Кафедра «Электрооборудование и автоматика промышленных предприятий»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

    

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

Учебно-методическое пособие

к выполнению самостоятельных и практических работ

 

 

Уфа

2018


 

Учебно-методическое пособие к выполнению самостоятельных и практических работ предназначены для магистров очного отделения направления подготовки 18.04.01- Химическая технология, направленность «Химическая технология топлива и газа»

 

Составитель Кочеткова С.Ф., доц. канд. экон. наук

 

Рецензенты: Лунева Н.Н., доц. канд. экон. наук

                   Вильданов Р.Г., проф. доктор техн. наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2018




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 6

1.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. 6

1.2. Методические указания к самостоятельной работе в форме реферата. 7

1.3. Методические указания к самостоятельной работе в форме конспектов 10

2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. 12

2.1 ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 12

2.1.1 Методические указания. 12

2.1.2 Задание для выполнения практической работы №1. 13

2.2 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ. 16

2.2.1 Методические указания. 16

2.2.2 Задание для выполнения практической работы № 2. 17

2.3 АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.. 18

2.3.1 Методические указания. 18

2.3.2 Задание для выполнения практической работы №3. 19

2.4 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.. 21

2.4.1 Методические указания. 21

2.4.2 Задание для выполнения практической работы № 4. 24

2.5 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.. 27

2.5.1 Методические указания. 27

2.5.2 Задание для выполнения практической работы № 5. 28

2.6 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.. 30

2.6.1 Методические указания. 30

2.6.2 Задание для выполнения практической работы №6. 31

2.7 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.. 32

2.7.1 Методические указания. 32

2.7.2 Задание для выполнения практической работы №7. 33

2.8 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ.. 35

2.8.1 Методические указания. 35

2.8.2 Задание для выполнения практической работы №8. 36

2.9 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 37

2.9.1 Методические указания. 37

2.9.2 Задание для выполнения практической работы №9. 38

2.10 РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКЦИИ 39

2.10.1 Методические указания. 39

2.10. 2 Задание для выполнения практической работы №10. 40

2.11 МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. 41

2.11.1 Методические указания. 41

2.11.2 Задание для выполнения практической работы №11. 41

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ.. 43



ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие по изучению курса «Экономический анализ и управление производством» подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС для подготовки магистров по направлению 18.04.01- Химическая технология, направленности «Химическая технология топлива и газа».

Учебно-методическое пособие содержит задания по выполнению самостоятельных и практических работ. Раздел «Самостоятельная работа обучающихся» сгруппирован по основным темам, позволяющим приобрести навыки:

- отбора экономической информации из источников;

- использования при расчетах методы и приемы экономического анализа;

- проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- оценки финансового состояния предприятия;

- использовать компьютерную технику в режиме пользователя;

- расчета и анализа экономических показателей работы предприятия.

Выполнение работ направлено на практическое осмысление лекционного материала, а также обращает внимание студентов на прикладной характер дисциплины.

Раздел «Задания для практических работ» предусматривает заполнение таблиц на основе данных конкретного предприятия, собранных студентами во время прохождения практики. В случае недоступности данных возможно использование коэффициентов, корректирующих исходные данные для каждого варианта.

Успешное выполнение заданий, усвоение изложенного в работе материала способствует формированию элементов компетенций в соответствии с ФГОС ВО:

- способность с помощью информационных технологий к самостоятельному приобретению и использованию в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе в области знаний, непосредственно связанных со сферой деятельности (ОК-9-2);

- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2-1);

- готовность к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ОПК-5-1);

- способность к оценке экономической эффективности технологических процессов, оценке инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий (ПК-6-1).


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

1.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

 

Одна из задач, стоящая перед образовательным учреждением на современном этапе при осуществлении подготовки магистров, заключается в том, чтобы научить студентов вести самостоятельный поиск информации по проблеме, обрабатывать и систематизировать собранную информацию, и использовать ее для выработки необходимых решений. Проблемное обучение стимулирует познавательную активность студентов, помогает выработать необходимые умения и навыки, позволяющие ему самостоятельно находить решения по различным задачам, так как квалификация магистра определяется не только уровнем полученных знаний, но и возможностью самостоятельно развиваться в профессиональном направлении. Таким образом, в подготовке будущего магистра важное значение приобретает организация самостоятельной работы студента.

Осуществляя самостоятельную работу, студент должен опираться на знания, полученные в ходе лекций, что помогает ему осознать, усвоить и закрепить полученную информацию. Достижению той же цели способствует систематическая подготовка к практическим занятиям, текущему, рубежному и итоговому контролю, выполнение курсовых и дипломных работ и проектов.

Образование, как процесс предполагает единство трех составляющих, таких как обучение, развитие и воспитание, и достижение результата возможно только в совместной работе преподавателя и студента. Из чего следует, что факторы, влияющие на уровень подготовки будущих бакалавров, можно разделить на две группы: объективные и субъективные.

Повысить эффективность образовательного процесса возможно за счет грамотной организации самостоятельной работы студентов, которая помогает ликвидировать возможные пробелы в знаниях, выработать необходимые умения и навыки, и использовать их в дальнейшем процессе профессионального саморазвития.

Выполнение самостоятельной работы требует от студента способностей к самоуправлению и самоорганизации. Он должен самостоятельно отыскать источники необходимой информации, выделить наиболее значимые моменты, выстроить логику изложения. При этом на начальных этапах немаловажное значение имеет помощь, оказываемая студенту преподавателем, но по мере формирования и развития навыков самостоятельной работы у студента, роль преподавателя уменьшается и его задача сводиться к грамотной постановке задачи перед студентом и направлению его работы «в нужное русло».

