Нормативно-правовые акты к практическому занятию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

2. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // "Собрание законодательства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391, "Российская газета", N 49, 11.03.2015.

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001; "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002; "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // "Российская газета", N 153-154, 10.08.2001, "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431, "Парламентская газета", N 152-153, 14.08.2001.

5. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 (в ред. от 25.05.2017) «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 24.07.1995, N 30, ст. 2939, "Российская газета", N 144, 27.07.1995.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Научная литература к практическому занятию

 

7.  Ваньков А.В., Таскаев Н.Н. Юридический процесс: понятие и сущность // В сборнике: Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы отв. ред. Е.М. Якимова. 2013.

8. Гадыльшина З.И. О некоторых актуальных проблемах административно-процессуального права // Актуальные проблемы юридической науки и образования на современном этапе. Казань, 2003.

9. Андриянов В.Н. Сущность и принципы административного судопроизводства: узаконенная модель // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25. № 3. С. 519-522.

10. Аратова А.А. Квалификация оскорбления // Административное право и процесс. – 2012. – № 11. С. 58-61.

11. Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2008.

12. Бондаренко В.В. Производство по делам об административных правонарушениях: характеристика основных стадий // Научный альманах. 2016. № 7-2 (21). С. 78.

13. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013.

14. Гришкова А. Е. Административно-правовые принципы производства по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 1. С. 33.

15. Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Система ГАРАНТ, 2010.

16. Долгопят А. О. Принцип законности в системе принципов производства по делам об административных правонарушениях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 264-266.

17. Дружкова Е.В. Надлежащее извещение заинтересованных лиц как фактор обеспечения оперативности производства по делам об административных правонарушениях // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2013. № 3 (59). С. 46-50.

18. Зенина Н.В. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях: место в системе административного процесса //Административное право и процесс. 2015. № 5. С. 41.

19. Илюшин А.В. Отдельные проблемы производства по делам об административных правонарушениях // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С. 50-55.

20. Ламонов Е. Протокол рассмотрения судьей дела об административном правонарушении // Российская юстиция. 2002. № 10. С. 10-15.

21. Лебедева Е.А. Особенности производства и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2012. № 9. С. 72-75.

22. Левченко В.Б. Презумпция невиновности в административном законодательстве // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2014. №2. С. 55-60.

23. Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право [Электронныйресурс]: курс лекций. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015.

24. Мещерякова Т.Р. Сроки в законодательстве об административных правонарушениях: дис.. кандюрид. наук. Екатеринбург, 2011.

25. Мусаева Г.Н. Проблемы правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях // Юридический вестник ДГУ. Т. 16. 2015. № 4. С. 21-25.

26. Пивченко Ю. В. Возбуждение дела об административном правонарушении: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005.

27. Попугаев Ю.И. Содержание и оптимизация правового регулирования стадии возбуждения дела об административном правонарушении //Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 14-18.

28. Самойлов Е.И. К вопросу квалификации дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции // Юридический мир. 2014. № 10. С. 30-33.

29.  Старостин С.А. Административный процесс в едином юридическом процессе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 8 (12). С. 114-121.

30. Сумачев А.В. Принципы законодательства об административных правонарушениях: понятие, классификация и характеристика // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. №3. С. 64-66.

31. Хорев А.А. Принципы производства по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

32. Цуканов Н.Н. К вопросу о понятии производства по делам об административных правонарушениях // Полицейское право. 2007. №1. С. 119-122.

33. Чепурных Д.А. Партикулярные проблемы производства по делам об административных правонарушениях// Современный юрист. 2015. №2. С. 120–125.

34. Черкасова Е.К. Механизм реализации принципа равенства всех перед законом при производстве по делам об административных правонарушениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 3986-3987.

35. Шевчук Г.А. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.

36. Шилова Е.А. Административное правосудие в Российской Федерации // Суд и правосудие. 2008. №2. С. 86-88.

 

 


1.15. Практическое занятие «Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении»

 

При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений.

Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма (государственных органов, государственных организаций, государственных служащих), гражданского общества (общественных, религиозных организаций, независимых газет, неформальных объединений и др.) и для всех граждан.

В юридической науке законность нередко понимается как неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Однако такое понимание представляется односторонним. Прежде всего необходимо обратить внимание на качество юридических законов, их соответствие объективно существующим социальным связям, праву. Если отвлечься от содержательной стороны юридических норм, подлежащих исполнению, то нетрудно прийти к выводу о том, что в условиях деспотии, тоталитаризма, полицейского государства законность находится на высоком уровне.

Как специфические регуляторы общественных отношений закон, юридическая норма должны соответствовать существующему в стране уровню экономики, организационной зрелости, культуре, морально-этическим нормам. Законодательство должно быть средством легализации права государством во имя интересов общества и граждан. Законность - это наличие достаточного количества юридических норм высокого качества, их строгое соблюдение всеми субъектами права.

