Краткое изложение теоретических вопросов:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологические основы эмоций

Существуя в окружающем мире, человек определенным образом реагирует на него, испытывает какие-либо чувства к миру, что вспоминает, представляет, о чем думает.

Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но также имеют существенные различия в эмоциональной сфере личности. Эмоциями считают более упрощенные, непосредственные переживания в конкретный момент, связанные с удовлетворением или отсутствием таковых базовых потребностей. Проявляясь как оценочные реакции на предметы окружающей действительности, эмоции связаны с начальными ощущениями. Первое представление о чем-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние раздражители.

Чувство — это более сложное, чем эмоции, длительное, устоявшееся представление личности к тому, на что она реагирует и что непосредственно делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и продолжительностью, определяемые месяцами и годами жизни их субъекта. Совокупность чувства характеризуется тем, что оно вбирает в себя целую палитру эмоций и часто сложно для вербального представления. Чувство представляет динамику и содержание эмоций, носящих ситуативный характер. Зачастую эмоцией называют только определенное состояние протекания переживаемого чувства. Так, например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах конкретного близкого значимого человека, разочарование - при неудаче, при победе - гордость за него.

Основные понятия: переживания, эмоции и чувства

Чувства проявляются только у человека, они социально определенны и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального становления человека. Чувство патриотизма, собственного достоинства, признания, уважения, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением базовых биологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже в этих эмоциях отражается общественная значимость.

Все эмоции человека определяются социальными представлениями. Человек зачастую подчиняет биологические потребности более высоким, определенным социальным духовным потребностям. Источниками эмоций и чувств становится отражаемый в нашем сознании окружающий мир, а с другой — наши нужды. Те предметы и явления, которые не являются нашими нуждами и интересами, не находят у нас определенных чувств.

Физиологической основой чувств, становятся процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга определяет силу и устойчивость чувств. Переживания определяют процессы возбуждения, которые, формируются в коре больших полушарий, влияют на подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, имеются различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому воздействие на подкорковые центры проявляет усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств иллюстрируется изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, изменяется функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения).

Поэтому, переживание чувств, эмоциональных состояний сопровождается либо повышением, либо понижением интенсивности разных сфер жизнедеятельности личности. Эмоциональные состояния характеризуются приливом энергии, ощущением себя бодрым, работоспособным, при иных состояниях наблюдается упадок сил, напряженность мускульных движений.

Важно знать, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области помогает человеку контролировать биологические процессы, сопровождающие организм, осознанно руководить своими чувствами.

Динамика эмоциональных состояний

Определяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний. "Удовольствие — неудовольствие". Удовлетворение биологических, нравственных и умственных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение — как неудовольствие. Основу этих простейших эмоций определяют безусловные рефлексы. Наиболее сложные состояния "приятного" и "неприятного" формируются у человека по механизму условных рефлексов, т.е. уже как чувства. "Напряжение — разрешение". Эмоция напряжения определяется созданием неизвестного или ломкой имеющегося образа жизни и деятельности. Окончание этого процесса определяется как эмоция разрешения (облегчения). "Возбуждение — успокоение". Данная эмоция возбуждения характеризуется импульсами, поступающими в кору головного мозга из подкорки. Находящиеся здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, характеризуется как успокоение. Распознают также стенические (греч. "стенос" — сила) и астенические (греч. "астенос" — слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции увеличивают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку сложно молчать, тяжело не действовать активно. Переживая сочувствие другу, человек пытается найти способ помочь ему. Астенические эмоции ограничивают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции определяются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие становится хорошим, но бесполезным эмоциональным переживанием.