Организация самостоятельной работы студентов осуществляется в следующих формах:

- написание реферата;

- подготовка конспекта по рекомендуемым темам, изучаемым во внеучебное время.

Чтобы эффективно организовать самостоятельную работу студентов, преподавателю важно соблюдать необходимые условия:

- определить оптимальный, для усвоения дидактического материала объем и формы самостоятельной работы;

- сопроводить самостоятельную работу студента всеми необходимыми методическими материалами;

- организовать контроль на всех этапах выполнения самостоятельной работы, с целью внесения своевременных корректив в ход данного процесса, что позволит студенту наиболее результативно решить поставленные перед ним задачи.

Кроме того, самостоятельная работа студента проходит в виде презентации рефератов, что позволяет приобрести навыки публичного выступления.

1.2. Методические указания к самостоятельной работе в форме реферата

Для написания реферата студент должен выполнить следующие действия:

1. Выбрать тему реферата.

2. По теме реферата изучить материал периодических изданий, необходимые нормативные акты, статистические сборники. Сформировать список изученной литературы. Разместить в алфавитном порядке в разделе «Список использованных источников»

3. По результатам изучения источников составить своё личное мнение, подчеркнув при этом актуальность исследуемой проблемы.

4. Составить план работы и согласовать с преподавателем.

5. Оформить реферат в соответствии с требованиями.

6. Подготовить презентацию для защиты реферата.

7. Защита реферата представляет собой изложение доклада и ответов на вопросы оппонентов с аргументацией собственного мнения на основе изученных материалов по проблеме с ссылкой на источники.

Перечень тем для работы над рефератом:

1. Понятие экономического анализа и его направления

2. Роль и место комплексного экономического анализа в системе управления и формирования финансовой стратегии предприятия

3. Показатели и факторы, используемые в анализе, их взаимосвязь, классификация и способы исчисления

4. Информационно образующая роль экономического анализа

5. Информационная база анализа и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его организация на предприятии

6. Метод экономического анализа, его особенности, элементы и характерные черты

7. Способы обработки экономической информации в анализе финансово-хозяйственной Роль комплексного экономического анализа и оценки эффективности бизнеса.

8. Системный подход к анализу хозяйственной деятельности.

9. Деятельность организации как система взаимодействия ресурсов, процесса и результата.

10. Методы подготовки и мониторинга бизнес-плана.

11. Финансовое прогнозирование

12. Формирование разделов бизнес-плана по видам и оценка их исполнения

13. Маркетинговые исследования специализированных маркетинговых организаций

14. Методы маркетинговых исследований на российских промышленных предприятиях

15. SWOT-анализ в системе стратегического анализа

16. Методы анализа рынка

17. Методы прогнозирования объема продаж и спроса на продукцию

18. Анализ объема производства и реализации продукции

19. Перспективный анализ объема продаж

20. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.

21. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня.

22. Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта.

23. Анализ объема, состава и ассортимента продукции

24. Анализ конкурентоспособности и качества продукции

25. Анализ брака

26. Общая схема анализа выполнения плана производства продукции

27. Показатели объема производства и реализации продукции

28. Выявление резервов роста реализации в сфере обращения

29. Методы оценки влияния технико-организационного уровня производства на интенсификацию использования производственных ресурсов

30. Направления повышения технико-организационного уровня производства

31. Показатели технического уровня производства

32. Понятие, задачи и источники информации анализа основных средств

33. Анализ движения и технического состояния основных средств

34. Анализ интенсивности и эффективности использования основных средств

35. Методика определения резервов увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности

36. Анализ уровня интенсивности использования персонала

37. Оценка эффективности использования персонала предприятия

38. Анализ использования фонда заработной платы

39. Анализ закупок, хранения и эффективности использования материальных ресурсов

40. Уровень обеспеченности предприятия сырьем и материалами

41. Анализ экстенсивного и интенсивного использования ресурсов

42. Система частных и обобщающих показателей эффективности использования материальных ресурсов

43. Необходимость и целесообразность анализа прямых, переменных и постоянных затрат

44. Система директ-костинг и ее практическое применение в анализе

45. Система директ-костинг: особенности, преимущества, недостатки

46. Маржинальная себестоимость: особенности расчета

47. Анализ финансового состояния в системе комплексного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций

48. Объекты и система прогнозно-аналитических методов оценки финансового состояния организаций

49. Методика прогнозирования финансового состояния с использованием компьютерных технологий

50. Аналитические процедуры оценки финансового состояния организаций в рамках текущей деятельности

51. Понятие ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

52. Сущность финансовой устойчивости в условиях формирования рыночной экономики

53. Система показателей для анализа финансовой устойчивости предприятий и критерии их оценки

54. Анализ изменения общей структуры баланса. Оценка платежеспособности (ликвидности) и наличия собственных оборотных средств

55. Оценка эффективности реальных инвестиций. Оценка инвестиционных проектов

56. Понятие и виды финансовых вложений

57. Методы оценки доходности и риска отдельных видов финансовых вложений

58. Оценка эффективности инвестиционного портфеля


1.3. Методические указания к самостоятельной работе в форме конспектов

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям по вопросам, вынесенным на обсуждение к каждой теме.


Дата: 2019-02-25, просмотров: 175.