Важно уяснить, что уровень законности в государстве прежде всего зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Когда он здесь низок, то, даже если иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности. Если имеются многочисленные факты, что работники полиции незаконно задерживают граждан, изымают у них имущество, что без достаточных законных оснований военнослужащие применяют огнестрельное оружие, убивают и ранят людей, что квартиры распределяются в обход установленных правил, лицензирование не обходится без взяток и т.д., то даже строжайшее соблюдение законов при осуществлении правосудия, в процессе прокурорского надзора не окажет существенного влияния на общую картину взаимоотношений государства и граждан, негосударственных организаций. Это будут лишь островки законности в море административного своеволия.

Применительно к самой системе государственного управления принцип законности выступает в двух основных качествах: как одна из наиболее общих целей управленческой деятельности органов государственного управления, а также как принцип внутренней организации управленческих процессов и основа деятельности органов и должностных лиц системы государственного управления.

В первом случае законность проявляется в деятельности органов государственного управления как борьба с преступностью, в том числе с коррупцией в рядах органов государственного управления, обеспечении правопорядка, установленного порядка функционирования законодательной и судебной властей, в невмешательстве в деятельность указанных ветвей государственной власти и т.д.

Второй же вариант трактовки принципа законности предполагает проявление его в следующих ракурсах:

- органы государственного управления и их должностные лица действуют в строгом соответствии с предписаниями закона (ориентир на "букву закона");

- их деятельность осуществляется исключительно во исполнение закона, что некоторым образом ограничивает инициативу исполнительных органов, поскольку они могут совершать лишь те действия, которые непосредственно им предписаны (действует принцип: "все, что не предписано, запрещено");

- нормотворческая деятельность органов государственного управления целиком подчинена принципу соответствия закону (при этом подзаконный нормативно-правовой акт должен соответствовать международному законодательству, Конституции РФ, федеральным законам, а также всем нормативно-правовым актам, обладающим более высокой юридической силой).

Студенту следует остановиться на следующих характерных чертах законности в государственном управлении:

1) общеобязательность законов для всех без исключения физических и юридических лиц, в том числе и органов, и должностных лиц государственного управления;

2) единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории России;

3) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

4) неразрывная связь законности и правовой культуры населения;

5) сочетание законности и справедливости в процессе принятия управленческих решений;

6) неизбежность ответственности как основное условие неукоснительного соблюдения принципа законности в государственном управлении.

Соблюдение принципа законности тесно связано с системой гарантий законности, существующих в демократическом обществе. Ведь, несмотря на свою значимость, тре­бования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологи­ческих, политических, юридических мер, обеспечивающих реа­лизацию законности. Эти факторы характеризуются как гаран­тии законности. Гарантировать законность, значит, сделать ее незыблемой.

Гарантии законности — это объективные условия, субъектив­ные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди них выделяются как общие предпосылки законности, связанные с общесоциальными установками, существующими в конкретном государстве, а также специально-юридические гарантии, установленные для целей обеспечения принципа законности.

Закончить изучение темы необходимо общими предпосылками законности, к которым следует отнести различного рода политические, экономические, идеологические и иные условия.

 


План практического занятия

 

В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:

1. Принцип, метод, режим законности в государственном управлении.

2. Понятие и система обеспечения законности и дисциплины в управлении.

3. Административное усмотрение в управлении.

4. Система гарантий законности.

Контрольные вопросы и задания для практического занятия

 

1) Дайте понятие законности как принципа, метода и режима в государственном управлении

2) Покажите соотношение законности, дисциплины и целесообразности.

3) Раскройте сущность контроля и надзора в сфере государственного управления.

4)  Какова роль административного принуждения в обеспечении законности в государственном управлении?

 

 Нормативно-правовые акты к практическому занятию

 

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

2.  Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712, "Российская газета", N 245, 23.12.1997.

3. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // "Собрание законодательства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391, "Российская газета", N 49, 11.03.2015.

4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001; "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002; "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

5.  Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2018, "Российская газета", N 104, 17.05.2018, "Собрание законодательства РФ", 21.05.2018, N 21, ст. 2981.

6.  Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 15.05.2018) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.05.2012, "Российская газета", N 114, 22.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 28.05.2012, N 22, ст. 2754.

 

Научная литература к практическому занятию

 

7.  Волович В.Ф. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении на современном этапе // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. ст. Ч. 14 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. С. 6 – 56.

8. Волович В.Ф. Сущность исполнительной власти // Актуальные вопросы правоведения в современный период: Сб. ст. Томск, 1995.

9.  Гааг Л.В. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ (по материалам Западной Сибири): Дис. … канд. юрид. наук. Томск, 1998.

10.  Правовое регулирование государственного контроля: Монография / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Российской Федерации; Анкил, 2012.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.