Классификация чувств. Чувства обычно различают по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Моральные, или нравственные, чувства — это чувства, которыми определяется отношение человека к поступкам других людей и своему собственному поведению (чувства симпатии и антипатии, признания и презрения, а также чувства сопереживания, долга, чести и патриотизма). Моральные чувства проявляются у людей в связи с выполнением или отказом от принятых в данном обществе норм морали, которые определяют, что является критерием во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым. Интеллектуальные чувства определяются  в ходе умственной деятельности и сочетаются с познавательными процессами. Они показывают и определяют отношение человека к определенным мыслям, к процессу познания, его удачи или отсутствия таковой, к продукту интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство неопознанного. Эстетические чувства проявляются в процессе восприятия предметов, явлений и отношений существующей реальности и определяют отношение субъекта к определенным фактам жизни и их отображению в искусстве. Эстетические чувства человека показывают красоту и гармонию (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. Эти чувства находят отражение в конкретных оценках и характеризуются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Это чувство прекрасного и безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости; чувство трагического и комического. Чувства определяются скоростью возникновения, силой и продолжительностью. Существуют эмоциональные переживания, скорость возникновения которых проследить сложно или совсем невозможно (большинство наших настроений). Эмоциональные переживания могут отличаться различной силой. Сила чувств — это характерный показатель переживания приятного или неприятного ("очень приятно", "малоприятно"). Эмоциональные переживания разнятся по продолжительности (устойчивости). Чувства называются устойчивыми, когда возникшее переживание прослеживается в течение долгого периода.

