного процесса, что позволит студенту наиболее результативно решить поставленные перед ним задачи.
Кроме того, самостоятельная работа студента проходит в виде презентации рефератов, что позволяет приобрести навыки публичного выступления.
1.2. Методические указания к самостоятельной работе в форме реферата
Для написания реферата студент должен выполнить следующие действия:
1. Выбрать тему реферата.
2. По теме реферата изучить материал периодических изданий, необходимые нормативные акты, статистические сборники. Сформировать список изученной литературы. Разместить в алфавитном порядке в разделе «Список использованных источников»
3. По результатам изучения источников составить своё личное мнение, подчеркнув при этом актуальность исследуемой проблемы.
4. Составить план работы и согласовать с преподавателем.
5. Оформить реферат в соответствии с требованиями.
6. Подготовить презентацию для защиты реферата.
7. Защита реферата представляет собой изложение доклада и ответов на вопросы оппонентов с аргументацией собственного мнения на основе изученных материалов по проблеме с ссылкой на источники.
Перечень тем для работы над рефератом:
1. Понятие экономического анализа и его направления
2. Роль и место комплексного экономического анализа в системе управления и формирования финансовой стратегии предприятия
3. Показатели и факторы, используемые в анализе, их взаимосвязь, классификация и способы исчисления
4. Информационно образующая роль экономического анализа
5. Информационная база анализа и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его организация на предприятии
6. Метод экономического анализа, его особенности, элементы и характерные черты
7. Способы обработки экономической информации в анализе финансово-хозяйственной Роль комплексного экономического анализа и оценки эффективности бизнеса.
8. Системный подход к анализу хозяйственной деятельности.
9. Деятельность организации как система взаимодействия ресурсов, процесса и результата.
10. Методы подготовки и мониторинга бизнес-плана.
11. Финансовое прогнозирование
12. Формирование разделов бизнес-плана по видам и оценка их исполнения
13. Маркетинговые исследования специализированных маркетинговых организаций
14. Методы маркетинговых исследований на российских промышленных предприятиях
15. SWOT-анализ в системе стратегического анализа
16. Методы анализа рынка
17. Методы прогнозирования объема продаж и спроса на продукцию
18. Анализ объема производства и реализации продукции
19. Перспективный анализ объема продаж
20. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
21. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня.
22. Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта.
23. Анализ объема, состава и ассортимента продукции
24. Анализ конкурентоспособности и качества продукции
25. Анализ брака
26. Общая схема анализа выполнения плана производства продукции
27. Показатели объема производства и реализации продукции
28. Выявление резервов роста реализации в сфере обращения
29. Методы оценки влияния технико-организационного уровня производства на интенсификацию использования производственных ресурсов
30. Направления повышения технико-организационного уровня производства
31. Показатели технического уровня производства
32. Понятие, задачи и источники информации анализа основных средств
33. Анализ движения и технического состояния основных средств
34. Анализ интенсивности и эффективности использования основных средств
35. Методика определения резервов увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности
36. Анализ уровня интенсивности использования персонала
37. Оценка эффективности использования персонала предприятия
38. Анализ использования фонда заработной платы
39. Анализ закупок, хранения и эффективности использования материальных ресурсов
40. Уровень обеспеченности предприятия сырьем и материалами
41. Анализ экстенсивного и интенсивного использования ресурсов
42. Система частных и обобщающих показателей эффективности использования материальных ресурсов
43. Необходимость и целесообразность анализа прямых, переменных и постоянных затрат
44. Система директ-костинг и ее практическое применение в анализе
45. Система директ-костинг: особенности, преимущества, недостатки
46. Маржинальная себестоимость: особенности расчета
47. Анализ финансового состояния в системе комплексного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций
48. Объекты и система прогнозно-аналитических методов оценки финансового состояния организаций
49. Методика прогнозирования финансового состояния с использованием компьютерных технологий
50. Аналитические процедуры оценки финансового состояния организаций в рамках текущей деятельности
51. Понятие ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
52. Сущность финансовой устойчивости в условиях формирования рыночной экономики
53. Система показателей для анализа финансовой устойчивости предприятий и критерии их оценки
54. Анализ изменения общей структуры баланса. Оценка платежеспособности (ликвидности) и наличия собственных оборотных средств
55. Оценка эффективности реальных инвестиций. Оценка инвестиционных проектов
56. Понятие и виды финансовых вложений
57. Методы оценки доходности и риска отдельных видов финансовых вложений
58. Оценка эффективности инвестиционного портфеля
1.3. Методические указания к самостоятельной работе в форме конспектов
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям по вопросам, вынесенным на обсуждение к каждой теме.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 196.