Тема 3.1. Понятие о личности в психологии
Основные понятия и термины по теме: человек, индивид, индивидуальность, личность
План изучения темы
1. Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
2. Три важнейшие характеристики личности: устойчивость свойств личности, единство, активность личности.
3. Структура личности.
4. Направленность личности, как система ее отношений к окружающему миру: потребность, мотивы, интересы, взгляды, убеждения, мировоззрения, идеалы
Краткое изложение теоретических вопросов:
Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.
Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.
Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название. Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Личность в психологии —системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций. Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.
Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности.
Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).
Критерии определения личности:
это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития
способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого
способность сознательно управлять собственным поведением
способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет
способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами
способность к самосовершенству.
Направленность личности, ее структура, формы и уровни проявления
Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности — это ее интегральное и генерализированное свойство. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях человека. В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идей и действий.
Экстраверсия и интроверсия характеризуют личность с точки зрения направленности на внешний мир.
Потребности и мотивы, как источники активности личности
Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос “ради чего она совершается”. Мотив предполагает знание о тех материальных или иных идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
Понятие личности. Индивид, личность, индивидуальность различия в содержании и объеме этих понятий. Социальные роли и личность. Современные теории личности. Психологическая структура личности. Эмоции и чувства. Понятие о способностях
Практические занятия не предусмотрены
Задания для самостоятельного выполнения
1.Составление опорной схемы по соотношению понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность.
2. Составление рекомендаций по учету типа темперамента детей в педагогическом процессе
Форма контроля самостоятельной работы: проверка тетрадей, опрос
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Раскройте понятия личности в психологии: “Человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”
Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.