Формы переживания эмоций и чувств. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств рассматривают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация. Настроение — это эмоциональное состояние, которое характеризуется слабой или средней силой и определенной устойчивостью. Определенное настроение может наблюдаться целые дни, недели, месяцы. Это не конкретное переживание по поводу определенного события, а имеющееся общее состояние. Настроение обычно сопровождает все другие эмоциональные переживания человека, накладывает отпечаток на его активность, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по имеющемуся у определенного человека настроению мы характеризуем его как веселого, жизнерадостного либо, наоборот, грустного, апатичного. Такого рода определяющее настроение становится чертой характера. Причиной конкретного настроения может стать какое-либо важное событие в личной или общественной деятельности, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья. Страсть также может быть продолжительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть определяется ярким эмоциональным накалом. Страсть развивается при огромном стремлении к конкретным действиям, к получению какой-либо цели и помогает этому случиться. Положительные страсти становятся стимулом к реальной конструктивной деятельности человека. Страсть — это продолжительное, устойчивое и глубокое чувство, определяющая характер человека. Аффектами значатся особенно сильные, резко возникающие и ярко протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Поведение человека при аффекте характеризуется как взрыв. Сильное эмоциональное возбуждение демонстрируется в резких движениях, неконтролируемой речи. Иногда аффект протекают в напряженной скованности действий, позы или речи (например, это может быть растерянность при радостном, но неожиданном известий). Аффекты отрицательно отражаются на жизни человека, резко снижая уровень ее упорядоченности. Состояние аффекта у человека может сопровождаться временной потерей волевого контроля за своими действиями, он может решиться на неосознаваемые поступки. Любое чувство может протекать в аффективной форме. Аффект — это уже не есть радость, а восторг; не горе, а отчаяние; не страх, а ужас; не гнев, а ярость. Аффекты рождаются при снижении воли и являются критериями несдержанности, неспособности человека к самообладанию. Воодушевление как эмоциональное состояние протекает в различных видах деятельности. Оно сопровождается значимой силой и устремленностью к конкретной деятельности. Воодушевление проявляется в тех случаях, когда цель деятельности определена, и результаты ее четко осознаются, при этом как важные, ценные. Воодушевление нередко протекает как чувство коллективное, при этом, чем больше количество людей сопровождается чувством воодушевления, тем ярче это чувство осознается каждым человеком в отдельности. Очень часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние можно наблюдать в творческой деятельности людей. Воодушевление — это некая аккумуляция всех лучших душевных сил человека. Стресс (англ. stress — напряжение) представляет собой состояние наиболее сильного и продолжительного психологического напряжения, которое рождается у человека, когда его нервная система имеет эмоциональную перегрузку. Стресс возникает в экстремальных для данной личности условиях и сопровождается с огромной внутренней напряженностью. Стресс могут спровоцировать экстремальные условия для жизни и здоровья, чрезмерные физические и умственные перегрузки, необходимость принимать сложные и ответственные решения. При глубоком стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, появляется общая реакция возбуждения, характеризующая ту или иную степень дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), прослеживается растерянность, сложность в переключении внимания, наличие ошибок в восприятии, ухудшение памяти, ослабления процесса мышления. Стресс расхолаживает деятельность человека, сбивает нормальный ход его поведения. Повторяющиеся и длительные стрессы могут негативно сказываться на физическом и психическом здоровье человека. Однако при незначительном стрессе возникает общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность. Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, порожденное объективно неудержимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) трудностями на пути к вожделенной цели. Это внутреннее противоречие между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми человек не может примериться. Фрустрация возникает тогда, когда показатель неудовлетворения выше того, что человек способен вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек переживает особо значимое нервно-психическое потрясение. Оно может сопровождаться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Функции и свойства эмоций. Современная психология определяет несколько значимых функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую. Сигнальная или информационная функция эмоций. Зарождение эмоций и чувств сигнализирует нам о том, как происходит процесс возмещения потребностей субъекта. Оценочная функция эмоций. Эмоция характеризуются обобщенной оценкой ситуации, в которой обитает субъект. Эмоции и чувства позволяют ему ориентироваться в окружающей обстановке, определять предметы и явления с точки зрения их необходимости или бесполезности, значимости или важности. Приспособительная функция эмоций. При помощи вовремя возникшей эмоции субъект имеет место быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и при этом приспособиться к сложившимся условиям. Регуляторная функция эмоций происходит на основе информационно-сигнальной функции. Демонстрируя и оценивая действительность, эмоции и чувства наводят поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций. Коммуникативная функция эмоций демонстрирует о том, что без эмоциональных проявлений невозможно представить какие бы не было отношения между людьми. Демонстрируя эмоции через чувства, человек определяет свое отношение к миру и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Выражая свои переживания, один человек демонстрирует на эмоциональную сферу другого человека, находя отклик на его ответные эмоции и чувства. Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции становятся регулятором поведения, который определяет жизненные процессы в оптимальных рамках удовлетворения потребностей и ограничивает разрушительный характер каких-либо ситуаций для жизнедеятельности данного субъекта. Полярность - демонстрирует возможность изменения какой-либо эмоции, на ее протекание (удовольствие - неудовольствие; радость - горе, любовь - ненависть) Интегральность - преобладание относительно других состояний и реакций всего организма Связь с жизнедеятельностью организма: с органами кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешних секреций. Амбивалентность – определяется как одномоментное переживание противоположных эмоций (слезы радости, муки творчества) Интенсивность - свойство, которое показывает степень выраженности эмоционального состояния Продолжительность эмоциональных явлений определяется временем их существования. Активность – определяется как способность эмоций стеническим (усиливающим) или астеническим (подавляющим) способом воздействовать на деятельность Глубина эмоциональных состояний определяется тем, какими событиями - рядовыми или жизненно важными - она была вызвана, а также от того, в каких отношениях, между собой находятся эти явления

Значение эмоций и чувств в жизни человека. В развитии личности каждого отдельного человека эмоции и чувства играют огромную социализирующую роль. Они выступают как важный фактор в становлении личности, в частности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных состояний и чувств формируются и закрепляются нужды и интересы человека. Чувства определяют в жизни и деятельности человека, в его взаимодействии с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек старается действовать так, чтобы создать и закрепить свои положительные чувства. Они у него всегда взаимодействуют с работой сознания, могут произвольно координироваться. Эмоции определяют выраженность ᴨпереживаний человека. При этом настроение демонстрируется эмоциональной реакцией не на определенные последствия тех или иных событий, а на их важность для человека в деле его собственных жизненных планов. Настроение большинства людей меняется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди определяются скоростью ᴨперехода от вдохновленного настроения к угнетенному и наоборот. Эмоции влияют и на особенности восприятия: память, мышление, воображение. Отрицательные эмоции порождают чувство печали, угнетения, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто проявляясь, они могут сопутствовать психогенным кожным заболеваниям: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи-выпадение или поседение волос. Эмоции, ᴨпереходящие в аффекты в безуспешном противостоянии рассудка со страстями, рациональному осознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни добрая воля не могут привести в психически равномерное состояние человека. Под влиянием эмоций он становится как бы слепым перед трудными фактами, не может регулировать свои действия. При этом свои поступки люди объясняют примерно так: « Я не хотел кричать, бить по столу, оскорбить вас, но я был не в себе, я ничего не мог с собой поделать». Эмоции выполняют функцию оценки, становясь определённой системой сигналов, с помощью которых человек определяет значимость происходящего.

Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция. Основной особенностью эмоционального воспитания личности является не нарушение негативных чувств, а употребление позитивных и негативных эмоций для самостимулирования и организация процессов общения и деятельности. Для развития эмоциональной сферы личности и эмоционального воспитания и самовоспитания возможно использовать психотерапевтические техники эмоциональной саморегуляции. Эмоциональное самовоспитание основывается на умении созерцать свои внутренние процессы (физические и психические), сосредоточиваться, организовывать свое воображение, оптимально использовать приемы самовлияния, на основании учета особенностей собственного типа ВНД (темпа реакций возбуждения и торможения, выносливости, интенсивности), акцентирования характера (психастения, циклоидный, лабильный и т.п.), типа мышления (художественно-образный или словесно-логический) Поэтому, эмоциональное самовоспитание — есть форма ненасильственных методов достижения нужных результатов. Особенность саморегуляции заключается в том, чтобы прочувствовать желание делать то, что нужно в конкретное время; потому что путь насилия над собой (самоприказы, угрозы, ограничения, запугивания) способствует к росту подсознательного сопротивления и "прорыва" его в момент кризиса в наиболее слабой психофизической сфере человека в виде болезней и депрессий. Только работа не ради результата, а увлеченность самим действием приносят необходимое внутреннее удовольствие. Нужно не бороться с недостатками (то есть с тем, чего нет), а формировать необходимые качества и привычки; не подавлять негативные образы, а формировать позитивные, стимулируя к полезному делу. Предвидение будущего удовольствия способствует к соответствующему действию и поэтому оно ярче, чем обычное получение удовольствия. Следовательно, нужно изменять приемы получения удовольствия, а не именно удовольствие. Важно проследить все этапы, привычные способы приобретения удовольствия, осознать их функции и реальную подсознательную цель имеющейся негативной привычки. Потом позитивные переживания (от любимого действия, вещи) прикреплять только с полезными действиями, а негативные действия не просто игнорировать, критиковать, самонаказывать, а не подкреплять, не соединять с позитивными эмоциями, самопоощрениями, удовольствием. Не нужно пытаться добиться результатов саморегуляции сразу, потому что чрезмерные усилия способны появлению страха перед ними. Чем чаще удовольствия, а затем и образ удовольствия сливаются с необходимыми действиями, тем легче сам образ становится источником, который приводит к действию. Следовательно, применяя психотерапевтические приемы саморегуляции, можно достичь эмоционального воспитания и самовоспитания личности.

Практические занятия

Тема практической работы: «Изучение эмоциональной направленности личности по Шкале оценки значимости эмоций (Б.И. Додонов)»

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подобрать упражнения для управления эмоциональными состояниями

2. Проанализировать основные виды и причины эмоционального неблагополучия детей.

3. Изучить диагностические методики по эмоциональному развитию детей (изучение способов выражения эмоций, осознания своих эмоций, взаимосвязи между оценочными эталонами и эмоциями, изучение проявления чувства долга и т.д.).

Форма контроля самостоятельной работы: индивидуальная проверка опорных схем, рефератов

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Дайте общую характеристику эмоций.

2. Назовите виды эмоций.

3. Какова роль и функции эмоций в деятельности и поведении человека.

4. Как изменяется эмоциональная сфера человека.

5. Раскройте эмоциональные состояния.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 238.